2019

Сжигать книги можно разными способами: привет от Рэя Брэдбери из 1979 года

В 1982 году по приглашению Юрия Попова я поставил танцы в спектакле ростовского ТЮЗа "451° по Фаренгейту" (https://ru.wikipedia.org/wiki/Попов,_Юрий_Борисович ). Спектакль получился весёлый, жанр был заявлен как "фантазия в стиле диско" -- поэтому и танцы. Роман Рэя Брэдбери "451° по Фаренгейту" в СССР был известен и популярен, а написан он был ещё в 1953 году. В СССР его понимали буквально: книжки жечь нехорошо (451 градус по Фаренгейту -- температура, при которой воспламеняется бумага, https://ru.wikipedia.org/wiki/451_градус_по_Фаренгейту ). Читался роман в те годы как фантастический боевик, с окружающей советской действительностью у читателей связывался плохо, ибо книжки никто не жёг (а если бы жёг, то его бы сурово все осудили!). Зачем жечь неугодные книги? Достаточно ведь просто их не издавать, и не ввозить изданные в других странах! Нет книги -- нет проблемы.

Но сам Брэдбери в 1979 году написал статью, которая по факту является своеобразным послесловием к роману. В ней он написал: "Жечь книги можно разными способами". Он имел ввиду цензуру, которой и был посвящён его роман. Статья была посвящена цензуре, которой подвергли сам роман против цензуры! Десяток лет роман выходил подчищенный от ругательств и прочих неудобств для читателя, и в 1979 году роман пришлось переиздавать, чтобы вернуть оригинальный текст -- и в тексте романа появилась Coda, эта самая статья.

Мой ростовский друг Майя Бенгус (это её я цитировал про безумие, которое интересно только до того момента, пока личность не распалась -- https://ailev.livejournal.com/1526504.html) напомнила мне об этой статье. Перевод даю по https://litlife.club/books/307319/read, и помним, что это 1979 год, 31 год назад:
Около двух лет назад [этот текст Брэдбери написал в 1979 году - прим. Иафет] я получил письмо от серьёзной молодой воспитанницы колледжа Вассара [один из семи старейших и наиболее престижных женских колледжей на восточном побережье США]: она писала, как ей понравились «Марасианские хроники», мой эксперимент в космической мифологии.

«Но, — добавляла она, — почему бы не переписать книгу, добавив больше женских характерных персонажей для соответствия веяниям времени?»

Несколькими годами ранее мне присылали множество писем с жалобами на те же «Марсианские хроники»: чернокожие в книге такие же пассивные, как дядя Том [главный персонаж романа Гарриет Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома", направленный против рабовладения в Америке], почему бы мне не переделать их?

Примерно тогда же пришло письмо от белого южанина, считавшего, что я неравнодушен к чернокожим и поэтому книгу нужно выбросить.

Недели две назад гора писем породила крохотную мышь: письмо от широко известного издательства, желающего переиздать для школьников мой рассказ «Ревун».

В рассказе я описал маяк как источник «Божественного огня» в ночи. И что с точки зрения любого морского существа он ощущается как Присутствие.

Редакторы удалили «Божественный огонь» и «Присутствие».

Около пяти лет назад составители ещё одной антологии для школьников собрали в одну книгу четыреста (примерно) рассказов. Спрашивается, как удалось втиснуть четыреста рассказов Твена, Ирвинга, По, Мопассана и Бирса в одну книгу?

Легко и просто. Сдерите с тела рассказа кожу, удалите кости, мозг, разрушьте, расплавьте, уничтожьте и выбросьте. Каждое количественное прилагательное, каждый глагол действия, каждую метафору тяжелее комара — вон! Каждое сравнение, которое даже идиота заставит улыбнуться — прочь! Любые авторские отступления, раскрывающие простоту мировоззрения первоклассного автора — долой!

Каждый рассказ, сокращённый, высушенный, отцензурированный, высосанный и обескровленный стал похожим на все прочие. Твен читался как По, который читался как Шекспир, который читался как Достоевский, который читался как Эдгар Гест. Каждое слово длиннее трех слогов было безжалостно вымарано. Каждый образ, требующий более чем мгновение для понимания — пристрелен и выброшен.

Начинаете осознавать эту проклятую чудовищную картину?

Как я отреагировал на всё это?

Послал их всех куда подальше.

Разослал им отказы — всем и каждому.

Выписал всей этой куче идиотов билеты в один конец в адское пекло.

Суть очевидна. Сжигать книги можно разными способами. И мир полон суетливых людей с зажжёнными спичками. Представители любого меньшинства, будь то баптисты/унитарии, ирландцы/итальянцы/траченные молью гуманитарии, дзен-буддисты/сионисты/адвентисты/феминисты, республиканцы, члены общества Маттачине [одно из первых открытых гей-движений в Америке], пятидесятники и т.д., и т.п., считают, что у них есть право, обязанность, воля, чтобы облить керосином и поднести спичку. Каждый болван-редактор, считающий себя источником этой всей занудной, безвкусной, похожей на манную кашу литературы, сладострастно вылизывает лезвие гильотины, примериваясь к шее автора, который осмеливается говорить в полный голос или использовать сложные рифмы.

В романе «451 по Фаренгейту» брандмейстер Битти рассказывал, как были уничтожены книги: то или иное оскорблённое меньшинство выдирало неугодные им страницы, пока книги не стали пустыми, умы — чистыми от мыслей и библиотеки закрылись навсегда.

«Закроешь дверь — они в окно пролезут, закроешь окно — они пролезут в дверь», как поётся в одной старой песне. Эти слова описывают мои постоянные злоключения с цензорами-палачами текстов, число которых ежемесячно растёт. Только полгода назад я узнал, что на протяжении многих лет редакторы издательства Ballantine Books вносили цензурные изменения в семидесяти пяти местах моего романа[«451 по Фаренгейту»], удаляя ругательства, дабы уберечь молодёжь в нравственной чистоте. Об этой изысканной иронии — подвергать цензуре книгу, посвященную цензуре и сжиганию книг в будущем, мне сообщили читатели. Джуди-Линн дель Рей, одна из новых редакторов издательства, получила текст книги без изменений и этим летом роман будет переиздан со всеми проклятиями и чертыханиями на своих местах.

Вишенкой на торте: месяц назад я послал студенческому театру свою пьесу «Левиафан 99». Она посвящена Мелвиллу и строится на мифологии «Моби Дика»: команда космического корабля, возглавляемая слепым капитаном, преследует и пытается уничтожить Разрушителя — большую белую комету. Премьера моей драмы должна быть в Парижской опере этой осенью. Но сейчас университет написал мне, что вряд ли возьмутся за постановку, потому что в пьесе нет женских ролей! И сторонницы равноправия полов обрушатся на драмкружок с бейсбольными битами на первой же репетиции.

Скрежеща зубами, я представил себе как впредь не будет более постановок, где только мужчины или только женщины; или смешанных постановок, где всё хорошее получают одни мужчины (как в большинстве пьес Шекспира).

Я ответил им, что возможно они смогут сыграть мою пьесу, чередуя недели игры мужским и женским составами. Они, вероятно, подумали, что я пошутил, и я сам не уверен, что говорил всерьёз.

Ибо этот мир безумен, и он станет еще безумнее, если мы позволим меньшинствам, будь то гномы или великаны, орангутаны или дельфины, сторонники гонки вооружений или экологи, компьютерщики или неолуддиты [хипстеры или дауншифтеры], простаки или мудрецы вмешиваться в эстетику. Реальный мир — общая игровая площадка для всех и для каждого, для любых групп, чтобы они устанавливали свои правила. Но под обложкой моей книги (прозы или стихов) их законы заканчиваются и начинается моя территория с моими правилами. Если мормонам не нравится моя пьеса, пусть напишут свою. Если ирландцев бесят мои «Дублинские рассказы»[Ирландский цикл] — пишущие машинки к их услугам. Если школьные учителя или редакторы считают, что мои труднопроизносимые предложения не для их зефировых зубов, пусть сосут окаменелые печеньки, размоченные в жиденьком чайке собственного производства. Если интеллектуалы из чикано [латиноамериканское население Юго-Запада США] захотят перекроить мой «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого» в костюм стиля «Зут» [стиль одежды гангстеров мексиканского происхождения], пусть у них ремень лопнет и штаны спадут.

Ибо, скажем прямо, отклонение от темы — душа остроумия. Уберите философские отступления у Данте, Мильтона или призрака отца Гамлета и от них останутся иссушенные кости. Лоренс Стерн сказал: «отклонения от темы, бесспорно, это солнце, жизнь, душа чтения! Выбросьте их прочь и на страницах воцарится одна лишь вечная зимняя стужа. Но отдайте их писателю и он выступая как Творец, воспоёт им славу, внесет разнообразие и не даст аппетиту пропасть».

В общем, не оскорбляйте меня планами своих измывательств (отрубанием голов, отрезанием пальцев и разрывом легких) над моими работами. Мне нужна моя голова на плечах, чтобы ею трясти в отрицании или кивать в согласии, руки — чтобы размахивать ими или сжимать в кулаки, легкие — чтобы шептать или кричать. Я не встану тихо на полку, выпотрошенный, чтобы стать не-книгой.

Эй вы, контролёры, марш на зрительские трибуны. Арбитры, ваша игра окончена. Это моя игра. Я — бросаю бейсбольный мяч, я — отбиваю, я — ловлю. Я — бегу по базам. Я — выиграю или проиграю на закате. Я — на рассвете вновь выйду на поле, и буду стараться изо всех сил.

И помочь мне никто не сможет. Даже ты.
Вот я придерживаюсь той же позиции, что и Рэй Бредбери. Только он говорит, что мир станет безумнее, если мы позволим меньшинствам вмешиваться в эстетику, а я говорю, что вообще по этой линии "меньшинства" не буду принимать вмешательство во что угодно: по каждому критерию люди должны получать оценку по личным заслугам, а не по принадлежности к какому-то классу, расе, вероисповеданию, землячеству и т.д.. Например, если пришёл на умную работу, так будь сам умным -- независимо от принадлежности к меньшинству, иначе иди на менее умную работу. Если ограбил магазин -- иди в кутузку, независимо от цвета кожи, гендера, инвалидности или совпадения времени ограбления со временем "протестов". Все жизни ценны, и даже жизни животных, и даже жизни книг/экзокортексов -- их жечь очень, очень плохо.
2019

lytdybr

У меня будет AMA (Ask Me Anything) в четверг 9 июля, с 19 часов вот тут: https://blog.system-school.ru/2020/07/03/стрим-как-усилить-интеллект/. Это будет регулярный школьный стрим "Как усилить интеллект", просто начинаем с меня. Проходите по ссылке, приходите на стрим, задавайте вопросы заранее (я буду читать вопросы и отвечать на них устно в ходе часового стрима).

В книжку внёс все присланные на сегодня правки и предложения. В книжке почти пятьсот страниц, поэтому большинство правок пока идёт по первому разделу из семи. Пока не понимаю, сколько ещё ждать откликов. Чует моё сердце, что к концу следующей недели я просто отправлю книжку в Ridero на вёрстку as is, и во второй половине книжки будет опечаток чуток побольше. К концу июля уже должен быть готов и онлайн-курс с задачами и упражнениями. Книжка нужна срочно. Вот, например, вопрос был: "что в методологии науки произошло новенького со времён Поппера?", https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10222445542828850&set=a.1946683628254. Вот у меня прямо раздел в книжке про это.

И вообще, в книжке у меня ещё много интересного. Например, успех определяется не личными качествами (ты должен для успеха просто не быть лохом, а не быть самым умным), а случаем -- это главный фактор успеха. Это было пару лет назад оценено количественно, проведены компьютерные эксперименты, и вроде как всё сходится: https://arxiv.org/abs/1802.07068. Но счастья от этой удачи больше или меньше не будет: средний уровень счастья у людей более-менее одинаков, богатые тоже плачут, бедные тоже смеются (хотя совсем бедные помрут таки раньше, и не недополучат нескольких лет умеренного счастья).

Студенты СМС2020 уже начали писать эссе по первому дню тренинга, но там тоже "синдром студента": эссе написала пока треть группы, а дедлайн уже послезавтра. Но лиха беда начало! Мышление письмом сразу в мозгах не заводится, на это нужно некоторое время. Послезавтра второй день тренинга, это традиционный день нахождения целевой системы и своей системы, будем этим заниматься весь день (а первый весь день занимались ролями, примеряли их на себя).

Вьюнош сегодня сдал экзамен по информатике, началась третья экзаменационная сессия в его жизни (поступление в лицей, затем ОГЭ, и вот теперь ЕГЭ). Школа ничему не учит, кроме как сдавать экзамены. Типы задач по номерам в ЕГЭ он будет помнить много лет, равно как приёмы их решения. А если шаг вправо-влево от этих типов задач? Ну, этому научить в школе никто не обещал. После экзаменов хочу его отправить на курс "собирания себя в кучку" (формально курс пока называется "Введение в системное мышление", но про себя я этот курс называю именно "собирание себя в кучку", почитайте тамошнюю программу -- это оно и есть): https://system-school.ru/intro. А пока всё ОК -- утром экзамен по информатике, вечером занятие по онтологике (он сейчас проходит "Онтологику и коммуникацию", как раз к концу экзаменов там всё и пройдёт).

Выборы прошли (какие поправки? Это ж выборы были?), рекорд по подтасовке результатов таки был получен: https://kobak.livejournal.com/113022.html (все другие статистические проверки показывают примерно такой же масштаб бедствия: рекорд по всем показателям!). И уже пошёл перезапуск бешеного принтера: https://www.interfax.ru/russia/715815.

USA тоже не отстаёт, и не только в полицейской реформе. Там хотят законом срочно провести стройку века, "национальное исследовательское облако для искусственного интеллекта" (идея в том, что суперкомпьютерными ресурсами будут пользоваться самые разные университеты, а оплачивать это будут налогоплательщики): https://eshoo.house.gov/media/press-releases/preeminent-universities-and-leading-tech-companies-announce-support-bipartisan. Право человека на интернет уже проходили, следующее на очереди стоит право человека на вычислительные ресурсы. Stairway to heaven, тьфу, information highway to cloud.

В Ontolog Forum идёт жаркая дискуссия об определении knowledge graph. Я абсолютно согласен с позицией John Sowa, что это просто buzzword, за которое платят деньги -- а идея там аж от шестидесятых годов, "семантическая сеть". Разница только в размере: тогда это всё не могло быть большим, а сейчас речь идёт о гигантских масштабах. Все соглашаются с ним -- и продолжают строгать определение, переставляя местами слова "граф", "логический вывод" и "знания".

А в тусовке машинного обучения идёт обсуждение того, насколько она токсична (и там уже 573 комментария -- peer review развалилось, кризис воспроизводимости, большие деньги пропагандируют слабые работы и оставляют в тени сильные работы, ЛеКуна запинали ни за что, плохие работы женщин и меньшинств перестали ругать из-за страха быть обвинёнными в расизме-сексизме, мораль и этика произвольны и определяются из USA, количество публикаций оказывается важней качества публикаций при оценке людей): https://www.reddit.com/r/MachineLearning/comments/hiv3vf/d_the_machine_learning_community_has_a_toxicity/. The moment we start silencing people because of their opinion is the moment scientific and societal progress dies.

А сам неестественный интеллект пока в фейсбуке набирает вертухайскую силу. Вот пост Сергея Кузнецова про травмы и триггеры, где были употреблены нехорошие по состоянию на лето 2020 года слова (мат -- это хорошие слова, цензура их не замечает) -- https://skuzn.livejournal.com/915120.html. Вот пост, в котором говорится о том, что фейсбук этот пост отцензурировал: https://www.facebook.com/skuzn/posts/10163702482095468. Вот пост, в котором говорится, зачем был первый пост (и даётся рекомендация: с молодыми людьми говорить не в терминах опыта, а в терминах травмы -- и они всё волшебно поймут. Ну и наоборот: когда молодёжь вещает о травмах, нужно думать об этом как об "опыте"): https://www.facebook.com/skuzn/posts/10163704809085468. А я сам? Я сам против безумия: что травма, что опыт, но эпидемии глупости нужно как-то прекращать. Я не согласен "чёрный ящик" из системного мышления как-то переименовывать (мне это уже предложили, и я даже гадать не хочу, это был стёб и ирония, или честное предложение). И я против того, чтобы в каждом радужном флаге видеть пропаганду ЛГБТ -- тысячи ведь их, https://ru.wikipedia.org/wiki/Радужный_флаг. Я за рациональность и холодную голову.

Мне мой друг, университетский преподаватель психологии и антропологии, написала сегодня в личке: "безумие в стране и мире уже даже перестало быть интересным. Это как с любым психическим заболеванием . Пока личность не распалась, в начале процесса сумасшедшие кажутся интересными. Потом уже нет". Вот-вот. Безумие -- это когда ума нет. Если ума нет -- это уже неинтересно. Поэтому я продолжу писать книжки про то, какими способами этого ума сделать побольше.
2019

lytdybr

Бета-читатели начали присылать первые замечания (и лучше бы они поторопились), а я начал прописывать кейсы и упражнения "Образования для образованных". Упражнения -- это превращение книжки в "рабочую тетрадку", разные таблички для заполнения. Скажем, в учебнике системного мышления это могло бы быть заполнением таблицы ролей для совещания или проекта. А тут я могу предложить оценить для нескольких последних проектов, в которых ты принимал участие отдельно этичность целей и отдельно этичность средств -- по пятибалльной системе. Фишка упражнений в том, чтобы материал курса пытаться прикладывать к себе, не считать его абстрактным. Без кейсов и упражнений книжку можно было бы уже отдавать на вёрстку, но я таки жду комментариев от бета-тестеров. Писал я в том числе и ночами, фанетичиских аписок там палным пално, их бы лучше удавить до публикации.

AI приходит в науку тихо и неслышно, но в ближайшее время перевернёт там всё к чёртовой матери. Вот тут https://arxiv.org/abs/2006.11287 предложили, как графовую нейронную сетку дистиллировать в алгебру, а затем подбирать в этой алгебре математическую форму (символьная регрессия, https://en.wikipedia.org/wiki/Symbolic_regression ) для выражения закономерностей в физических наборах данных. Чтобы проверить подход, переоткрыли уравнения ньютоновской механики, переоткрыли гамильтониан, и предложили закон (математическую формулу) для описания гало тёмной энергии в космологии -- чтобы продемонстрировать не "переоткрытие", а "открытие". Собственно, основная физическая интуиция как раз и берётся символьной регрессией, причём там тот самый эволюционный подход, на который я последнюю пару лет указываю, как на основной, за которым нужно следить после собственно нейросетей как частного случая дифференцируемого программирования. Лидер в этой области вполне уже коммерциализован: https://www.nutonian.com/, эволюционный/генетический алгоритм символьной регрессии Eureqa. Физика оказывается при этом только хобби и рекламой, я даже не уверен, что разработчики Eureqa имеют какое-то отношение ко всей этой космологии и гамильтонианам. Compared to other machine learning outputs, M.I. models are simpler and more transparent. The models are presented as mathematical equations, interactive visualizations, and plain English explanations, so end users can seamlessly understand results and recommendations. Это из https://www.nutonian.com/products/, и в этой фразе M.I. это Machine Intelligence™ -- уже сделали (tm), как мило с их стороны. В любом случае, наука уже не будет прежней. Копают уже не руками, и не палкой-копалкой, и не лопатой, а экскаватором. Для вытаскивания законов природы из данных палка-копалка уже готова, статья опубликована. А лет через пять ждём, что новые законы будут грести уже лопатой. Просто удивительно, как мало людей, понимающих суть происходящих перемен. В науке тоже всё новое приходит сбоку. Новое в физике приходит отнюдь не из самой физики, неудивительно, что физики не будут понимать, что происходит -- как уже сейчас не очень понимают лингвисты. Вот думаю, что нужно это тоже в книжку вписать. А то у меня там пока сплошная промышленность с подобными примерами.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218828433275945
2019

lytdybr

Черновик книжки/курса "Образование для образованных" выложил в канал "Методсовет" ШСМ для бета-тестирования, книжных страниц там после вёрстки будет где-то 450. По факту тексты из блога послужили только подстрочником, всё было переписано (как водится, сто страниц вообще выкошено, но двести новых вписано). Там многие, конечно, акценты нужно переставлять в книжке, играть с заголовками, выправлять структуру — но release early, release often. Главное было — собрать под одной обложкой некоторый набор мыслей, наметить некоторый предмет с чётко очерченными границами. По сути, это та же работа, что была у меня с системным мышлением. Только не было набора стандартов, чтобы оттуда что-то брать: для "Образования образованных" набор идей "разлит в воздухе", так что идём, как собачки, "верхним чутьём". Теперь осталось:
-- убрать ссылки на правильные бесплатные вебсайты с книгами и поставить ссылки на магазины (что IMHO ухудшит текст, но да что делать!)
-- внести изменения по многочисленным замечаниям и предложениям, которые сделают бета-тестеры -- наши добровольцы-исследователи. Чтобы попасть в число бета-тестеров, нужно связаться с Цереном Цереновым (и ожидается, что вы уже прошли какие-то наши курсы, исследования это не учёба).
-- внести тексты кейсов и упражнений, чтобы потом загрузить эту книгу в Aisystant и тем самым получить онлайн-курс, а не просто книгу (идеи того, как это превратить из книги в курс приветствуются больше всего!).

Одна из самых интересных мыслей вчерашнего заседания по курсу прикладных психопрактик -- это постулирование, что типологическая матрица психопрактических подходов 2*2*2*4 (viepoints*timescales) представляет собой что-то типа спектра формальности мышления, и психопрактические приёмы на ней формулируются как движение по этой матрице. То есть какой-то focusing, или похожий на него шестишаговый рефрейминг формулируются как движение по этой матрице -- и это отдалённо похоже на то, как формулируются схематизация и рендеринг как основные операции движения по одномерной шкале формальности мышления. Если развить эту идею, то можно получить "генератор психопрактических приёмов" по потребности, а не просто классификатор наработанного в разных школах. Кругозорный курс будет задавать принципы психопрактических приёмов, не погружаясь в нюансы отдельных психопрактик. Это и была идея: делать системную психопрактику предметом наподобие системной инженерии и системного менеджмента, то есть объяснение сквозного прохождения по практикам жизненного цикла целевой системы, целевого предприятия, целевой психики.

Назначена дата юбилейного двадцатого потока "Системного менеджмента и стратегирования 2020" -- это будет 6 сентября 2020. Очень надеюсь, что успею к этому времени обновить системное мышление до варианта 2020 года, у меня для этого пара месяцев (хотя понимаю, что выпуск "Образования для образованных" тут займёт тоже ой сколько времени. Но попытка ведь не пытка?). Форма образования и просвещение-маркетинг имеют значение, только если само содержание образования свежее и высокого качества. Образование -- это сервис, а не продукт. Содержание образования должно непрерывно обновляться, всегда быть современным. Дальше логично было бы делать книжку/курс по системному менеджменту, но об этом даже думать пока страшно. Будем думать об этом осенью.

Хорошая проверка того, что мои посты мало кто читает: на этой неделе обсуждают GPT-3, о которой я писал ещё в мае -- https://www.facebook.com/victor.agroskin/posts/4203567832994309 и эхом https://www.facebook.com/grigory.sapov/posts/10213355523721956. Я там в тредах делаю замечание, что генерировать текст новостей, сравнимый с человеческим (писательское мастерство -- очень лёгкое мастерство, мозгов не нужно, даже тупая нейросетка это умеет делать, если она большая) это не так интересно, это не вызывает восторга. Для восторга нужно не просто генерировать текст, а порождать ответ на вопрос. При этом хорошо бы демонстрировать ещё и генерацию интересного небанального вопроса -- и в ответ генерацию текста ответа (а в промежутке ещё и какой-то эксперимент в real life). Вот это бы да, был прорыв. Но пока с вопросами-ответами не очень, хотя и близко к школьному человечьему уровню уже, всякие ЕГЭ искусственный интеллект успешно сдаёт по всему миру. А нужно бы это умение ставить вопросы и отвечать на вопросы у AI поднять выше уровня учОных -- тогда учёные ахнут, а за ними и все остальные. Куски этого всего есть у разных исследователей, но нужно собрать это в кучку, чтобы демонстрация была у одного агента. Это неважно, что у людей одни генерируют вопросы, другие проводят эксперименты, третьи дают ответы на вопросы, четвёртые это где-то эти ответы применяют на практике. Нет, к AI спрос побольше: нужно для полного восторга и благоговейного ужаса продемонстрировать полный цикл у одной программы, а хоть и размером в сто датацентров. Меньше чем на сверхчеловека восторгов и внимания ширнармасс не будет. Реальное же положение вещей (разные алгоритмы делают разное, как и разные люди делают разное -- все по кусочку, командная работа) пока скрыто за пеленой массового неведения.

Люди глобуса окончательно сходят с ума, ругают LeCun за то, что он недостаточно беломужененавистник -- https://venturebeat.com/2020/06/26/ai-weekly-a-deep-learning-pioneers-teachable-moment-on-ai-bias/, ЛеКун в ответ изумляется, что дожили до того, что защищающие его цветные женщины делают анонимные эккаунты, ибо боятся, что их затопчут свои же -- https://www.facebook.com/yann.lecun/posts/10156978264582143. Он пытается сказать, что нужно в этой дискуссии поменьше эмоций и больше рациональности, но оказывается, что если это сказать женщинам, то это сексизм!

Начал выбираться на вечеринки, выбрался уже четыре раза, но не спрашивайте, что танцевал. Кизомба под бачату и сальсу -- это было чаще всего. Похоже, что такими темпами в форму я буду приходить весь июль. А ещё я стал на размер больше, но получил комментарии, чтобы не худел -- типа как не по возрасту мне быть худышкой, не мальчик. Ну да, не мальчик. И что, нельзя поэтому худеть?! Эйджизм, антибодипозитивизм, объективация (делание объектом для удовлетворения танцевальных потребностей)! Вот тут я секунд пять мелькаю на видео с выпускного бала (нас наконец-то выпустили!): https://vk.com/wall-58747720_4403. Слова музыки не слушать, это обычная гангста-кизомба, такой больше половины (в этом треке мат, правда, английский и поэтому хорошо слышимый, чаще там португальский -- и на слух вроде как всё ОК. Но нет, не советую переводить, там всё так же плохо, у 95% треков ни разу не ОК).

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218805749828873
2019

Видео доклада "Системное мышление в инженерии"

Выступил сегодня с докладом "Системное мышление в инженерии" на конференции "Современная подготовка инженеров" -- https://nticenter.spbstu.ru/news/7374. Видео моего доклада (45 минут): https://youtu.be/IbPa3vcMYMY, слайды https://yadi.sk/i/R5tRxrYCEpM5UQ

Из новенького -- представил пример формата наших учебных стандартов (слайды 11 и 12). В этих слайдах понятия -- это то, с чем студент должен уметь проводить мыслительные операции. Уровни мыслительного мастерства -- это обычно три уровня для мыслительных операций с упомянутыми понятиями. Вот мы учим ровно вот этим операциям, поднимая уровень в зависимости от уровня курса (для начинашек, для среднего уровня, и для мастерства). А ещё пишем потребности, удовлетворяемые мастерством, и grounding/заземление в форме примера удовлетворения потребностей.

Например, в учебном стандарте по онтологике для того, чтобы оценивать действия отдельно от оценки цели действия и оптимизировать действия при сохранении цели [потребности, удовлетворяемые мастерством], мы в рамках прагматизма [namespace] учим студента выполнять операции на трёх уровнях с понятиями цель/intention и действие/act (включая коммуникативное):
-- L1: Студент способен предложить несколько действий для предложенной цели. Например, студента попросили рассмотреть организацию кофе на совещании. Он подумал о следующих вариантах: поручить службе доставки/кейтеринга, заваривать кофе на кухне и принести его, попросить кого-то из коллег заварить кофе на кухне, а кого-то самому потом принести его, послать кого-нибудь в ближайшую кофейню и принести кофе оттуда, вспомнить о столике с чаем в углу комнаты (восстановить цель «ритуального питья на совещании» – кофе или чай при этом, совершенно неважно), открыть окно (душно, и кофе нужен «взбодриться». Свежий воздух взбодрит не меньше). [и мы понимаем, что речь идёт о действиях каких-то людей, невовлечённому глубоко в ситуацию студенту легко думать о целях и действиях отдельно, контролируем только то, что понимается наличие многих способов достижения цели, и цель отдельно тоже нужно уточнять]
-- L2: Студент соотносит цели других ролей с их действиями. Например, мама просит дочку дать её яблоко. Дочка немедленно надкусывает три яблока, затем даёт одно из них маме. Восстанавливаем цель: дочка хочет дать маме самое вкусное яблоко и поэтому лично пробует их всех на вкус. [студент способен восстановить из наблюдаемых действий цель дочки, соотнести её с предложенным способом достижения -- это сложнее]
-- L3: Студент способен применять мышление уровней L1 и L2 к своим целям и действиям. Например, как в примере для L1, только студента самого попросили принести кофе на совещание, и он планирует свои собственные действия. [осознанность в отношении своих собственных действий -- это самое сложное. С чужими целями и действиями это будет легко, нет вовлечения, нет знания лишних деталей, это как "ситуации из учебника"]

В учебном стандарте по системому мышлению для того, чтобы упростить достижение договорённостей между проектными ролями с учётом их интересов и предпочтений [потребности, удовлетворяемые мастерством], мы учим выполнять операции на трёх уровнях с понятиями метод описания/viewpoint как оформляющий/frame интерес/concern:
-- L1: Студент определяет метод описаний для всех описаний. Например, студент видит отчёт с показом средних температур по больнице. Он задаёт вопрос о методе, которым считалось среднее. [самое лёгкое: когда тебе дают карту, спроси о легенде карты]
-- L2: Студент способен оформить интерес методом описания. Например, у студента интерес – цена, предпочтение – снижение цены. Он предлагает смету как метод описания цены (и дальше торгуется по каждой позиции сметы). [это трудней: нужно самому предложить метод описания для интереса, который поможет достичь заданного предпочтения в интересе какой-то заданной роли]
-- L3: Студент может разделить дискуссию по интересу на две более простых: по методу описаний и уторговыванию предпочтений внутри метода описаний. Например, в ситуации присутствуют роли продавца и покупателя, интерес – цена, предпочтения разные. Студент обсуждает метод описания для договорённостей по цене: аналог на рынке, смета. [это трудней: нужно учитывать интересы разных ролей и обсуждать при этом не сразу описания, а договориться о методе описания]
Вот примерно в таком виде мы напишем основное, чему мы учим. Это содержание образования. А учебные планы/curriculum могут быть для этого содержания образования подготовлены самые разные, учебники и учебные курсы могут быть самые разные. Если есть содержательный стандарт, то разные дидакты и харизматичные педагоги могут придумывать разные способы объяснять этот материал и тренировать понимание, а также тренировать привязку этого материала к жизни.

А остальное -- как обычно, уже рассказывал много раз.

Был довольно бодрый чат. И я поглядел на несколько докладов с опытом инженерной подготовки в разных вузах. Ну что говорить о докладах, в которых люди изобретают прямо из головы понятие "системный инженер" и учат тому, что они хотят -- и игнорируют при этом международный консенсус по обучению системной инженерии, https://www.bkcase.org/ ? По их словам, раз уж взялись учить, то им нужно самим придумать, чему учить, самим определить понятие! Вот так и возникает карго-культ, системное мышление из коры и веток в головах их системных инженеров. Впрочем, что это я говорю "системное мышление"? Не было такого в их учебной программе, инженеров там учат критическому мышлению. Это ДГТУ, ежели чего. Зато там "компетентностный" и "проектный" подход. Системной инженерии только нет в их системной инженерии. Я вот глумился над "образовательной робототехникой", в которой нет робототехники, а сегодня узнал, что есть "образовательная системная инженерия", где готовят каких-то (sic!) инженеров, но называют их почему-то "системными".

"Модульные программы" -- это отдельная боль. Это мейнстрим нынешнего образования. Пётр Щедровицкий определил там в чате конференции эти программы как "лоскутные одеяла, сшитые из самых разных кусков". Он сильно польстил этим программам. Там разложены несколько лоскутов на "социальной дистанции" полтора метра друг от друга. И эту раскладку называть "одеялом" я бы опаснулся. Так, одна из представленных модульных программ по информатике (МИФИ) -- быдлокодеров по ней выпускать можно. А вот программистов -- нет. То есть идут курсы по пятку разных языков, параллельной обработке данных, базам данных и даже "когнитивным вычислениям" (нейронные сети? Неведомо. Может оказаться и Prolog). А вот само понятие вычисления где даётся, где занимаются понятием алгоритма? Где учат не кодировать, а программировать?! После вуза научатся в порядке самообразования?

Ну, и мою идею, что поздно инженера готовить в магистратуре, сам бакалавриат нужно перекраивать по самую шею, то есть начинать ещё со школы нужно -- вот это никто не услышал. Что готовить нужно интеллект к прикладным инженерным специальностям, которые появятся через год после выпуска, и поэтому преподаватели о них не слышали ещё -- тоже никто не услышал.

Я честно написал там в чат, что новое инженерное образование нельзя сегодня выстроить в вузе. Не дадут, советами замучают. Поэтому его нужно строить быстро-быстро рядом, не отвлекаясь на убалтывание всех этих седых (а иногда и не очень седых, но похожих по содержанию мозгов) дядечек и тётечек во всех "инстанциях". Но общественный долг выполнил: просили рассказать про системное мышление в инженерии -- рассказал о системном мышлении. Честно рассказал. Про эмерджетность, про жизненный цикл, про функцию-конструкцию-размещение, всё честно рассказал.

Там ещё был доклад Виктора Батоврина, можете и его посмотреть: https://youtu.be/QRtM5_5DKBw

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218776036846067
2019

lytdybr

СМС2020.19 стартовал, вся группа -- айтишники, кроме одного financial controller. Чаще всего айтишников была треть, или половина. А тут вдруг -- почти все! Москва, Московская область, Киев, Санкт-Петербург, Новосибирск, Пермь. Один человек в пятый раз, абсолютный рекорд Школы! За целый день едва-едва успели обсудить роли в проектах, даже на полчаса задержались.

Помогаю одному из вузов в стратегировании. В чём главная проблема? В редукционистском мышлении: когда явно не выделяются системные уровни, то малоосмысленные фразы типа "транзисторы в автомобильной промышленности", "мемристоры в медицинской промышленности". Вы представляете, сколько там человечьих команд, каждая из которых держит какой-то уровень на пути от транзистора к IP на этом транзисторе, к чипу в какой-то полупроводниковой технологии, к плате какого-то контроллера с чипом, к полноценному запрограммированному контроллеру (тут появляется ещё софт! Транзисторов уже не видно!), к какой-то подсистеме автомобиля с контроллером (уже и софта не видно!), к продуктной линейке этих автомобилей, к автомобильной промышленности в целом? Это я очень грубо и по прямой нарезал, но там же на каждом уровне нюанс на нюансе! Системное мышление -- это когда очень чётко отслеживаешь, к каким системным уровням какой системы относятся твои описания. Мне организаторы этого стратегирования мягко заметили, что история длинная, и нельзя ожидать, что люди вот так сразу услышат про системные уровни и что-то там начнут уточнять в презентациях, а то и в самой стратегии! Да, история длинная. Нельзя ожидать, что какой-то завкафедрой, д.т.н. -- и вдруг пройдёт семестровый курс системного мышления. Хотя для человека такого калибра это будет не семестр, а несколько дней -- если вдруг решит пройти. Отдельно -- увидим ли мы результат этого прохождения курса в стратегии? А пока можно только попечалиться, что представляемые на рассмотрение стратегии -- не системные. А какие? Редукционистские, привязки к системным уровням в них нет. Учитесь стратегированию у фирмы NVIDIA, напомню свои посты:
-- NVIDIA и интеллект-стек (2017 год) -- https://ailev.livejournal.com/1380163.html и https://ailev.livejournal.com/1347563.html
-- NVIDIA и стек роботакси (2017 год) -- https://ailev.livejournal.com/1384766.html
-- NVIDIA как поставщик вычислительной инфраструктуры (2018 год) -- https://ailev.livejournal.com/1416697.html
-- аппаратный стек NVIDIA текущего года -- https://ailev.livejournal.com/1518306.html

В книжке "Образование для образованных" по-прежнему 83%, но я начал менять по тексту "компетенции" на "мастерство". И тут же выяснилось, что это была засада типа "стейкхолдеров": иногда "компетенция" в тексте использовалась как "роль", иногда как "дисциплина", иногда как "практика", иногда как "мастерство". Поэтому менять приходится очень по-разному. Сказать "компетенция" я успел примерно 130 раз. Половину примерно уже исправил, и это оказалось не быстрым.

Обнаружил засаду в своём ноутбуке: когда солнце из окна берёт хотя бы 10% площади корпуса моего ноутбука, он перегревается -- и процессор уходит в полный ступор, мышка не бегает, а ходит скачками, буквы печатаются по одной в три секунды. Делаешь ноутбуку тень -- через 60 секунд вентиляторы справляются, и всё восстанавливается. На графике process explorer оказывается, что всё замеряется в относительных процентах: вот у тебя Zoom берёт 13% процессора, а вот он же вдруг берёт 80%! Но нет, берёт он столько же, это просто процессор стал маломощным! И это падение производительности процессора нигде не отображается. И это у меня так себя ведёт самый навороченный бизнес-ноутбук! Так и вспоминается спецификация автомобиля Роллз-Ройс: "Мощность мотора: достаточная". Достаточная, пока не выглянет солнце.

Последний мой выход в город, последние танцы -- 26 марта 2020. Первый выход в город, первые танцы -- 20 июня 2020. А до этого дома было хорошо, никуда ходить было не нужно.
2019

lytdybr

Переписано уже 83% "Образования для образованных", при этом часть оставшегося нужно не столько переписывать, сколько написать с нуля. Но у меня скорость написания и переписывания, похоже, одинакова. Так что это меня не остановит. Потом нужно будет выправить терминологию (собранность и мастерство тут только пара слов), поправить структуру (непонятно ещё как -- поглядеть замыленным глазом), и дать правильные ссылки хотя бы на книги.

Пост про AI и танцы (генерация более минуты танцевального движения с весьма приличными уже результатами, танцы Spot от Boston Dynamics, плюс AI программа для диджейства, в которой можно смешивать по отдельности вокал, инструменты и перкуссию с разных треков): https://vk.com/wall-179019873_822. AI в искусстве примерно так же быстро развивается, как в играх. Только в играх есть победитель, а в искусстве про победу сложно говорить. Хотя нельзя считать, что деятели искусства не конкурируют друг с другом. Теперь вот ещё будут конкурировать и с AI.

Вот тут обсуждается расизм Ганди, он терпеть не мог африканцев: https://www.facebook.com/Timurid/posts/10222286092362688. Я там подогнал ещё один расистский индийский артефакт: шахматы. Запостил туда в комменты полуторагодовой давности видео https://youtu.be/YIX8BmkOcAE, где обсуждаются предложения по изменению цвета шахматных фигур. Чёрный (они в шахматах ходят всегда вторыми! как можно!) и белый предлагалось поменять на голубой и розовый (впрочем, это тоже можно уже считать не очень политкорректным). Теперь шутить нужно очень осторожно, в каждой шутке может оказаться только доля шутки. Blacklists по слухам уже повсеместно переименовывают. И все жизни уже ничего не значат, только жизни чёрных -- с обширными толкованиями, почему так, но меня эти толкования как-то не убеждают. Когда чёрным что-то можно, а белым нельзя -- это ж тоже расизм. Кто-то ведь должен это прямо сказать? Для меня всё происходящее -- это революционное "грабь награбленное", мародёрство под таким слоганом ведь всё равно мародёрство, а революция -- пролетарская, что бы там ни говорили. UPDATE: всё продолжается, теперь переименовывают эскимо, ибо это обижает народы Севера, а в комментах там уже делаются предложения чёрную металлургию назвать афрометаллургией, а картину Малевича -- афроквадратом, https://ria.ru/20200620/1573218067.html

Коронабесие вроде как кончилось, уже хорошо. Эта тема сменилась Ефремовым. Конституцию уже никто не обсуждает, цирк проехал через соцсети буквально за три дня и стал незаметным. Суд обязал Роскомнадзор вырубить Телеграм, а потом оказалось, что не обязал -- ибо Роскомнадзор сам был истцом. От всей этой абсолютно грязной истории с запретом Телеграма остались только потраченные на технические средства вырубания невырубаемого миллиарды рублей. Нет, этим запретом Телеграма занимались не неумелые идиоты, а очень умелые сволочи -- вы бы могли так скушать миллиарды рублей, и при этом ничего не изменить, и чтобы вам за это ничего не было? Жизнь наладилась, сюжеты меняются как обычно, каждые два дня.

Ладно, надо останавливаться, а то бывшие вирусологи придут в комменты, они ж назад в политологи перековались. А на какие-то ключевые слова и боты прибегут, у которых плохо натренированная мокрая нейронная сетка с крошечной языковой моделью. Вообще, нужно прекращать писать про политику. В политике все ведь разбираются (как и в футболе и воспитании детей), но от этого никаких изменений в мире нет. Поэтому что я напишу свои мысли, что не напишу -- результат ноль. Разбирающиеся в политике (то есть все) своего мнения от моих текстов не поменяют, а в мире в целом так и вообще ничего не изменится. Так что лучше буду заниматься своим делом, а про политику и без меня есть кому писать.

Давайте лучше о приятном: меня неожиданно спросили на этой неделе, что я думаю про задачи онтологической интеграции данных. Если бы был чудо-юдо онтологический движок, можно ли там было бы устроить прорыв? Я ответил, что в онтологической интеграции данных без очень крутой языковой модели ничего не будет, одного онтологического движка совершенно недостаточно. Когда трава была зеленее, а динозавр CYC спокойно её кушал, у него была интересная статья 2010 года про то, что 2% finetune знания поддерживались буквально всем корпусом остальных 98% pretrain common sense, нажитого непосильным ручным трудом (я писал об этом в 2012, когда нейросети ещё были незаметны на фоне онтологического исполина CYC -- https://ailev.livejournal.com/1011621.html, цитировал статью CYC). Основной тезис был в том, что в любом ответе на вопрос к этим 2% предметного знания встречаются знания из самых разных мест этих 98%, и это разные знания для каждого вопроса. Объём задействования common sense оказался едва ли не бОльшим, чем ожидали даже люди из CYC. В 2010 году, когда писал CYC и в 2012, когда писал я, конечно, всех этих finetune и pretrain слов вместе с "языковыми моделями" и в помине не было, но теперь есть. Непосильный ручной труд кодирования этих 98% common sense заменен непосильным уже финансово машинным трудом обучения языковой модели, а 2% предметного знания тоже сегодня вроде как выучиваются, а не кодируются. И фишка в том, что любой онтологический проект упирается сегодня в то, что без "языковой модели" он будет ужасен, а вручную языковую модель не сделать, слишком велики трудозатраты. Библиотеки справочных данных ISO15926 разбились ровно об это, в дикие трудозатраты, на выходе которых была в лучшем случае помойка (пользоваться тем ужасом было нельзя). Так что любую онтологическую разработку я сегодня бы проверял на присутствие этой самой языковой модели/кодированного здравого смысла. 98% по объёму тамошнего знания (всё равно, в форме knowledge graph ли, в форме нейронной сети ли) должны быть общими знаниями о мире, и лишь 2% -- знаниями по тем предметным областям, в которых мы ведём интеграцию данных жизненного цикла (или просто интеграцию данных, как говорят в тех краях, где нет инженеров, а только менеджеры). И задействовано будет в любом интеграционном акте не только 2% знания предметной области, но и обширные знания языка и мира (модель языка для меня состоит из собственно лингвистической функциональной части и из части моделирования мира на базе обычно народной онтологии, включая все суеверия: если при обучении модели прочтётся книжка про плоскую землю, то такие факты в этой модели тоже будут представлены. CYC с микротеориями тут, конечно, в разы лучше. Но тамошний knowledge graph ручной работы, что запредельно дорого и, скорее всего, там такая же помойка, как справочные данные ISO15926. Эти вещи должен делать неестественный интеллект. Уфф, выговорился, отбил привкус политики с языка.

Еда недели (оно же питьё недели): 100 грамм пломбира из морозилки и 170мл лунго из капсулы. Принимать три раза в день. Нет, не треснет. Вот теперь на языке нормальное послевкусие.
2019

lytdybr

Книжки переписано 72%, а общий её объём оказывается порядка 500 книжных страниц A5. То есть я, как водится, в ходе литературной правки вписал туда сотню страниц разных разъяснений. Бета-читатели говорят, что никак не ожидали таких больших изменений. Я очень хочу обрубить приложения, и тоггда будет на сотню страниц меньше. Там ещё править терминологию, выправлять порядок изложения, и сделать какой-то набор упражнений для онлайн-курса. Обсудили, что в середине июля можно уже выпустить и книгу, и курс. Наши айтишники наладили конвертацию вордового файла в курс и обратно, так что это будет быстро.

Сегодня на методологическом совете был доклад Анны Лубенченко про системную психопрактику, а в книжке я сегодня правил ровно вот этот раздел -- про мастерство собранности, владения собственным умом и телом. Работы, конечно, невпроворот, но кругозорный курс таки на эту тему будет. С подходом/framework уже понятно, матрицу методов (viewpoints*timescales) как-то уже начали заполнять, и обсуждали выход на "йогу" -- переход от чистой теории к упражнениям на освоение теории. И вот с этим уже можно строить учебный стандарт по системным психопрактикам, приводить курс к стандартной форме: описывать владение теми или иными психопрактиками на трёх уровнях (понюхать-ощутить, уметь с трудом воспроизвести практику, иметь какую-то беглость в использовании).

Вот так бы ещё и вычислительное мышление с места сдвинуть (постановка задачи в книжке у меня уже расписана), но это уж только осенью стартуем.

Вопрос в чате поддержки системного мышления (https://t.me/systemsthinking_course/11191): не вписать ли в таблицу ролей проекта ещё и практики, выполняемые ролью. Ответ: Да, можно писать и практику. В учебнике таблица даётся в таком месте, где понятие практики ещё не раскрыто, но вы сами всегда можете добавить колонку. У меня студенты СМС2020 показывали кастомизированные формы progress reprort по альфам, где показаны были работы с каждой альфой сделанные, и практики этих работ (но не роли, хотя и их можно было указывать). Если вы разобрались, то вы формы описаний проекта строите по потребности, удобные для вашей ситуации.

Два выдающихся инженерных проекта, в которых активно обсуждается военная составляющая, но у которых есть в разы более интересное человеческое лицо:
-- SpaceX StarLink, где уже 560 спутников по 240кг каждый на низкой земной орбите начинает бета-тестирование с внешними пользователями уже этим летом, https://www.independent.co.uk/life-style/gadgets-and-tech/news/spacex-starlink-beta-users-public-how-to-wifi-register-a9570596.html
-- Boston Dynamics Spot начал продаваться через интернет за $74,500 штучка, https://venturebeat.com/2020/06/16/boston-dynamics-buy-spot-robot-74500/. Я советую получить удовольствие от просмотра вот этого видеоролика, где показывается, как им управлять и что он может "из коробки" -- https://www.youtube.com/watch?v=R-PdPtqw78k. Мне особенно понравился момент, где робот танцует прыжочками на паре ног в 9:13, по три-четыре прыжочка на каждой паре. В этот момент начинаешь понимать заявление инженеров Boston Dynamics, что с управлением робота уже давно всё в порядке, а ключевое -- это разобраться с механикой. И ещё как этот робот проходит по палете, тоже интересное зрелище. Дальше понимаем, что стоимость механики вроде как не должна падать вдвое за пару лет, это ведь не электроника, но куда ж она денется-то!

Из дома я так и не вышел, ибо я не успеваю отслеживать явки и пароли для тайных вечеринок. Но на следующей неделе уже объявлены явные вечеринки -- открываются рестораны и бары, а там танцоры вечерами не только пьют-едят! Жизнь в прежнее русло вернётся с понедельника.
2019

lytdybr

Переписано 65% текста "Образования для образованных", в них набралось 172 ссылки на литературу. Ссылки на книжки на специальные места, где лежат книжки. Вот думаю, не заменить ли эти ссылки на какие-нибудь стандартные отсылки на Амазон, для приличия? На последней правленной странице раскрыта тема сисек (фансервис для тех, кто до той страницы дочитает. Похоже, что объём книжки будет больше 400 страниц), этим заканчивается раздел по методологическим трансдисциплинам. Следующая тема -- собранность, то есть системная психопрактика и системный фитнес. Текст в книжке получается по стилю очень неровный, терминология ещё не очень точна, но главная задача выполняется: собрать под одной обложкой описание предметной области. Так что release early, release often -- выпущу текст, а затем буду его улучшать и по форме, и по содержанию. Целюсь в конец июня. Июль -- очередной проход по системному мышлению.

Разобрался с кофе, ибо захотел знать, что же я пью. Самое интересное видео -- "пропорции кофе", https://www.youtube.com/watch?v=tPlAWK-D6qY от Russian Barista Association. В этом ролике говорится, что все эти "кофе в молоко" и "молоко в кофе", размеры порций и т.д. -- ерунда, относятся к ритуалам местных кофейных школ, видам подачи и прочим несущественностям. Существенен вкус. Вкус зависит от главного: соотношения молока и кофе. И нужно запомнить, что молоко (вместе с пенкой) и кофе (тоже с пенкой) должны смешиваться для разных напитков в разных отношениях, независимо от объёма. Эспрессо от общего объёма составляет:
-- макиато 1/2
-- флэт-уайт 1/3
-- капучино 1/4
-- латте 1/6

У меня эспрессо из капсулы вроде как 50мл (что странно, ибо часто приводят цифру 25-35мл -- нужно будет уточнить, что на этот счёт думают авторы Dolce Gusto), значит макиато доливать молоком до 100мл, флет-уайт до 150мл, капучино до 200мл, латте до 300 мл. Я эээ... органолептически подобрал, что когда доливаю до 300мл -- примерно тот вкус и получаю, что у латте в кофейнях. А теперь подтвердил доказательством путём отсылки к авторитету RBA.

Ещё нужно запомнить: что чем менее крепок кофе, тем больше в нём кофеина. Контринтуитивно, но кофеин экстрагируется последним, а всякая ароматная химия -- первой. Поэтому если пить лунго (в моих капсулах это столько же кофе в капсуле, 7 грамм, но воды 120мл), то кофеина будет больше, чем в более крепком эспрессо. И там, конечно, тоже плавная шкала по объёму пролива, и разные названия -- ристретто, эспрессо, лунго, американо. На этом (зависимость названий от пролива воды и от долива молоком) важное знание заканчивается, начинаются обычаи разных стран в подаче и привычках. Матрица самых разных напитков, получаемых разным проливом и разным доливом молоком. Названия, понятно, тоже в количестве (ибо все эти "капучино" и "латте" -- это только ряд названий для пролива эспрессо).

На этих выходных проснулся танцевальный мир. Я с 27 марта, оказывается, не выходил из дому. Ибо незачем было. Даже дичь, тьфу, еда приходила ко мне сама, а не я шёл за ней охотиться. Не хватало кофе, но я и эту проблему решил. Мир оказался очень удобным! Но вот завтра, чует моё сердце, я вечером куда-нибудь выйду. Лето, подпольные опенэйры, координация через чаты. Меня затащили сегодня в пару таких чатов, и ксёндзы охмуряют.

UPDATE: https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218710607210367
2019

Дистант образованию не помеха, а помощь

Вчера закончил 18 поток "Системного менеджмента и стратегирования", уже полностью дистантный. Что удалось:
-- полностью перейти во flip teaching. Первую пару дней даже blended learning: используется материал из онлайн-курса, там кроме учебника и дополнительной литературы ещё решение 173 кейсов. Затем дома просмотр четыре полных дня видео (почти сутки видеозаписи!) лекций, взяты из занятий 17 потока.
-- на самих занятиях только разбор рабочих ситуаций, никаких "учебных кейсов". Получился практически чистый "тренинг" по форме, привязка лекционных знаний к жизни, выработка беглости в мышлении.
-- переход в полный flip teaching стимулировал использование материала курса на работе. В заключительном круглом столе даже не было вопроса о "что удалось применить из материала курса", ибо каждое занятие ровно это и обсуждали, у каждого студента на работе были прорывы.
-- материала для шести дней всё-таки очень много. Студенты жаловались, что двух недель не хватает на просмотр одного дня видео, чтение книг и попыткам что-то сделать на работе. Много было людей, кто не первый раз проходит курс, а впервые проходившие заявили, что хотели бы повторить. Уж и не знаю, хорошо это или плохо, но мне кажется, что хорошо. Сама попытка дать за шесть дней общения менеджерский кругозор (ещё и с системным мышлением, ещё и с прихватом стратегирования из предпринимательского кругозора) кажется нереальной, но ведь работает же!
-- в этом потоке акцент неожиданно был на лидерство, суммарно где-то полный день ушёл на форматы работы с людьми по старту оргизменений. И вроде как была понята мысль, что смотрим обязательно на предприятие как безлюдную систему, механизм -- и затем смотрим на людей в этом механизме, бесполезно смотреть только на людей, равно как только на схему. За счёт чего было выкроено время? Операционного менеджмента было не так много, хотя важная кругозорная часть (что операционный менеджмент про руление потоком) была усвоена хорошо, и даже трудная часть про разницу управления жизненным циклом и управления работами была вроде как группой усвоена.
-- запомнившиеся большие упражнения: назвать целевую систему, прогресс репорт (для меня было неожиданно, как тяжело с ним справляются), подготовка семинара-совещания по изменениям, прилёт архитектурной идеи сбоку в стратегию и формулирование состояния мира в момент события реализации стратегии.
-- изменения в мышлении: как всегда, у всех разные, но есть и общие -- стали работать с ролями и видеть схемы там, где раньше видели людей, и ещё в явном виде (осознанно, а не интуитивно) работать с практиками. Что и ожидаемо, поскольку работали с менеджерским кругозором! У инженеров всё-таки больше понимания разницы функционального и конструктивного описаний в изменении мышления.

Что не удалось: письменная работа студентов в перерывах между занятиями. Время у студентов всё уходило на просмотр видео, чтение книг, и работу со своими проектами. Писать мало у кого получалось (активно писали трое из группы, это маловато). Общение курсантов между занятиями (networking) было, но тоже не так активно, как хотелось бы.

Какой запрос (практически хором): больше про архитектуру предприятия, материала и тренинга не хватает для "взять и сделать". Как я понимаю, это знание текущая группа хотела бы иметь на прикладном уровне. Но у нас-то курс кругозорный! Я считаю, что сам факт признания необходимости архитектурной работы и желание её делать -- отличный результат! А дальше нужны прикладные курсы.

Следующий поток "Системного менеджмента и стратегирования 2020" будет девятнадцатый, начнётся уже в следующее воскресенье (21 июня) и наверняка я там ещё что-нибудь придумаю из новенького. Так, уже текущий поток получил черновик "Образования для образованных", ибо там первый раздел -- это письменное изложение корпоративного стратегирования в приложении к личному стратегированию. К следующему потоку эта книга (а может и курс на её основе) уже должна быть готова, сейчас я там на 59% -- и там практически весь материал идёт в поддержку курса системного менеджмента и стратегирования (как и остальных кругозорных курсов), задаёт контекст.

Интересно, что проведение всего курса в MS Teams нам на занятиях сильно помогало и никак не мешало. Но вот на курсе онтологики с редактированием в OneNote и Word были проблемы -- рассинхронизация изменений текста в реальном времени работы группы, изменения буковок видны через секунд 15 после реального момента изменений, комментарии препода голосом "под руку" становятся невозможными. Как я понял, инфраструктура у Майкрософт временно не справляется с нагрузкой, и жизнь становится печальной. Будем пробовать notion+miro для группового редактирования с замечаниями препода "под руку", плюс курс будет переструктурирован в части более коротких сессий и более чётких заданий -- прямо по ходу текущего потока. Там ещё проблема в том, что 25 человек, даже по минуте внимания препода на человека -- и 25 минут занятия улетает. Технические обсуждения про MS Teams и его тормоза вот тут: https://www.facebook.com/groups/blended.learning.russia/permalink/2649856981923501/.

Вот тут у Виктора Агроскина дискуссия про исследовательские университеты и онлайн: https://www.facebook.com/victor.agroskin/posts/4164772076873885. Обсуждаются онлайн-университеты, при этом ещё и отчаянно путаются "онлайн-курсы" и "дистантное образование". В дискуссии много уважаемых педагогов и студентов из прошлого, выступающих за тёплое ламповое обучение лицом к лицу (и особенно за пьянки после занятий). Опыта собственного дистанта у большинства присутствующих нет, хотя у некоторых и есть. В любом случае, там обсуждение абстрактных университетов. Вот у меня в МФТИ две группы студентов, идут по одинаковой программе. Одна дистант (и трудно договариваться о времени занятий, посколько одни во Франции, другие на Тайване), другая оффлайн в Москве. И нетворкинг там тоже будь здоров, вы не можете представить, как всё это организовано (это организуется! в том числе и в онлайне! и менторы в проекты, взаимное обсуждение проектов друг друга, и много чего ещё). Просто начало этого перехода было лет пять назад, а не два месяца назад. Но дистант плохо масштабируем: сил требуется столько же, сколько на оффлайн-группу, но зато дистант. Вячеслав Чикин и Алан Бахчиев сильно удивятся, если им сказать, что дистант "глобально проигрывает традиционному обучению". Он глобально выигрывает. И в этом месте уже непонятно, МФТИ это дистантный вуз или оффлайновый -- и всё это стартовало задолго до коронабесия. Нельзя делать оценки будущего из понятий прошлого. Внутри этого будущего (которое у некоторых уже настоящее) всё по-другому выглядит. И МФТИ традиционный вроде как вуз. Что же говорить о менее традиционных, типа нашей Школы системного менеджмента? У нас в ШСМ вполне себе работают исследователи-волонтёры, в дистанте. Тот самый обмен помощи универу на опыт и навыки, который обсуждается в треде у Виктора. И Церен Церенов может много тут рассказать. Хотя тут не рассказывать надо (кому? зачем? что это изменит?), а просто делать.