2019

Выделение системных уровней. Пример танца.

В воскресенье с потоком курсантов "Системного менеджмента и стратегирования", а сегодня со студентами НИУ ВШЭ разбирал системный взгляд на танец -- пример системных уровней из моего учебника. Танец интересен тем, что сложней какой-нибудь железяки, но много проще какого-нибудь предприятия. И он процессный, о нём не так-то просто думать, люди плохо думают о "поведениях", выделяя в них части и целые. Зачем дополнительный разбор в аудитории? Проще представить этот танец в физическом мире вживую, а сухое текстовой перечисление системных уровней в учебнике иногда даёт инсайт и пониманиев приложениях к личным проектам и ситуациям, а иногда до этого не дотягивает. А разбор в аудитории примера многократно повышает КПД понимания идеи системных уровней, люди вдруг получают достаточно материала, чтобы думать о системных уровнях в своей деятельности.

Давайте попробуем системно описать танец, но используем рендеринг (следуя идеям из https://ailev.livejournal.com/1494762.html): описывать будем не сухую схему системных уровней, а "добавим художественности" для пущей наглядности.

В центре Москвы в одном из клубов с 22 часов 13 минут по 22 часа 18 минут играет громкая музыка, царит полумрак, и двое танцуют сальсу. Почему нам так важно указать время и место? А чтобы было понятно, что речь идёт о физическом объёкте, который существует не только в пространстве, но и во времени (ибо студенты, если речь идёт только о пространстве с квалификацией "где-то" часто от физического объекта переходят к классу физических объектов, то есть рассматривают не систему, а абстрактный объект. А абстрактный объект не занимает места во времени и пространстве и в нём нет частей-подсистем. Наш танец тем самым вполне физичен: танцующая пара занимает место в пространстве-времени, по сути она и представляет собой танец).

Врач поглядывает на эту пару и явно доволен: партнёр не хромает, и это полное счастье -- все кости, мышцы, связки и т.д. целы, этот врач недавно починил всё, что касалось анатомического уровня. Остальных это не волнует, но врача до сих пор волнует: он ищет свидетельств в танце, что мышцы-кости-связки и прочее, чем он занимался в ходе лечения партнёра, работают как надо. Вроде всё ОК. И врач уходит с вечеринки. Тут мы должны обратить внимание, что каждым системным уровнем занимаются свои роли. И если мы хотим, чтобы система работала, должны хорошо отработать все эти роли. Чтобы танцевать, нужно здоровое тело. Если тело не здорово, своим делом должен заняться врач. И врача не волнует сам танец как таковой. Партнёр движется? Движется. Ему не больно? Не больно. Он ничего себе этим движением не повредит? Не повредит. Всё, кости-мышцы-связки целы, и врач может предоставить тело другим специалистам, которые займутся другими делами, помогут собрать танец в том числе из костей-мышц-связок и всего того, чем занимается обычно врач.

Специалист по телесным практикам внимательно смотрит на эту же танцующую пару и видит функциональные органы -- мышечные ленты, которые передают движение от точки опоры (ступни) партнёра через всё его тело к руке, а затем от руки партнёрши через всё её тело к другой точке опоры, ноге. Он проверяет, нет ли разрыва в этих лентах? Не перепряжено ли где тело, блокируя эти мышечные ленты? Отдельные мышцы, кости, связки тут как глина, из которой в домах делают кирпичи. Мы перешли уже на другой системный уровень, где тело здоровое, но нам нужно поставить его под контроль сознания: если я хочу передать движение от точки опоры аж до другой точки опоры, мне нужно иметь весьма специфическое внимание к телесным ощущениям напряжения и расслабления в теле, и нужно добиться правильной структуры мышц в теле. Специалист по телесным практикам, конечно, готовит управление телом и занимается свободой сознательного движения не только для танца. Он работает и для спортсменов-легкоатлетов, и для музыкантов (пальцами шевелить при игре на музыкальных инструментах -- мышечная работа!), и для занимающихся единоборствами. Но тут он сработал для танцоров, и он доволен: тела танцоров вполне свободно двигаются и обеспечивают connection (можете поглядеть видеоролик, где очень кратко рассказывается о том, как именно уровень телесных практик ответственен -- будет ли танцор студнем, тяжёлым или лёгким буратино, или же всё-таки танцором -- https://vk.com/wall-179019873_511). Но и тут -- речь ещё не идёт о танце.

Учитель танцев смотрит, как двигаются его ученики -- принимают эстетичные позы, осуществляют мягкое ведение и чуткое следование, не теряют баланс на поворотах. Тут речь уже идёт о танцах (а не дзюдо или конном спорте), но это ещё не сальса. Этому учить долго, это общая часть для всех социальных танцев.

А дальше стоит учитель сальсы и смотрит, как переступают ногами его ученики -- смотрит он на ту же пару, в тот же момент времени, но видит её совсем другими глазами, не как врач, не как специалист по телесным практикам. Он следит за тем, как танцоры попадают в ритм музыки, перенося вес с ноги на ногу и совершая при этом довольно специфические движения танца. Это мы будем называть "базой": то, как шагают танцоры. Так, в сальсе шаг делается на нужный счёт в музыке с весом на согнутую ногу, а затем нога распрямляется. И так весь танец. Этому учат, как "базе сальсы". Этому можно учиться долго. Вот описание того, что шагать можно как в армии, одинаково на каждом шаге, а можно делать нюансы -- и в простых шагах открывается целый мир: https://vk.com/wall-179019873_401.

Но рядом стоит приезжий кубинец-сенсей, который только что провёл семинар, и он наблюдает за следующим системным уровнем: он смотрит, как танцоры исполняют фигуры его танца: крутятся куда надо, шагают куда надо. Да, все шаги делаются так, как научил танцоров их учитель танцев, это "база". А вот сенсей научил фишкам, научил лексике. Это уровень лексики танца, специфических па, которые исполняют танцоры, сохраняя базу на каждом шаге, контролируя мышечные ленты в тот момент, когда они танцуют "базу", и задействуя свой опорно-мышечный аппарат (то, на что смотрел врач) для выполнения этой базы. И всё это одновременно!

Потенциальная партнёрша стоит на танцполе и внимательно смотрит на танец в целом как последовательность фигур, цепочку лексем, собираемую в целый танец, длящийся пять минут. Она оценивает: может ли партнёр сочинить приличный танец, в котором сбалансированы все известные партнёру фигуры, есть какие-то фишки, есть какая-то композиция. Это уровень танцевального перформанса в целом, уровень композиции -- какая будет рассказана в танце история, как сочетается ритм танца с ритмом музыки в каких-то больших структурах (не на уровне одного бита, не на уровне одного движения, а на уровне музыкальных фраз и более длинных структур). Уровень композиции подробней описан тут -- https://vk.com/wall-179019873_432. И заметим, что танцем (в нашем случае сальсой) могут назвать и вот этот пятиминутный перформанс на вечеринке. По факту делает его партнёр/lead: он сочиняет эту последовательность движений и ведёт партнёршу/follow, которая танцует по его сигналам. Но можно сальсой назвать и лексику сальсы (те фигуры, которые в перформансе делают танцоры), и даже базу (тот специфический способ шагать танцевальным шагом и двигать руками-ногами-корпусом, какой принят в конкретном танце). Так, мебелью можно назвать и всю мебель квартиры, и стол со стульями, и только стул -- всё мебель, но каждый раз приходится уточнять, что имеется ввиду. С танцем то же самое: нужно уточнять: база/стиль, лексика/фигуры или перформанс/композиция имеется ввиду под словом "танец".

А рядом стоит орг вечеринки, и оценивает вечеринку в целом. Ибо вечеринка состоит главным образом из перформансов танца, их множество одновременно идёт на танцполе, и ещё они следуют один за другим. Этот орг включает в своё рассмотрение и эти перформансы, и стоящих нетанцующих партнёров и партнёрш, и диджеев, и фотографов с видеографами, и даже гардеробщиков (ибо вечеринка начинается, как и театр, с вешалки). Что обсуждается на этом уровне? Почитайте социальные сети, в которых обсуждаются танцы. Вы обнаружите, что обсуждается больше всего именно этот уровень: сколько вы танцуете или не танцуете (потому как не с кем -- не нашлось пары, или партнёрша отказала в танце, или ещё что-то произошло), какое у вас после вечеринки настроение, на какую вечеринку нужно идти, чтобы нормально потанцевать (то есть получить хорошее настроение), какая должна на этих вечеринках играть музыка, чтобы после этого нормально потанцевать, и было хорошее настроение. И так далее: психология рулит, страсти кипят, всё крутится вокруг плохого или хорошего настроения на вечеринках, и ведущими практиками тут являются психология (какие у кого тараканы в голове по поводу себя и окружающих) и социология (групповое поведение). Вечеринку танцем не назовут.

Следующий системный уровень уже не имеет тех, кто им специально занимается, но иногда какие-то орги вечеринок, или преподаватели, или даже отдельные танцоры вдруг начинают обсуждать, как они развивают танцевальную культуру конкретного танца (в нашем случае сальсы). Ибо все вечеринки плюс все танцевальные школы, плюс все танцоры, все орги и прочие причастные и составляют субкультуру танца. Как об этом думать? А вот так и думать: есть субкультура сальсы, частью этой субкультуры является вечеринка в нашем клубе в конкретный вечер, частью вечеринки является перформанс, который проходит в этом клубе с 22 часов 13 минут до 22 часов 18 минут, а этот перформанс состоит из какой-то последовательности фигур/лексики танца, которые выполняются с учётом базы (как шагать и двигать телом: в каком стиле), которая сама включает в себя технику танцевального (а не спортивного) движения, которая включает в себя телесную работу мышечных лент, которая включает работу опорно-двигательного аппарата. Всё это одновременно, но вот изготавливают каждый из помянутых объектов разные деятельностные роли -- в обратном порядке это были врач, специалист по телесным практикам, учитель танцев, учитель сальсы, заезжий сенсей, партнёр, орг вечеринки сальсы/сальсатеки и отдельные деятели/развиватели субкультуры сальсы.

Дальше идёт субкультура социальных танцев в целом, но мы не будем её рассматривать, ибо трудно представить себе людей, которые занимаются развитием социальных танцев в целом, поддержанием этой субкультуры. В каждой песочнице субкультуры отдельных танцев есть люди, радеющие за развитие танца (три системных уровня называли танцем, помните?), и развитие уровня вечеринок и субкультуры в целом. А вот радеющих за все песочницы -- нет. Мало кто озабочен тем, чтобы было больше разных танцев, больше разных вечеринок, чтобы расцветали сто танцевальных цветов. Хотя что это я? Например, я озабочен. Субкультура социальных танцев интересует мультидансеров, которым мало вечеринок одних танцев и общения в рамках субкультуры одного танца. Вот их и интересует мир социальных танцев как таковой -- все вечеринки всех социальных танцев, все школы всех социальных танцев, все орги всех социальных танцев, все информационные ресурсы (чаты, форумы, группы в соцсетях, тематические вебсайты и т.д.) и всё-всё причастное.

Есть ли уровни выше? Конечно. Например, уровень танцевальной культуры в целом (включая бальные танцы, сольные танцы и т.д.). Хотя трудно представить людей, которые профессионально занимаются танцевальной культурой в целом. А системные уровни ниже анатомического/медицинского есть? Конечно! Например, биохимики могут заниматься биохимией работы мышц, которые чинит врач.

Особенность системного рассмотрения в том, что всё это существует в момент эксплуатации целевой системы (а у нас это перформанс танца сальсы в одном из клубов) и должно рассматриваться одновременно -- но разные роли вокруг целевой системы рассматривают что-то в этой целевой системе на своём системном уровне. Знание разных системных уровней позволяет организовать дело по проектированию и изготовлению систем. Производитель кирпичей берёт глину, изготавливает кирпичи. Каменщик изготавливает из кирпичей стену. Прораб из стен изготавливает здание. Застройщик из зданий изготавливает целый квартал. Архитектор города из кварталов делает город. Это всё системные уровни: разные люди работают с городом на разных системных уровнях -- кто с городом как целым, кто со зданиями города, кто с глиной кирпичей города. Хотя по системным уровням от города это уже так далеко, что фраза "глина кирпичей города" уже не звучит -- осмыслены подобные фразы, где упоминаются смежные системные уровни. Глина кирпичей или здания квартала.

А что можно сделать, если вот так думать про город и его системное разбиение, вот так думать про танец и его системное разбиение? Первое же, что можно сделать -- это поручить изготавливать танец (а именно -- научить танцоров) не одному человеку, а целой бригаде людей, профессионально выполняющих роли врача, специалиста по телесным практикам, учителя, сенсея, психолога (который будет править мозг участника вечеринки, чтобы не страдал три дня после какого-то отказа в танце -- ибо это страдание от одного отказа может легко перебить всё удовольствие от десятка перформансов/композиций). Собственно, мы так и сделали: мы начали учить социальному мультидансу (уровень телесной практики, уровень танцевального движения и уровень базы для избранных семи танцев), задействовав пару специалистов по этим трём уровням -- https://system-school.ru/multidance. И что получили? Поскольку мы понимаем, что мы делаем, то мы получили скорость обучения примерно впятеро выше, чем в среднем по другим школам танцев. Подход чисто инженерный. Вот, например, короткий курс, в котором двое специалистов (телесник и специалист по танцевальному движению) ставят ведение-следование в социальных танцах: https://system-school.ru/connection. За шесть часов работы удаётся сделать больше, чем за полгода занятий в студии танца "как обычно". При этом на этом курсе все шесть часов не звучит музыка! Зачем? Тренируется главным образом специфическая телесная техника в ведении-следовании, два тесно связанных между собой уровня танца. И заодно развеиваются мифы о том, что нужно "почувствовать друг друга", "познать сложный мир взаимоотношений мужчины и женщины" и т.д.. Это всё оставьте уровням композиции (где нужно рассказывать танцем эмоциональные истории), уровню вечеринки, уровню субкультуры. А тут чисто инженерная работа -- и это ещё до конкретного танца, до уровня базы, где начинается конкретный танец!

Системные уровни хороши как раз тем, что позволяют обсудить: кто что делает, и что можно не делать, и что нельзя не делать. Всё это будет разложено по полочкам, и сверхсложное станет более простым. Город можно обсуждать как состоящий из кварталов/зон застройки, кварталы как состоящие из зданий, здания как состоящие из стен, и никакого винегрета типа "кварталов из стен". С городом просто понимать, правда? С танцем -- сложней. А если нужно разобраться с предприятием, то это будет ещё сложней, чем с танцем. Но разобраться будет можно, и мышление о предприятии будет тем же самым: разные системные уровни, которыми занимаются разные роли. В этом и прелесть системного мышления: один раз понял, а затем используешь для всех систем, которые тебе встречаются.

Онлайн-курс системного мышления, где всё это обсуждается менее художественно и более подробно: https://system-school.ru/sm2019.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10217454380125475
2019

Онлайн-курс "Системное мышление 2019" опубликован

С сегодняшнего дня онлайн-курс "Системное мышление 2019" доступен для всех желающих по цене 1000руб (более чем втрое дешевле, чем на курсере): https://system-school.ru/sm2019. Курс содержит все 11 разделов (150 подразделов) учебника "Системное мышление 2019", дополнительные материалы (текст учебника одним файлом, книгу "Визуальное мышление. Доклад о том, почему им нельзя обольщаться"), а также 30 заданий со 173 кейсами в них, для проверки ответов на вопросы к которым приведены 897 вариантов авторских ответов. На странице курса приведено его содержание (оглавление учебника, в котором прописаны в том числе и задания). Название курса сделано по образу и подобию программных продуктов: по году выпуска основной версии (без учёта апдейтов). У нас это год выпуска учебника, это был июнь 2019 года.

Почему мы сделали новый курс, а не продолжаем развивать старый курс 2018 года на курсере (он остался вот тут: http://www.systemsthinkingcourse.ru/)? Курс на курсере:
-- устарел, ибо он был сделан по старому учебнику 2018 года, а в июне 2019 года вышел новый учебник (https://ailev.livejournal.com/1479838.html -- и в посте написано, где его взять), с новой улучшенной терминологией и дополнительными разъяснениями.
-- формат проверки ответов на вопросы кейсов уникальный, такого формата нет не только в курсере, но и в других нам известных учебных платформах. Поэтому нам пришлось разрабатывать платформу самим.
-- наш курс вы будете проходить сейчас в удобном для вас темпе (self-paced), а в курсере вы зависите от качества ваших "онлайн сокурсников" (они оценивают ваши работы в меру их понимания материала, и не всегда эта мера высока) и скорости их прохождения курса (вы можете пару недель не учиться и ждать всех остальны, ибо некому будет проверить вашу работу).
-- курсеровские видео по факту стимулировали студентов не читать учебник, что приводило к не слишком хорошим результатам в учёбе. Сколько ни говори, что тамошние видео это краткий и неполный пересказ содержания учебника, это не помогало: ленивые студенты смотрели видео "по диагонали" где-нибудь в метро, а потом демонстрировали полное непонимание материала. "Мотивирующий характер видео" мы признаём, но нехорошо вместо того, чтобы реально учить, просто "мотивировать на обучение". У нас должен быть не "мотивирующий курс", а "учебный курс". Новый курс -- сразу учебный.
-- наш курс более чем втрое дешевле курсеровского, но даже при этом у нас появляются деньги на развитие курса и его рекламу. Курс на курсере административно очень трудно менять (мы не можем влиять на содержание курса, рекламы курса в курсере не ведётся, денег на развитие и сопровождение курса нет, роялти авторам нет -- так что у меня нет ни возможностей что-нибудь там по-крупному менять, ни ресурсов на эту работу).
Мы считаем, что курс может быть пройден примерно за 60 часов работы. 20 часов первое прочтение текста, 20 часов решение кейсов, 20 часов второе прочтение текста -- и это второе прочтение после попыток решить кейсы оказывается много продуктивней первого! Дополнительная литература остаётся за пределами обязательной программы курса, она именно дополнительная. Помним при этом, что в учебнике 234 ссылки на литературу, речь не идёт только о дополнительной приложенной прямо в курсе книжке по визуальному мышлению.

Много ли это -- 60 часов? Это месяц по два часа в день, два месяца -- по часу в день. Меньше часа в день -- будете забывать больше, чем уже освоили (подробней см. в тексте "Как зажечь мастерство", https://ailev.livejournal.com/1130190.html).
Мы продолжаем поддерживать чат для проходящих курс на курсере, там сейчас почти полторы тысячи человек -- https://t.me/systemsthinking_course. Но в этом чате мы уже поддерживаем новый материал курса.

Есть ли что похожее на Западе? Да, по факту курс представляет собой некоторую компиляцию содержания современных (выпущенных в 2015 году или позже: помним, что международные стандарты обновляются каждые пять лет) системноинженерных и менеджерских стандартов, излагающих отдельные части системного подхода. Эти части были гармонизированы между собой и переведены на русский язык. То есть это не "авторский подход А.Левенчука", а изложение современного (не путать с прошлым веком!) системного подхода в современной терминологии (все переведённые английские термины в курсе сохранены, равно как даны ссылки на первоисточники).

На что не похож курс? На учебники системного мышления для менеджеров, выпущенные в конце 20 века. Не забываем, что прошло уже 20% от 21 века, и у нас приведён современный вариант системного мышления, который уже довольно сильно отличается от "общей теории систем" и "системного анализа", популярных в конце прошлого века. В системной инженерии системное мышление применяется для борьбы сложностью в проектах, где сложность растёт ежегодно, и вариант системного мышления 2019 года из промышленных инженерных и менеджерских стандартов довольно сильно отличается от хорошо известных старинных его академических вариантов.

Все задания курса (сейчас их тридцать, в каждом по несколько кейсов) мы можете выполнять сколько угодно раз, редактируя ваши ответы. У нас нет проверки "на экзамен", или "на сертификат". У нас задания -- это тренажёрная, а не экзаменационная часть курса. Задача не проэкзаменовать, а дать "набить руку" в использовании терминологии системного мышления. Вы даёте ваши ответы и их обоснования (да, в заданиях мало дать ответ как в тексте, нужно ещё написать осбоснование ответа), а потом смотрите авторские ответы и обоснования. И это можно делать сколько угодно раз, исправляя ошибки. На результатах курса ошибки не сказываются: сертификат вы получите, когда вы выполните все задания курса, вовсе не обязательно безошибочно. Более того, мы гарантируем, что у вас будут ошибки (плох тот тест, который всегда проходится безошибочно!). В предлагаемых нами вариантах ответа предусмотрено множество ловушек (мы использовали принцип concept inventory, https://ailev.livejournal.com/1197467.html). Если вы попадаетесь в эти ловушки, значит вам нужно бы ещё раз прочесть учебник и повторить попытку ответа. Хотите учиться -- будете учиться, хотите просто сертификат -- получите сертификат о прохождении курса без обучения, нам не жалко. Курс мы делали не для того, чтобы проводить экзамены и выдавать электронные бумажки, а для того, чтобы люди могли учиться -- и оценивать собственный прогресс.

Крайне рекомендуем записывать ваши обоснования ответов:
-- вам может показаться, что вы знаете обоснование. Но когда вы попытаетесь обоснование записать, окажется, что вы забыли термины. Или не можете сформулировать мысль (придётся почитать учебник). Или сыграли по факту в угадайку, имея только "ощущение обоснования", а не конкретные мысли обоснования -- и когда появится авторский ответ, он всегда совпадёт с вашим "ощущением", но знания и осознанности это не прибавит.
-- это как шахматная доска: у вас в голове может быть много разных ходов, но на доске отразится только один из них. Затем вы можете поглядеть на авторский вариант хода и подумать над различиями, глядя на эту доску, а не наблюдая постоянно меняющееся и смутное содержание вашей гловы "внутри головы". Мы даём вам тренажёр-экзокортекс, помогающий осознать уровень вашего понимания учебного материала.
Видео мы не планируем. Опыт курса на курсере показал, что видео носит характер "мотивирующий", но не даёт достаточных знаний. Большинство проходящих курс смотрят только видео (часто очень невнимательно, где-нибудь в метро), "мотивируются", но знаний не получают. А вот кто читал учебник, который тоже входил в состав курса, и решал задачи, у тех со знаниями было много лучше. Мы не хотели делать "мотивирующий курс", мы хотели делать "учебный курс". Поэтому наш курс вряд ли будет вас "мотивировать на изучение системного мышления", но у него есть шанс вас этому мышлению научить. Пишу в этом посте об этом второй раз, ибо просьба "дайте видео, разучился читать книжки" -- самая частая.
После прохождения курса у вас есть выбор (большинство этих выборов упомянуты на главной странице сайта Школы системного менеджмента, :
-- ничего не делать, применять полученные знания в своих проектах.
-- прочитать учебник ещё раз (гарантируем: будете читать, как в первый раз! Узнаете много нового!).
-- если не получилось сходу освоить курс по учебнику и задачам (материал показался слишком сложным), пройти материал курса с преподавателем, это курс "Системный подход в менеджменте и инженерии", https://system-school.ru/base (там одна из задач курса как раз "разобраться с учебником А.Левенчука").
-- взять менторство, чтобы написать и защитить эссе по курсу, пользуясь поддержкой преподавателей Школы (https://system-school.ru/mentoring)
-- пройти курс "Онтологика и коммуникация 2020", чтобы лучше понять содержание курса системного мышления (терминология и содержание этих курсов согласованы): https://system-school.ru/united
-- пройти кругозорный курс "Системный менеджмент и стратегирование 2020", для которого требуется предварительное знакомство с содержанием онлайн-курса "Системное мышление 2019" -- https://system-school.ru/sms.
-- пройти курс "Системная инженерия", для которого тоже предварительно требуется знакомство с содержанием онлайн-курса "Системное мышление 2019" -- https://system-school.ru/engineering
-- прийти на курс "Социальный мультиданс" https://system-school.ru/multidance и убедиться, что системное мышление с успехом используют не только в менеджменте, инженерии, предпринимательстве, но и для таких неклассических систем, как танец. И именно использование системного мышления даёт возможность учиться танцевать примерно впятеро быстрее, чем при традиционном обучении парным танцам. Универсальность и мощность системного мышления сильно недооценены.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10217440648142184, ВКонтакте -- https://vk.com/wall2449939_2601
2019

lytdybr

Максим Цепков в https://vc.ru/hr/103212-omg-essence-i-okr-mnogofokusnoe-vedenie-proektov-i-biznesa-v-celom поминает наше активное использование OMG Essence, а вот тут я отвечаю, что изменилось за последнее время (и что не отражено в той статье): https://www.facebook.com/mtsepkov/posts/2773930499330553?comment_id=2773941865996083&reply_comment_id=2775461055844164 (и там довольно многабукофф про то, что мы сделали с OMG Essence в части адаптации к системной инженерии, четыре ссылки на материалы, а ещё диаграмма системной схемы проекта -- чтобы можно было сравнить с оригинальной диаграммой из OMG Essence).

Пост про то, что студенты сегодня не хотят учиться, но их при этом не выгоняют из вузов (скорее уж преподов выгонят, чем студентов!) получил неожиданно большой резонанс: только в фейсбуке у него за пять дней набралось 176 лайков, 47 перепостов, 131 коммент -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10217353875532923. А ещё ЖЖ, мой блог в телеграме, много личных сообщений в мессенджерах. Из комментов выяснилось, что эта ситуация мне не привиделось, работающие преподаватели (а ещё некоторые недавно уволившиеся из вузов именно по этой причине) это подтверждают. Конечно, есть и возражения к занятию жёсткой позиции "если ленишься учиться -- вылетай из вуза", но их явно немного, и они несущественные. Я очень рад, что оказался не одинок. Заодно переделал на новую терминологию и годичной давности пост про то, что сыпятся студенты часто даже не на самом системном мышлении, а на онтологике. Этот пост тоже всплыл в дискусии, и там продолжились лайки и перепосты (которых тоже было немало): https://ailev.livejournal.com/1465753.html

Посетил зимний форро-фестиваль (https://vk.com/forrowinter), на нём взял шесть часов мастер-классов, а потом пошёл на последнюю вечеринку и афтепати и там вполне полноценно танцевал форро от звонка до звонка. Так что я теперь по факту не только кизомбейро, но и форрозейро. Хотя мне там иногда и замечают, что моё ведение немного странное -- но уверяют, что в каком-нибудь штате Бразилии вполне могут вести примерно так же, и само ведение вполне понятно и уверенно (хотя и непривычно: скажем, где партнёрша ожидает поворота налево, я вполне могу повернуть её направо -- она, конечно, идёт куда показано, но удивляется). И это после шести часов занятий, и где-то трёх часов занятий полгода назад на осеннем фестивале! Для меня это свидетельство того, что я таки приобрёл некоторый танцевальный интеллект: быстро разобрался с новым танцем (про интеллект как умение разобраться с чем-то новым, которое незнакомо не только ученикам, но и их преподам см. https://ailev.livejournal.com/1498481.html. Танцевальное мышление при этом -- функция/поведение такого интеллекта). Это и есть преимущество мультидансера: не несколько десятков месяцев в освоении каждого нового танца, и не несколько десятков дней, а всего несколько дней -- и уже можно получать удовольствие на вечеринках. На этом же фестивале был и наш выпускник (2.5 месяцев обучению мультидансу), и он тоже танцевал там на вечеринках -- и нормально получалось! При этом форро в программе курса мультиданса не было, так что тезис о том, что мы даём танцевальный интеллект получил своё подтверждение.

В эти дни (поскольку уж попал на бразильский фестиваль) слушаю много бразильской музыки, получаю огромное удовольствие. Напоминаю про существование уже более полутысячи выпусков двухчасовых подкастов по бразильской музыке -- Caipirinha apperciation society, "Brazilian music beyond the clichés", https://cas.podomatic.com/. Слушаю их десятки лет уже, вот я писал об этом ещё в 2009 году: https://ailev.livejournal.com/661683.html (и хуже они не стали!).

Интересуюсь обучением ритмике, в том числе в танцах. Уже написал штук пять текстов на эту тему, последний с некоторыми идеями того, чему и как учить вышел три дня назад: https://vk.com/wall-179019873_505.

Сегодня было опубликовано видео того редкого момента, когда на курсе "Connection в социальном мультидансе" 23 января 2020 года работают одновременно два преподавателя (Ирина Парамонова и Антон Климат) и методолог (Анатолий Левенчук). Это длилось 9 минут 30 секунд, примерно 2.5% от всей длительности шестичасового курса. Видео интересно тем, что на нём повторяется содержание довольно большого куска курса (повторение — мать учения!): чем отличается тело-студень от тела тяжёлого буратино и от тела лёгкого буратино (буратино только потому, что он "перетянут"), и как это влияет на мягкое ведение и чуткое следование. Вот: https://vimeo.com/388207799. Обычно же вся моя методологическая работа происходит не с учебными группами, а с выходом в виде письменных материалов. Смотрите их, как обычно, вот тут: https://vk.com/buffdance. А кто хочет испытать это всё на собственной шкуре (то есть получить танцевальный интеллект и научиться танцевать), идите вот на этот курс, он начнётся с 18 февраля 2020: https://system-school.ru/multidance.

Мой любимый пример по AI в презентациях -- это искусственный интеллект как юрист. Вот, Мегафон начал торговать своим искусственным юристом, https://www.cnews.ru/news/top/2020-01-29_novyj_servis_megafona, обещают освободить операционный персонал от задач, занимающих 70% их времени. Конечно, МТС тоже торгует искусственными юристами, а Билайн пока не торгует, но робот-бухгалтер у него есть. Так и запишем: поисковики занимаются таксистами, операторы мобильной связи -- юристами. Страшно представить, чем займутся розничные сети -- не угадаете ведь!

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10217406581010527
2019

Образование для образованных: исследования 2020

Наша Школа системного менеджмента занимается образованием для образованных. Мы поднимаем уровень интеллекта наших выпускников за счёт обучения их трансдисциплинам. Интеллект -- это скорость, с которой наши выпускники справляются с новыми ситуациями, которые не были предусмотрены ни ими, ни нами (преподавателями). То есть мы готовим наших выпускников к неопределённой деятельности в неопределённом будущем, подробней про интеллект и наш подход к его усилению см. в https://ailev.livejournal.com/1498481.html

Мы не трогаем интеллект самого низкого врождённого уровня (пусть им занимаются генные инженеры), но даже очень крутые по их полностью биологическому интеллекту необученные дикари -- тупы, они болваны (в смысле болванок, из которых потом будут изготовлены на станке детали). Мы из этих болванов-дикарей готовим образованных людей с высоким уровнем интеллекта, используя уж тот врожденнёй интеллект, какой есть. Делаем мы это за счёт обучения не сразу прикладным возможностям, а широким способностям, которые нам дают трансдисциплины. Вот наши трансдисциплины, как мы их сейчас понимаем:
-- функционально-ориентированное сознание. Мы собираемся заниматься постановкой функционально-ориентированного сознания как присмотром за вниманием с выходом на причинность. Трансдисциплины наши представляют собой иерархию теорий (а поскольку мы говорим о практиках, то мы ещё и даём инструментарий для поддержки этих теорий), поднимающих уровень осознанности. Отдельные трансдисциплины дают возможность замечать в жизни важные объекты, соответствующие понятиям/концептам state-of-the-art представлений о деятельности человека и его машинного и компьютерного окружения. Про системную осознанность -- https://ailev.livejournal.com/1487672.html, киборгизацию в рулении вниманием -- https://ailev.livejournal.com/1488271.html, стандартную теорию сознания см. в "Фронтир фронтира: интеллект, причинность, внимание и сознание в тематике AI в 2020", https://ailev.livejournal.com/1498998.html. В спецлитературе по когнитивистике это называется "понятия, основанные на цели" и речь идёт о низкоуровневых механизмах работы мозга. Мы "понятия, основанные на цели" переводим как "функционально-ориентированные понятия" (функция -- это поведение для какой-то цели, с каким-то назначением). Так что рабочее название нашей исследовательской темы -- "понятие функциональности и функциональные понятия в когнитивной поведенческой инженерии" (это та же cognitive behavioral therapy, только не терапия, а инженерия -- мы работаем со здоровыми, а не лечим больных), дальше выход через понятие функции/назначения/прагмы на причинность. Это ступенька, которая лежит между врождённым/естественным интеллектом и онтологикой с коммуникацией. Ибо курс онтологики и коммуникации получается слишком трудным: мало иметь хорошо подвешенный язык и внимательные ушки, это внимание должно быть специфически организованным. Вот поглядите, например, на речь человека, у которого отсутствует функционально-ориентированное внимание при прочих больших достоинствах (это речь Володина в ответ на вопрос Елизаветы Фохт из BBC): https://www.facebook.com/oleg.kashin/videos/10157987825238112/. Вот сначала нужно иметь функционально-ориентированное сознание/осознанность, и только после этого можно освоить онтологику и коммуникацию. Иначе у вас будет "литература потока сознания на выходе, равно как и неуправляемый и нефильтруемый "поток сознания" на входе. И никакой возможности освоить с так устроенным сознанием и "бесхозным" вниманием и понятийной работой онтологику, системное мышление и т.д.. Нужно думать, выделять ли тут телесную работу в отдельный уровень: в напряжённом теле внимание рассеивается, поэтому начальную голову/поток внимания в сознании нужно направить на поиск лишнего напряжения: тело должно быть расслабленным, внимание сконцентрировано,а сознание должно за этим прислеживать.
-- онтологика и коммуникация, содержание уже сформулировано, курс уже идёт (https://system-school.ru/united -- смотрите программу курса на этой странице), следующий поток уже будет переведён на blended learning (то есть мы готовим онлайн-курс с объяснениями и тренажёрными задачами, а с преподавателями будет больше практики). Сегодня содержание курса хорошо доступно людям, удерживающим функционально-ориентированное осознание, а вот для всех остальных потребуется курс предыдущей ступени.
-- системное мышление, содержание его мы уже имеем в виде онлайн-курса (публичным курс станет через два-три дня -- https://ailev.livejournal.com/1502321.html), а вот содержание трансдисциплины было сформулировано в вышедшем в июне учебнике "Системное мышление 2019", https://ailev.livejournal.com/1479838.html. На этом же уровне -- вычислительное мышление, но пока там некоторый интеллектуальный застой (см. постановку задачи на создание курса в июне 2019 года, https://ailev.livejournal.com/1477090.html). В системном мышлении и вычислительном мышлении интересное направление для размышлений -- systems priors в representation learning = systems deep learning, постановка задачи в https://ailev.livejournal.com/1500914.html.
-- самые разные "кругозоры": менеджерский, инженерный, предпринимательский и по разным другим дисциплинам (от здравоохранения до правоохраны). Тут обширный ряд исследовательских планов: начиная от исследований по текстовому варианту современной MBSE (в курсе системной инженерии нужно сразу моделировать! поэтому помним о SysMoLan https://ailev.livejournal.com/1443879.html и https://ailev.livejournal.com/1488488.html, а также замечание Вячеслава Мизгулина о текстовом варианте OPM https://www.facebook.com/viacheslav.mizgulin/posts/2668437959876974) заканчивая перезапуском курса лидерства на базе обновлённых курсов инженерии предприятия (оргместа оттуда) и коммуникации (убалтывать людей играть роли -- убеждающая коммуникация). Конечно, нужно продолжать обсуждать тему продвижения, без этого не сдвинется с места предпринимательский блок.

Прикладными же курсами мы не будем заниматься: если человек не тупой (а мы занимаемся именно выпуском не тупых, строим конвейер по выпуску образованных/умных, умеющих думать), то он сумеет воспользоваться многочисленными курсами, учебниками, статьями и т.д. по прикладным дисциплинам. Мы занимаемся обучением трансдисциплинам, чтобы все эти прикладные дисциплины были как на ладони, могли бы быть легко отмоделированы.

Задача наша, конечно -- захват мира, не меньше ))) Мы хотим, чтобы на глобусе было побольше умных людей с высоким интеллектом. Увы, субкультуры ценности интеллекта у нас нет. Субкультура любителей классической музыки есть, любителей астрологии есть, а вот субкультуры ценности интеллекта -- нет. Вроде как само собой разумеется, что умным быть лучше, чем глупым, но нет никакого общественного движения, формулирующего свои цели и уточняющие то, что это значит "быть умным" (иметь высокий уровень интеллекта) и как получить эту умность в результате образования (осёдлым земледелием, а не просто охотой и собирательством случайно появляющихся интеллектов). Наиболее близка к нашему подходу культура просвещения, но вот в просвещении несут знания, что не совсем то, что мы делаем: мы несём не знания, а учим интеллекту, делаем умными. Мы несём не любые знания, и наши знания не пассивны, это не культура "учёных", а культура деятелей.

Мы будем моделировать стек трансдисциплин, включающих и уровень субкультуры (входящий в большую культуру) по образу и подобию того, как мы моделируем художественные культуры, например, культуру социальных танцев. Там мы выделяем следующие системные уровни в танце (https://vk.com/wall-179019873_432 -- в этом тексте приведён пример описания уровня перформанса, системное мышление отлично работает и с таким сложными объектами как социальный танец):
— [анатомия и физиология: за пределами рассмотрения]
— мышечная работа (ленты, держащие тело)
— танцевальное движение (общая часть для всех танцев)
— танцевальный стиль (база)
— танцевальный стиль (лексика)
— танцевальный перформанс (импровизация на танцполе: один или несколько треков), композиция
— вечеринка в целом
— субкультура социальных танцев
— [танцевальная культура, включая и сольные, и групповые танцы: за пределами рассмотрения]

Тут мы тоже можем рассматривать социальный танцевальный интеллект, как умение быстро за счёт этих всех танцевальных трансдисциплин освоить социальный танец, о котором на момент обучения не знают ни ученики, ни преподаватель. Танцор, когда он танцует, может быть описан для любого момента времени на всех этих уровнях: это и есть системность как противоположность редукционизму как рассмотрению причинностей на одном из этих уровней.

Вот мы мышление (мышление -- это работа интеллекта) рассматриваем точно так же на стеке трансдисциплин, и тоже будем достраивать до уровня проектов (аналог уровня перформанса в танцах), предприятий (уровня вечеринок в танцах), субкультуры умности/сильного мышления/высокого интеллекта/образованности (уровень субкультуры социальных танцев).

А затем использовать опыт продвижения, накопленный различными субкультурами (подход: когда опыт деятельности или мышления, накопленный на работе в одном предмете, переносят на другие предметы).

Так и победим. Пока ставим скромную задачу: перейти от обучения сотен людей к единицам тысяч. Вырасти вдесятеро. Это тоже исследование, но исследование более высокого уровня, уровня создания/поддержания субкультуры.

Поскольку разными системными уровнями обычно занимаются разные люди, то сразу понятно, что всё это задачи для большой коллективной работы, и нужно заниматься ещё и организацией. Ей и займёмся. Мы школа системного менеджмента, мы организационной работы не боимся.

Все эти вопросы будем обсуждать как на моём курсе "Образование для образованных" (современное его состояние я откомментировал в https://ailev.livejournal.com/1502184.html, но до 1 февраля, когда начнётся курс, я ещё подкручу слайды с включением материала этого поста), так и на конференции "Прикладное системное мышление" 21-22 марта 2020 (https://ailev.livejournal.com/1501691.html).
2019

Контринтуитивные моменты "Системного менеджмента и стратегирования"

В воскресенье 2 февраля 2020 я начинаю уже семнадцатый поток "Системного менеджмента и стратегирования" (https://system-school.ru/sms). В этот раз первая же новация -- это доступ к онлайн-курсу "Системное мышление 2019", где кроме текста учебника (150 подразделов) и дополнительных материалов (например, книжка "Визуальное мышление") есть 30 заданий со 173 кейсами, для вопросов к которым есть 897 вариантов авторских ответов -- и там много ловушек мышления, которые заставляют задуматься и обратить внимание на недопонятое содержание учебника. По факту, первые два-три дня курс идёт в режиме blended learning: новый материал и терминологию курсанты осваивают сами, а мы занимаемся на занятиях привязкой материала к жизни.

По опыту предыдущих потоков, наиболее контринтуитивными в шесть дней курса являются следующие моменты:

1. Отличия роли от человека, от должности, связь роли с практиками, интересы и предпочтения ролей как идущие из культуры (безличные!), а не от людей. Вот этот отрыв от людей и их психологии, должностей и их полномочий -- он очень, очень контринтуитивен. К нему приходится привыкать. Результат? Курсанты через месяц после начала курса начинают сообщать за кофе и на обеде (почему-то хвастаются они не на занятиях, а в кулуарах) -- "я со всеми договорился". Роли -- это очень контринтуитивный материал. Сначала не понимаешь, потом видишь роли других людей и можешь влиять на то, чтобы они их честно играли, потом видишь свою роль (сначала не видишь, но тебе её подсказывают), потом можешь действовать сам из роли (самое трудное -- удерживать свою роль).

2. Материальность целевой системы оказывается взрывом мозга: большинство приходящих на курс много работают с описаниями, с софтом, и с материальностью целевых систем у них проблемы. Людей, работающих с описаниями недаром выносит из инженеров на менеджерские позиции! Отчёты, проекты, концепции, софт -- это их всё, внутри они часто аналитики -- им даже в голову не приходит, что задача проекта поменять мир, а не описать его. Если не менять мир, то проект можно не делать! У менеджеров и предпринимателей огромная проблема -- это сдвинуть их внимание на целевую систему с обеспечивающей. Огромная трудность -- это честно дотянуть мысль до изменяемой части материального мира и найти связанные с материальным миром внешние проектные роли. При этом нужно учесть ещё и командную работу: чтобы отличить целевую систему от своей. Но и своя система должна быть материальна! Мы просто рассматриваем рабочие ситуации курсантов, это занимает день или даже два. И каждый раз оказывается, что целевая система появляется в речи на пятой минуте разговора, но окончательное понимание иногда наступает по ней минут через сорок разговора, но иногда и на пятый день курса. В любом случае, выявление целевой системы и их системы для большинства курсантов даётся сильной ломкой мозга, это выявление очень контринтуитивно.

3. Ещё одна трудность -- это различие функций, функциональных частей системы, сервисов и модулей/конструктивных частей. Особенно жалко архитекторов (а их обычно приходит парочка): они всё понимают, это их основная работа, но они путаются отчаянно и от этого страдают. Все остальные путаются и не страдают, но постепенно привыкают все. Моя основная задача -- это объяснить, для чего это всё нужно. Нужно для того, чтобы перебирать разные конструкции для более-менее стабильно определённой функциональности системы. Какой системы? Вот в этом и компактность мышления: и целевой, и нашей, и надсистемы, и систем в окружении, и систем в обеспечении. После того, как научаемся говорить о функциях и функциональных элементах -- жизнь налаживается, архитектурные решения становятся внятными, требования становятся требованиями. Но возиться с этим "функциональное против конструктивного" приходится довольно долго -- на это уходит где-то день. Важным тут является работа с именованием систем: все эти отглагольные существительные, определение ведущей функции и прочие тонкости, описанные в учебнике. Заодно учимся отслеживать отношения часть-целое -- отдельно для функциональных частей, отдельно для конструктивных.

4. Пару дней мы крутим понятие практики. Люди очень плохо работают с практиками, у них в головах роли (играемые конструктивными частями систем в обеспечении -- людьми) ещё как-то представляются (мы же это проходим в самом начале курса), а вот деятельность этих людей, да ещё и с использованием технологий уже непредставима. А поскольку весь системный менеджмент да и стратегирование тоже -- это просто набор практик, то у нас в мышлении оказывается беда. И мы тратим пару-тройку занятий на то, чтобы как-то наработать использование понятия практики в мышлении. Через три дня обычно уже затруднений в этом понятии нет. Про предприятие мы думаем прежде всего как о наборе практик (а не как об оргструктуре), основной архитектурный вопрос предприятия -- это назначение оргзвеньев на практики. Если ты можешь мыслить про оргзвенья, а про практику не можешь мыслить -- то ты не можешь принять архитектурные решения по вверенному тебе предприятию. То есть ты не можешь быть организационным менеджером. Вот наш курс и решает эту задачу: вбивает в мозг понятие практики. Основной результат этого курсанты проговаривают как "у меня в голове весь этот менеджмент разлёгся по полочкам". То есть становится понятным, что там за практики и как эти практики связаны друг с другом. Если не понимаешь, что такое практика -- то непонятно, что там за практики (что это!?) и как это "нечто" связано друг с другом.

5. В части операционного менеджмента мы не тратим много времени (даём правильную "постголдратовскую" литературу, прежде всего книжку Reinertsen) и дальше всё становится понятно. Но перед этим приходится делать интервенцию весьма и весьма контринтуитивного понимания разницы между проектным, программным, процессным, кейс менеджментами. Ключевым примером тут я даю обычно простукивание баристой молока в капучинаторе -- это проект, программа, процесс, кейс?! Контринтуитивно тут то, что простукивание в материальном мире -- ничего из этого, а проект, программа, процесс и кейс это наши разные описания! Вопрос "проект это или процесс" -- неверный сам по себе! Разные роли просто по-разному описывают одно и то же, ибо интересы их разные. Когда вот это "описывают по-разному одно и то же" усваивается группой, тогда вся литература по менеджменту становится понятно как употребимой и отношение к вечным дискуссиям по поводу разных "управлений" становится правильно скептическим. Но это да, контринтуитивно, и пройти этот момент не удаётся без чуть ли не циркового представления, которое я устраиваю на занятии, грохоча чашкой по столу и бегая по позициям разных ролей ногами. Дальше всё просто: в мире люди что-то делают, но другие люди в своих ролях используют те или иные разные описания этого делаемого -- описывают как разные практики! И понятие практики (и дисциплины в ней) становится в мозгу более операционным, религиозный фанатизм приверженца какого-то конкретного "управления" у курсантов утихает.

6. В теме развития и совершенствования главный момент -- это разъединить разговор об организационном менеджменте как организации предприятия-машины и разговор о лидерстве и все связанные с этим психологизмы. Эта же тема взгляда на предприятие как на (бездушную, исполняемую ролями) машину, проектируемую инженерами и отдельно на лидерство как практику назначения людей на роли (а роли исполняют практики), и практику ролевого мастерства, исполняемую назначаемыми на роли людьми -- она крайне важна. Вот эти психологические мухи отдельно и инженерные котлеты отдельно в организационной работе -- это основа основ. А ещё важнейшим контринтуитивным моментом является последовательность действий по шагу развития предприятия. Мы подробно это рассматриваем (и это один из немногих авторских моментов курса: основан на моей тридцатилетней консалтинговой практике консультанта по оргразвитию). Самое контринтуитивное -- это понять, почему всё это развитие такое долгое. У нас на первой конференции по прикладному мышлению несколько докладов были на тему "пропитка -- это и впрямь долго", и вот это понимание того, что развитие не быстро -- оно очень контринтуитивно. Предприятие не ракета, людям не скомандуешь: "вот чертежи, по которым вы должны работать, приступайте". Вот понимание того, как меняется предприятие, как оно делает шаги развития -- вот это требует некоторого времени, это мы и обсуждаем.

7. Довольно контринтуитивно, что правильный менеджмент -- он цикличен, мы даём циклы Бойда, Шухарта-Деминга, POOGI, циклы стратегирования (переход от стратегии к стратегированию) и цикл из Lean Startup. Циклы не случайны. Циклы нужны. Если в вашей работе ничего не повторяется, то вы что-то делаете не так. В теме стратегирования самое контринтуитивное то, что стратегии не работают. Рецепта счастья нет, "не быть лохом" -- это вовсе не иметь гарантированно выигрышный план. Переход к стратегированию, циклы, невозможность "решить проблему" (ибо в эволюционный цикл входит и изменение проблемы!) -- вот это очень, очень контринтуитивно. Мы даём три способа записи стратегии, но контринтуитивно то, что это три способа записи заведомых проигрышей -- и спасение в том, что эти стратегии нужно всё время менять и не считать, что красивая запись по одному из наших вариантов даёт хоть какую-то выигрышность этим стратегиям. Но даёт возможность "не быть лохом", что уже хорошо.

Это самые важные контринтуитивные моменты курса (хотя там до чёртиков и другого содержания). Интересно, какие контринтуитивные моменты в курсе считают важными курсанты предыдущих шестнадцати потоков. Выпускники СМС, пишите комменты, что для вас ещё было контринтуитивным. Мы в последний день обычно это у всех спрашиваем, но понимание того, что поменялось в головах и что было трудно в этих головах менять -- оно ведь приходит не только в ходе курса и понятно в последний день занятий. Иногда такое понимание приходит и через год, часто только после прочтения дополнительной литературы и появления каких-то собственных жизненных обстоятельств, заставляющих обратить внимание на материалы курса уже после его окончания (мы ж даём слайды и полное видео занятий! Так что всегда можно вернуться к материалам курса). Так что выпускники: пишите комменты, а я постараюсь подработать содержание курса, чтобы как-то подсластить эту контринтуитивность для семнадцатого потока.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10217358713893879
2019

Неполиткорректное на день студента

1. Все разговоры в вузах сегодня -- про методики оценивания, ибо студенты борются за свои оценки по административной линии, а не по линии чтения учебников, решения задач и выполнения домашних работ. Моя позиция: с администрацией вузов готов разговаривать на предмет повышения времени, отдаваемого студентами на обучение предмету, не готов делать ЕГЭизацию, тестизацию, квартилизацию и прочие трюки с системой оценивания, чтобы даже кошка или проректор, не понимающие ничего в предмете, могли оценить знания тупого студента. Тогда и студент, не понимающий ничего в предмете сможет оценить свои знания, нет вопросов. Я считаю себя одним из немногих преподавателей, кого заботит не количество двоек или пятёрок в среднем на группу, а реальный абсолютный уровень владения содержанием предмета со стороны студента. А администрация -- если она не отчисляет дебилов-двоечников и требует обосновывать низшие оценки, а не высшие -- она мой враг, она забыла какому делу служит. Повторю для администрации: если мне требуется писать обоснование отрицательной оценки в бОльшем объёме, чем объем работы студента, и если мне приходится писать обоснование низших оценок в бОльшем объёме, чем высших -- я эту администрацию буду считать вредителями, или продавшейся вредителям (они ж, гады, "я только выполнял приказ" любят говорить, что это не их требования, а чьи-то. Ну вот, вредительство передаётся по цепочке, на мне эта цепочка будет рваться). Если вуз прогнил настолько, что с этим сделать ничего нельзя, ну и чёрт с этим вузом -- его уже не жалко.

2. Студент магистратуры, который не может читать предмет в объёме одной книжки -- это не студент, это халявщик, и должен покинуть ряды студентов. Если человек владеет языком и логикой в таком объёме, что путает материалы по перечню и перечень материалов в части их материальности -- вон из вуза, мне всё равно что там с его оценками по ЕГЭ, у него с головой не в порядке в достаточной мере, чтобы освоить предмет. Напомню, что по системному мышлению люди валятся не по собственно системному мышлению, а по причине отвратительного мышления (вот тут подробненько, ровно год назад, тоже по итогам сессии пост -- https://ailev.livejournal.com/1465753.html) -- вот входные экзамены должны таких людей оставлять за бортом, или администрация должна этих людей подучивать онтологике и коммуникации. У нас в ШСМ мы эту проблему понимаем, у нас вчера как раз начался очередной поток по онтологике: этот предмет не менее лёгкий, чем системное мышление, но качество освоения системного мышления после его прохождения растёт.

3. Все эти квартильные системы, при которых нижних 25% студентов могут получить двойку, а остальные нет -- идут лесом, я разговор на эту тему не поддерживаю. Если миллениал, или кто-то из поколения Z не может прочесть книжку, то он вместо студентов идёт работать в МакДональдс за прилавок, или на стройку грузчиком -- пока его не заменят роботы. Для меня он дебил, а не студент. Если ко мне придёт класс кошечек, собачек, дебилов и людей, то нельзя считать, что я квартилю кошечек поставлю неуды, а вот собачкам, дебилам и людям -- тройки, четвёрки, пятёрки. Нет, двойки получат все, кроме людей. А если ко мне придут администраторы, не понимающие в моём предмете и начнут качать административные права, приводить в пример западную систему образования, жаловаться на то, что других детей у нас в стране нет -- пусть эти администраторы принимают на курс людей, а кошечек и собачек отсекают на входе. В стране не нужно всем кошечкам, собачкам и дебилам иметь высшее образование, оставьте это для людей. И не нужно говорить, что я плохой педагог, если не могу заинтересовать в системном мышлении кошечку и выучить её до приличного уровня. Я буду на такие разговоры смеяться в лицо. У меня достаточно людей, которых я выучил, чтобы я спокойно относился к разговорам про обучение кошечек и собачек. Если какой-то администратор принял на курс мало людей и много кошек и дебилов -- это его проблемы, а не мои.

4. Студенты, которые просят повысить оценку потому что надо к ним подойти помягче, или которые считают, что они лучше других, которые совсем тупы (скажем, собачка, которая явно умней кошки, но которая не может прочесть учебник, требует, чтобы ей оценка была поставлена положительная -- выше, чем у кошки!!!) -- для меня они не студенты, а наглые люди. Студенты -- это которые учатся в ответ на отрицательную оценку. Если человек не учится, а начинает аргументировать, то этот студент попадает в класс врагов образования, администраторов, и будет послан. Одна студентка мне написала, что её оценка должна быть выше, чем у соседей, ибо она в ролях разобралась, и только в архитектуре не разобралась. Ага, вместо счёта в арифметике раз-два-три-много она считает, что ей нужно ставить положительную оценку, ибо у неё счёт раз-два-три-четыре-много, это ж явно лучше! Нет, люди в данном примере у меня считают минимум до десяти, а все кто меньше -- двоечники.

4. Если я выпущу двоечников с положительной оценкой, то ракеты у них взорвутся, автомобили загорятся, фирмы обанкротятся и т.д. -- я считаю, что я должен удостоверить, что у этих людей с головой достаточно непорядок, что они не разобрались с системным мышлением. Если этот курс есть в программе, то они при невозможности его освоить (мне всё равно: мозгов не хватает, или силы воли сесть за учебник и прочесть его внимательно) должны вылетать из программы, то есть вылетать из вуза. Студент должен стать бывшим студентом, если не учится -- по тупости или по лени, это уже всё равно. Если студент имеет возможность по административной линии остаться, хотя не может выполнять свою работу, то увольнять из вуза нужно администрацию, которая такое допускает.

Всем студентам добра, а всем ленивым и не разбирающимся в предмете администраторам -- недоброго. Я не обещал быть добрым и "входящим в положение" тех, кто не про учёбу. Я готов тратить много времени на тех, кто хочет учиться. Они студенты, я их люблю. Всех студентов с праздником, с днём студента! А притворяющихся студентами -- вон из вузов!

UPDATE: обсуждение в чате блога -- с https://t.me/ailev_blog_discussion/1129, обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10217353875532923, обсуждение ВКонтакте -- https://vk.com/wall2449939_2579
2019

Онтологика и коммуникация 2020 -- стартуем сегодня!

Курс "Онтологика и коммуникация 2020" начинается сегодня вечером, 24 января 2020, https://system-school.ru/united -- и это довольно большая новация в нашей линейке курсов. Курс получил подзаголовок "мыслительный минимум образованного человека", все остальные курсы Школы базируются на содержании этого курса. Да, и курс системного мышления базируется на онтологике и коммуникации, а не наоборот, хотя понятийно и терминологически эти курсы согласованы.

Основные изменения в курсе были сделаны после большого 30-часового курса онтологики в НИУ ВШЭ, а затем большой внутришкольной методологической дискуссии, вызванной обсуждением возможного курса риторики. Вот мои заметки с начального семинара -- https://ailev.livejournal.com/1491835.html, а план дальнейших обсуждений и литература к ним были в тексте уже без риторики, а называлось это "схематизация и рендеринг" https://ailev.livejournal.com/1494762.html.

Дальше была зубодробительная ругань по упаковыванию прикладной философской логики в учебный курс (чтобы учить не тому, что легко, а тому, что надо). В итоге всех этих обсуждений было решено более подробно давать схематизацию в онтологике и больше внимания уделить рендерингу в коммуникации -- и ещё добавить к ним научное мышление и упаковать в один курс, где есть чуть развёрнуто или обзорно, но всё из того самого "мыслительного минимума", самым общим и важным представлениям о мире, личностях в нём и моделям мира в голове у этих личностей, одной из которых являетесь вы сами.

На курсе будут два преподавателя: Прапион Медведева и Александр Али. К курсу полным ходом разрабатываются методические материалы и кейсы с вопросами (не уверены, что переход к blended learning будет уже в ходе первого потока, но шанс этого остаётся -- машинка онлайн-курсов у нас уже работает в тестовом режиме на примере курса системного мышления со студентами из пары вузов, https://ailev.livejournal.com/1502321.html).

Вот получившаяся программа на 36 астрономических часов очной (но берём и дистантных курсантов: zoom) работы и примерно вдвое больше домашней работы (хотя для кого-то это будет и вчетверо больше домашней работы: курс настоящий вузовский, без скидок на пожилой возраст), а всё остальное про курс можно найти на странице курса https://system-school.ru/united

I. Спектр мышления, онтологии: прагматический подход.
-- Прагматизм, основные принципы
-- Семантика прагматика, целеориентированность коммуникации
-- Спектр мышления от интуитивного до формального:
-- Построение онтологий: объекты, отношения, иерархии

II. Построение схемы/схемоида из текста
-- использование разных методов в разных частях спектра
-- как сделать схему понятной не только схематизирующему
-- как сделать схему используемой

III. Классы, классификаторы и иерархии
-- классы, классификаторы
-- иерархии по типам отношений

IV. Написание убедительных текстов из схем
-- выбор языка под адресата
-- управление вниманием читателя
-- передача неявных смыслов

V. Моделирование
-- Модель и онтика. Моделирование в классах.
-- Накопление знания
-- Модель = схема/схемоид+интерпретатор;
-- Простые и компактные модели. Байесианство (основы), причинный вывод, законы;
-- Коллективное моделирование

VI. Роли и ролевые интересы
-- интерес, предпочтение, намерение
-- лидерство — помощь другим людям во вхождении в роли

VII. Импликатуры и конфликтология
-- Грайс
-- Принципы кооперации
-- Импликатуры
-- Как делать импликатуры явными
-- Конфликт и его виды
-- Конфликтология в духе 4D
-- 4-шаговая модель с описанием каждого шага

VIII. Вопросы и аргументация
-- Убеждение
-- Что такое и какие примеры есть из разных сфер жизни
-- Структура аргумента
-- Место аргументации в схеме
-- Чеклист из вопросов, которые нужно себе задать
-- Взвешивание с аргументацией оппонента
-- Как разворачивать аргумент на ходу

IX. Уличная эпистемология и методы познания
-- Уличная эпистемология: что такое и зачем
-- Схема диалога
-- Пример
-- Критерии надёжности методов познания
-- Примеры некоторых (ненадёжных) методов познания

X. Работа с кейсами
-- Разбор коммуникационных кейсов

XI. Байесианство
1. Байес:
-- Гипотезы и обновление убеждений;
-- Мышление по Байесу, байесианская онтология;
-- Байес, шансовая форма;
-- Когда мы обновляем модель?
-- Откуда брать априорную вероятность?
-- Как выглядит свидетельство?
-- Что с этим делать?
-- Вывод и прикидки;
-- Вычисления Ферми, как измерить все, что угодно;
-- Черный и прозрачный ящик.
2. Типичные ошибки:
-- Игнорирование априорной вероятности;
-- Игнорирование контрфактических суждений.

XII. Контрфактические суждения
-- Научное мышление;
-- Причинный вывод;
-- Построение причинно-следственных связей.

Такого курса больше нет нигде, а если учесть его согласованность с курсами системного мышления, системного менеджмента и стратегирования, системной инженерии, то и такой учебной программы нигде нет! И всё это потому, что мы не связаны по рукам и ногам требованиями государственного лицензирования в образовании. Мы учим, а не выдаём бумажки об обучении. Почувствуйте разницу!
2019

Пошёл бета-тест онлайн-курса системного мышления 2019

Вчера мы начала бета-тест курса "Системное мышление 2019", доступ получили группа магистрантов-техпредпринимателей МФТИ, и группа магистрантов-цифровых трансформаторов образования из НИУ ВШЭ. Но главное -- доступ получила набирающаяся прямо сейчас группа курса "Системный менеджмент и стратегирование 2019". Очные занятия в этой группе у нас начнутся уже 2 февраля 2020 (https://system-school.ru/sms), и мы будем в этом потоке в полной мере реализовывать blended learning: я буду меньше объяснять материал и тренировать на беглое владение терминологией (с этим как раз и должен справиться онлайн-курс), но больше внимания буду уделять проектам студентам -- связывать содержание курса системного мышления с рабочей жизнью.

Если всё с бета-тестом пойдёт хорошо, то на следующей неделе мы откроем курс для широкой публики и даже для корпоративных клиентов (переговоры с некоторыми уже идут). Онлайн-курс -- это довольно массовое мероприятие. Так, до сегодняшнего дня сертификат курсеры получил 296 человек (то есть решили все кейсы). Я думаю, что нам в Школе нужно подготовить по системному мышлению на уровне онлайн-курса (учебник плюс кейсы) за 2020 год минимально тысячу человек. Всё быстро: первый разговор по курсу мы провели 23 декабря 2019 года, а уже 22 января 2020 студенты регистрировались на курс. Вот примерно с такой скоростью мы и планируем развивать эти онлайн-курсы.

У меня в связи с запуском онлайн-курса праздничное настроение. Дальше будет онлайн-курс онтологики, дальше онлайн-курс системной инженерии, все эти курсы существенно переплетены по содержанию и согласованы по терминологии. Образование у нас будет более качественным -- и более живым как раз за счёт использования компьютеров в обучении по их назначению, а живых преподов -- по их назначению.

Так что ждите следующей неделе и разгребайте для себя пару часов в день на месячишко -- как раз хватит на качественное прохождение курса (20 часов на чтение учебника первый раз, 20 часов на решение кейсов, 20 часов на повторное чтение учебника -- решение кейсов хорошо покажет, что именно нужно перечитывать. По опыту многих предыдущих групп -- второй раз учебник читается как в первый раз, и даже интересней!).

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10217339525014169
2019

Образование для образованных -- 2020

Перетряхнул слайды своего однодневного курса "Образование для образованных" (читаю его 1 февраля 2020, https://system-school.ru/uptodate). Добавил про развитие интеллекта, убрал про инженерный подход против ремесленного (это ж банальность), дал апдейт по трансдисциплинам -- мы ведь многое на эти темы поняли в конце прошлого года, и даже отразили в текущих курсах.

Вот текущее содержание курса (каждая строчка тут -- один слайд):

-- стратегия Школы
-- в каком году ваша жизнь изменится?

1. Личное стратегирование
-- метафора тумана будущего, отсутствие ведущего изменения
-- подрыв под всей цивилизацией сразу (мысли Tony Seba про транспорт и энергетику)
-- неожиданность: AI с "чуйкой"
-- миф целеполагания: всё важное приходит сбоку (новизна+"не быть лохом")
-- инновации: всегда сбоку (пример вычислительной фотографии)
-- open endedness (в том числе exploration vs exploitation, совершенствование и развитие)
-- техника Коллинза: стратегия ежа. Переход к стратегии лисы.
-- стратегия как первый шаг к поражению
-- закат профессий
-- роботы заберут работу? Нет!
-- теории счастья

2. Деятельностный кругозор
-- Т-люди: глубокие прикладники, но с широким кругозором
-- системная схема проекта
-- альфы -- общий объект отслеживания
-- кругозорные трансдисциплины
-- системная инженерия быстро меняется: AI в проектировании
-- менеджмент меняется: Lean 2.0 (Lean -- с 1988 года, уже 32 года!)
-- предпринимательство меняется (5тыс. продуктов Martech)
-- но платят за прикладные практики
-- на что надежда? На себя: шаги, увеличивающие число возможных выборов.

3. Мировоззрение: методологические дисциплины
-- интеллект против калькулятора
-- чему учиться образованным? Поднимать уровень интеллекта!
-- пирамида асбтрации: дисциплины как чеклисты "о чём думать"
-- новый интеллект: онтологика и научное мышление в 2020
-- рациональность: спектр формальности мышления
-- новое вычислительное мышление в 2020
-- системное мышление: содержание в 21 веке поменялось
-- просвещение-2020 (интеллект поменялся, нужно переучиваться)
-- фундаментальные трансдисциплины (список)

4. Ролевое мастерство: когнитивистские дисциплины
-- учим начальников/режиссёров или их сотрудников/актёров?
-- принципиальная схема (кибер)личности
-- ролевое присутствие: знай, с кем говоришь!
-- ролевое мастерство: в чём его суть
-- осознанность: что это такое и зачем нужно
-- киберличность: работа с вниманием на отчуждённых глубоких стеках абстракции
-- учим как киберличность, в производственной (не учебной) среде
-- когнитивная поведенческая инженерия
-- как эффективно учиться? = как эффективно работать
-- системный фитнес: заряжайте батарейки
-- культура/искусство
-- постановка практики: шаг развития личности
-- некультурная (не основанная на знаниях, ad hoc) работа
-- выход в действе: планирование своего развития
2019

lytdybr

Адаптеры на HDMI/RGB идут к моему ноутбуку как расходный материал. У меня показ слайдов в самых разных аудиториях -- практически ежедневное развлечение, а в ноутбуке только USB-C разъём. Так что уже второй DA200 у меня покинул мир годной электроники (а служил с октября 2017, https://ailev.livejournal.com/1380725.html), сегодня на его место пришёл уже DA300 за примерно те же 6тыс. руб -- и этот готов аж 4K внешние экраны подключать.

Из обнаруженных музыкальных новинок последнего времени -- индийское ритмическое сольфеджио, чаще всего в этих наших европах именуемое konnakol (вот тут я поисследовал чуть подробней и дал кучу образцов: https://vk.com/wall-179019873_483). Ритму учат так же, как мелодике: путём пропевания. Ритмы в сегодняшней западной музыке сегодня простые, в джазовой только чуть сложней, но могли бы быть и существенно посложней -- это основной посыл всего этого движения коннакол. И ведь точно, попса сегодня играется на умпа-умпа, не сложней! А сложней -- это всякие сочетания пятидольных ритмов и септолей. Вот примерно этим люди и занимаются, штудируя коннакол. Нашёл в яндекс.музыке треки вот этого парня, слушал весь день: https://www.facebook.com/BCMANJUNATH. Можете попробовать уроки коннакола, они начинаются вроде как очень просто, а потом вдруг сразу становятся очень непростыми: https://www.youtube.com/watch?v=qdASeGlQW1g, https://www.youtube.com/watch?v=b_ijiaLyQUw, https://www.youtube.com/watch?v=ZoZ1oC-vHPM, https://www.youtube.com/watch?v=tAF7e_uRcq0 (там по ходу дела много замечаний, как это всё нужно делать: не тупо проговаривать слоги, а как-то акцентировать их, пропевать с выражением). Вот тут ещё и онлайн-плеер: https://www.arthurcarabott.com/konnakkol/

И тут мне вдруг стало интересно: а как проверять ритмику в ногах? В голове ритм проверить просто: пропеть, ритм слышно. В руках -- можно хлопнуть по чему-нибудь, ритм слышно. А вот в ногах перенос веса -- нужно проверить, что в момент "и" или "раз" (зависит от того, какую именно ритмику проверяешь) развесовка на ноги 50/50, а в следующий момент ("раз" и "и") соответственно 100% веса у тебя на одной ноге "на шнурках", да ещё при этом центр тяжести у тебя над шнурками. То есть всё непрерывно движется, плавность и равномерность движения важны (ничего не хлопает и не топает!), а вот максимумы должны проходиться точно в ритм. Первая мысль, какая пришла ко мне в голову -- это закупить коврик для dance dance revolution/pump it up, добраться программно до тамошних сенсоров и поэкспериментировать. Но оказалось, что там по факту просто аналог микропереключателя: наступил с какой-то силой -- цепь замкнулась, никаких замеров силы наступания. Ещё один вариант -- это засунуть в туфли датчик давления на стопу и считывать их показания через телефон. На этот счёт есть вот такие решения: https://pressureprofile.com/nl/foot-pressure-mapping-system или более простые и понятные https://www.alibaba.com/product-detail/Taidacent-Exercise-Posture-Correction-Multi-point_62014962020.html и куча похожих от Taidacent (там есть ещё и какая-то электроника для обработки сигнала от датчика, но я сходу не разобрался). Вот нужно уже переходить на аппаратные методы обучения ритмике и танцам, использовать все преимущества двадцать первого века.

Ещё, конечно, нужны и способы удержания внимания. Когда-нибудь personal virtual assistant всё это будет делать с лёгкостью, но хорошо бы понять, что можно делать уже сегодня: на личное внимание надежды нет, все мы сегодня с СДВГ, поэтому надежда на электронные средства -- поднимаем осознанность через киборгизацию, рулим вниманием с использованием электроники, https://ailev.livejournal.com/1488271.html. Вот это тоже нужно будет потихоньку думать.

В яндекс.музыке на этой неделе я слушаю много джангла. Это мне сначала напомнили про нейромонаха Феофана (https://music.yandex.ru/artist/3404212), а там понеслось по давно забытым именам. Вот типичный альбомчик 2014 года, https://music.yandex.ru/album/8379052. В конце треки для тестирования сабвуфера -- не только драм ведь, но и бас! У меня на этих треках в комнате поднялся ветер: заработал вдруг сабвуфер на полную мощность. Это с 2010 года у меня в уголочке стоял сабвуфер Yamaha SW10 Studio, 190Вт 25-150Гц. Я и забыл про его страшную мощь, пока случайно на этот тест не попал -- 190Вт что твой вентилятор на полной-то мощности! Удивительно, но уже девять лет в рабочем кабинете не трогал акустику, никогда такого в жизни не было -- как поставил всё на новый 2011 год, так и стоит с тех пор в той же конфигурации, https://ailev.livejournal.com/893926.html.

Крамник и DeepMind предложили модификацию шахмат, чтобы поднять интерес к игре -- убрать из игры рокировку, и станет существенно веселее! Дело в том, что за сотни лет развития шахмат все дебюты хорошо изучены, и текущие игры на высоком уровне мастерства все сводятся к ничьим. Но вот если запретить рокировку, то всё наработанное богатство дебютов окажется обнулённым, и для людей ещё полсотни лет развлечений гарантировано. Вот: https://www.chess.com/ru/article/view/kramnik-i-alphazero-pereosmyslit-shakhmaty. Вопрос в том, причём здесь искусственный интеллект, то бишь DeepMind? А просто Крамник устроил проверку предложения в компьютерной симуляции с программой AlphaZero. И всё оказалось более чем хорошо: учить новым шахматам никого не нужно, наслаждение от игры по факту то же, но ничьих уже не будет.

Проверил дюжину студенческих работ по системному мышлению (и не первый раз ведь присланных!). Две положительных оценки (одна из них -- "хорошо" после "неуда", такое раньше часто было, а вот сегодня исключение). Остальные -- неуды, улучшений особых в работах не было. Я сильно, сильно разочарован в подрастающем человечестве. Основное, на чём летят студенты -- это бездумное использование шаблона. В качестве шаблона выступает, например, зарисовка с доски на консультации. Далее берём визуальную картинку (кружочки, прямоугольнички, честно срисованные с доски) и заполняем их по вкусу чем угодно -- в надежде, что "сыграли по правилам, положительная оценка в кармане". Или берём табличку, которую по случаю накидал препод на той же доске -- и вуаля, в десятке работ произвольно заполненные столбцы таблички, нарисованной на консультации в ответ на какой-то весьма частный и специфичный вопрос. Правильная табличка из учебника при этом игнорируется. Цепочки обеспечения в своих проектах? Нет, не слышали. Материальность системы -- вы о чём? У нас же мир победившего софта, какая такая материальность! В общем, всё плохо. Этих не слишком хороших (с этикой там огромные проблемы) и добрых (они ж ещё и жалуются, что предмет скучный, а преподы злые и предвзятые) людей нужно бы учить с нуля, но как это сделать? Одно только порадовало в этой сессии: про стартапы по теледильдонике не отшутился за последний десяток лет только ленивый, но вот я проверял именно такую работу! Системное мышление в теледильдонике, подумать только!

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10217302138039518