Category: техника

Category was added automatically. Read all entries about "техника".

2019

Подрыв пошёл: начались продажи камеры Light L16

14 июля 2017 камера Light L16 начала отгружаться потребителям -- https://spot.light.co/welcome-to-the-world-l16/. Вот технология: https://light.co/technology, вот камера -- https://light.co/camera. 52+Мпикселя в размере 16.5*8.45*2.4см и весе 435г (сравним: у моего Xiaomi Redmi Note 4 телефона 15.1*7.6*0.83см и 175г), никаких торчащих за этими размерами объективов (при приведённом фокусном расстоянии 28-150мм), ISO до 3200, видео 4K, регулируемая глубина резкости.

У меня в презентации семинара по будущему один из примеров цепочки подрыва (disrupt) рынков из фотографии: плёночные камеры были подорваны цифровыми (сначала ужасными по качеству), а цифровые камеры были подорваны телефонами (сначала ужасными по качеству). Оставалось сделать заключительный штрих: чтобы маленькая телефонная камера (т.е. в габаритах телефона, без огромного торчащего объектива, который сегодня побольше камеры) делала снимки лучше, чем традиционная огромная цифровая зеркалка с не менее огромным объективом к ней. Именно такой аппарат и начал отгружаться потребителям 14 июля.

Вот это инженерия, вот это я понимаю.

UPDATE: почитал комменты. Похоже, мало кто понял принципы работы этой камеры. Но это ничего, ещё будет у всех время разобраться. Почему зерно у цифровой камеры не хуже, чем у плёночной, тоже долго никто не понимал. И что обычные телефоны с двумя камерами с разным фокусным расстоянием уже есть, а тут камер 16 штук в одном корпусе, и это родственные решения -- вот это не отслежено. И что фишка в том, что длиннофокусник упихнули в такой корпус, это тоже незамечено. Невнимательные читатели, что тут скажешь.
2019

Предпринятие новой штаб-квартиры NVIDIA

Занимался сегодня любимым для системного инженера делом -- бегал по construction site новой штаб-квартиры NVIDIA (http://endeavor.nvidia.com/) в каске:
IMG_20170508_141924_HDR[1]

Здание NVIDIA начали строить в июле 2015 года, а в ноябре 2017 уже будет сдача в эксплуатацию. Оно находится через дорогу от текущей штаб-квартиры NVIDIA, где уже очень тесно. При этом в кулуарах обсуждалось, что компания растёт так быстро, что уже нужно опять начинать строить ещё одно новое здание, ибо текущей новостройки уже будет не хватать: рост пошёл такой быстрый, что строительство за ним не успело, а "пристройки" и "расширения" к текущему проекту невозможны. Сам проект для них амбициозный, его назвали не больше и не меньше, как Endeavor (а я люблю переводить это по-русски как "предприНятие").

Здание всего двухэтажное. Тут две причины: Калифорния сейсмоопасна, и чем ниже здание, тем проще получить разнообразные разрешения на стройку. Так, можно не делать теплоизоляцию металлоконструкций на случай пожара, если здание двухэтажное. Силовые конструкции получаются много дешевле. Но это косвенная причина, вторая. А вот главная и первая -- так это идея-фикс президента NVIDIA о связности всего и вся в open space. В здании будет 2000 работников, которые будут жить в reality show друг для друга, как это заведено в компании и сейчас, но в новом здании эта идея доведена до предела: внутри там очень, очень мало стен и очень много лестниц, соединяющих два этажа друг с другом. И вот третий этаж понижал бы функциональную связность здания -- а два этажа по факту работают как один для всех этих двух тысяч человек (а то и трёх тысяч, если учитывать гостей и проведение разных мероприятий). Хотя там внутри есть и небольшой третий этаж, "мезонин", как его там называют -- где будет бар и библиотека, вот такое странное сочетание.

И от этой идеи связности открытого пространства и пляшет весь проект здания, все проектные решения. Например, главный вход расположен в центре здания, и дальше от него можно идти во все стороны, все точки равноудалены. Вся акустика рассчитана на то, что прямые звуки из других частей здания будут доноситься, а вот отражённых звуков не будет -- и ожидается, что в здании будет тихо и разные группы смогут работать рядом, не мешая друг другу.

Дальше вся журналистская братия долго обсуждала во всех кулуарах -- правда ли, что в этих open space можно работать. Ибо здание представляет собой два этажа размером с небольшой стадион, тесно переплетённых между собой лестницами и накрытых крышей с окошками -- чётко видно, что все стены там только по центру, и этих стен реально немного (и даже боковая стена здания вся из стекла, она зрительно не воспринимается как стена). И большинство из этой журналистской братии приходило к выводу, что "исследования показали, что люди плохо работают в open space, поэтому мода на них уже прошла". Но люди из NVIDIA утверждали, что в самой NVIDIA эта идея вполне работает, и поэтому будет работать и в новом здании, где она просто доведена до крайности. Я их послушал-послушал, и пришёл к следующим мыслям:
-- закрытые пространства обеспечивают отсутствие отвлечений людей и автономизацию каких-то команд. Это резко повышает производительность труда "вкороткую". И резко повышает инерционность этого труда. Если компания делает pivot, то радиус этого поворота (в днях, месяцах и годах) будет много больше, чем в компаниях с open space. Так что "вдлинную" ещё непонятно, выигрышен ли вариант с автономными рабочими местами.
-- компании, которые переживали взрывной рост, были при этом успешны и инновационны, вполне себе выживали с open space -- все эти фейсбуки с гуглями. При этом измерения качества выходящего из программистов кода, относительной производительности программистов и прочие "доказательства" правильности идеи автономных рабочих мест в закрытых пространствах обычно несистемны: замеры идут деятельности одного человека, а не команды и тем более не многих команд одновременно. Это означает, что системные эффекты просто не замеряются, а они наверняка есть (open space именно для этого, для системного эффекта задумывается!).
-- но я помню, как системные инженеры, занимавшиеся collaborative engineering в космическом кластере Сколтеха, жаловались на то, что плохая акустическая изоляция помещений мешает параллельной работе множества команд. И при этом вся эта параллельная работа была опять же "вкороткую", речь не шла о работе "вдлинную".

Так что после знакомства с этим проектом здания NVIDIA я считаю, что вопрос с эффективностью open space остаётся открытым, не всё так очевидно. Ну, и добавляется соображение связности этого пространства: не всё, что организовано как open space можно считать пространствами с большой связностью.

Для того, чтобы спроектировать здание максимальной связности (и поэтому максимальной открытости), в NVIDIA использовали имитационное моделирование и виртуальную реальность -- инструменталный pipeline состоял из
-- Revit (это всё BIM) + 3DX Max (художественные выкладки) от Autodesk
-- Iray от самой NVIDIA, http://www.nvidia.com/object/nvidia-iray.html -- фотореалистичный рендеринг с выходом в виртуальную реальность.

Они там все взахлёб рассказывали про виртуальную реальность, которая делает революцию в архитектуре. Ибо они нашли множество плюх в проекте, которые были связаны с несоответствием того, что видит человек на красиво отрендеренных 2D картинках и что видит человек "изнутри" картинки в 3D. А видит человек с их технологией точного физического рендеринга даже разницу в цветовых температурах освещения с учётом отражений света от поверхностей с разными текстурами -- и все возникающие странные эффекты освещения, все незаметные на картинках углы, которые в жизни будут мешать ходить между двумя дверями по прямой, все они будут видны в 3D виртуальности. Точность моделирования была настолько высока, что они использовали разные виды стёкол, чтобы создать разные настроения в разных зонах здания: где-то стёкла прозрачные для яркого прямого солнечного света (Калифорния! Всегда много солнца!), где-то матовые для рассеянного освещения без теней, где-то чуть фильтровали свет для создания какого-то настроения -- и все эти трюки с освещением проверяли в виртуальной реальности.

В итоге они получили решение весьма энергоэффективного здания, освещающегося главным образом через световые окна в крыше и прозрачные стены по периметру. Никаких солнечных панелей, энергоэффективность распределения естественного света и тепла от Солнца по зданию оказалась выше, чем при использовании солнечных панелей, делающих то же самое, но через конверсии света в электричество.

В проектировании и на стройке не использовалось никакого 4D-моделирования (ведение графика стройки из 3D модели), и там нет никакой PLM, вся работа с данными сидит прямо на Revit. Как сказал менеджер проекта, "здание хотя и большое, получилось очень простым -- поэтому никакого 4D нам не нужно, и мы и так идём с опережением всех графиков и укладываемся в бюджет". Вот что он имел ввиду -- в этом огромном здании этажи выглядят примерно так:
IMG_20170508_143252_HDR[1]
Действительно, строительно это не слишком сложно, сложно было только в проектировании: освещение, акустика, связность в перемещениях по зданию.

Ещё впечатляет огромная столовая, которая тоже открыта со всех сторон (и может выдать 3000 порций в день), по масштабу это напоминало фудкорты в мегамоллах. Мне вспомнилось, что в РАО "ЕЭС России" тоже была столовая с буфетом, и там была эдакий коммуникационный хаб: люди туда отнюдь не только есть приходили, но и культурно пить чай -- каждый столик в этой столовой работал не хуже какой переговорной, и это было очень эффективно. Если менеджеры NVIDIA хотят поднять уровень коммуникации внутри компании, то такая столовая верный способ достижения этой цели. Впрочем, там предусмотрена ещё зона чая-кофе и ещё бар в "мезонине", есть где обкоммуницироваться по самое не балуйся.

Ещё бросилось в глаза, что я бродил там в составе "прессы" -- но с реальными фотоаппаратами была буквально пара человек. Остальные пользовались смартфонами. Некоторые пользовались очень навороченными держалками для смартфонов -- со стабилизаторами движения, противовесами, рукоятками для удобного хвата, торчащими в разные стороны микрофонами. И всё это вокруг крошечной по масштабам всей конструкции тоненькой пластинки самого смартфона. Я со своим телефоном ничем от этой "прессы" не отличался.

В это время на самой конференции шло множество сессий по искусственному интеллекту, разгону баз данных и т.д.. Но вот организаторы поездки сочли, что экскурсия по новой штаб-квартире важней этого всего. И то верно: все эти доклады на конференции будут выложены в Сеть, и с ними можно будет при желании ознакомиться в любой момент, но вот погулять по construction site в каске доводится не так часто.

UPDATE: дискуссия в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10210119905088183
2019

lytdybr

К такси в аэропорт пришлось идти пешком аж на садовое кольцо -- и это в шесть утра! Репетиция парада. Всё пытался вспомнить, чем отличается первобытный культ предков от его современных разновидностей. Мне кажется, что масштабом: в современности культ гораздо организованней, чем в доисторических обществах. В остальном не сильно поменялось. Дикое количество КАМАЗов, перекрывающих ленинградку аж на третьем кольце в порядке подготовки к ритуалам -- это сильное зрелище.

В самолётах совсем другая атмосфера, нежели буквально пяток лет назад: в каждом кресле дисплей с приличной фильмотекой, и народ в четырёх состояниях:
-- смотрит фильмы каждый свой, с затычками в ушах
-- работает на ноутбуках (обычно тоже с затычками в ушах), реже -- читает (опять-таки, с затычками)
-- спит
-- в перерывах между всем этим кушает
И всё, никаких разговоров между пассажирами -- с людьми в вышеописанных состояниях не поразговариваешь. Все сами по себе, тотальное отчуждение всех ото всех.

По прилёту купил переходник на американскую розетку (тут они простейшие стоят по $22 прямо в гостинице, но в супермаркете я видел и по $35, и по $39). Сам виноват: вспомнил про необходимость переходника практически на выезде, в шесть утра.

В Сан-Хосе хорошо, солнышко и тепло. Вот он я, уже на месте (и не спрашивайте, каким именно образом фотоаппарат в режиме селфи вдруг переворачивает фото -- это мне неведомо, а разворачивать назад мне лень update: перевернул, спасибо al_kur):
IMG_20170507_173257[1]

Гугль подсказывает, что я нахожусь в местной кафешке и показывает меню этой кафешки. Моим собеседникам он тоже это показывает. Большой Брат нервно кусает локти в сторонке. Хотя о чём это я! Какая там сторонка!

В программе самой конференции http://www.gputechconf.com/ дикая эклектика, ибо речь идёт о самых разных технологиях, опирающихся на вполне понятную платформу ускорения вычислений. Про это нужно говорить как про "платформенное дерево", "сад расходящихся технологических стеков". Всё это кипит и создаётся прямо на моих изумлённых глазах. Но думать об этом буду потом. В Москве уже 10 утра, а я ведь ещё и не ложился -- по местному времени всего только полночь. Ну, или аж полночь, ещё не разобрался.
2019

Функции компонент и сервисы модулей

Не нужно путать функцию (поведение компоненты) и сервис (поведение модуля).

Функция -- это внешнее поведение компоненты в её операционном окружении. Функции обсуждают во время работы целевой системы, компоненты взаимосвязаны в своих функциях, чем и обеспечивают эмерджентность -- появление функции, отсутствующей у её взаимосвязанных компонент.

Сервис -- это законтрактованное (т.е. определённое во время разработки и выбора модулей, во время интеграции системы из модулей) внешнее поведение модуля в его операционном окружении, проявляющееся через интерфейс этого модуля. Сервисы по возможности стандартны (open architecture, их интерфейсы не проектируются специально, а определяются опубликованными стандартами).

Сервисы (реальное поведение модулей на их интерфейсах) используются инженерами для того, чтобы реализовать функции (логическое поведение компонент на их связях). Можно сказать, что сервисы (реализуемые модулями) назначаются инженерами на функции (реализуемые компонентами). Модульный синтез по факту является сервисным синтезом -- интересует синтез не только системы-продукта/вещи, но и сервисов, которые на выходе дадут ожидаемое от системы поведение, синтез системы-функции/сервиса/поведения.

Помним, что на границе целевой системы компоненты и модули обычно совпадают. И вообще, в большинстве случаев их соответствие 1:1, но это не всегда так. Стремятся обычно, чтобы множество функций выполнялось одним модулем, множество функций было скрыто за одним интерфейсом.

Так, в компрессоре вентильный двигатель реализован в виде магнитов, прикреплённых к ротору (это часть "роторной сборки", наряду с лопатками колеса турбинки) и каких-то обмоток на корпусе (это часть "корпусной сборки"), плюс внешняя коробочка управляющей и силовой электроники как часть той же "корпусной сборки". Нет модуля двигателя, но есть его функция. Сервис же есть от компрессора в целом, он определяется главным образом поставщиком компрессора. Функция же компрессора в момент поставки неизвестна -- она определяется использующим его в своих проектах инженером по отношению к его системному окружению.

Это разъяснение для тех, кто знаком с моим курсом системного мышления -- все эти слова (компоненты и их связи, модули и их интерфейсы, операционное окружение и эмерджентность) термины, их определения можно посмотреть в учебнике http://techinvestlab.ru/systems_engineering_thinking/. И помнить при этом, что речь идёт не столько о словах-терминах, сколько об их значениях, мы за сами выбранные слова не держимся (в учебнике Косякова, например, наша "компонента" -- это "функциональный элемент", а наш "модуль" -- "компонента").

UPDATE: дискуссия в https://vk.com/wall2449939_1214
2019

lytdybr

Отрок сегодня утром гипнотизировал многочлен, пытаясь разложить его на множители в уме. Через десять минут такой медитации жена на него орала, и орала сильно, ибо икс там был в пятой степени, и для "в уме" был явно великоват -- можно было медитировать и два часа, всё было бы бестолку. Это у нас традиционная семейная практика "принуждение к использованию экзокортекса", т.е. принуждение к выкладкам на бумаге, в том числе и для записи успешного решения "в уме" (ужас ещё и в том, что время от времени он таки что-то сложное решает в уме, хотя это больше исключение, чем правило).

Второй утренний ор был по поводу рациональных дробей в физике. Алексей Бульбич писал буквально два дня назад (https://www.facebook.com/dmitry.smolyak/posts/1085323924888394) "У моего сына в 8-м классе реальной школы (самый запад западной Германии) год начался с арифметики числовых дробей. У меня аж зубы сводит: сколько же лет надо мусолить эту ненужную фигню". Наш отрок не имел никаких трудностей с дробями, и не мусолил их. Тем не менее, у него на них залипание. Он регулярно даёт ответ 10/3 км/ч в физической задачке (ибо там же никаких иксов нет! десять третьих -- это ж число, законный ответ!). Когда ему указываешь, что так нехорошо -- он поправляется: 3 1/3. Заставить его писать в физике десятичные 3.3 (или, если уж такой пуританин, показывать три в периоде) невозможно, и это "невозможно" продолжается второй год -- разницу между физикой и математикой он не хочет понимать принципиально, он действует в физике всегда как математик (и думает как математик, и перешибить это пока невозможно).

А ещё он сегодня вспомнил про Kerbal Space Program -- https://kerbalspaceprogram.com/, которая была на старом компьютере. Я ему установил новую версию и взял обещание, что он таки долетит до Луны (прошлые развлечения у него закончились только выходом на орбиту). Надеюсь, он на этом космическом тренажёре научится уверенно различать вес и массу -- до сих пор ведь путает, это ж для него чистая абстракция "из задач"!

Сам я по части игрушек долго смотрел сегодня на Intel Joule 570x и пускал слюну -- https://software.intel.com/en-us/iot/hardware/joule. Почему-то очень хочется такое попрограммировать, абсолютно неважно, что именно -- это для меня точно попало в разряд "интересная игрушка". Вот Raspberry Pi почему-то никогда не хотелось, а вот это чудо природы хочется, моё радиолюбительское детство прямо таки выпрыгивает наружу при виде этого девайса.Рекомендованная цена $369 (ага, вдесятеро больше, чем у Raspberry Pi) и за эту дикую цену абсолютно полноценный компьютер на 14нм проектных нормах четырёхядерный Atom на 1.7GHz, с кучей портов и полноценным Linux внутри (или ROS -- это ведь и для роботов тоже предназначено), память 4Gb и ещё диск 16Gb, да монитор подключаем туда 4K, ибо там и графика интеловская на борту -- и всё это в 24*48*3мм, то есть вот такое:

Интересно, что нигде не приводятся цифры по энергопотреблению модуля.
Конечно, покупать нужно не только модуль, но и плату со всеми нужными разъёмами (SDK), вот шесть разных вариантов -- https://store.gumstix.com/expansion/partners-3rd-party.html?cat=45 (и размеры плат, конечно, побольше, чем голого модуля). И пока это всё без нейронных сетей. Я думаю, что нейронные сети для этого формата появятся где-то через год, над этой аппаратурой сейчас интенсивно работают самые разные фирмы.

Заодно наткнулся на тред про сравнению Julia и Mathematica (помним, что Wolfram Language работает и на Raspberry Pi) -- этот тред начался пару лет назад, но пару дней назад продолжился: https://groups.google.com/forum/#!topic/julia-users/EQH5LJZqe8k
Julia язык, конечно, не для слабонервных. Впрочем, как и любой другой современный язык. В версии 0.5 там уже третий релиз-кандидат.

Увы, это всё вещи, до которых я вряд ли доберусь поработать руками. Нельзя объять необъятное. Но само их существование на планете почему-то сильно радует.

minski_gaon троллит математиков, физиков, инженеров, информатиков с позиции логиков -- http://minski-gaon.livejournal.com/99986.html. В его шутке, конечно, есть доля шутки. Конечно, он философских логиков и онтологов тоже называет "логиками", ибо его "логика" всеохватна и не знает границ. У меня самого более подробно заняться логикой в планах (скажем, она есть в списке beyond STEM http://ailev.livejournal.com/1283663.html), но пока это тоже из серии "нельзя объять необъятное". А пока я "методолог" -- таких зверей в "людях с техническими мозгами" у логиков вообще не предусмотрено.

UPDATE: в фейсбуке комменты тут -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10207968186216556
2019

Архимейт 3.0, теперь со стратегией и физикой

Cмотреть новую спецификацию (формально вышла позавчера) ArchiMate 3.0 вот тут: http://pubs.opengroup.org/architecture/archimate3-doc/

Авторский коммент "что там нового": http://blog.bizzdesign.com/archimate-3.0-the-next-step-in-the-evolution-of-the-standard, формальный список изменений -- http://pubs.opengroup.org/architecture/archimate3-doc/apdxe.html#_Toc451758153 (в частности, отношение used_by изменено на serving, к motivation elements добавлен outcome, infrastructure переименовали в technology и т.д.).

Из главных новинок -- выполнение стратегии (элементы resource, capability и course of action -- используется в связке с motivation elements) и физический слой для IoT и Industrie 4.0. (то есть стандарт из кибер стал киберфизическим -- элементы equipment, facility, material, distribution network -- и communication path стал просто path, чтобы включить сюда и физику).

Конечно, много ещё не столь инновационной полировки напильником по тексту. Хотя добавленный механизм кастомизации нельзя сказать, что "мелкое дополнение". Факт-ориентированность Архимейта закончилась, можно добавлять атрибуты. Специализировать элементы можно было и раньше, но появились в количестве informative примеры этой специализации (типа business collaboration может быть специализирована до social network -- A social structure made up of social actors (individuals or organizations) and the connections between these actors. Пример специализаций Course of Action как раз Strategy и Tactic). И появились "профили", что по факту означает возможность препрограммирования в моделерах каких-то специализированных для тех или иных применений версий языка на базе предопределённых наборов специализированных элементов языка с их атрибутами.

Редакторы для всех этих новаций пока платные, Archi будет попозднее (разработчик ищет денег на разработку апгрейда -- http://forum.archimatetool.com/index.php?topic=229.0, "If funding is successful we are aiming for around October/November 2016").

Одновременно иметь стратегию и (кибер)физику в ArchiMate -- это очень сильный ход. Понятно, что версию 3.1 с корретировкой ошибок нужно ждать очень скоро (ибо наверняка там противоречий при добавлении физики осталось предостаточно), но и текущий вариант вдохновляет и открывает новые горизонты.
* * *
Мои посты по русификации Архимейта (версии 2.1) по ссылкам тут: http://ailev.livejournal.com/988360.html
2019

Мой экзокортекс, наконец, переехал на новый носитель!

Я, наконец, вчера вечером запустил свой новый ноутбук (XPS 13 модели 9350 -- http://ailev.livejournal.com/1242520.html) в прежней конфигурации -- на три экрана внешних плюс четвёртый ноутбука. Ничего не изменилось по сравнению с тем, как я работал на старом ноутбуке, но я всё равно радуюсь. Вы как-нибудь попробуйте поработать не с 4К на маленьком экране, а с 4К с нормальным пиксельным шагом -- сами удивитесь, как вырастет ваша производительность. Головой вертеть всё-таки проще, чем окошками моргать на одном экране. Подробности текущего подключения см. в профильном чатике владельцев XPS 13 http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=17:52118-42#1323

Хотя чуть-чуть лучше всё-таки стало:
-- матрица нового ноутбука лучше
-- RF приёмник мышки я воткнул в док-станцию (и перестал носить её с собой), а ещё туда же воткнул наушники и домашнюю клавиатуру. Итого в ноутбук втыкается теперь дома только питание и USB кабель на док-станцию. Есть док-станция сразу с питанием, но она на $200 дороже моей, и её еще в Москве нет -- она неделю назад только выпущена была.
-- один из дисплеев в старой конфигурации втыкался по VGA (других портов не было), а теперь по DVI, так что изображение стало получше.
-- не знаю, за счёт чего, но работает всё как-то быстрее, меньше тормозит (думаю, это более быстрый SSD сказывается).
-- в походе новый ноутбук удобней за счёт того, что на 3см короче и его легче доставать из сумки и укладывать туда. А ещё я не беру с собой адаптер питания, ибо батарейка там тянет где-то девять часов -- и этого заведомо хватает на день.

Но моей крови, нервов и некоторое количество денег на разные ненужные в итоге адаптеры для USB-C этот новый ноутбук попил за месяц достаточно. Можно считать это платой за курсы повышения квалификации, я много чего узнал за этот месяц.

Дальше можно продолжать эксперименты с подключением экрана 2560*1600 на нормальном пиксельном шаге, в портрете. Пока меня постигла в этом неудача, но есть у меня подозрение, что проблема в noname кабеле DP-DVI (он может быть распаян не как dual-DVI, хотя внешне и выглядит как dual). Это не срочно, но заняться нужно: для работы с моделерами (Archi тут как пример) один экран 2К более удобен, чем набор из нескольких на 1К каждый.

А ещё нужно уговорить себя не расслабляться, а таки наладить нормальный бэкап (тьфу-тьфу-тьфу, чтобы до этого момента ничего страшного не произошло!).
2019

Dell XPS 13 2015 -- висит груша, пока нельзя скушать

Админский бубен стучал в эти дни у меня без устали. Как я писал позавчера, подключение всех трёх внешних экранов на VAIO Z23 у меня приводило к зависанию. Постучал докстанцией по столу -- прошло. Утром началось опять. Итого: ноутбук с одним внешним FullHD экраном, а этого мне для работы маловато. Писать в ЖЖ ещё сойдёт, но вот презентации готовить уже неудобно -- по моей технологии слишком много окон задействовано на всех трёх экранах (обычно на одном экране я работаю со слайдами, на другом у меня открыт .pdf ридер с десятком книжек и статей, а на третьем экране браузер с полусотней нужных для дела табов. Экран самого ноутбука я почти не использую: глазки устают, и стоит этот ноутбук неудобно сбоку).

И тогда я купил машинку, на которую дружно показывали пальцем все владельцы VAIO Z23 как "достойную замену" -- это Dell XPS 13 2015, модель 9350-8293 (с FullHD матовым экраном без тачскрина) -- http://www.mvideo.ru/products/noutbuk-dell-xps-13-9350-8293-30024146#specification. Вес такой же, экран такой же (хотя на глаз чуть поприятнее), скорость такая же, память такая же, SSD такой же -- за четыре года ноутбукостроение недалеко ушло. Отличия в плюс:
-- примерно на три см короче по длине, на пару мм тоньше (при той же ширине). И блок питания поменьше.
-- заявлена поддержка внешних 2 экранов 4K или 3 FullHD. То, что мне нужно.
-- USB 3.0 портов два (а в прошлой машинке был только один).

Минусы:
-- дискретной графики нет совсем (в Z23 она была в докстанции), но я в игры не играю
-- нет портов VGA и HDMI (на Z23 были оба!), вместо них предложено пользовать USB Type C Thunderbolt 3.
-- нужно обживать машинку с нуля, но это разовая трата.

По долларам машинка стала вдвое дешевле, чем была VAIO Z23, но из-за выполнения всех блистательных планов Президента РФ и его команды по рублям она обошлась в примерно ту же сумму.

Реалии жизни: USB Type C оказался просто форм-фактором разъема. По нему может быть электроника Thunderbolt, DisplayPort, USB 3.1, и я встретил даже "просто питание" (для макбуков). Запутаться легко. Более того, на Савёловском рынке практически нет к нему переходников-адаптеров-кабелей для дисплеев, есть только переходники на USB и питание. Более того, каждый кабелёчек и переходничок там считается произведением электронного искусства, и какой-нибудь адаптер от Apple на HDMI+USB+USB-C-питание стоит аж 6500 рублей (это по дешёвке, ибо в re:Store за него просят уже 9тыс. -- и вообще, цены меняются сейчас ежедневно, сами понимаете). Была ложная идея, что этот адаптер каскадируется через USB-C. Нет, не каскадируется, в этом порту у него кроме питания ничего нет, проверено. Более того, через тамошнее HDMI не подключаются даже мониторы 2560*1600. И любые адапторы на этот формат стоят от 3тыс. рублей, поэтому ими предпочитают не торговать. Кабелёчки и переходнички превратились в существенную часть стоимости компьютера (с учётом всяческих скидок и бонусов компьютер в М-Видео обошёлся где-то в 90тыс. рублей, так что один трёхпортовый адаптер встаёт в 10% от стоимости компьютера, однопортовый в 5%). То есть бизнес модель меняется на "патефон и пластинки": единственный тип порта у ноутбуков будет этот самый USB Type C, универсальный и суперскоростной. Но вот дальше с вас снимут за подключение всей остальной периферии ещё одну стоимость ноутбука, а то и больше.

Итого: у меня сейчас два ноутбука один уже с одним внешним экраном, другой на неопределённое время ещё с одним внешним экраном. Форум владельцев XPS 13 2015 полон печали и ожиданий. Dell должен выпустить 28 января 2016 года док-станцию для этого компьютера (http://www.tomsitpro.com/articles/dell-type-c-thunderbolt-docking-stations,1-3094.html), там всё с дисплеями должно стать хорошо. Но когда эту станцию можно будет купить в России -- это тайна, покрытая мраком.

Ну, и можно купить один 4К дисплей с почти нормальным пиксельным шагом, чтобы не мучиться со многими дисплеями (http://4k.com/monitor/a-review-of-the-philips-brilliance-bdm4065uc-4k-40-inch-monitor/). Это ещё по нынешним ценам 60тыс. рублей (хотя уже не факт -- курс-то ежедневно меняется не в лучшую сторону!). Но есть 16 причин, по которым этого пока не хочу делать:
-- нет пороха (то есть я пока не нашёл переходник или адаптер или любое другое решение USB-Type-C на DisplayPort. Это всё нужно выписывать из Китая или Тайваня или ещё откуда-то, и не факт, что будет работать).
-- я как-то приспособился к трёхэкранной работе, и экраны стоят у меня по крутой дуге (я-то к ним близко сижу, не кино смотрю). Как оно будет с одним большим глянцевым дисплеем, который ещё и не нельзя покрутить-наклонить, я не знаю.
-- да и просто выкидывать уже имеющиеся дисплеи жалко, они ещё в моих глазах недостаточно морально устарели.

Переползать ли со старого обжитого (но с грозными подземными стуками и в любой момент готового развалиться) ноутбука на новый, или подождать ещё немного -- не знаю, ибо в обрезанной на пару экранов жизни мало что поменяется.

Так что -- висит груша, пока нельзя скушать. Будущее уже здесь, только из-за его неравномерной распределённости толку с него нет.

UPDATE: вот тут больше подробностей про мои приключения и эксперименты -- http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=17:52118-38#1198
2019

lytdybr

В воскресенье пришлось проапгрейдить семейный компьютер: там сдох пятилетней давности SSD с операционкой. Теперь у меня дома первая Windows 10 появилась, но я особых отличий от Windows 7 там не заметил. Отрок убивается по пропавшим играм и их результатам по бессмертной схеме "Всё, что нажил непосильным трудом, всё же погибло! Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три куртки… И они ещё борются за почётное звание дома высокой культуры быта, а?" (https://youtu.be/1rxrwdSriBA).

Но ему в утешение перепала при этом апгрейде игровая мышь, ибо старую он довёл до состояния отваливания частей корпуса. Оказалось, что современная игровая мышь bloody RT7 warrior умеет исполнять кликовые макросы, которые грузятся прямо в память мыши. Дальше мышь отрабатывает эти макросы сама без специальных драйверов, и это вроде как "читить" в играх не называется. Я случайно включил там режим пулемёта, и долго удивлялся, почему мышь при одном нажатии вдруг выдаёт целую серию кликов. А это оказалась, не бага, а крутейшая фича -- впрочем, совершенно бесполезная. Смена старинной GeForce GTX 8800 на свежую 960 тоже оказалась нечувствительна, у нас требовательных к видео игр отродясь не бывало. Итого: потеряно ой-ой сколько времени на манипуляции с админским бубном в попытках восстановить хоть что-нибудь, но существенно к лучшему в жизни ничегошеньки не изменилось.

И тут же начала глючить графическая докстанция для моего VAIO ноутбука. Временное лечение помогло: выбивание из неё пыли и постукивание всеми углами об стол. Но вряд ли этого лечения надолго хватит. Тем более в ноутбуке SSD, и он наверняка уже тоже на ладан дышит, просто от старости. Исследование рынка показало, что ближайший интересный ноутбук это Dell XPS 13 9350-8293, который в Москве сейчас есть по 99900руб. во множестве мест (дискуссия о нём на последних страницах тут: http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=17:52118). А всё более интересное и новое (от трансформера ThinkPad X1 Yoga до удивительной машинки Razer Blade Stealth с полноценной графической картой в доке) отсутствует как класс и непонятно когда и по каким ценам будет.

Заодно поглядел, какие сейчас бывают 4К дисплеи. Из нормальных пиксельных шагов есть только 40" BDM4065UC, http://4k.com/monitor/a-review-of-the-philips-brilliance-bdm4065uc-4k-40-inch-monitor/, в Москве он сейчас где-то по 56000руб. (хотя во времена скачков доллара цены на вебсайте и реальные цены могут отличаться разительно).

И вдруг осознал, что фотографией я как-то перестал интересоваться. И все остальные в семье тоже Даже домашнюю ёлочку никому в голову не пришло сфотографировать, пока она не осыпалась -- а там уж поздно было. А ведь есть любопытные модели, типа Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV (http://www.dpreview.com/products/sony/compacts/sony_dscrx100m4). Раньше я бы точно не смог бы пройти мимо такого. А сейчас смотрю, и никакого придыхания.

Пообсуждал немножко "целостность системы" в фейсбуке: https://www.facebook.com/elashkina/posts/1085280574827103, там хорошая подборка комментов -- показывает разнообразие взглядов на этот вопрос. Я знаю, что в политике, футболе и воспитании детей разбираются все. Нужно обязательно вставлять в этот список "систему", в системном подходе ведь тоже все разбираются.

Довольно много народу меня сегодня пытались поздравить с праздником. С трудом разобрался, с каким именно: Крещение. Моя точка зрения на это дело совпадает с кратко изложенной в https://youtu.be/q9RpiLSUNi0 (осторожно, там не слишком нормативная лексика. Но суть дела изложена вполне убедительно). Парной ссылкой к ней должна идти, например, http://hi-news.ru/research-development/padenie-religioznosti-ne-oznachaet-padenie-nravstvennosti.html
2019

Системный моделер из стены и липучек

User story mapping -- http://jpattonassociates.com/user-story-mapping/. Основная заявленная идея тут упорядочить пользовательские задачи (activities) во времени, из историй сделать эпопею. Если внимательно приглядеться, то время оказывается логическим -- привет, вид жизненного цикла (то бишь практики) по горизонтали с разбивкой на эпические/тематические подпрактики по вертикали.

Тем самым user story mapping оказывается про принципиальную схему взаимодействия пользователя с системой, функциональный анализ -- "как оно работает, как получается польза". Поэтому user story map так сильно отличается от product backlog, который появляется исключительно в попытке модульного синтеза -- "как это реализовать, из каких кусков сделано".

Поразглядывайте примеры для user story map в google image. Очень поучительно.

И сразу становится понятным, почему user story mapping хорошо сочетается с domain-driven design (DDD) -- http://blog.eriksen.com.br/en/mapping-domain-knowledge.

Забавно, как принципы хорошего архитектурного моделирования, основанные на системном мышлении мееееедленно вползают в жизнь: из стенки и липучек изображают эдакий системный моделер, который по мере воплощения основных принципов системного мышления работает лучше и лучше.

Одно системное мышление, тысяча применений.

Но интересно читать, как понятия архитектурной работы "по норме" пытаются изложить "на пальцах" в коммуникативной парадигме ("истории", "нарратив", "эпопеи"). Скажем, берём принципиальную схему радиоприёмника, и рассказываем про "эпопею настройки колебательного контура", "эпопею подключения антенны", только чтобы не использовать системноинженерного языка.

Вот что пишет автор подхода user story map (http://jpattonassociates.com/the-new-backlog/): "I hate that word “epic.” I haven’t written Beowulf here. There’s no hero with a magic weapon slaying a monster. It’s just my user “managing email” – a relatively basic thing from my user’s perspective. At least the terms “activity” and “user task” give me some idea of what kinds of stories they are. That said, I’m not fond of the term “user story” either, but I’ve come to accept it. It beats the crap out of requirement.

Куда ведёт в этой цитате ссылочка со слова requirements? К его же статье Requirements considered harmful, где от слова requirements с его кажущейся неизменяемостью и окончательностью он уходит к слову decision, что можно было бы изменять и объяснять. Но кончается всё опять-таки не словом desicion, а теми самыми "нарративами" и "эпопеями" (epic) в user stories -- описаниями. Требования всего-то описания системы как чёрного ящика, со стороны её работы в составе использующей системы. И, конечно, описания могут меняться по мере продвижения в понимании, почему бы и нет.

То есть борьба у современных аджилистов IMHO идёт с ветряными мельницами, а не "бюрократической инженерией", но при этом медленно-медленно всё таки они ползут в сторону принятия системного мышления -- а хоть и устраивая системный моделер из стенки и липучек. Но мне кажется, один раз разницу между модульными и компонентными описаниями объяснить проще, чем мучительно переизобретать её снова и снова (например, противопоставляя product backlog и narrative -- хотя да, требуется дополнительный мыслительный шаг, модуль в product backlog это не просто новый файл или обособленный фрагмент кода, но распределённость в мышлении о модуле дела не меняет. Это именно "из чего сделано").

UPDATE: пара интересных реплик на этот пост появилась в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10206161610733298