Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

2019

lytdybr

Открыл пару дней назад самокатный сезон, активно пользуюсь тем, что на улице сухо.

Нашёл, наконец, танго "Тайна" с пластинки фирмы "Мелодия" 1970 года "Танго (II серия)" -- это оказалось Tango Bolero в исполнении Klaus Wunderligh, с пластинки Mr.Hammond Gag 1965 года, https://www.youtube.com/watch?v=9iIwOUfq5fs. Ещё мне оттуда очень-очень нравится "Старое танго" Оскара Строка в исполнении Ёити Сугавара -- https://www.youtube.com/watch?v=rKbTDr9cw4A. Всегда там слышал вторую строчку как "моя машина", очень меня это в отрочестве развлекало.

На занятии аутентичной кизомбой-сембой Илья показывал много разных усложнений основного шага. После чего посмотрел, как мы это всё выплясываем, и печально сказал, что это всё понты, а кто их не может делать -- пусть шагает без этих усложнений, так тоже можно. Сразу стало понятно: мы пока -- беспонтовые танцоры.

В лицее организуются специфические экскурсии в связи с 23 февраля. Вьюнош пропустит. У нас в прошлой школе полкласса ушло в кадеты, патриотическим милитаризмом были методично прогружаемы по самые уши, в лицее надеемся от этого отдохнуть. Кто очень интересуется историей 23 февраля, могут почитать материал http://www.istorya.ru/articles/23fevr.php -- никакой романтики, всё прозаично, кроваво и ужасно, как и всё остальное в те постреволюционные годы. Потом годы и годы романтизации и украшений тех печальных событий. Теперь целая индустрия, выстроенная на мифе.

Обнаружили сегодня, что с понедельника будет зимняя физматшкола для 2-11 классов в МФТИ на Климентовском, 20-24 февраля 2017: http://edu-mipt.ru/index.php/sezonnaya-shkola. Вот туда мы отрока и отправим, пусть ему мозги чем-нибудь полезным промоют.

Чтобы не потерять ссылку: лингвистический аналог polandballs -- языковой конгресс, http://pikabu.ru/profile/unerriar.

Никогда не думал, что мужские и женские голоса, объявляющие остановки, означают направление движения -- http://mosmetro.livejournal.com/229066.html. Мнемоника там -- к центральным станциям на работу зовёт начальник, а домой из центра -- жена. По кольцу -- по часовой звучит мужской голос, а против часовой -- женский. Ну, и ещё ряд мелких особенностей. И это с 1984 года, для ориентирования слепых и слабовидящих (голос из вагонов хорошо слышен на остановках).

FireFox начал регулярно подвешиваться на полминуты при открытии страниц. Грешу на AdNauseum, но возвращаться на AdBlock Plus не хочу. C одной стороны, появились ужасные рекламные заставки в видео ВКонтакте. Сейчас там рекламируется "Совесть" -- это банковская карточка такая! Сама эта реклама вызывает вопрос о совести всех причастных: у них ведь ничего личного у каждого, "это просто работа". В AdBlock этих реклам никогда не было. С другой стороны, в фейсбуке вырезается огромное количество лишних завлекалочек, что очень приятно -- и это не вырезалось в AdBlock. Ну, и AdNauseum этически чуток получше, чем AdBlock Plus в части программ аффилированности. Щит, в котором можно купить персональную дырку для твоего копья -- это что-то неправильное, такое не хочется у себя иметь.

Аниме, которые я так и не собрался посмотреть, но когда-нибудь ещё соберусь: Omoide no Marnie (http://anidb.net/perl-bin/animedb.pl?show=anime&aid=10313), Ookami Kodomo no Ame to Yuki (http://anidb.net/perl-bin/animedb.pl?show=anime&aid=8832), Kimi no Na wa (http://anidb.net/perl-bin/animedb.pl?show=anime&aid=11829). Вот попытался вспомнить, когда же я последний раз смотрел аниме -- и не вспомнил. Ибо сначала манга оказалась интересней, а полгода назад начались танцы-шманцы-зажиманцы.
2019

Экватор курса по системному менеджменту

Сегодня прошёл четвёртый день из шести, разбирались с разницей развития и совершенствования. Долго сидели на слайде с практикой постановки практик, и был вопрос, откуда я этот слайд взял. Из опыта взял, из головы, нигде не вычитывал. Ибо я в консалтинге с 1990 года -- первый большой проект, который я делал, это постановка практики корпоративного управления в РТСБ. В 1990 году (это был СССР, до путча был ещё год) мало кто знал про корпоративное управление, мало кто понимал, как проводить собрания акционеров -- а я уже что-то понимал про эту практику и помог биржевому совету её поставить. Консалтинговое агентство у меня тогда называлось ДаNet, через год появился Институт коммерческой инженерии, а после дефолта TechInvestLab. И всё это время, все 26 лет до сегодняшнего дня я занимался постановкой практик у самых разных клиентов -- был стартапером шагов развития. Так что собственного опыта у меня тут достаточно, тренинг представляет отнюдь не пересказ книжек или стандартов.

Вот тут Михаил Софонов записал вводные беседы на моих тренингах системного мышления:
-- 13 ноября 2016 -- https://www.facebook.com/mikhail.sofonov/videos/10211292149604724/
-- 30 октября 2016 -- https://www.facebook.com/mikhail.sofonov/videos/10211153999031046/
-- 16 октября 2016 -- https://www.facebook.com/mikhail.sofonov/videos/10211007853617502/
-- 2 октября 2016 -- https://www.facebook.com/mikhail.sofonov/videos/10210868625376883/
-- 18 сентября 2016 -- https://www.facebook.com/mikhail.sofonov/videos/10210739718114282/

В комментах там активно обсуждается бутылка колы, которую хорошо видно. Обычно я всегда использую на своих тренингах два учебных пособия: бутылку колы (зеро, она без сахара!) и фломастер. Это отличные примеры целевых систем: с чётким назначением, в них есть части и можно демонстрировать сборку-разборку, а ещё можно обсуждать какие-то варианты конструкции и что будет происходить при их использовании не по основному назначению.
2019

Нооскопление и духовноскрепизация

Нет, сегодня никакого путча (хотя ещё не вечер). Разве что "Новый министр образования Ольга Васильева работала замначальника управления администрации президента по общественным проектам. Оно было создано в 2012 году для реализации идеи «духовных скреп» — патриотического воспитания и духовно-нравственных основ граждан, причем госпожа Васильева была едва ли не главным публичным спикером от управления. Ольга Васильева — доктор исторических наук, ее специализацией является история РПЦ в ХХ веке" -- http://kommersant.ru/doc/3069095

Никакого путча, ноосфера идёт в сторону духовных скреп. И я уже видел довольно много доброжелательных обсуждений научности нооскопии, самое время науками заняться историку церкви. Шок первых дней изучения нооскопии прошёл, тексты про нооскоп всё меньше и меньше обсуждаются как поток сознания, тон всё серьёзней и серьёзней. Нет сегодня никакого путча, просто медленные, но неуклонные нооскопление и духовноскрепизация всея Руси, каждый день по чуть-чуть.

Мой слоган "мимо школы" тем самым получил ещё одно подтверждение. Надо бы его как-то усилить, типа "мимо школы, и подальше от неё".

Обсуждение в фейсбуке: https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10207836997576922
2019

Об истории

Философию (в её современном варианте философской логики, где метафоры докручиваются до логической формы) в её преподавании в России (не знаю, как в других странах) заменили повсеместно историей философии, заодно выхолостив современное развитие философско-логической мысли. Развитие русской философии и философской логики незаметно стало историей дореволюционной мысли, а не продолжением традиции -- не производится новых текстов, сплошное "как я читал старые книжки". СМД-методология как-то незаметно стала историей ММК-кружка, нежели продолжением его дела (включая перепрофилированием содержательно-генетической логики в исключительно генетическую, оставляя только "происхожденческий" момент, исторический). Педагогика стремительно заменяется историей педагогики (кто педагога постарше процитировал, тот и победил в споре -- скажем, цитирование Коменского перешибает цитирование Корчака, и часов в программе на Коменского будет отводиться больше, потому как он старше. А современных авторов цитировать нельзя: сразу проигрыш, на них ещё недостаточный слой пыли веков, чтобы им уделять время).

Историков вместо деятелей что-то зашибись как расплодилось, а потом в учебных заведениях всех сортов они готовят себе замену по образу и подобию себя, а не замену героев своих историй -- в историю-то не историки попадают, а герои их историй!

Просто накипело уже рассказывать, почему я против историй и исторического подхода, против подробного десятилетнего изучения теорий плоской земли, потом месяца теорий круглой земли и потом пары дней земли как геоида со всей её географией и геологией впридачу всем остальным, что накопилось за последние сто лет. Это как я перед пользованием смартфоном должен сначала пройти курс телеграфа (не как телеграфист! Как подавать телеграммы в окошечко почты!), затем междугороднего телефона (помните, как в переговорном пункте в будочку вызывали поговорить на три минуты?) и сдать лабораторную, затем освоить разговоры по телефону с проводами, потом сдать экзамен на особенности пользования пейджером, и только после этого мне дадут подержать сотовый телефон с кнопочками -- если смогу внятно рассказать всю историю эту с фамилиями и датами. Смартфону же и учить не будут -- в подворотне им пользоваться научат, невелика наука. "Наука" -- это как раз то, что было до смартфона! Вот эту историю и выдают за важнейшее содержание образования.

Если так пойдёт, то физику и математику тоже начнут преподавать как историю физики и математики (понятное дело, без добавления слова "история"). Самый знающий физик будет -- это кто помнит год открытия закона всемирного тяготения, а не который сам что-то сделал в физике и продвинул state-of-the-art.

Кидайте мне комменты, какие содержательные дисциплины вдруг превратились в "истории". Например, музыка уж точно стала историей музыки -- и никогда-никогда не доходит до истории музыки последних двух десятков лет, нет шансов, чтобы кто-то в этой истории рассказал про появление джангла или реггетона. Нет, в раже исторического подхода даже до додекафонии не дойдут, это ж 20-е годы уже нашего века! Нет, Генделю больше места достанется, чем Шёнбергу, просто ему свезло жить чуток пораньше. А джангл и реггетон -- это опять же, в подворотне научат.

Это я ни по какому поводу. Это я в пространство.

UPDATE: дискуссия в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10207765153140856
2019

lytdybr

Покемонная реальность оказывается по факту не наложенная, а параллельная. Первая же рекомендация -- немедленно отключить синхронизацию камеры и покемона, переключиться на виртуальный мир и вообще не связываться с отображением реального. Например, это идёт первым же советом в https://youtu.be/sUVsVqvoEJY (а пропедевтика "что это такое" очень кратенько тут: https://youtu.be/oglUmHzAqyQ и даже более красочно и долго тут: https://youtu.be/9sH1QHj1ouo). Опять же, магазины выглядят как интернет-магазины, а не торговые ряды, ибо с настоящими деньгами нужно расставаться удобно и быстро, а не красиво и медленно. В России официально это наваждение появится к 17 июля 2016.

Прошёлся по своим постам системной информатики и заменил везде workbench на framework. Хоть платформа для диаграммного редактора и называет себя до сих пор workbench (https://www.eclipse.org/sirius/), немногие выжившие со времён language workbench называют себя уже language framework (http://www.eclipse.org/Xtext/ и в особенности http://typefox.io/).

Мой свежезамеренный словарный запас в английском -- 21600 (https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10207549770316420), что, скорее всего, враньё. Пару лет назад это было 13500 по другому тесту: http://ailev.livejournal.com/1095125.html, и даже сегодня я повторил тот старый тест http://testyourvocab.com и получил сравнимые 12400 (не выспался? более честно отвечал? забыл английский? меньше перевожу письменно? -- разница в пределах статистической погрешности, но улучшения-то за пару лет нет!).

Отрок тупит с планиметрией восьмого класса. Это у него с раннего детства: в совсем нежном возрасте он не мог составить плоский пазл, а объемные пазлы щёлкал уровня "для взрослых". Впрочем, это у всех деток его поколения, на это часто сетуется в методичках (я смотрел несколько таких, когда писал последний абзац к http://ailev.livejournal.com/1080678.html в 2013). "Наглядности" в 2D у него по факту нет, наглядность появляется для него в 3D -- и мне даже интересно, будет ли у него наглядность в 4D?! Или там уже "символьные представления", аналитика? Вот, например, предисловие к "наглядной геометрии" 1936г. (http://ilib.mccme.ru/djvu/geometry/kon-fossen.htm): "Что касается геометрии, то в ней тенденция к абстракции привела к грандиозным систематическим построениям алгебраической геометрии, римановой геометрии и топологии, в которых находят широкое применение методы абстрактных рассуждений, символики и анализа. Тем не менее и ныне наглядное понимание играет первенствующую роль в геометрии, и притом не только как обладающее большой доказательной силой при исследовании, но и для понимания и оценки результатов исследования. Здесь мы будем рассматривать геометрию в её современном состоянии с наглядной стороны. Руководствуясь непосредственным созерцанием, мы сможем уяснить многие геометрические факты и постановку вопросов и благодаря этому во многих случаях мы сможем также изложить в наглядной форме методы исследований и доказательств, которые приводят к пониманию теорем без введения в рассмотрение деталей абстрактных теорий и выкладок". В оффлайне я веду сейчас вялые разговоры про обучение алгоритмике, и всё чаще и чаще там поминается что-то типа "наглядной алгоритмики". Может, уже пора ввести этот термин, в противовес аналитической computer science.
2019

Технологический день на санкт-петербургском съезде КПСС, тьфу, форуме

Почему-то мне сегодня вспомнилась вчерашняя истерия во всех лентах по поводу технологического дня на санкт-петербургском экономическом форуме. Дескать, займёмся всем российским миром промышленной революцией нумер четыре, иного пути нет, будем опережающе поднимать производительность труда. Ура-ура, власти услышали! И вожди поведут нас вперёд, к этому будущему!

Мне кажется, что этот форум ничем не отличался от любого съезда ЦК КПСС, на котором торжественно заявлялись ровно такие же цели. Вот, например: «Прогресс науки и техники, — отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев, — это главный рычаг создания материально-технической базы коммунизма. Вот почему в таком важнейшем вопросе, как развитие науки и техники, мы отчетливо должны видеть перспективы, учитывать их в практической работе. А перспективы таковы, что начавшийся под воздействием науки и ее открытий переворот в развитии производительных сил будет все более значительным и глубоким. Перед нами, товарищи, задача исторической важности: органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства, шире развивать свои, присущие социализму, формы соединения науки с производством», это «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 57 (1971 -- помним, американцы в те поры летали на Луну, 12 человек сумели погулять по Луне с 1969 по 1972, и это очень беспокоило. Хотя ширнармассы об этих достижениях проклятых капиталистов и не информировались, но технологическое отставание стремительно становилось очевидным).

Замените "социализм" на "Россию", а "научно-техническую революцию" на "четвёртую промышленную революцию", и можно переписывать тексты полувековой давности буква в букву: они так же свежи, и имеют примерно такое же влияние (называется "неуклонно возрастающая роль партии") на жизнь общества, как и раньше, такие же механизмы реализации.

Но чему все радовались-то вчера? Возврату к идее непрерывного роста производительности труда в России (раньше было "при социализме")? Что нового-то? Та же обязательность для крупных предприятий быть лидерами прогресса, что и полсотни лет назад?
2019

В Бекасово-2016

Системноинженерим в Бекасово уже седьмой год подряд -- заехали сегодня вечером, отъезд в воскресенье после обеда. Вечером занимались стратегированием для Русского отделения INCOSE, стратегию документировали в Архимейте. Хорошо получилось. Потом переведём на английский, и эту записанную на Архимейте стратегию отправим в INCOSE Central, пусть перенимают опыт.

Во дворе по-прежнему стоит Ленин (в этом году он кажется каким-то особенно мелким), в столовой по-прежнему кормят на убой домашней пищей, три раза в день buffet. Селитесь не в СПА-Бекасово, а в дом отдыха, там спокойней, и кухня лучше!
2019

Двадцать вторые щедровицкие чтения

Побывал сегодня на очередных, XXII щедровицких чтениях (http://www.fondgp.ru/projects/chteniya/46/). Там продолжаются начатые на прошлых чтениях (http://ailev.livejournal.com/1167450.html) поиски формата. Если в докладах хотя бы была понятна тема, то дискуссии по докладам разлетались в самые разные стороны: было совершенно непонятно, что собравшиеся хотят обсудить.

Восхитило меня ведение одним из участников конспекта чтений в ArchiMate 2.1, даже не русифицированном (обнаружил случайно: интерфейс свободного моделера Archi уж больно характерен и виден издалека). Круто, я вот на такое "архитектурное моделирование на лету" не способен. Собственно, ArchiMate (как поддерживающий более-менее системный подход язык) включает довольно многое из схемного арсенала ММК, так что совершенно не удивлён тем, что кто-то его приспособил использовать вместо традиционных "морковок" и "звёздочек".

Обсуждались вроде как темы перехода от автоматизации к тотальному цифровому миру, но главное в этом мире (машинное обучение, распределённые представления знаний) не было замечено. Интересно, назовут ли это "постцифровым миром"? Там ведь очень хитрый финт делается сейчас в deep learning: от дискретного логического представления переходят к непрерывным (float арифметика, хотя чуть ли не float16 вместо float64), а потом возвращаются к дискретной арифметике, но в варианте bitwise линейной алгебры (типа http://arxiv.org/abs/1601.06071), а не традиционного логического вывода. Вообще, разговор в кулуарах показал, что про эти тектонические сдвиги в информационных технологиях практически никто не знает, разве что Пётр утверждал, что ему это известно.

Содержательно самое интересное было в докладе про невербальное бессознательное (сама тема была крайне необычна для последних лет -- Бородай С. "Языковое мышление и вербальное бессознательное: перспективы объединения двух исследовательских программ". Увы, в докладе ничего не говорилось про современные наработки по пониманию естественного языка, не поминались распределённые представления. По итогам доклада Пётр сделал интересные замечания (с которыми я совершенно согласен):
-- доклад имеет отношение к предпринимательству (заявленная тема этих Чтений) больше, чем все остальные доклады.
-- от этого доклада до выхода на фронтир мировой науки, технологии, инноватики и т.д. ближе, чем по любым другим прозвучавшим на чтениях направлениям исследований.
-- вероятно, нужно откатиться от уже мало кому нужных (кроме историков) работ СМД-методологов времён ОДИ к более ранним работам 60-70х с проработкой тем языка, содержательной логики, мышления и мыследеятельности, с выходом на трёхслойку -- это те работы, которые даже второе поколение ММК уже не очень читало. Отталкиваясь от этих работ и объединяя их с современными исследованиями в информационных технологиях есть хоть какой-то шанс оказаться в современности. [Под "современными исследованиями в информационных технологиях" Пётр имел ввиду именно машинное обучение -- напирал на то, что не только "машины учат", но и "машины сами выучиваются", это чётко отсекало возможное понимание сленга "машины учат=машины программируют"]

Я полностью согласен, что ключевой вопрос сегодня -- это связывание символьных переменных, языковая обработка не только языков, но и изображений, выучивание визуомоторной координации и embodiment cognition как мостик к мыследеятельности от чистого мышления, задача понимания языка (а если картинки окружающего мира это такой язык, как сейчас принято, то автоматом и понимание окружающего мира -- об этом нужно бы отдельный пост написать) и так далее со всеми остановками по пути решения задач машинного интеллекта. Если удастся быстро подшить сюда какие-то идеи из старых работ -- почему бы и нет! Если не удастся, то очередной вокзал уедет. Например, в работе http://arxiv.org/abs/1511.08130 легко найти практически всю схему мыследеятельности. В современных работах по reinforcement learning, когда заставляют две сетки с эмулятором мира играть друг с другом, тоже просматриваются многие черты этой схемы. Ещё пара лет, и схема мыследеятельности будет упрощённым древним вариантом современных схем, по которым будут работать люди, машины (как выводы из мира машин переносят на людей -- см., например, книжку про вред постановки долгосрочных целей http://bookzz.org/book/2556650/4f33f2), как это уже произошло со схемой акта деятельности, вместо которой отлично работает а хоть тот же ArchiMate, появившийся всего десяток лет назад.

А на обратном пути я полтора часа беседовал на темы то ли операционных систем, то ли DSL для киберфизических систем. Увы, содержание чтений в этой беседе практически не использовалось. Хотя если выполнить тот шаг выхода на работы с языком и мышлением, о котором говорил Пётр, и выполнить ряд шагов по развитию киберфизических систем, которые и так полным ходом выполняются самыми разными группами разработчиков, то года через три можно было бы говорить про киберфизические системы с привлечением материала чтений. Помним ведь, что "Кирпич" (1975г.) был про автоматизацию, и это было не случайно. Просто так получилось, что со времён 1975 года ушло несколько вокзалов, и дальше много лет было "нас не догонят" (потому как никто не бросился догонять).
2019

Физика процессов эволюции и deep learning

Глубокое обучение, как становится очевидным, эксплуатирует физику процессов эволюции -- ту же самую, что рулит установлением равновесия в спиновых стёклах и рулит сворачиванием белков в четвертичную структуру.

Ещё в 2001 году на русский перевели с немецкого книжку 1990 года Von Werner Ebeling, Andreas Engel und Rainer Feister "Physik der Vojutionsprozesse", "Физика процессов эволюции", в которой процессы ассоциативной памяти уподоблялись процессам в спиновых стёклах -- вся книжка тут: http://www.klex.ru/5c1. Но и в этой книжке ссылаются на более ранние первоисточники: "Если мы хотим, исходя из самых общих представлений, провести исследования ассоциативной памяти, то нам необходима какая-то конкретная модель, которая с одной стороны допускала бы подробный математический анализ, а с другой стороны позволяла бы воспроизводить как можно больше известных явлений из области биологии и психологии. Одна из таких моделей была предложена в 1982г. Дж.Дж.Хопфилдом ... Мостик к спиновым стёклам возникает прежде всего в силу мультимодальности функции Гамильтона спинового стекла и чётко выраженному бистабильному характеру нейронов. Нейроны могут находиться в двух различных состояниях -- в активном состоянии и в состоянии покоя, которые могут быть сопоставлены спиновой переменной Изинга" (страничка с этой цитатой есть в сети: http://www.ngpedia.ru/cgi-bin/getpage.exe?cn=144&uid=0.398179490119219&inte=9).

И действительно, вот работа 1982 года J. J. Hopfield, ``Neural networks and physical systems with emergent collective computational abilities'', Proc. Natl. Acad. Sci. USA 79, 2554 (1982) -- в лекции 2004 года "Spin Glasses and the Hopfield Content Addressable Memory" (http://ecee.colorado.edu/~ecen4831/hoplecs/hoplec1.html).

Так что LeCun сотоварищи, когда пишут "We study the connection between the highly non-convex loss function of a simple model of the fully-connected feed-forward neural network and the Hamiltonian of the spherical spin-glass model" в http://arxiv.org/pdf/1412.0233.pdf и говорит там, что связь спиновых стёкол и нейронных сетей прослеживается с 1985 года, промахивается года на три. Впрочем, это уже не важно: интернетов тогда не было, компьютеры были полудохлыми и все эти рассуждения были глубоко умозрительными. Сейчас просто предметная область оказалась неожиданно живой и многообещающей. И общность физики нейронных сетей и прочих механизмов глубогого обучения с рядом физических процессов выглядит крайне практичной.

Найдены и другие примеры похожих процессов. В 1985 году выходит книжка Spin Glass Theory and Beyond (в серии World Scientific Lecture Notes in Physics -- http://www.worldscientific.com/worldscibooks/10.1142/0271), и прямо в аннотации говорится, что paying particular attention to new applications in the study of optimization theory and neural networks. Но кроме того там рассказывается о приложениях теории спиновых стёкол для сворачивания полимеров. В 1997 году выходит уже много работ, где сворачивание белков изучается по математике для спиновых стёкол (по-русски, например, http://ufn.ru/ufn97/ufn97_2/Russian/r972b.pdf по-английски http://lfp.qb.fcen.uba.ar/embnet/references/frustra_ref1.pdf).

Чуть более попсово (только не обращайте внимания на историческую информацию, там корни значительно глубже, как можно посмотреть по приведённым мной ссылкам) про это рассказано в паре постов https://charlesmartin14.wordpress.com/2015/03/25/why-does-deep-learning-work/. А в посте https://charlesmartin14.wordpress.com/2015/04/01/why-deep-learning-works-ii-the-renormalization-group/ даются ссылки на ещё один раздел физики -- ренормализационная, позволяющая моделировать явления разных масштабов ( https://en.wikipedia.org/wiki/Renormalization_group, https://ru.wikipedia.org/wiki/Ренормализоационная_группа) -- "В так называемых перенормируемых теориях, система при одном масштабе, как правило, будет выглядеть составленной из самоподобных копий, если смотреть в меньшем масштабе, с другими параметрами, описывающими компоненты системы. Компоненты, или основные переменные могут быть связаны с атомами, элементарными частицами, атомными спинами и т. д. Параметры теории описывают взаимодействие компонентов. Это может быть переменные параметры связи, от которых зависит влияние различных сил или масс. Сами компоненты системы, может оказаться, состоят из таких же компонентов, но меньшего размера".

Почему это важно? Потому как в сворачивании белков есть https://en.wikipedia.org/wiki/Levinthal%27s_paradox -- если бы там всё было "чисто статистически", то белки бы не сворачивались за время жизни вселенной. Но они сворачиваются крайне быстро, и результат устойчив. То же самое относится к спиновым стёклам, к нейронным сетям: они не ведут себя чисто статистически, там не статистика, там другое -- эволюция, причём на каком-то более-менее однородном материале (на котором возникают разномасштабные явления).

Я тут уже писал много раз, что происходящее сейчас в deep learning подобно квантовой революции в физике сто лет назад, это существенное продвижение в понимании устройства мироздания. Мне кажется, что связь физики спиновых стёкол, сворачивания белков, нейронных сетей и математики эволюции ещё себя проявит. Вопрос "почему так хорошо работают нейронные сетки" становится эквивалентным вопросу "почему так хорошо работает эволюция". И это вопрос о физичности эволюции, понимании её природы, моделировании -- и затем переходу к инженерной постановке вопроса, к использованию моделей для инженерии эволюции. Так что про нейронные сетки (спиновые стёкла, сворачивание белков, физику землетрясений и месторождений) пишем, а эволюцию держим в уме.
2019

Чемодан на колёсиках

Мой любимый пример по изобретательству -- чемодан на колёсиках. Он был изобретён в 1972 году (четырёхколёсный), переоткрыт как двухколёсный с выдвижной ручкой в 1988г., а до тех пор колёсики и чемодан почему-то никто не догадывался объединить (http://constructorus.ru/istorii-uspexa/priklyuchenie-chemodana.html). Какая технология заменяла колёсики и ручку всего тридцать лет назад? Носильщик!

Всё продолжает развиваться: складной чемодан на колёсиках, с поворотной ручкой, с раскладным столиком, USB-зарядкой, геотрекингом (можно посмотреть на телефоне, где он) -- http://www.barracudaluggage.com/ (https://www.youtube.com/watch?v=2_J1g7RLx6A -- там за две минуты всё хорошо показано).

Кстати, чемоданы на колёсах с моторчиком тоже бывают (по типу сегвея, стоимость всего $580) -- http://travel.spotcoolstuff.com/wheeled-suitcase/live-luggage/power-assisted