2019

Исследования, образование, просвещение в Школе системного менеджмента

В стратегии Школы системного менеджмента сказано, что (https://ailev.livejournal.com/1493744.html): "1. Занимаемся исследованиями (моделируем state-of-the-art практики и оформляем модели в виде учебных курсов), образованием (учим state-of-the-art), просвещением (несём state-of-the-art мышление в массы, как энциклопедисты)". Рассмотрим эти пункты в свете следующего пункта: "2. Обучение и подстройка/второй бакалавриат: учим state-of-the-art трансдисциплинарным (методологическим, кругозорным) и когнитивистским практикам -- поднимаем калибр личности и ставим мышление, чтобы поднять качество и скорость последующего обучения прикладным дисциплинам. Прикладным дисциплинам учим не мы".

Исследования
Предметом исследований в Школе является state-of-the-art в трансдисциплинарных практиках. Трансдисциплинарные -- находящиеся "по ту сторону дисциплин", предметом для которых являются сами практики и их дисциплины. Например онтологика, которая трансдисциплина для разных "мышлений" (системного мышления, вычислительного мышления и т.д.), системное мышление как трансдисциплина для кругозорных дисциплин (системной инженерии, системного менеджмента и т.д.), системная инженерия как кругозорная дисциплина для прикладных инженерных практик (практик программной инженерии, практик инженерии требований). Трансдисциплинарность тут верна даже для телесных практик: системное мышление трансдисциплина для системного фитнеса, системный фитнес трансдисциплина для социального мультиданса, социальный мультиданс трансдисциплина/кругозор для прикладных танцев. Школа работает с трансдисциплинами, каждая из которых лежит в основании огромного количества прикладных дисциплин.

Каждая индивидуальная практика культурно-обусловлена, то есть отдельные варианты этих практик создают конкретные люди из каких-то школ мысли и действия, но вот в целом практики являются выходом квазиэволюционного процесса (open-endedness -- https://ailev.livejournal.com/1463013.html). Содержание практик непрерывно меняется, в том числе меняется содержание трансдисциплинарных практик (смело можно считать, что существенные изменения проходят где-то за 15-20 лет), хотя это происходит и не так быстро, как в случае прикладных практик (так, в программной инженерии смена практик сегодня идёт каждые 5 лет).

Школа проводит исследования, вытаскивая этот state-of-the-art из его текущего состояния раскиданных по разным источникам фрагментов знания. Этому посвящён отдельный пункт стратегии (https://ailev.livejournal.com/1493744.html): "3. State-of-the-art у нас даётся на базе свежих (чаще всего появившихся после 2015 года) первоисточников из науки и промышленности. Никакой попсовой литературы, никаких британских учёных и "мотивационных тренингов"".

Первым в ряду исследований такого сорта было системное мышление -- трансдисциплина мышления, стоящая за системной инженерией, системным менеджментом и многими другими кругозорными дисциплинами. Поначалу state-of-the-art системного мышления был вытащен из самых разных стандартов и проектных документов системной инженерии (2008-2015). Основным тут была "гармонизация" всего этого клочковатого знания: разные школы системной мысли по-разному определяли термины, по-разному определяли даже основные концепты, так что пришлось поработать, чтобы все эти клочки знания состыковать друг с другом и показать их взаимную согласованность. Результат был оформлен в виде курса "Системноинженерное мышление", который читался как семестровый курс в МФТИ с 2013 года, в 2014 году вышел учебник, в 2015 году вышла вторая версия учебника. Затем этот вариант системноинженерного мышления был обобщён до системного мышления -- трансдисциплина легла в основу также и менеджмента, и предпринимательства (2015-2018 -- вышел учебник "Системное мышление", заданик, курс на курсере), затем с 2018 доработан до более универсального варианта "Системное мышление 2019", который применим в том числе и к таким находящимся далеко от инженерии, менеджмента, предпринимательства трансдисциплинарным практикам, как системный фитнес. Вышедший буквально три месяца назад учебник отразил результаты исследований: в нем в том числе была в очередной раз поправлена (и существенно!) терминология, уточнён набор понятий.

Вторым в этом ряду исследований была онтологика как трансдисциплина для системного мышления и самых разных других трансдисциплин. Материалы state-of-the-art по (философской) логике и онтологии были также взяты из самых разных источников и переработаны курс "Онтологика", который перерос в целый набор курсов (сегодня двумя преподавателями читается "Онтологика 2.0", "Как общаться по делу и без нервов", "Схематизация на салфетке и в уме"), вышла методичка (https://drive.google.com/file/d/1igXg-hvJ1tPXx_xJL5748i2pCxrxaHsU/view), разработаны задачи (их уже больше 40). Исследования продолжаются, сегодня активно развивается тема трансдисциплинарных схематизации и рендеринга, затрагиваемая курсами по онтологике (вот заметки по плану текущей исследовательской работы: https://ailev.livejournal.com/1494762.html).

Такая работа проводится преподавателями буквально по каждому курсу: гармонизация знаний передовых школ мысли в той или иной трансдисциплине, оформление результатов в виде учебного курса/учебных материалов. Школа регулярно проводит методологические семинары (видео многих из этих семинаров можно найти в канале Школы https://www.youtube.com/channel/UCJ0Uq_WB7GLmY-NTz2oFoUQ/videos), а по некоторым курсам действуют постоянные семинары/лаборатории (например, лаборатория телесного мышления заседает каждую среду с 21 до 23 часов, в чате по её материалам сейчас 146 человек -- https://t.me/labolatoryTM).

От исследований зависит качество и учебной работы Школы, и просветительской работы. Один из соучредителей Школы является её научным руководителем, это подчёркивает важность исследований в Школе.

Результаты исследований оформляются в виде курсов, иначе нет шанса, что эти результаты попадут в головы людей, а не закончат свою жизнь в виде никем не востребованных текстов научных статей в узкопрофильных журналах.

Обучение
Результаты исследований оформляются не просто в виде согласованных отдельных курсов, но в виде согласованного между собой целостного набора учебных курсов Школы.

Школа учит не просто морально устаревшим вариантам трансдисциплин, но понятийно согласованным друг с другом state-of-the-art вариантам этих дисциплин -- это как раз результат ведущихся в Школе исследований. Именно поэтому обучение в школе является уникальным: этого содержания образования больше нет нигде.

В настоящее время в Школе десяток преподавателей ведут 14 тесно связанных друг с другом курсов. Школа тем самым даёт "длинное обучение", формирующее целостную и непротиворечивую картину мира. Но эта картина мира не будет догмой для выпускников, она открыта к изменениям. Ведь мы учим трансдисциплинам: дисциплинам по работе с дисциплинами. Это существенно облегчает смену собственной картины мира с текущей на более современную.

Преподаватели согласовывают свои курсы на методологических семинарах, обращаются к учебникам и методическим пособиям друг друга, посещают курсы друг друга, используют курсы друг друга как пререквизиты к своим курсам (ибо речь идёт о курсах трансдисциплин прежде всего, и каждая трансдисциплина помогает разобраться во множестве других дисциплин). Например, курс онтологики согласован по терминологии и концептам с курсом системного мышления, а системное мышление является пререквизитом к курсу системной инженерии. Диаграмма на вебсайте Школы показывает рекомендованную последовательность изучения дисциплин и показывает их связи друг с другом (https://system-school.ru/):


Об учебной работе Школы рассказывается в материалах семинара "Платформа поддержки смешанного обучения" -- https://www.youtube.com/watch?v=_NJbj7PZScg. Ежегодно чуть ли не вдвое растёт количество выпускников (счёт идёт уже на сотни). Множество пунктов стратегии (https://ailev.livejournal.com/1493744.html) связано именно с учебной работой, она является центральной в Школе.

Просвещение
Проблема в том, что о новациях в трансдисциплинарных практиках широкая публика обычно не знает. Обычно трансдисциплинам учат в бакалавриате, в магистратуре уже учат прикладным практикам какой-то предметной области, и люди получают два-три высших образования (то есть заканчивают дополнительные магистратуры), оставаясь в рамках морально устаревшего мировоззрения. Если человек получил своё образование по какой-то трансдисциплине в 22 года (закончил бакалавриат), то в 42 года оказывается, что он знаком с её предыдущей версией -- по факту, пользуется "теорией флогистона".

Исследования Школы добывают state-of-the-art и документируют его в виде учебных курсов. Но это образовательная деятельность, она отличается от деятельности просвещения. Есть множество трактовок того, чем же образование отличается от просвещения. Мы исходим из того различения, что образование/обучение заключается в научении, передаче знаний. А вот просвещение -- это "осветить путь", показать само существование знания, которому нужно научиться, информировать о state-of-the-art мировоззрении. Мы тут смело пишем "мировоззрение", потому как в нашем случае речь идёт не о прикладных дисциплинах, а о трансдисциплинах, нужных всем.

Это информирование широких масс о современном научном знании составляло суть эпохи просвещения. Учёным предлагалось выйти к народу и нести им свет научного знания, для этой цели создавалась Энциклопедия (свод знаний), открывались школы и много внимания уделялось информированию населения о самом факте существования наук. В связи со скоростным развитием трансдисциплин в 2020 году возникла ситуация, которая в чём-то похожа на ситуацию эпохи Просвещения: все сегодняшние люди получили образование в части трансдисциплин, все знают о достижениях наук, но только крохотная часть населения знает о современном состоянии, о state-of-the-art человеческого знания в части трансдисциплин.

Даже если исследователи оформили текущий state-of-the-art трансдисциплин в виде учебных курсов, то на эти курсы мало кто придёт -- так же, как мало кто шёл в университеты во времена до Просвещения. Непонятно ведь, зачем туда идти: какое-то знание ведь у всех есть, какие-то способы рассуждения ведь у всех есть! Все получили какое-то образование, зачем учиться заново? Широкой публике непонятно, что способы рассуждения в новых трансдисциплинах поменялись по сравнению со старыми способами рассуждения. Огонь новых знаний нужно донести до людей, нужно осветить им путь к знаниям.

Поэтому у Школы есть не только задача учить, но и задача сообщить людям о том, что наука и культура изменились. Школа также занимается просвещением (подробней см. в "Можем повторить. Просвещение -2020", https://ailev.livejournal.com/1430302.html). Прикладные курсы не работают, если они не поддержаны современными трансдисциплинами, а опираются на морально устаревшее мировоззрение. Если мировоззрение у широких масс не обновлять, то будет дикость, запустение -- все беды, связанные с плохим образованием. Это образование было хорошим пару десятков лет назад. Но жизнь изменилась, цивилизация сделала шаг в своём развитии, и просвещение должно донести эту новость до всех. И не просто донести, но и выполнить роль лидера: повлиять на людей так, чтобы они стали учиться этому новому знанию.

В части просвещения Школа имеет свою страницу в фейсбуке (https://www.facebook.com/system.school.ru/), преподаватели ведут блоги и каналы, у Школы есть видеоканал в ютьюбе, Школа проводит конференции -- и через все эти каналы коммуникации Школа рассказывает самым разным людям о новинках в области мышления, менеджмента, инженерии, предпринимательства, культуры. Те, кто заинтересовался в новом знании, могут прийти на курсы Школы, и получить образование. Те, кто прошёл образовательные программы, могут принять участие в исследованиях. Активно проводящие исследования выпускники могут сами стать преподавателями Школы.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/groups/771940449578453/permalink/2299816230124193/
2019

Куда думать в четвёртом квартале -- 2019

Раньше я такое делал в новогодние каникулы, в прошлом году в конце октября (https://ailev.livejournal.com/1450840.html), в этом году вдруг озаботился в начале ноября. Это мои личные заметки, но они неотделимы от того, что я делаю в Школе.

1. Системное мышление (курс)
-- онлайн-курс, без него дальше никак
-- список затыков и instructional design
-- больше задач богу задач
-- перевод учебника на английский (а почему бы и нет!)
-- список компетенций
-- чеклисты
-- набор домашних заданий по пути к эссе (нарравитизация/сериализация подготовки эссе)
-- менторство
-- курсы в МФТИ, ВШЭ, ШСМ
-- что делать с уволенной по старости курсерой?!

2. Системный менеджмент (курс)
-- видео (а в пределе -- тексты) текущего курса, чтобы освободить больше времени очных занятий
-- добавить лидерство, а также throughput accounting и подобные, beyond budgeting и подобные в финансах
-- предпринимательство выделить в полноценный курс, дополнив стратегирование другими его практиками
-- докрутить тематику кибер-управления вниманием (киберосознанность на уровне организации, на уровне личности)

3. Образование для образованных
-- оформить текущий набор идей (курс "Образование для образованных", книга, тексты, диаграммы)
-- поменять "методологические дисциплины" везде на трансдисциплины.
-- разобраться с когнитивистским циклом (там уже давно не только и не столько когнитивистика, но и ходы на культуру, выходы на этику и эстетику и прочее всякое. И нужна ясность).
-- сдублировать текст про деятельностный кругозор "в ролях"
-- создать кратенькие описания метафор практик типа метафоры "потока" для операционного менеджмента
-- гипотеза слушания Стивена Краша в языковых и прочих практиках (против гипотезы "разработки" как "говорения")

4. Машинный интеллект
-- апдейтить слайды обзорного курса для отражения state-of-the-art
-- disentaglement learning, weak supervision, knowledge graphs и прочее про концепты

5. Социальный мультиданс/буфф как курс и движение
-- разобраться с уровнем вечеринки (и экзамены/оценка результатов сюда: приёмка, а не проверка!)
-- моделировать отдельные танцы
-- документировать методику (по факту это делается в виде постов -- https://vk.com/buffdance и слайдов)
-- компетенции
-- чеклисты
-- закончить первую группу и спланировать продолжение
-- самому освоить мультиданс (а то я сейчас больше теоретик, хочу в том числе и ножками-ручками побольше уметь)
-- музыкально-ритмическая часть: blended learning (сделать приложение для тренинга)

6. Системный фитнес как курс и движение
-- добавить в содержание моделирование
-- проработать вопрос осознанности в телесной модальности (в том числе схематизация-рендеринг в телесной модальности)
-- обновить/документировать содержание (работа только лентами, операционное задание ощущений, "теория ограничений в лентах" как заход на системность)
-- компетенции и экзамены
-- закончить чеклисты: киберосознанность
-- стратегирование: мультибалет и сольные, вокал как новые прикладные линейки, отстройка от ЛФК (лечебная физическая культура -- у нас инженерия-творчество нового, а не терапия-ремонт имеющегося. Тюнинг, но не починка).
-- починить собственное сутулое тело

7. Развитие Школы и её курсовой линейки
-- коммуницировать стратегию (https://ailev.livejournal.com/1493744.html)
-- отличие: согласование всех state-of-the-art в наборе курсов (вместо разрознённых курсов "от звёзд" в надежде на то, что их содержание как-то слипнется в голове курсанта)
-- готовить ежегодную конференцию по прикладному системному мышлению (21-22 марта 2020, она будет уже два дня -- преподский день и день сообщества)
-- в каждом курсе обеспечить понимание курсантами того, о чём этот курс и какие его связи с другими дисциплинами. И проверять понимание (что могут внятно проговорить и реально понимают сами). Обновить описания курсов (учесть апдейты содержания).
-- instructuional design и concept inventory (онтика!) для всех преподов во всех курсах. Повышение преподской квалификации.
-- рейтинг как средство организационного оформления разных дисциплин (на базе 8 уровней квалификации из мастеров в преподы -- https://ailev.livejournal.com/1493105.html). Список компетенций от каждого препода (например, компетенция как выполнение чеклиста -- поэтому список чеклистов) и отслеживание их достижения курсантами (в том числе "знаю про существование компетенции и её пользу" -- вполне себе нормальный отдельный уровень! Как раз уровень после "просвещения").
-- клубный абонемент и длинные образовательные формы
-- просвещение: планировать действия, и немедленно приступать
-- масштабирование: активизация пути на blended learning courses со всеми преподами

8. Aisystant и blended learning services
-- всё по плану в https://ailev.livejournal.com/1494270.html
-- приложение keep study (курсовая)
-- включить режим ошпаренной кошки

9. SysMoLan и его моделер
-- вычислительное мышление (пусть будет тут!)
-- эксперименты с моделированием на типах Julia (есть идеи! их нужно сосредоточиться и реализовать)
-- моделировать архитектуру Школы как тестовая реализация

10. Схематизация (машинка theory theory в голове) и рендеринг (убеждающие тексты)
-- всё по плану в https://ailev.livejournal.com/1494762.html
-- осмыслить различения смысла/понимания и объяснения/причины (например, по Уилберу: что означает/интерпретацию и как устроено/работает)
-- ортогональность абстрактности и формальности (формальное=абстрактное, формальное=использование двух уровней абстрактности), распутать -- при этом где-то это уже было!!! Нужно найти, где!!!
-- про смысл произведения/текста (по обзору того же Уилбера: системное представление)
-- готовить очередной семинар и перетряхнуть линейку курсов по результатам

11. Когнитивистика (cognitive behavior engineering)
-- тело расслаблено, внимание собрано: основа ролевой работы
-- какие тренинги актёров брать? (поглядеть школу игры Демчога). Упражнения-этюды и их осмысленность в нашем предмете.
-- определиться с содержанием дисциплин, источниками, преподом. Разворачивать пункты в "психопрактики движения по спектру формальности" -- https://ailev.livejournal.com/1461939.html (и там много чего разного!)
-- доразвернуть про осознанность и её автоматизацию (хи-хи, "цифровую трансформацию")
-- подумать про курс "Как стать киборгом: персональные информационные технологии"
2019

Целевая система и наша система

Основная трудность в определении целевой системы и нашей системы, как водится, не в собственно системном мышлении, а в онтологике: наличие двух классификаторов для одного объекта. Я вот могу быть одновременно лысым и тёплым, но всегда найдутся люди, которые будут искать два разных предмета -- один лысый, другой тёплый. Легко путать предметы и их свойства.

Понятие "нашей системы" (our system) было введено для личной ролевой (нашего "малого проекта" в составе большого командного проекта) фокусировки внимания — и "наша система" может совпадать или с какой-то системой в составе целевой системы (т.е. подсистемой), или с какой-то системой в обеспечении (их там тьма, в том числе они вытягиваются в цепочки обеспечения, где одна из систем обеспечения "изготавливает" (т.е. вносит изменения в) другую систему обеспечения. Если люди занимаются сервисом (изготовлением и наладкой в сервисе станочков/софта) или они менеджеры (их внимание на команде прежде всего), то их системы обычно -- системы в обеспечении, а целевые системы -- это уж как у всех, то что изготавливается самим сервисом или самой командой, и иногда через целую цепочку (моя система -- наладочная приспособа "обеспечения обеспечения", которой я налаживаю станок из обеспечения, который изготавливает деталь как подсистему целевого изделия).

Скажем, в парикмахерской делают причёски. И все радостно говорят, что это будут женские причёски высокой моды, обсуждают максимальную длину волос, количество лака для одной причёски и т.д.. И поручают кому-то из команды подхакать кресло по высоте, чтобы распущенная коса до попы не оказалась косой до пола. У этого кого-то целевая система по-прежнему будет причёска (целевая система команды), а его (личной) системой — кресло (причём brawnfield, подхакивание, а не изготовление с нуля). И это кресло явно в системе обеспечения, оно не участвует во времени эксплуатации причёски. И это подсистема в парикмахерской как системе обеспечения.

При этом подхакивателю кресла не удастся вести разговоры про своё кресло как целевую систему — у всех остальных же в головах причёска как цель. Но все признают, что это кресло — его система! Но дальше целевая система при обсуждении нашей системы остаётся крайне важна — все рассуждения про кресло потом должны дотягиваться до причёски как целевой системы, иначе кресло может получиться шикарным, а причёска никакой.

Системных разбиений (в старой терминологии — холархий) тем самым тоже множество: каждая система (целевая, наша, в окружении, в обеспечении, их подсистемы) имеет своё разбиение, и даже минимально три (функциональное, продуктное/конструктивное/модульное, размещения/мест/компоновочное). Целевая система имеет своё разбиение (она часть надсистемы, т.е. входит в разбиение окружения), каждая из систем в окружении своё, каждая из систем в обеспечении своё. И "наша система" тоже имеет своё разбиение, куда она входит как часть и куда входят её подсистемы. Подхакиваемое кресло имеет свои части и входит в парикмахерскую. И ещё в момент его эксплуатации в окружении кресла находятся в том числе и волосы клиентки, которые не должны достигать пола в распущенном состоянии.

Для чего всё это нужно? В среду у меня было очередное занятие со студентами МФТИ, и мы рисовали их целевые системы и цепочки обеспечения. И определяли их роль и их системы в проекте. Системное мышление это просто управление вниманием, чеклист того, о чём нужно подумать. После того, как определялась целевая система и цепочка обеспечения, каждому становилось в разы понятней его роль в проекте, чем занят сам проект, и как там всё устроено в этом клубке людей, идей, дел и оборудования, который и называют "проектом". Целевая система тут обычно самый неопределённый элемент, ибо часто команда переконцентрируется на какой-нибудь ключевой подсистеме, и внимание оказывается перекошенным. Скажем, нанотрубки никогда не продаются сами по себе, всегда в составе смеси. Целевые системы -- смеси с нанотрубками, а не сами нанотрубки, которые тут лишь подсистемы. И это существенно сдвигает фокус обсуждения, когда идёт разговор о проектах в такой компании. Вот, кстати, пример такого же сдвига у компании NVIDIA -- "NVIDIA is not a chip company, we are a computer architecture company, we are a software company. Поэтому объявление чипов будет теперь важным событием, но не запредельно важным: типа как объявление нового электродвигателя у автопроизводителей или как объявление нового авиадвигателя у производителей самолётов" (https://ailev.livejournal.com/1416697.html). Чипы перестали быть целевой системой в компании, их целевой системой стал набор самых разных других систем -- автомобильных компьютеров и софта, компьютеров и софта для обработки медицинских изображений. Но для кого-то в комании его система -- это таки чип GPU, а для кого-то подразделение компании NVIDIA (система в обеспечении целевой).

Каждый командный проект по факту состоит из более мелких проектов. И чтобы не запутаться в том, кто что для чего когда делает, нужно различать целевую систему для всех в большой команде проекта и нашу систему для нашей маленькой команды подпроекта (в том числе и для команды из себя, любимого). И признавать, что у кого-то в проекте тоже может быть его система. Вы легко договоритесь, если обе ваших системы будете делать с ориентацией на успех целевой системы. Или не договоритесь, если ваши деятельности в общем проекте непонятно как связаны. Поэтому используйте системное мышление для управления вниманием: своим, своей маленькой команды и всей команды проекта.

Если вы рисуете картинку с целевой системой и её окружением, с цепочкой обеспечения, то она рисуется одним цветом — командным. А потом другим личным цветом на диаграмме ставится крестик, отмечающий нашу систему. Только так. Командная система координат, потом личная отметка своего места в контексте командной работы. Потом только разбирательство, что там личного внутри -- сначала окружение, только потом что внутри.
2019

lytdybr

Вьюнош победил всех в лицейской олимпиаде по информатике, теперь он лучший в школе и по информатике, и по физике. Физику он изучает сейчас примерно на уровне первого курса, дифференцирует ОК, а интегрировать не любит. Все эти кружки робототехники инженерии не учат ни разу, поэтому больше времени идёт на физику -- там и работа руками в эксперименте, и думалка гарантированно включается, и математика подтягивается. А инженерия после этого будет на крепком фундаменте, а не на базе умения паять (хотя и паять вьюнош умеет, но кто сегодня паяет на инженерном рабочем месте?!). При хорошем же знании физики и умении программировать научиться приемлемо решать инженерные задачи проще, чем после курсов напильника и паяльника.

Провели в Школе очередное стратегирование, я в свой личный тудуйник записал одиннадцать пунктов -- и среди них преогромные в части потенциальных затрат времени и нервов. Обнаружил, что текст списка дел к исполнению вылез за два экрана (экран при этом немаленький, 4К). Обычно же всё на один экран влезало, и это очень было удобно. Так что завтра-послезавтра нужно будет делать своё собственное большое стратегирование и честно отвечать себе на вопрос -- до чего у меня из моих хотелок или обязательств не дойдут руки. И опять удавить список дел до одного экрана. Ибо глаза завидущие, руки загребущие, а в сутках 24 часа -- это нужно считать законом физики и смиренно подчиниться.

Я таки победил multiraw tabs в FireFox 70, по вот этой методе: https://github.com/Izheil/Quantum-Nox-Firefox-Dark-Full-Theme/tree/master/Multirow%20and%20other%20functions/Multirow%20tabs. Жизнь улучшилась несказанно.

Оказывается, я до сих пор умею стоять в первой позиции. Это мы провели лабораторию по системному фитнесу в балете, сняли её на видео и вот мои заметки и видео: https://vk.com/wall2449939_2475. Я там предложил по типу социального мультиданса выполнить моделирование для всех этих балетов, джаз-модернов, контепорари и всего из этой серии. И учить сразу всему, а не одному "чистому стилю". Мультибалет, почему бы и нет. А ещё получили внешнюю рецензию того, что происходит у нас в классе социального мультиданса, и очень положительную: https://vk.com/wall-179019873_366.

Бабушкины оладьи и баклажаны с моцареллой в братьях караваевых -- блюда недели. Сегодня баклажан с моцареллой не было, а оладьи конкурировали с налистниками. Победила дружба, пришлось есть и оладьи, и блинчики. Чабрецовый чай и какао тоже попробовали конкурировать -- но и у них победила дружба.
2019

Обсуждение по схематизации и рендерингу

Вчера провели методологический семинар по схематизации/моделированию/кодированию/формализации и рендерингу/порождению/деформализации/элокуции/разворачиванию схемы/нарративизации. Очень много из того, чему там учить и с чем разбираться в наших курсах уже есть, задачей было пополнить список для следующего такта планирования. Вот итоговый список тем для разбирательства:
— grounding/4D экстенсионализм (BORO Book)/сенсорно-вербальный декодер (https://codenlp.ru/stati/trenirovka-dekodera.html) /абстрактный-физический мир (у Харари/Ильяхова)
— Нарратив/сериализация – пройти стадии понимания Раскрытие схемы -- https://www.americanscientist.org/article/the-science-of-narrative, There seems to be a relative unanimity that narrative does not merely list what happens, but that it brings out or creates meaningful connections between events or experiences, thereby rendering them (at least partly) intelligible -- http://www.uta.fi/ltl/yhteystiedot/henkilokunta/meretoja/Narrative%20and%20Human%20Existence%20(New%20Literary%20History,%20Meretoja).pdf. Поддержание мотива слушать «интересность» -- против бездушной сериализации тут часть проблемы.
— Понимание роли: своей и чужой (осознанность в схематизации и рендеринге): https://ailev.livejournal.com/1487672.html и киберсредства поддержки осознанности -- https://ailev.livejournal.com/1488271.html
— И что делать, если чужой роли нет (лидерство в убеждении).
— выявление и постулирование: в какой части спектра мышления наш исходный текст/схема и в какой части спектра мышления выходной текст/схема.
— Убеждающая речь – каждая речь является программой (интерес и предпочтение, базовые потребности). Целеполагание, прагматизм.
— Тропы и фигуры речи (другие теории концептов – учёт теории концептов: человеческое восприятие): не украшение, а средство убеждения [классификация тропов и фигур речи как связана с теорией концептов – включая аллитерацию как смысл на звуках/работы Карпаты по character-level, http://karpathy.github.io/2015/05/21/rnn-effectiveness/ ].
— «Всё есть текст» -- схематизация и рендеринг произвольных систем паттернирования, в том числе телесных, визуальных, музыкальных и т.д. (информатика -- https://ailev.livejournal.com/1008054.html, вот весь текст про схематизацию и рендеринг, хотя и в другой терминологии: перетекстовка из текста в текст, кодирование из текста в код, отекстовка из кода в текст, перекодирование из кода в код). Телесный рендеринг -- обсуждение в первом абзаце https://ailev.livejournal.com/1492409.html
— отдельно про контекст обучения для умения схематизировать и понимания результата рендеринга (описания описаний, претренинг, понятийные расстояния, трансдисциплины типа системного мышления и онтологики)

Ещё ссылки:
-- курс "Схематизация на салфетке и в уме" -- https://system-school.ru/modelling, четырёхминутная презентация курса https://youtu.be/1BO43AH2asI).
-- мои заметки после обсуждения курса риторики -- https://ailev.livejournal.com/1491835.html
-- Схематизация и рендеринг на разных теориях концептов, фордеф (2011 -- https://ailev.livejournal.com/884842.html, это ещё до нейронных сетей, и даже 2010, где я жалел, что двигаю только по линии theory theory, игнорируя другие когнитивные архитектуры на других теориях концептов, и поминал Витгенштейна, что сегодня закрывается нейросетками -- https://ailev.livejournal.com/884842.html).

UPDATE: Обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10216643454012829
2019

lytdybr

Перевёрстываю слайды по машинному интеллекту 2019, ибо лекцию читаю уже в это воскресенье. За пару недель произошло много чего интересного: двинулся leaderboard в SuperGLUE (человек: 89.8, T5 от Гугля: 88.9), Waymo в аризонском Фениксе стало возить без страхового водителя несколько сот человек (подписавших соглашение о неразглашении), автомобили могут видеть за углом при помощи анализа едва заметно меняющихся теней (ShadowCam: when sensing and stopping for an approaching vehicle, the car-based system beats traditional LiDAR — which can only detect visible objects — by more than half a second), а ещё добавил про superhuman машинные переводы на WMT в этом году. Средства самоцензуры брендов в социальных сетях (чтобы случайно не нарушали законодательство в своих высказываниях), выявление плохих пицц и плохих работников в Domino (и чтобы откреститься от "технологии слежки" компания говорит, что это "инструмент для обучения" -- ткнули в тебя пальцем, сказали, что ты плохой работник, и пиццы твои плохие, так это обратная связь, тебя просто учат!). А ещё несколько команд выдали AI, сдавшие наш ЕГЭ и даже прошли порог поступления в вузы. Quantum supremacy в таком состоянии (после заявлений Гугля и отповеди IBM), что игнорировать её дальше уже нельзя. Опыт показал, что такую обзорную лекцию по машинному интеллекту можно прочесть за день (это ведь будет уже второе прочтение, первое было тут: https://ailev.livejournal.com/1492738.html). Но машинный интеллект используется практически везде, где используется человеческий интеллект, и поэтому однодневную лекцию тут читать примерно так же, как читать однодневную лекцию про человеческий биологический интеллект: "люди крайне умны! Сейчас я вам по-быстрому расскажу, что это такое, и где это применяется". И в этой шутке есть только небольшая доля шутки.

В старом XPS 13 2015 батарейка таки вспухла (я ужаснулся, когда её увидел вытащенной. Вовремя я спохватился! Ещё б чуток, и её бы просто разорвало) -- заменил вчера её на новую, и заметно покривившийся старый ноутбук тут же стал ровным. Без устали колочу в админский бубен над новым ноутбуком. Например, полный интернет записей о том, как убрать приветственный и блокировочный экран в Windows 10, но если пароля нет, то эти инструкции не работают. Убрать блокировочный экран без входного пароля в Windows 10 можно вот по этой тайной (нашёл только на одном форуме) инструкции: в "Выполнить" введите "gpedit.msc", а затем нажмите Enter. В появившемся редакторе локальной групповой политики в левой панели, перейти к Конфигурация пользователя> Административные шаблоны> Система> Варианты действий после нажатия CTRL+ALT+DEL. Справа, найдите параметр "Запретить блокировку компьютера" и дважды щелкните по нему. В окне свойств, которое откроется, выберите опцию Включено и нажмите кнопку ОК. Теперь вы можете выйти из редактора локальной групповой политики. Изменения вступают сразу без перезагрузки. можете проверить сразу нажав на (Windows + L) картинка с кнопкой "войти" не появится. Если в любое время вы хотите включить блокировку, выполните ту же процедуру и установите эту опцию обратно как "отключен" или "не настроен".

Пока изо всех проблем с новым ноутом я хоть как-то удовлетворительно я не справился только с multirow tabs в FireFox 70. Это оказалось отдельным приключением (при этом на старом компьютере у меня они есть!).

Сходил на семинар Ronie Saleh по музыкальности в кизомбе, написал об этом вот тут: https://vk.com/wall2449939_2449. Я уже третий год попадаю на его семинар, предыдущие тексты можно найти по ссылкам в первом абзаце тут: https://ailev.livejournal.com/1452638.html. А вообще про танцы разную методологию я продолжаю писать в https://vk.com/buffdance. Те, кто танцует со мной кизомбу уже признают, что у меня в танце не кизомба - но что? Зук, хастл, бачата, хотя я ничего этого не танцую, и говорят всё такое разное про одни и те же движения. А это я просто танцую общую основу для всех этих танцев: шаги да повороты в разных направлениях. И каждый в них видит своё родное-знакомое и называет своими такими разными именами. А вообще-то я как-то снизил в октябре время активного танцевания, с октября какой-то невиданный поток вечерних рабочих мероприятий. И до вечеринок добираешься дай бог к 22 часам, если вообще добираешься.

Дом завален звёздными картами в количестве, ибо астрономия сейчас проходится в 11 классе. Вовремя, вовремя. Грузовой Starship хочет прилуниться ещё до 2022 года, после чего почти сразу летать туда с космонавтами на борту, а спутников связи Starship будет выводить по 400 штук за один полёт (а всего их планируется 30тыс. штук на орбите, один из самых амбициозных инженерных проектов сегодняшнего дня) -- https://www.cnbc.com/2019/10/27/spacex-president-we-will-land-starship-on-moon-before-2022.html. Вот сейчас это похоже на настоящее развитие, ибо для денег и пользы людям, а не просто для военных целей или для славы.
2019

Видео семинара по созданию AIsystant и blended learning services

Опубликовано видео семинара ШСМ "Платформа поддержки смешанного обучения", в нём Церен Церенов рассказывает о современном состоянии Школы (у нас уже десяток преподавателей, сотни выпускников в год, и очередной поворот в стратегии), я рассказываю об AIsystant и blended learnining services, а выпускник ШСМ Андрей Потеев рассказывает о проекте их создания -- https://youtu.be/_NJbj7PZScg или в фейсбуке https://www.facebook.com/system.school.ru/videos/406796570262462/. Все наши три доклада заняли 1 час 12 минут, мой доклад с 0:21 минуты по 1:03, мои слайды вот: https://yadi.sk/i/kNe9BZa4ivogkQ (а слайды всех докладчиков вот: https://yadi.sk/d/WoYnl_ge8_ngSA).

Проект уже идёт некоторое время (в моём докладе приведён список моих постов по проекту), с ним накрепко перевязана стратегия ШСМ () а доклады резюмируют текущее положение дел: мы от вялотекущего стратегирования в этой области переходим к активной разработке, без этого дальше невозможно масштабироваться. Я планирую выделять существенную часть своего времени созданию Айсистента.

Вопросов при включённой кнопке записи ни у кого не было. Но когда запись выключили, таки было обсуждение. Пока наш путь кровавого энтерпрайза лежит через MS Teams -- и альтернативы не просматриваются, несмотря на вопиющие тамошние проблемы (вот тут подробней: https://ailev.livejournal.com/1490524.html). Так что при сделанных текущих архитектурных выборах "всё будет плохо", но если походить по базару и поглядеть альтернативы, то при достижении заявленной поддержки 5000 человек (примерно вдесятеро от текущего числа) другие решения станут много более печальны.

Для меня это был очередной программный доклад по теме "Образование для образованных" (кстати, завтра я веду очередной семинар про второй бакалавриат, целый день связного рассказа -- http://system-school.ru/uptodate). Если мы делаем практику образования для образованных, то сколько ни развивай дисциплину/теорию такой практики, без технологической поддержки практике не быть. Так что засучим рукава, и сделаем. Проект будет не маленький, но и мы не малыши.
2019

Dell XPS 13 Transformer 2-in-1

Оказывается, моему компьютеру Dell XPS 13 2015 (модель 9350-8293) уже четыре года без пары месяцев (куплен в январе 2016 -- https://ailev.livejournal.com/1242520.html), и там начали раздаваться глухие подземные стуки (типа распухающей батареи, гнущей системную плату и клавиатуру). Я их испугался и купил вчера трансформер Dell XPS 13 2-in-1 7390-7880 с док-станцией WD19TB.

Отличия в минус: вентиляторами шумит заметно погромче старого (хотя это, возможно, индексатор какой-то или антивирус работает -- там ведь всё заново индексировать нужно), кроме двух портов Thunderbolt Type-C других портов нет, и на сто грамм тяжелей. И глянцевый экран, этот ужас, летящий на крыльях любых источников света.

Отличия в плюс: памяти вдвое больше (16Гб), диск вдвое больше (512Гб) и чуток побыстрей, процессор вдвое больше (4 ядра 8 тредов), экран вчетверо больше (4К), экран Touch с HDR 4K, WiFi 6 (который 802.11ax), а ещё экран перегибается назад полностью, так что эта штука превращается в планшет (отсюда и два-в-одном в названии). Закон Мура уже на излёте, но потихоньку работает.

Перенос всего нажитого непосильным трудом со старого компа на новый делал через программу (честно купил!) https://web.laplink.com/product/pcmover-professional/. И она всё (ну, почти всё) перенесла. И даже кое-что автоматом активировала (но кое-что другое активировать нужно всё одно вручную). Времени сэкономлено невероятное количество. Впервые переезд был сделан за один неполный день.

Заодно дошли руки и роутер поменять (старый на больших аплоадах уже затыкался, тоже от старости): ASUS RT-AC1200.

Побочный эффект уже проявился: я пытался уже пару раз тыкать пальцем во внешний экран 43" и внутри себя возмущаться в том, что ничего не происходит. К хорошему привыкаешь быстро.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10216588431237294
2019

Стратегирование Школы системного менеджмента

Я написал много текстов по стратегированию для Школы системного менеджмента. Но краткого перечисления основных идей по их состоянию на конец 2019 года у меня ещё не было. Вот:

1. Занимаемся исследованиями (моделируем state-of-the-art практики и оформляем модели в виде учебных курсов), образованием (учим state-of-the-art), просвещением (несём state-of-the-art мышление в массы, как энциклопедисты).

2. Обучение и подстройка/второй бакалавриат: учим state-of-the-art трансдисциплинарным (методологическим, кругозорным) и когнитивистским практикам -- поднимаем калибр личности и ставим мышление, чтобы поднять качество и скорость последующего обучения прикладным дисциплинам. Прикладным дисциплинам учим не мы.

3. State-of-the-art у нас даётся на базе свежих (чаще всего появившихся после 2015 года) первоисточников из науки и промышленности. Никакой попсовой литературы, никаких британских учёных и "мотивационных тренингов".

4. Что делать с теми, кому нужно попроще? С ними ничего не делать! Труд по учёбе нельзя автоматизировать, царских путей в хорошее образование нет.

5. Учим людей, а не сотрудников компаний. В том числе учим не только лидерству (как катализировать сотрудничество других людей), но и ролевому мастерству (как хорошо выполнять свои роли в проекте, в том числе выбирать, какие роли играть, а от каких вовремя отказываться). Учим присмотру как за собственным умом, так и за собственным телом. Помогаем жизни по интересам.

6. Сами практикуем то, что преподаём. Преподаватели ходят на курсы друг ко другу, все курсы между собой согласованы. Ориентируемся на полноценное "длинное" фундаментальное образование, а не на разрозненный набор коротких модных прикладных курсов. Школа не бросает своих выпускников, поддерживает их сообщество.

7. Когда толпы хорошо обученных маркетологов и лидеров борятся за твоё внимание, чтобы использовать особенности работы твоего обезьяннего мозга и заставить тебя что-то сделать, мы используем компьютер, чтобы помочь тебе присмотреть за этим вниманием -- с компьютером оно не сбежит, проблему дефицита внимания решаем технологически. Мы работаем с киборгами -- человеческими и организационными. Школа у нас тоже киборг (её компьютерная часть: AIsystant на базе blended learning services).

8. Школа учит современными методами: flip teaching, blended learning, interactive collaborative learning и т.п. Большинство из этих методов опираются на использование как живого обучения с преподавателем, так и задействование компьютеров.

9. На государство/чиновников не надеемся: не соблазняемся его объёмами (их всё равно не будет), не тормозимся его скоростью, не заражаемся его неминуемыми ограничениями.
2019

lytdybr

Через Ridero на сегодня продано 4306 книжки по системному мышлению, и 768 по визуальному мышлению (что меня вообще восхищает -- не ожидал ни разу такого интереса). То есть всего 5064 книжки, "психологический барьер" незаметно пройден.

Набор на курс Кирилла Гайдамаки "Как учиться эффективно?" открыт, он пройдёт 2 ноября 2019, восхититесь программой (курс основан не на популярных/журналистских книжках об обучении, а на нормальных научных работах): https://system-school.ru/study

Сегодня провели методологическое совещание, подтвердили, что Школа должна заниматься исследованиями, образованием (то бишь обучением каким-то прикладным вещам) и просвещением (то бишь нести обществу весть о текущем мировоззренческом фронтире, вытаскивать массы из дикарства). Конечно, там много словоблудия по поводу разницы между образованием и просвещением, но мы пока плохо выполняем дело "Просвещения-2020" (https://ailev.livejournal.com/1430302.html). Образовывать образовываем, но очень узкий круг людей. Свет у нас есть, но мы не очень несём его в массы. А надо бы.

Активно обсуждаем развитие курса "Схематизация на салфетке и в уме" (курс https://system-school.ru/modelling, четырёхминутная презентация курса https://youtu.be/1BO43AH2asI). Речь идёт о гарантированности обучения как собственно схематизации, так и входящего в курс, но не выпячиваемого сейчас рендеринга. Сам курс должен давать компетенцию движения по спектру формальности мышления. Но если говорить попсово, то курс учит осмысленно и целенаправленно читать, писать, говорить. Обсуждение курса риторики подняло ещё целый ряд вопросов (см. мои заметки https://ailev.livejournal.com/1491835.html и обсуждение в первом абзаце https://ailev.livejournal.com/1492409.html схематизации и рендеринга на разных теориях концептов). Так что решили учинить методологический открытый семинар, где обсудить ситуацию и спланировать набор курсов: что там базовое, что прикладное, какие могут быть преподаватели, какой опыт текущего обучения схематизации и рендерингу. Приходите 30 октября 2019, 19 часов -- https://www.facebook.com/events/923926258007196/

IT-сервисы Школы получили общее имя AIsystant (тут и AI, и SYStems, и assistant). Это все курсы школы, администрирование потоков и т.д.. А платформа для поддержки этих сервисов получила наименование blended learning services. Мы собираемся обсудить что там должно быть и кто что думает по этому поводу на открытом семинаре 25 октября 2019 в 18 часов. Приходите, а чуть больше информации и разные ссылки на эту тему я написал вот тут: https://www.facebook.com/groups/blended.learning.russia/permalink/2441204019455466/ (это пост в сообществе blended learning в фейсбуке). Конечно, работа по созданию Айсистента связана с проектированием и документированием архитектуры предприятия ШСМ, чем потихонечку занимаемся.

Курс социального мультиданса прошёл 4 занятия из 24, и полные начинашки уже не очень надёжно, но ведут и следуют! Ещё где-нибудь восемь занятий, и можно будет переходить к кругозору, начинать знакомить с конкретными танцами, а там и знакомить с тем, что делают на вечеринках (это системным уровнем выше, и этому тоже нужно учить). Такой скорости обучения танцам ещё не видел, методика использования системного фитнеса таки творит чудеса. Но я бываю не на каждом занятии по танцам. Вчера я принимал четыре защиты эссе по курсу "Системный менеджмент и стратегирование 2019" в одной аудитории, а этот самый мультиданс был в другой аудитории. Начали и закончили практически одновременно. Всё чаще и чаще в Школе идут несколько мероприятий одновременно. Растём.

Три чата трёх студенческих групп из пары вузов, они звенят непрерывно. Плюс чаты групп ШСМ. К каждому студенческому чату добавляется чат преподавательский. А ещё большая группа менти. Работать в этих условиях невозможно, весь день уходит на то, чтобы чатиться. Но это вроде как и есть работа?!

Узнал, что налистники -- это тонкие блины. Когда в Братьях Караваевых нет домашней запеканки (а её нет всё чаще и чаще, но это first choice -- подогреть и с ванильным соусом), то беру их. С латте это очень вкусно!

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10216527660878073