2019

lytdybr

В книжке пройдено 53%, целюсь по-прежнему в конец июня. Сегодня на нашей айтишной группе обсуждали механику превращения книги в курс: берём вордовый файл книги -- хруп-хруп, и книга превращается в онлайн-курс (включая формирование кейсов, которые описываются прямо в тексте, там добавляется простейшая разметка). Дальше можно править курс (вносить мелкие исправления -- опечатки, разъяснения и т.д.). Потом вжух -- выкачать курс в виде вордового файла и дальше переписать его в очередную мажорную версию. Хруп-хруп вордовый файл -- и книга опять курс. Дико экономит время на вышивании полноценного интерфейса по редактированию курса в его конечной форме, Word ведь как редактор текстов (не кодов!) не переплюнешь. Вот и не будем переплёвывать, а задействуем на полную катушку.

Решили проблемы с миганием цифр таймера pomodoro в наших онлайн-курсах. Жмём кнопочку запуска таймера, и пять секунд на фоне progress bar мигают секунды. А потом просто 25 минут вы видите растущую зелёную полоску. Точное время (цифру) вы можете узнать, наведя на эту полоску курсор — цифра появится. Это удобно: с одной стороны по progress bar будет видно, сколько уже прошло времени pomodoro, а с другой стороны мигание отсчёта секунд не будет отвлекать вас от чтения, движение progress bar достаточно медленное, чтобы не привлекать лишнего внимания. Поглядели статистику: pomodoro в курсе пользуются, и пользуются активно. Вообще, сегодня глядели много разной статистики. Потихоньку превращаемся в data driven enterprise.

А вообще сегодня заседали по айтишным вопросам три часа без перерыва. У нас в айти много чего происходит, а будет происходить ещё больше.

Я вот думаю, насколько системное мышление нужно давать в общем виде, а насколько прямо проговаривая какие-то частности. Вот, например, описанные в учебнике модули-работы и модули-оргзвенья. Как моделируем организацию? Ответ с одной стороны общий ("с какой целью интересуетесь? вот как удобно, так и делайте для этой цели"), с другой стороны частный (спросили-то про работы и оргзвенья, в учебнике почему-то и одно и другое -- модули, как же быть?!). В инженерии тут два равноценных представления: вы главными выпячиваете функции (и к ним прилагаются функциональные объекты), или наоборот — главными являются функциональные объекты (а к ним прилагаются функции). С сервисами и модулями примерно то же самое. В разных традициях выпячивается разное, описывать системы можно и так и эдак. В операционном менеджменте не очень важны функциональные описания и не очень важно кто там кому подчиняется. Вот у них модули обычно — работы, а их выполнение ресурсами-оргзвеньями идёт по сопричастности А в лидерстве очень важно кто кому подчиняется, а вот какими работами загрузит эти оргзвенья операционный менеджер — неважно. У них модули — оргзвенья. И они при этом учитывают решения друг друга, договариваются о том, что речь идёт об одной и той же организации. Поэтому у всех разные представления, как нужно моделировать систему. А системное мышление нужно для того, чтобы они быстрее договорились: понимали удобства своих представлений системы, понимали ролевые цели друг друга, имели общий язык для договаривания. Это я сегодня в чате поддержки системного мышления разъяснял, https://t.me/systemsthinking_course/11057. Там каждый день что-то такое спрашивается, очень бойкое место.

Наука в США закрылась на осознание проблем расизма -- забастовка учёных, путём закрытия вебсайтов. Вот тут ссылки и скриншоты: https://www.facebook.com/victor.agroskin/posts/4149515988399494. Я думаю, что можно выбрать довольно много пунктов из "социальной повестки" и устроить себе "социальные праздники". Один день не работать по причине миту, другой по причине климатической угрозы, третий в борьбе против ковид-диссидентства, четвёртый за мир во всём мире и против гонки вооружений, пятый... вот как сегодня, например, а затем загрязнение пластиком, потом против абортов. До конца года, думаю, хватит. На следующий год повторить. Я окончательно потерял понимание, что у этих всех людей в головах: как их дела связаны с тем, чего они хотят добиться. "Все побежали, и я побежал. Неэтично не бежать", что-то типа того.

А вот крупные компании, которые перестают поставлять распознавание лиц полиции: https://venturebeat.com/2020/06/10/ibm-walked-away-from-facial-recognition-what-about-amazon-and-microsoft/. К Гуглю в этом вопросе присоединилась IBM, и ожидают, что Microsoft тоже что-то такое сделает (UPDATE: сделал -- https://venturebeat.com/2020/06/11/microsoft-wont-sell-police-facial-recognition-until-theres-a-national-law-in-place/). Но пока сделал Амазон, объявил годичный мораторий, https://venturebeat.com/2020/06/10/amazon-imposes-one-year-moratorium-on-police-use-of-its-facial-recognition-technology/. Всё это координируется Algorithmic Justice League -- https://www.ajlunited.org/. In today’s world, AI systems are used to decide who gets hired, the quality of medical treatment we receive, and whether we become a suspect in a police investigation. While these tools show great promise, they can also harm vulnerable and marginalized people, and threaten civil rights. Unchecked, unregulated and, at times, unwanted, AI systems can amplify racism, sexism, ableism, and other forms of discrimination.

Мне по всем каналам рекламы показывают кофе. Большой Брат всё знает, но он не знает, что я вычислил, где самые дешёвые капсулы Dolce Gusto. В "Перекрёстке", хотя и не вся номенклатура. Поэтому все эти его показы мест, где можно купить кофе подороже, бесполезны. И ещё сегодня (10 июня) был всемирный день мороженного. И я выжрал три латте с тремя мороженками, молока молоком ведь не испортишь. У меня по случаю в морозилке оказалась пара килограмм Коровки из Кореновки, упаковочками по 100 грамм. Мороженое интернеты мне не предлагали. Но и это они когда-нибудь пронюхают. Очередной холодильник будет с глазками изнутри, и всё-всё донесёт производителю. А тот, понятное дело, поделится с кем нужно. Ну, или прочтут мой блог, вот этот вот пост. И всё, месяц мороженого по всем каналам мне гарантирован.

И развлекитесь музыкой, которую вам сыграет AI -- https://www.deepsoundsai.com/ (обсуждение программы в https://www.reddit.com/r/MachineLearning/comments/gzsqu2/p_generate_piano_songs_and_sheet_music_with_music/). На удивление интересно слушать, при этом речь о практически двухлетней давности нейронной сетке. Это бонус для тех, кто дочитал до этого места. В анонсе в других соцсетках этого нет, так что удовольствие только для тех, кто открыл этот пост.
2019

lytdybr

Капсульная кофемашина Krups 130510 Lumia красный, Dolce Gusto. Плюс индукционный капучинатор KT-712, чтобы можно было использовать и просто молоко из пакетика вместо капсул. Всё как я хотел: кофе в ассортименте за 1 минуту (это если с молоком, если без молока, то вдвое быстрее) с отсутствием мытья и прочего техобслуживания. Все обзоры обращают внимание только на тёплую ламповую кислинку против тёплой ламповой горчинки в кофе, а на проблему мытья кофейной гущи и молочной пены не обращают внимания -- это ж ритуал, входит в комплект и не замечается. В обзорах на капсулы велят не смотреть в первых же строчках, я и не смотрел. За идею спасибо korund, по его наводке посмотрел. Это, оказывается, мне и нужно было, чтобы был(о) просто кофе без ритуалов -- и ничего не сыпать, трамбовать, подогревать, мыть. Ни до приготовления, ни после приготовления. В "Перекрёстке" капсулы безродного фирменного эспрессо арабики по 20 руб. штука, "элитных сортов" Южной Америки по 25 руб.. А пара капсул (если уж совсем лень возиться с молочной пеной) латте макиато на "Беру" стоит 40 руб.. По вкусу я это не отличу от латте в любых других местах, а поскольку у меня молоко дома получше, то вкус из капсульного эспрессо и моего собственного молока ещё и мягче выходит.

Завтра в школе меняют библиотечные учебники на аттестат. А как же подготовка к ЕГЭ по этим учебникам? Не волнует: ЕГЭ это приёмные экзамены в вузы, а не выпускные в школе. На обмен учебников на аттестат просят детей одеться поприличней. Я в ответ запостил в школьный чат фотки Цукерберга, Джобса и прочих в правильных майках. Сказал, что мы ориентируемся в части того, что такое "поприличней" на милиардеров, а не офицеров. Так и представляю: тридцать завтрашних градусов в тени, идёт получение аттестатов. Шорты, майка-алкоголичка, маска и перчатки.

Я думал, что все вокруг меня против обнуления. Оказалось, что я ошибался, не все. А я против. Салат из капусты, картошки, макарон, шоколадки, дёгтя и морковки есть нельзя. Тему коронавируса в США вышибли протестами, у нас эту тему вышибли голосованием. Все нормальные вирусологи, похоже, уже перековались назад в политологов. Я либертарианец, и не самый добрый из них. Мне вот заметили, что либертарианство устарело. Да, я понимаю, что не моден. Но ежели приглядеться, то ненасильственные обмены -- это самое молодое, что сейчас есть у человечества. Всё остальное, где обмены могут быть вообще не предусмотрены, вот оно устарело. Скажем, выпуск царских манифестов, продлевающих сроки царствования. Так что теперь вы знаете, с кем дело имеете. Я для пущей убедительности ещё и надпись на аватарке сделал в фейсбуке (это там одной кнопкой можно): https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10218658264621835&set=a.1470271510822

Julia в опросе StackOverflow заняла шестое место в списке любимых языков (после Rust, TypeScript, Python, Kotlin, Go) -- https://stackoverflow.blog/2020/05/27/2020-stack-overflow-developer-survey-results/. Я в 2014 году писал (https://ailev.livejournal.com/1139366.html): "Язык Julia (https://julialang.org/) приобрёл в версии 0.3 полноценный REPL. Почему-то изо всех свеженьких языков программирования мне симпатичен именно он, а не язык Вольфрама и стремительно матереющий Go. Кто-нибудь может мне эту симпатичность объяснить?". Теперь-то эту симпатичность легко объяснять!

На методсовете сегодня обсуждали учебные стандарты двух новых кругозорных курсов: лидерства и инженерии корпоративных информационных платформ в рамках инженерии предприятия. Разговаривать о новых курсах становится в разы легче: отдельно содержание образования в форме стандарта, отдельно куррикулум/учебный план. Кстати, у INCOSE тоже отдельно стандарт образования (в форме SEBoK -- https://www.bkcase.org/sebok/), и отдельно вузовский куррикулум (https://www.bkcase.org/grcse/).

Книга у меня крепко застряла на 48%. Писал сегодня подраздел по системному мышлению. Текста на десяток страниц с кратким изложением системного мышления у меня ещё не было. А про онтологику и коммуникацию писал вчера, там в сумме два десятка страниц. Завтра на очереди вычислительное мышление, там тоже связного рассказа пока нет. Плюс уже понятно, что нужно будет делать ещё один проход по тексту, унифицировать терминологию. К концу июня я эту книжку вымучаю. Release early, release often.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218660788404928
2019

lytdybr

Первого прохода в редактировании книжки закончено 47%. Сейчас там 244 вордовых страницы, но я ещё буду безжалостно выкашивать материал. Длинную книжку всё одно не прочтут, у короткой книжки шансов больше.

Школа системного менеджмента начинает вести публичный блог -- https://blog.system-school.ru/. Блог поддерживает идею просвещения: мало кто на планете знает о том, что онтологике и коммуникации, системному мышлению, системному фитнесу, системной инженерии, системному менеджменту и т.д. можно учиться, а с блогом шансы на информирование людей об этом растёт (Просвещение-2020, https://ailev.livejournal.com/1430302.html). Блог поддерживает идею "мышления письмом" (https://ailev.livejournal.com/1513051.html). Можно считать, что блог Школы -- это публичная часть коллективного экзокортекса Школы. Блог будет основным местом публикаций Школы. Он реализован на платформе Wordpress, которую мы усиленной средствами трансляции его содержания в разные социальные сети (у Школы уже есть эккаунты в социальных сетях -- https://www.facebook.com/system.school.ru/, https://vk.com/management.school). В этом блоге сейчас такие разделы:
-- новости наших учебных, исследовательских и просветительских проектов. Это даты начала курсов, объявления о семинарах и видео по их итогам, результаты методических советов, учебные стандарты по нашим дисциплинам.
-- просветительские материалы. Это методические материалы по организации массового образования по усилению интеллекта, обеспечению коллективного иммунитета от глупости.
-- "доска почёта": лучшие домашние задания студентов (отбираются преподавателями). Уже есть публикации проходящих наши курсы школьников (вот пример: https://blog.system-school.ru/2020/06/04/как-я-понял-спектр-мышления/).
-- постоянно действующая секция постер-докладов нашей конференции "Прикладное системное мышление". Тут будут постер-доклады преподавателей и выпускников по онтологике и коммуникациям, системному мышлению, системному менеджменту, системной инженерии, предпринимательству, системному фитнесу.

В чате моего блога обсуждается, как вырастить гения (с https://t.me/ailev_blog_discussion/3344). Мой ответ: никак. Всё важное прилетит сбоку, и к этому важному вы гения не подготовите, как рано ни начинай. Я с программированием столкнулся вообще в университете, уже после школы. Ничего, выжил. И большинство мэтров, думаю, так же — компьютеров-то в школе не было. У того же Фейнмана не было. У Эйнштейна не было. У Кея не было. И ничего, нормально справились. Мой пойнт тут в том, что нужно поднимать владение трансдисциплинами, усиливать интеллект. И прививать привычку пользоваться экзокортексом. Ручкой-бумажкой для всех вышеперечисленных товарищей, это ж была для них основная игрушка! Для меня, замечу, тоже -- компьютеров-то не было, я про них и не знал вовсе. Так, в газетах иногда встречал упоминания, но до поступления в университет не видел никогда. Ну, и я способен вполне был просидеть за книжкой не особо отвлекаясь часов восемь. А потом пойти на городские танцы, с восьмого класса на них ходил. Впрочем, я и сейчас ровно этим занимался последние года три, мало чем отличается -- сижу читаю и пишу, а потом иду на танцы. Но ещё я играл на рояле, у нас дома принято было играть, я и играл. Эйнштейн играл на скрипке, Кей на рояле, Фейнман на барабанах. Надо было мне с роялем быть понастойчивей, с танцами я в этот ряд явно не вписался. Не затанцевал бы, был бы знаменитым! Так что не нужно задаваться вопросом, как вырастить гения, подготовить его к будущему. Не получится подготовить, всё важное к этим гениям будет изобретено уже после ваших воспитательных усилий и прилетит к будущим гениям сбоку. Если будут уметь сидеть над этим по восемь часов в день не разгибаясь и без тупления во ВКонтакте и прочие чатики, шанс есть. Но не парьтесь догадываться, какой шанс, всё одно не догадаетесь.

Заодно нашёлся блог Алана Кея в Quora, всесьма активный -- https://www.quora.com/profile/Alan-Kay-11.

У американцев происходит много интересного. Например, там нельзя говорить, что все жизни имеют значение -- заклюют. Я всегда думал, что расизм хорош тогда, когда он нулевой. Но нет, оказывается для того, чтобы убрать расизм с его значения, скажем, 0.3, его нужно обязательно сделать -7.4, иначе нуля не будет! И к тебе приходят антихейтеры и антихейтят тебя, пока не струсишь, то есть мужественно/женственно признаешь свою вину. Так и хочется при таком подходе им воткнуть PID-контроллер. Ибо потом придётся убирать расизм уже с -0.7 и они будут требовать коррекции расизмом 5.2. Так до нуля ведь ещё долго не добраться. Ну, и нельзя защищаться от погромщиков, ибо погромщики правы -- и с ними нужно бы помягче. Интересный подход! Я такое помню, "грабь награбленное", проходили на уроках истории. Ничего хорошего ведь из таких лозунгов не бывает. И, главное, тебе всегда объяснят, что ты думаешь неправильно, расскажут, какая логика сейчас считается правильной и обзовут земляным червяком. И отлучат от церкви, тьфу, выкосят из социальной сети.

Пришло письмо от ВЦИОМ, приглашают меня обсудить на онлайн-заседании Научного совета ВЦИОМ "Интимность в современном социуме: опыт социальной трансформации". Они там путают: у нас цифровая трансформация, а не социальная. Но темы хороши, "5. Влияние пандемии коронавируса (COVID-19) на интимность и гендерные отношения". Влияние на интимность я ещё понимаю, но на гендерные отношения?! Но американские товарищи всё одно круче: ACM мне много-много лет присылает бюллетень про женщин в компьютинге. Отказаться нельзя, хотя мой гендер там известен. Они считают, что я должен быть проинформирован. Не удивлюсь, если начнут присылать ещё несколько бюллетеней -- про цветных людей в компьютинге (правильный момент для инициативы!), про зороастрийцев в компьютинге (их же мало!), LGBT в компьютинге (на конференциях встречи уже делают, но бюллетеня ведь ACM ещё нет), пенсионеров в компьютинге (эйджизм не пройдёт!), бодипозитивных в компьютинге, кожапозитивных (и такие, оказывается, бывают) в компьютинге, и т.д.. Наш ВЦИОМ тут отдыхает. При этом хочется написать, что "и это пройдёт". Но ведь не пройдёт.

Промахнулся с доставкой из "Перекрёстка". Завтра мне привезут 62кг продуктов, причём с 6 до 8 утра. Я не заметил момента, когда мне подставили этот интервал доставки, а после нажатия на кнопочку оплаты уже ничего изменить было нельзя -- только отменить заказ целиком. Но там 21 позиция, я ж замучаюсь повторять заказ! Придётся завтра выть песню жаворонка, я знаю, что это всё приедет ближе к шести утра, а не ближе к восьми.
2019

Терминологические замечания по структуре учебного стандарта образования для образованных

Выбор терминологии -- дело благодарное. Плохо выбранные слова могут прийти из английского оригинала, могут появиться из-за ошибки переводчика, попавшей в перевод стандарта, могут просто отстать от изменений в предмете. Я поменял стейкхолдера на проектную роль. И дело пошло, материал по ролям теперь заходит в мозг студентам с одного занятия, роль и исполнителя роли путать перестают сразу. Поменял архимейтовскую "оценку" интереса (assesment) на "предпочтение" -- и тоже дело пошло в разы веселее, ошибки в понимании исчезли. Поменял компоненты-модули на конструктивные и функциональные объекты -- и тут стало тоже полегче, меньше путаницы.

Вот ещё некоторые выборы, которые мы делаем прямо сейчас:
-- Academic standard, учебный стандарт. Ибо "образовательный стандарт" срывает людям крышу, и они думают об официальном бумагомарательстве, а не о содержании образования. Слово "учебный" снимает лишний государственный пафос. Хотя "учебный стандарт по системному мышлению" можно прочесть как "учебный, а не настоящий стандарт по системному мышлению", вряд ли кто так будет читать.
-- Competency, мастерство. Столярная компетенция и столярное мастерство, онтологическая компетенция и онтологическое мастерство -- понятно, да? Skills при этом -- умения и навыки, часто отдельных операций. Мастерство -- это ещё и отношение к делу, позволяющее быть успешным в разнообразных сложных ситуациях, оно подразумевает творческое использование различных умений и навыков, а также разных других знаний, творчество. В любом случае, "Петины менеджерские компетенции", "Петя компетентен в менеджменте", "у Пети менеджерские компетенции" против "Петино менеджерское мастерство", "Петя мастер в менеджменте", "у Пети менеджерское мастерство" -- как и в случае "учебного стандарта" уходит лишний пафос, и исчезает лишний канцелярит.
-- selfcollectedness, self ownership, собранность. Собранность себя в кучку, коннотация с конструктивизмом, в котором знания и вообще личность прирастает кусочками, а не одним целым. В собранности как осознанность (присмотр за вниманием на разных временных шкалах, причём не только свидетельствование, но и действие -- не только замечать прокрастинацию, но и уметь себя заставить что-то сделать), и владение собственным телом (захотел вылезти из-за стола огурчиком через 8 часов онлайн-совещания -- вылез огурчиком. Захотел, покататься на горных лыжах -- в первых рядах, никаких проблем с телом). В бытовом понимании собранности есть некоторая засада, это почти синоним хладнокровности, умения отстраниться от эмоций, сохранить разумность в кратковременном стрессе. Но зато лексически слово выражает буквально то, что мы хотим: чтобы человек владел собой -- и умом, и телом, и расширением ума за счёт компьютера и тела за счёт инструментов. В том числе в то время, когда человек играет проектную роль. Слово "осознанность" в значении уже, это только присмотр за вниманием.

Интересно, что ещё можно сказать попроще, сбить пафос и занаученность сленга образованцев? Глаз-то у меня (да и у всех вокруг) давно замылен, все эти "компетенции" и ЗУНы ведь вбивают чуть ли не с детства (я ведь педагогику сдавал ещё на экзамене в университете, вот с тех пор глаз и замылен). Вот вам пример всего этого словоупотребления в кусочке текста из "Образования для образованных".

Чему учиться уже образованным?
Занимаясь парой-тройкой прикладных практик, умнее не станешь, интеллект не разовьёшь. Интеллект трансдисциплинарен, он по ту сторону от прикладных практик, сами прикладные практики его объекты. Эти трансдисциплины могут быть неосознаваемые «народные», «самопальные», или наоборот -- хорошо осознаваемые лучшие известные на данный момент человечеству, SoTA. Если это SoTA трансдисциплины, то это лучшие известные человечеству способы рассуждения о прикладных практиках, о методах прикладной работы, прикладного мастерства.

Много ли таких SoTA трансдисциплин вы изучали в школе, бакалавриате, магистратуре традиционной государственной системы образования? Можно поспорить, что ничтожное количество. Вот физкультура там была предметом, который понятным образом влияет на качество последующей жизни: здоровое тело может долго поддерживать ясность внимания, меньше уставать за полный рабочий день. Но большинство других предметов имели более чем прикладное значение, сегодня их знание не помогает ориентироваться в непрерывно меняющейся жизни, не используется никак.

Прошивку интеллекта, полученную в традиционном образовании, нужно менять на современную 2020 года, нацеленную на жизнь в условиях полной рабочей неопределённости.

Вспомним театральную метафору. Работа интеллекта, мышление нужно, чтобы учиться играть разные проектные роли в проектах, как жизненных спектаклях. Мастерство в каких трансдисциплинах даст нам мастерство в мышлении, то есть мастерство справляться со всё новыми и новыми ситуациями, с новыми и новыми задачами?

Структура учебного стандарта для мастерства в мышлении с краткими пояснениями в рамках театральной метафоры:
-- Ролевое мастерство, в котором выделим:
     -- Деятельностный кругозор – системные менеджмент, инженерия, предпринимательство, лечебная деятельность, правоохрана, и т.д. Вам нужно знать пьесу целиком, а не только свою в ней роль. Распознавать партнёров по спектаклю и понимать, о чём с ними говорить.
     -- Собранность – selfcollectedness, self ownership: системные психотехники и системный фитнес. Вам нужно удерживать и правдиво играть роль без отвлечений внимания, отделять себя от роли, уметь быстро учиться новым ролям, иметь эмоциональную стабильность, удерживать работоспособность часами, свободно владеть здоровым телом, уметь совмещать личную и рабочую жизнь, брать ответственность за выбор личных и рабочих целей и их достижение, и включить в состав своего мозга компьютерную поддержку.
-- Методологическое мастерство – онтологика и коммуникация, системное мышление, вычислительное мышление. Методология – это всё про методы работы, как думать о прикладных практиках. Это то, как эффективней (то есть быстрей даже в сложных ситуациях) думать о человеческой деятельности и участвующих в ней людях и компьютерах. Методологическое мастерство нужно, чтобы импровизировать и творить в рамках роли с выходом за её пределы, сочинять новые роли по необходимости, выбирать и обсуждать культурнообусловленные роли и их инструментарий/реквизит, находить чужие и свои ошибки исполнения ролей, ошибки собственного мышления и мышления других людей при отслеживании длинных цепочек причинно-следственных связей.

Жизненное мастерство в целом (мастерство отличного проживания своей жизни) включает непрерывно развиваемое прикладное мастерство («компетенции» для рынка труда), получаемое в разных магистратурах, и мыслительное мастерство (ролевое и методологическое), получаемое в бакалавриате. Звучит немножко формально, но теперь можно строить план действий по приобретению жизненного мастерства.

За силу интеллекта (мастерство в мышлении) не платят, платят за прикладное мастерство. Ваше жизненное мастерство может быть оплачено только при наличии прикладного мастерства, которое нужно будет менять довольно часто. Часто менять прикладное мастерство без мастерства в мышлении не получится.

Так что после традиционного высшего образования пройдем второй бакалавриат, в котором обновим прошивку нашего интеллекта до SoTA 2020 года. Это мы получим мастерство в современном мышлении. Если сразу учиться во втором бакалавриате окажется трудным, то проходим подготовительные курсы, собираем себя в кучку: восстанавливаем свою способность читать сложные тексты, сосредоточенно думать, внятно писать. И уже тогда проходим второй бакалавриат, без него к прикладному мастерству доступ не получишь. Потом используем мастерство в мышлении по прямому назначению: разбираемся во всё новых и новых проблемах, выполняя всё новые и новые роли (их жизнь будет подкидывать с избытком), причём за деньги. Бесконечно развиваемся, наносим непоправимую пользу человечеству, и нам за это платят! Это и есть жизненное мастерство.

Методологическое и ролевое мастерство могут быть использованы не только для изучения прикладных дисциплин! Они могут быть использованы и для усиления интеллекта. Вам самому решать, сколько времени "мозговые мышцы" качать, развивая мозг с экзокортексом, а сколько времени использовать их текущее состояние для работы в проектах. Хотите небольшие результаты прямо сейчас, или большие немного погодя? Синицу в руках прямо сейчас, или журавля в руках -- но попозже? Бесконечное развитие включает в себя не только бесконечную череду всё новых и новых прикладных задач, рост прикладного мастерства. Бесконечное развитие включает в себя и развитие своего интеллекта, рост мастерства в мышлении. Не факт, что это означает прохождение ещё одного бакалавриата. Развивать интеллект на уровень выше бакалавра вам придётся самостоятельно, возможно даже проводя для этого самостоятельные исследования. Вдруг вы выйдете на интеллектуальный фронтир, где нет ещё никаких учебных курсов, где нет ещё цивилизационного state-of-the-art? Почему бы и нет?

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/groups/771940449578453/permalink/2757891640983314/, https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2629195660625320&set=a.1377271229151109

Замены: "самообладание" на "собранность", пафоса меньше и значение точнее.
2019

lytdybr

Книжки практически полностью переписано уже 36 процентов, хотя это приключение замышлялось как лёгкое редактирование постов из блога. И уже понятно, что у текста будет судьба "Системного мышления" -- переписывать придётся неоднократно. Тоже будет release early, release often.

Задумался, не купить ли мне домой кофеварку. Поглядел на комменты к обзору https://www.ixbt.com/home/espressomaker-guide-2020.html -- там восторг, рынок кофеварок это как рынок Hi-End аппаратуры. Дорого-богато, торговля идёт предрассудками и суевериями, это в комментах и обсуждается. Я три года назад, кстати, цеплял эту тему в https://ailev.livejournal.com/1330457.html. Я пью кофе с молоком главным образом. На вкус я различаю латте из разных кофеен, но сорт молока на этот вкус IMHO больше влияет, чем способ заварки кофе. Ну, и за пару раз я привыкаю к очередному вкусу -- у меня шкала не столько "нравится -- не нравится", сколько "привычно -- не очень привычно". Вот я и думаю, хочу ли я прикупить дополнительное устройство для мытья после каждой заварки? Или достаточно кипяточком в чашке заваривать? Когда-то я делал кофе в гжезле (других вариантов-то не было). Во всех кафе был кофе по-турецки, и нормальный вкус был. Вот этот коммент поглядите, автор там издевается над кофеманами (рассказывает про варианты приготовления кофе в разных странах, там уж точно вкус существенно различается, это не ловля нюансов вкуса эспрессо или латте): https://www.ixbt.com/live/comments/895446

В июле в MS Teams появится нормальный трекер Lists, а то сейчас там только ужасный Planner -- https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/roadmap?filters=&searchterms=%2C64162 (это состояние разработки: выпуск в июле 2020), https://techcommunity.microsoft.com/t5/microsoft-365-blog/announcing-microsoft-lists-your-smart-information-tracking-app/ba-p/1372233 (это описание возможностей). MS Teams отнюдь не зря так быстро растёт. Эдакая операционная система со своими приложениями внутри операционной системы.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218638142318790
2019

lytdybr

Провёл эксперимент по публикации полного длинного текста без ссылок во всех соцсетях (https://ailev.livejournal.com/1522238.html, где публиковал собрано в конце поста). Головной боли при публикации от этого меньше и больше. Меньше, ибо не писал анонс. Больше, ибо правки в текст нельзя внести в одном месте. их надо было сделать -- более аккуратно прописать, что в деятельностном кругозоре у нас деятельности, а не сферы деятельности. Качество такой публикации хуже: в текстах у меня обычно много ссылок, а этот стиль "ссылка в первом комменте" предполагает вообще одну ссылку на текст, а лучше так и вообще без ссылок (думаю, фейсбук всё понимает про ссылку в первом комменте, это ж общая практика -- её наверняка давно вычислили). В итоге за сутки никаких особенностей в отношении к этим лонгридам без ссылок со стороны социальных сетей я не нашёл. Разве что в телеграме пост прочло ощутимо меньше людей, чем обычно читающих анонс. Другое дело, что могли и прочесть, а анонс наверняка читают, не заглядывая в текст -- то есть пост по факту не читают, а осведомляются о его существовании. С полным текстом даже не осведомляются. Итого: возвращаюсь к прошлой практике, она всех устраивала. В ЖЖ даю полный текст, не стесняясь в ссылках и правках, а в социальных сетях даю короткий специально написанный анонс и ссылку на оригинал в ЖЖ. При этом в ЖЖ анонса нет, ну да ладно.

Я люблю рассказывать про Алексея Андреева про его русскую версию операционного менеджмента, но сегодня меня попросили процитировать оригинал. Вот (https://www.litmir.me/br/?b=116477&p=83):
Итак, предприятие — это большая Жила, по которой течет сила, питающая нас, дающая жизнь всем, кто работает на этом предприятии, и тем, кто вокруг.
Мы, в силу слабости видения, воспринимаем лишь внешнее, «съедобное» проявление этой силы жизни — деньги. Неважно. Пусть так. Если тебе сложно все время прозревать сквозь пену, просто прими это и помни о том, что деньги мчатся по этой жиле твоего предприятия, как пена на потоке силы. И поскольку пена от потока неотделима, следи за движением силы по движению денег. Что для этого надо?
Надо увидеть свое предприятие как цепочку последовательных шагов, которые необходимо сделать, чтобы сила-деньги пришла к людям. А себя — как чистильщика потока, который держит источники силы, проливающейся в наш мир, открытыми.
Тогда сведения с мест, которые соответствуют шагам достижения силы, будут сведениями о заторах в жиле, сведениями о том, где образовался разрыв тока силы.
Заодно в возне с этими социальными сетями выяснил, что в ЖЖ я до сих пор "тысячнег". Первый раз я им стал в 2009 году. В 2017 в связи с общим упадком ЖЖ я был в рейтинге популярности даже 792, https://ailev.livejournal.com/1362242.html. Но сейчас реже пишу -- откатился на 972, но в тысячу-то до сих пор вхожу! [мне напомнили в комментах, что "тысячнег" -- это когда ты во френдах у 1000 человек. Я всё забыл, ибо у тысячи человек во френдах ведь давно был! Ну ладно, буду "дважды тысячнег" -- по френдам и по месту в рейтинге] Поглядел, сколько я всего постов и комментов написал (не считая комментов в фейсбуке, вконтакте, постов и комментов в чатах и сообществах). Вот они, сегодняшние числовые характеристики "мышления письмом" со страницы профиля в ЖЖ:


Вообще, ЖЖ для меня по-прежнему лучшая социальная сеть. Это неважно, что отсюда сбежали все читатели (алгоритмы ленты фейсбука и ВКонтакте все ругают, но машинки своё дело знают -- по сравнению с ЖЖ именно это и сыграло свою роль в перетягивании масс). Зато писать большие тексты сюда удобней всего. Эх, а когда-то и ЖЖ был новинкой. Я тогда даже на флеш-мобы иногда вёлся. На "сто фактов обо мне" меня когда-то не хватило, но в коротком фактописательстве таки поучаствовал. Вот, 2002 год: https://ailev.livejournal.com/39932.html
Книжка на 27 процентах, два раздела вчерне готовы (стратегирование и деятельностный кругозор). Вычищаю текста примерно столько же, сколько вписываю нового. Была у меня идея давать краткое изложение всех дисциплин, но вовремя понял, что в этой книжке нужна не синопсис учебной программы, а совсем другое: описание того, почему в учебной программе оказываются те или иные дисциплины, и примеры. То есть можно было бы дать краткое описание кругозорного курса по системному менеджменту, но вместо этого я просто дал пару иллюстраций из курса на примере операционного менеджмента. Думаю, что с этой книжкой будет так же, как с системным мышлением: сначала собрать под одной обложкой какой-то материал, опубликовать, а затем чистить его в несколько приёмов, уточнять и облегчать понимание. Release early, release often применимо и к книгописательству/курсописательству. Книги и курсы -- это не продукты, это сервисы, дают всегда свежее знание.

Завтра утром вьюнош будет сдавать предпроф СТАНКИНу (математика-физика-информатика), в онлайне с прокторингом. Ему заметили, что он не очень похож на своё фото в камере. Там какая-то программа сравнивает его бородатое изображение в камере с безбородатым в паспорте -- и постоянно поднимает тревогу. Искусственный интеллект на службе прокторинга! Но это СТАНКИН. А вот с ЕГЭ -- очная репетиция только через месяц, и затем четыре экзамена паровозиком.

Яндекс.лавка убрала в программе чаевые для курьеров и начала просить вместо этого запостить выражение любви к курьерам в ленту. Хм.

Всё чаще и чаще вспоминаю сакраментальное "на карантине я занимаюсь салообразованием".

Музыка недели: https://music.yandex.ru/album/10821940 -- Viento Y Tiempo - Live at Blue Note Tokyo, En Vivo от Gonzalo Rubalcaba и Aymee Nuviola. Восторг. Вот примерно такое же ощущение праздника, как от Arturo Sandoval с его кубинскими альбомами.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218618631911042
2019

Кругозорные («как устроена жизнь») трансдисциплины

Кругозорные («как устроена жизнь») трансдисциплины

А.Тюков выделял в 1997 году 16 сфер деятельности: политика, религия, философия, искусство, наука, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, технология, проектирование, коммерция, финансы, право, армия, материальное производство и «пока неоформившееся просвещение». В основу выделения этих сфер А.Тюков ставил некоторые укрупнённые деятельности как идущие в этих сферах основные процессы – так, для здравоохранения/медицины это лечебная деятельность, для армии – защита границ и государственного устройства. Такое структурирование деятельности, основанное на сферах (часто ассоциируемыми с организационными структурами: бизнес-эко-системами, министерствами с подведомственными им предприятиями) широко обсуждался в кругах СМД-методологов, и мы возьмём его за основу, чтобы не сочинять что-то самим.

Это список укрупнённых практик/деятельностей (будем считать «деятельность» и «практика» синонимами) сегодня можно задать, начиная со встречающихся в каждом проекте трёх: инженерии, менеджмента и предпринимательства в их системном (трансдисциплинарном, «по ту сторону от прикладных дисциплин») варианте. Посмотрите ещё раз на системную схему предприятия из предыдущего раздела. Там три зоны ролевых/деятельностных интересов: предпринимательская, инженерная, менеджерская. А дальше могут быть и интересы других деятельностей, но эти три в том или ином виде встречаются практически в каждом проекте.
Зададим этот список деятельностей/практик, раскрыв каждую из них на один уровень:
-- системная инженерия (разработка концепции использования, инженерия требований, инженерия системной архитектуры, управление конфигурацией и изменениями/жизненным циклом, проверка и приёмка)
-- системный менеджмент (операционный менеджмент/цепи поставок/логистика, управленческий учёт и контроллинг, инженерия предприятия и архитектура предприятия/технологический менеджмент, организационные изменения/развитие и системное лидерство)
-- системное предпринимательство (стратегирование, продвижение продукта, корпоративные финансы, корпоративная поднадзорность/governance)
-- ... остальные деятельности (политика и политэкономия, религия, искусство, наука/исследования, образование и просвещение, медицина, спорт, право, армия, частная жизнь/семья)

Но обратим внимание, что практики – это деятельность каких-то деятельностных ролей (в проекте – проектных ролей), и мы можем дать то же самое деление практик как деление ролей.

Системной инженерией занимается системный инженер. Но так же как врач это слишком общая роль (вы же не путаете дантиста и гинеколога?), системный инженер в жизни существует как собирательное имя для множества подролей. Системный инженер как роль исполняется одним человеком только в очень маленьких проектах, как «врач» по всем вопросам только в очень маленьких организациях (скажем, на подводной лодке, или в далёкой деревне). Про врача можно сказать, что он лечит людей, но разные врачи лечат разное. Системный инженер занимается системной инженерией, то есть создаёт успешные системы. Но разные системные инженеры принимают в этом разное участие. Скажем, инженерией требований занимается инженер по требованиям, инженерией системной архитектуры занимается инженер-архитектор, иногда его называют системным архитектором.

То же самое с менеджерами. Менеджеры как слишком общая роль следят за тем, чтобы организация работала: все люди знали, чем они занимаются, инженеры имели ресурсы для выпуска продукта или оказания сервиса, предприятие выполняло полученную ими от предпринимателя стратегию, запуская проекты развития и совершенствования. Это может быть один человек в маленькой организации, но как только людей становится больше, то сразу выделяются исполнители подролей, как и в случае инженеров. Например, операционный менеджер следит, чтобы через организацию шёл максимально быстрый и мощный поток продуктов, работ, информации – от их поставщиков к потребителям. Если где-то на пути этого протока есть затор, он принимает меры к его устранению, добавляет туда ресурс. Встречным потоком за выпущенную продукцию или оказанный сервис идут деньги, и максимизация потока к потребителю оказывается и максимизацией потока денег в обратном направлении. Это чисто логистическая задача, там есть своя математика, свои принципы работы. И эта работа операционного менеджера существенно отличается от работы архитектора предприятия, который разрабатывает принципы того, как должно работать предприятие, чтобы суметь выпустить продукт или оказать сервис. А ещё есть менеджер-организатор, который должен обеспечить организационные изменения: сделать так, чтобы люди начали работать по-новому, с учётом предлагаемой архитектуры предприятия. И ещё и сотрудничали, они занимаются лидерством.

Знание этих общих дисциплин и их поддисциплин на уровне хотя бы знакомства с одним учебником крайне важно, чтобы понимать интересы и предпочтения людей в их рабочих ролях. Что именно вас спрашивает инженер по требованиям, как ему лучше отвечать? Чем интересуется предприниматель в его подроли стратега? Как у кого эти добрые люди в их таких разных ролях интересуются самыми разными вопросами – понятно, что у вас, но у вас в какой роли?

Нужно проработать для понимания инженерии, менеджмента и предпринимательства где-то 15 книжек. Бакалавриат должен давать деятельностный кругозор! Лучше знать, какие роли играются в театре жизни, и не попадать впросак: если вас спрашивают как менеджера, а вы даёте ответ как предприниматель – то вы «не угадали», и наоборот тоже.

Эти же роли нужно знать, чтобы дальше в них специализироваться. Вы стали операционным менеджером. Какой школы проектного управления, управления программами, процессного управления, управления кейсами вы придерживаетесь? Один учебник-то вы прочли, но если вы решили специализироваться, то вам в магистратуру, и нужно прочесть ещё десяток учебников по этой дисциплине, и дальше в вашем конкретном предприятии выбрать вариант практики, который удовлетворит вас как операционного менеджера и все остальные роли, с которыми вы там будете иметь дело. Вот только небольшое число примеров вариантов операционного менеджмента, дающих похожие, но всё-таки разные способы работы с потоком работ-комплектующих-информации через предприятие:
-- Теория ограничений систем Элияху Голдратта, там течёт inventory, вытекает throughput
-- Русская школа управления Алексея Андреева, там течёт сила по жиле
-- Цепочки приращения стоимости, там течёт и наращивается польза
-- Сетевая организация (не структура!), там текут товары (сеть универмагов), знания (сеть аналитических центров).
-- Цепи поставок, там текут запасы по складам и местам переработки
-- Кооперативные процессы СМД-методологии, там текут продукты деятельностных актов
-- …

Когда вы придёте в ту или иную организацию, в тот или иной проект в рамках организации, вы обязательно там встретите человека, который будет играть роль операционного менеджера. Он будет говорить абсолютно разные слова в зависимости от того, чему его учили в той или иной школе менеджмента. Но после хорошего курса менеджерского кругозора под этими словами должно сразу распознаваться: «он говорит о потоке, он хочет ускорить его прохождение! Это операционный менеджер!» -- и дальше действовать, исходя из этого. И так с каждой практикой, каждой ролью. Проработать 15 книжек, понять общие интересы, предпочтения, ключевые понятия каждой из сфер деятельности хотя бы в разбиении на один уровень вниз.

Этот раскрытый на один уровень список инженерных, менеджерских, предпринимательских ролей, конечно, не исчерпывающий. Так, если вы попали в какую-то деятельность из четвёртой позиции этого списка, нужно понимать, на какие практики они разделяются и какие роли будут выполнять эти практики.

В практиках могут быть и несколько ролей: практика обмена включает роли продавца и покупателя, медицинская практика роли врача и пациента.

Для показа этой тесной связи ролей и деятельностей/практик сделаем список некоторых (не всех! Например, не покажем роль студента) подролей в образовании, и поясним, что делает каждая роль, какую практику/деятельность она исполняет:
-- методолог разрабатывает содержание образования, то есть разрабатывает учебные стандарты, опираясь на SoTA (state-of-the-art -- лучшее, что известно на сегодняшний момент) в какой-то рабочей практике, которая станет после появления этого стандарта учебной дисциплиной.
-- разработчик курса/instructional designer разрабатывает содержание курса (учебник, упражнения, методические рекомендации преподавателю). Это содержание курса соответствует учебному стандарту. Разработчик курса умеет хорошо объяснять и понимает, как тренировать учеников. Это совсем другое умение, нежели умение методолога вытащить и документировать SoTA какой-то практики (практики системного мышления, или практики обучения нейронных сетей, или практики социальных танцев, или практики наладки автоматизированной линии выпуска полупроводниковых чипов).
-- преподаватель имеет две подроли:
     --лидер, чья задача обеспечить мотивацию учеников выполнять задания. Труд ученика – рабский, он не получает за свой труд вознаграждения. Труд ученика нельзя автоматизировать, хотя даже труд преподавателя автоматизировать можно, полпланеты изучает «геймификацию» -- это как раз один из вариантов реализации лидерства. У хорошего лидера ученики радостно выполняют рутинные и скучные упражнения, и им не скучно.
     -- консультант, чья задача провести ученика через множество проектных ситуаций, чтобы связать знания из учебника-задачника с ситуациями в жизни, то есть перевести знания и умения в компетенцию. У хорошего консультанта ученики не столько хорошо сдают экзамены, сколько потом могут выполнять изученную практику в живых проектах, творчески её адаптируя к проектной ситуации – в том числе решая задачи, о которых не знал сам консультант в момент обучения.
-- тьютор/коуч занимается общим образовательным маршрутом ученика, помогает ему выйти на бесконечное развитие. Для него все учебные курсы и проекты -- кирпичики на длинном жизненном пути его подопечного.
-- организатор образования тоже имеет много подролей (и обычно эти подроли исполняет много людей-исполнителей):
     -- стратег определяет, чему и кого учим
   -- операционный менеджер учебного процесса составляет расписание занятий, следит за тем, чтобы всё было быстро-вовремя и обеспечивалось ресурсами, не вылезая за рамки бюджета.
     -- архитектор обучающей организации со всеми вышеупомянутыми ролями, он говорит, что нужно делать для отличных результатов образования: прежде всего как все практики и требуемые этими практиками роли поручить какой-то организационной структуре.
     -- управление оргизменениями и лидерство, нужно организовать учебный процесс, объяснив каждому человеку его роль, катализировать сотрудничество между всеми сотрудниками учебной организации.

Если у вас учебная организация из одного человека, то вам придётся играть все эти роли. Если у вас большой университет, то там множество исполнителей каждой из ролей. Если вы пошли в какой-то образовательный проект, то лучше бы вам иметь тут какой-то кругозор и прочесть хотя бы один учебник по практике каждой роли.

Точно так же «врач» делится на множество ролей в медицине (не путаем дантиста и гинеколога), и во всех остальных деятельностях дела обстоят так же. Иногда это дробление деятельностей/практик и ролей с возможностью отдельных людей и организаций играть всё более и более мелкие и специализированные их части называют разделением труда, а вот этот тренд непрерывного деления ролей на всё более мелкие компетенции (врач – специализация врача-хирурга – специализация кардиохирурга) – углублением разделения труда. Роль вебмастера выделилась из роли «айтишника» буквально на несколько лет в конце девяностых годов прошлого века, а затем в первое же десятилетие двадцать первого века раздробилась на более мелкие компетенции именно в порядке углубления разделения труда: дизайнер веб-страницы (потом – UX специалист), верстальщик, программист фронт-энда, программист бэк-энда, редактор, контент-менеджер, SEO, и это ещё не полный список.

Мастер волен выбирать пути в жизни, но он должен хотя бы понимать на самом общем уровне само наличие этих быстро меняющихся путей — и не на уровне интуитивных представлений, а на осознанном уровне. Мы ведь только что обсудили самое общее устройство карты этих путей, карты человеческой деятельности.
Ролевое мастерство тем самым оказывается практикой навигации среди множества деятельностных ролей (распознавание роли и понимание того, о чём с этими ролями можно говорить, исходя из своей собственной роли). И ещё ролевое мастерство даёт возможность качественно удерживать внимание на выполнении своей роли.

Мастерство, которое должно быть у бакалавра – это мастерство выбора новой деятельностной роли, мастерство обучения практике этой роли, мастерство удержания этой роли в проекте, мастерство оставления этой роли в тот момент, когда она устарела (не нужно держаться за роль извозчика в тот момент, когда вокруг лошади остались только в спорте и очень изредка в парках развлечений). Надо проработать (не просто прочесть: бесполезно ведь читать учебники «как ездить на велосипеде») два десятка учебников, потратить на достижение этого мастерства год.

Магистерское, прикладное мастерство — это компетенции в прикладных практиках тех или иных укрупнённых деятельностей, мастерство конкретной проектной роли. На освоение прикладной практики нужно тоже потратить год-два, тоже проработать пару десятков учебников, да ещё и попрактиковаться в живых проектах.
Ролевое мастерство, которое должно быть у каждого человека, устроено явно избыточно с прикладной точки зрения: оно никак не отвечает требованию чисто прикладного образования: когда «что потребуется, то и выучим – тогда, когда потребуется». Это ведь явно «образование впрок»: зачем знать, что существует здравоохранение и чем оно там занимается, если все жизненные планы, например, пока в инженерии? Затем, чтобы вообще ориентироваться в жизни: строить планы в инженерии, зная о существовании здравоохранения. Можно озаботиться тем, чтобы сделать это знание деятельностного кругозора максимально компактным и согласованным между собой, для этого по максимуму задействовав понятия более фундаментальных трансдисциплин — системный подход, научное мышление и т.д.. Так что перед годом обучения деятельностному кругозору нужно будет потратить ещё год на фундаментальные трансдисциплины.

Все эти деления на сферы, конечно, очень и очень условны и существенным образом могут различаться в зависимости от того, для чего эти деления используются. Мы тут приводим деление, удобное для целей системного развития личности.
* * *
Это текст одного из разделов книжки (и, надеюсь, онлайн-курса) "Образование для образованных", которую я сейчас пишу (и написал уже 24%). Заодно сделаю эксперимент: в тексте нет ни одной ссылки (хотя в книжке они будут), и я опубликую это во всех соцсетях, где по объёму пройдут эти 14Кзнаков (скажем, во фрифиде такие объёмы не пройдут) не ссылкой на ЖЖ, а as is, текстом. И посмотрю, что будет.

UPDATE: искать в соцсетях -- https://ailev.livejournal.com/1522238.html, https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218608842626316, https://www.facebook.com/groups/771940449578453/permalink/2749598675145944/, https://vk.com/wall2449939_2837, https://t.me/ailev_blog/397, https://freefeed.net/ailev/d6d6a701-b2a8-4a5f-bc28-974e377cfcc7
2019

Школьный дыбр

На онлайн-курс "Системное мышление 2020" через наш вебсайт записалось уже 473 студента, сертификат получили 37 выпускников. К тамошнему таймеру помодоро, помогающему управлять временем занятий, добавили полнотекстовый поиск. А сегодня на странице записи на курс появилась возможность попробовать себя в решении кейсов (с проверкой!) -- https://system-school.ru/sm2019. Даётся случайным образом выбранных 6 кейсов из 173. После записи на курс для получения сертификата вам нужно будет пройти все 173 кейса, но при записи вы хотя бы будете представлять, что вас ожидает. Это не экзаменационные кейсы, а тренажёрные. Их можно проходить многократно. И ещё рекомендуем не лениться, и честно писать обоснования, это ведь "мышление письмом" (https://ailev.livejournal.com/1513051.html).

Завтра (3 июня 2020) я читаю в Юрайте в 14:45 часовой вебинар по системному мышлению в образовании: https://urait.ru/events/1335. Слайды будут вот эти: https://yadi.sk/i/puraENv8XGnV6A. Видео: https://www.youtube.com/watch?v=QEe9RAsS3dk. Ничего особо нового, хотя делал сильный акцент именно на образование. Слайды тоже все старые (кроме вытащенной из недр интернета картинки со стадом коров, у которого есть хвост -- хвост коровы Маргариты).


Книжка "Образование для образованных" написана уже на 20%, и очень хочется добавить "виден свет в конце туннеля". Но нет, это как раз гаснет свет в начале туннеля: бросить уже нельзя, а до конца ещё четыре пятых. А потом послетуннельная жизнь: из книжки сделать онлайн-курс.

Курс системного менеджмента у меня наконец-то идёт ровно как задумывалось: с flip teaching и blended learning. Онлайн просто дал волшебный пендель, все-то было давно готово к такому повороту. Весь материал проходится студентами между нашими встречами, а на встречах мы целый день делаем упражнения и разбираем рабочие ситуации из живых проектов участников курса. Почти все студенты успевают за пару недель между занятиями не только посмотреть учебный материал, но и что-то из него попробовать. Я стараюсь, чтобы студенты не столько углубляли понимание отдельных тем, сколько тренировались соединять рассуждения разных частей курса. Мне кажется, что ещё маловато "мышления письмом", не все участвуют в выпуске "стенгазеты", хотя и больше половины группы. Что интересно, так это практически у всех в проектах существенно подправили целевую систему.

По курсу онтологики сейчас идёт 25 человек, уже три занятия они сражаются с мыслительной операцией заземления (grounding) -- нужно для предъявленной модели понять (и выразить схемоидом, "псевдоонтокодом"), что отражает эта модель в физическом мире. Ибо если этого не сделать, то договориться невозможно. Слово "понять" тут ключевое, ибо если тебе дают текст, а ты не представляешь, какое отношение к миру имеет этот текст, чего от тебя (с учётом ролей дающего текст и твоей роли) пытаются этим предъявлением текста добиться, то ты этого текста не понимаешь. Примеров текста даётся пока три типа:
-- учебник системного мышления (и чётко демонстрируется, что люди и впрямь читают его бездумно, не понимая -- с первого же абзаца. В упражнениях делается эта постановка понимания. Книжка явно не художественная, текст абстрактный, и работа по заземлению перелагается на читателя. Если эту работу не делать, книжка пролетает мимо мозга читающего, что мы очень часто и наблюдаем. Курс онтологики этой работе учит).
-- рассказы о своих рабочих проектах, которые участники группы делают для других участников. Рассказчик ставит оценки понимания. 5/10 (понята половина из рассказанного) -- очень частая оценка, 8/10 -- это очень хороший результат! Заодно рассказчик начинает обращать внимание на то, что же он такое говорит.
-- бред, сгенерированный глупой нейронной сеткой. Если кто-то говорит, что понял, о чём эти тексты, то к его мышлению большие вопросы!

Интересное наблюдение по этой группе -- половина её пришла сразу на онтологику, а не после прохождения курса системного мышления. А раньше приходили только после других курсов, сразу на онтологику первой практически никто не приходил. Оказалось, что люди просто прочли мои материалы по интеллект-стеку, где растолковывалась нехитрая мысль: обычный путь идти от прикладных дисциплин к методологическим, а правильный -- начинать с методологических. Они просто вняли этой рекомендации. И тут я подумал, что вот такой рекомендации просто ещё никто не давал, обоснований развёрнутых не писал. Идея интеллект-стека в её отношении к жизненному пути практика оформилась в компактном изложении буквально в апреле 2020(https://ailev.livejournal.com/1511824.html), так что откуда людям было знать рекомендуемую последовательность? Может быть, проблема обратной последовательности изучения интеллект-стека преувеличена.

Мы наконец-то сформулировали, что наши курсы делятся на основные и подготовительные. Основные курсы у нас не попса, и поэтому не все сходу могут запрыгнуть на эту высокую образовательную ступеньку. Лицеи и вузы организуют для тех, кто хочет подготовиться к поступлению, подготовительные курсы. Вот и мы тоже организуем подготовительные курсы. До вступительных экзаменов пока дело не дошло, но собрать мозги в кучку для того, чтобы уже осознанно идти на основные курсы -- это мы обеспечиваем. В диаграмме на главной странице сайта их уже переименовали -- https://system-school.ru/.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218599561474293
2019

lytdybr

Очередной поток моего курса "Системный менеджмент и стратегирование 2020" пойдёт с 21 июня 2020 (https://system-school.ru/sms). Карантинная скидка 25% действует до 1 июня, в июне она будет 15%, в июле её уже не будет. К онлайн-курсу "Системное мышление 2019" это тоже относится (https://system-school.ru/sm2019). И ко всем остальным курсам (которые веду не я) тоже -- https://system-school.ru/

Вот сегодняшний твит François Chollet (https://twitter.com/fchollet/status/1266426784876126208), мы ровно это переносим на людей, ровно поэтому у нас в Школе нет акцента на сугубо прикладное знание:
Here's the thing about AI: you get what you optimize for. If you optimize for a specific skill, like chess or StarCraft, your final system will possess this skill and nothing else. It won't generalize to any other task.

To generalize, you must optimize for generality itself.

And for many high-value real-world tasks, that's just about every day. Consider self-driving cars, or domestic robotics. You can't enumerate the set of possible situations a driver might ever encounter -- billions of miles are not nearly enough.

You can't even enumerate the set of possible kitchens a robot might operate in. If you want to ever be able to deploy a L5 self-driven system or a human-level domestic robot, you have to figure out how to implement broad cognitive abilities -- beyond task-specific skills.
Вьюнош побывал вчера на последнем звонке, это происходило главным образом как демонстрация видеоклипов через zoom. Всё, эта каторга для него закончена. Я относился к своей школе именно как к каторге, хорошо это помню -- работать нужно, за работу никаких тебе плюшек, сбежать невозможно, всем должен и ты нижний чин в социальной иерархии. Вьюнош, насколько я понимаю, к своему лицею относится так же. Из происходящего радует только то, что он проходит сейчас курс онтологики. Но в голове у него не онтологика, а предстоящие сдачи ЕГЭ: вся школьная (и, увы, семейная -- у жены и тёщи тут пунктик) машина тщательно мыла ему мозг, что эти ЕГЭ важнее всего в жизни. А потом важней всего будут сдачи сессии, и продолжится всё то же самое (предлог незанятия ничем другим останется тот же: "иначе я попаду в армию. Поэтому все отстаньте"). Так и вырастают инфантилы -- и я вижу, что моего сына это не минует, он органическая часть своего поколения, не хуже и не лучше. Мне это печально. Мало иметь какие-то мыслительные компетенции, нужно ещё и свою жизнь уметь организовать. Вот с этим пока проблемы.

Три дня провёл в ответах на вопросы к моим последним постам, затраты времени списал по статье "просвещение". Такое впечатление, что это время мне лучше бы потратить на написание учебников ровно с теми же объяснениями, что я давал в коротких комментах. Это было бы более эффективно и пригодилось бы большому числу людей. Так что буду по возможности воздерживаться от подробных ответов всем проходящим мимо и честно делать курсы.

Сделал репост Crystal PITE's, The Statement, Nederlands Dans Theater с ремаркой "в онлайне так не посовещаешься" -- за сутки получил 55 лайков, 14 перепостов. Оно того стоит. Офисный балет, удивительная вещь -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218558626570946

Обнаружил, что у меня 56 дней подряд прослушивания плейлиста дня в яндекс.музыке -- вон он, режим домашнего ареста. Сегодняшний плейлист дня -- https://music.yandex.ru/users/yamusic-daily/playlists/23664675. Начинается с Роберта Планта, затем musica Andina, и такое разнообразие и далее по всем 5 часам плейлиста.

Яндекс.музыка хороша, но этого не скажешь про яндекс.новости. Главная новость там была пару дней назад -- "президент бросил ручку на стол во время совещания" (я не шучу, пару дней было в ротации по всем медиа, главное событие в жизни страны!). Сейчас в ротации -- глубокомысленное "Путин предложил определить шаги РФ после открытия зарубежных границ". Путин бы не предложил, так никто бы не догадался, что эти "шаги РФ" нужно определить! Один из заголовков -- "Мишустин включил СМИ в перечень пострадавших отраслей". Они пострадали мозгами IMHO уже давно, недаром журналист -- это вторая древнейшая профессия. Исключения бывают, это те же 5% журналистского сообщества, которые способны к понятийной работе. Эти 5% журналистов могут оперировать не только разрознёнными историями, но и их взаимоувязанными логическими цепочками -- и таких журналистов среди всех журналистов так же мало, как и думающих людей среди всего населения глобуса. Тексты этих 5% утопают в продуцируемых остальными 95% мутных потоках сознания. Пандемия глупости неостановима. С журналистами отдельно ничего не сделаешь, делать нужно только со всеми людьми в целом, повышать процент думающих. Пошёл писать учебник "образование для образованных", всем остальным ведь некогда!
2019

Учим работать с понятиями: из homo делаем homo sapiens

Большинство наших студентов приходит на курсе онтологики примерно в том же состоянии, что самая большая в мире нейронная сеть GPT-3 (175млрд.параметров, https://arxiv.org/abs/2005.14165). Эта сетка умеет сгенерировать несколько абзацев новостного текста, неотличимых людьми от написанных людьми же. Эта сетка очень хорошо моделирует быстрое интуитивное мышление S1 по Канеману, и именно это мышление хорошо развито у наших курсантов. Мышление говорящего попугая, но на стероидах. У сетки (даже такой большой как GPT-2, даже такой крутой, как нейросетка попугая) слабый интеллект: она не переключается в режим медленного рассудочного мышления S2, и поэтому решает меньше задач, чем нейронная сетка человека. У homo такая аппаратная возможность есть, и поэтому homo -- sapiens/разумный.

Работа с GPT-3 показала, что журналистам и другим литераторам иметь рассудочное мышление необязательно, просто много читать (думать не обязательно), и их нейросетка будет генерировать отличные новости, наполненные яркими образами! У них в голове оказывается модель языка, в которой отражена модель мира (тексты, на которых обучают такие компьютерные и/или человеческие сетки, описывают мир -- и модель одновременно получается моделью мира и моделью языка). Но модели мышления, модели понятийного рассуждения в голове нет, равно как и в компьютерной нейросетке. Инженерам, менеджерам, предпринимателям это не подойдёт, им нужно уметь рассуждать. Для этого нужна работа с понятиями, онтологическая работа.

На курсах онтологики мы заставляем студентов писать на онтологическом псевдокоде (за 36 часов мы из них точно не делаем онтологов, которые могут писать на онтологическом языке, чудес не бывает). Через некоторое время у них в голове что-то щёлкает, и они начинают выдавать приемлемый онтопсевдокод. Из просто homo, генерирующих простые тексты, они становятся homo sapiens -- научаются схематизировать и обсуждать полученную понятийную схему в связке с реальностью. Вот как об этом пишет Максим Цепков, обсуждая лекцию Петра Щедровицкого и наши результаты (https://mtsepkov.org/Блог:Максима_Цепкова/2020-05-28:_Щедровицкий._Что_такое_мышление-2 ):
Петр рассказывал про исследования, которые сейчас проводятся на старших школьниках, это было упомянуто, а в ответах на вопросы в третьей лекции было подробно. Результат – 90% отечественных школьников к 9-му классу ничего не понимают ни в физике, ни в математике, ни в литературе. Стоит их чуть-чуть потрясти, и выясняется, что за словами никаких значений не стоит. Они умеют плести какие-то плетенки из слов, но за этими словами не стоит ни референтов, ни денотатов, не видят схем и даже значений слов, не понимают, о чем идет речь. А как они при этом воспроизводят информацию - надо исследовать. Дети не могут перейти от формулировки условий задачи к мысленному образу практической ситуации, которую надо разрешить. Не могут, как ни бейся, хоть меняешь птичек на стахановцев и на бассейны, из которых вода вытекает, все равно не могут. Это была почти цитата из лекции.

Кстати, в IT тоже встречается. Аналитик берет диаграмму бизнес-процессов, и играет ее квадратиками, совершенно не представляя сути вещей, которая за ними стоит. В которых, помимо собственно работы софта есть какая-то деятельность в реальном мире, которая лишь регистрируется в системе, и ее нельзя так произвольно тасовать и изменять.

С моей точки зрения, это очень интересный и проблематизирующий результат. Потому что в другой форме он проявился, например, в курсе системноинженерного мышления Левенчука: Анатолий обнаружил, что слушатели, а у него – не только аспиранты и студенты, но в действующие менеджеры и инженеры не умеют проводить онтологическую работу, выделять понятия в своем проекте и связи между ними. И результатам у него был запрос к философам-рационалистам на обучение этому. Курс создали, Прапион Медведева ведет его. То есть имеем ситуацию: человек относительно успешно действует в некоторой области, но при этом не умеет выделять понятия и строить онтологии, для действия это оказывается не обязательно. Да, отсутствие этого не позволяет научиться определенным способом действия, которые дает системная инженерия, делать какие-то сложные вещи.

А теперь Петр говорит, что аналогичная ситуация, просто на другом уровне – у школьников. Они успешно сдают ЕГЭ и поступают в ВУЗы, учатся там – без мышления, если говорить результатами его исследований.

И тут возникает вопрос: а может быть, речь идет о каких-то других формах мышления? Которые позволяют действовать, в том числе вести совместную деятельность, строить и осуществлять планы, вести проекты, но не укладываются в привычные представления? Которые пренебрежительно называют «клиповым мышлением», не думая, что именно за счет этого дети эффективно осваивают картину мира и действуют в ней, и сохранение такого подхода во взрослом состоянии, в синтезе с другими методами будет эффективно?

Почему мне это важно? Потому что в формулировке Петра проблем с мышлением школьников я узнал известную в IT проблему проектирования, которая приводит к не работающим решениям. Аналитики получают запрос на новый функционал, например, о том, что поступивший платеж надо отнести к договору, и проектируют решение: на форме ввода платежей добавим поле с договором. Не задумываясь о том, что бухгалтер, импортирующий платежи из выписки не знает о том, к какому договору платеж относится и не сможет заполнить поле.

Или проектируя рабочее место сотрудника магазина, отбирающего товар по интернет-заказам делают простое решение: поступил заказ со списком товаров, сотрудник их отбирает по одному и нажимает кнопку «отобрал». Опять-таки не задумываясь о деятельности – сотруднику надо пойти, как-то опознать товар по названию, не читая подряд все этикетки, товары могут быть в разных местах магазина, если надо три штуки – он находит их по одной. И если в случае с бухгалтером еще можно как-то предположить, что аналитик просто не знает специфики работы и не может представить, то во втором случае ситуация более явная, в магазинах все были и знают, как они устроены.

Раньше я полагал, что проблема просто в том, что люди думают в рамках IT-системы, не выходя за ее границы в надсистему деятельности. Системный подход на этом фокусирует внимание. А после этих лекций Петра задумался о том, что, возможно, просто выйти в натуральное описание – недостаточно, нужно, чтобы у людей была соответствующая онтология, описывающая этот кусочек мира. Которая устроена как-то по-другому, чем онтология IT-систем, в которой они ведут проектирование.
Вот именно это место мы и исправляем. Курс онтологики прежде всего говорит, что есть ты, есть мир, есть модель мира -- и есть другие люди с их моделями мира. И нужно понимать связь модели, мира и людей в их ролевом многобразии. А системное мышление -- это уже поверх этого. Системное мышление -- это понимание, какие модели удобно использовать в сложных ситуациях.

Ужас в том, что курс онтологики демонстрирует на первых занятиях непонимание того, что написано в учебнике системного мышления. Люди читают текст, как художественное произведение -- не соотнося с миром, не понимая учебник как модель. Вот это и исправляем. Буквально раскрываем глаза: кроме самого текста заставляем видеть автора текста (текст -- это модель мира, сделанная автором), себя (и составляемую для себя модель мира) и сам мир, общий для вас с автором. Сложно? На первых порах -- сложно, к концу курса это уже беглый навык. И ещё 20% студентов этот навык откуда-то получают ещё до прихода на курс, на курсе они только научаются этот свой способ работы обсуждать, распознавать его у других людей, получают для этого слова. А остальным 80% этот навык приходится ставить по факту с нуля.

А дальше? А дальше системное мышление, системный менеджмент и системная инженерия. И вот тогда уже можно получить реальную пользу для своих проектов.

Самый для меня интересный момент -- это понятийная работа, нужная для функционального именования системы по её типу. Когда это удаётся сделать (а мы тратим на курсе пару дней обсуждения целевых систем участников курса), лифтовый тест (можно ли про систему понятно рассказать за 2 минуты поездки в лифте) проходится. И это ведёт к резкому облегчению в коммуникации по поводу системы. Жизнь в проекте драматически улучшается. Мы начали такую работу вести на текущем 18 потоке не только на занятиях, но и на форуме группы. Сегодня как раз был один из очередных прорывов -- система получила своё функциональное имя, основанное на типе. Нет работы с понятиями, рассудочного мышления S2 -- нет системного мышления, есть только журналистское мышление, как в нейронной сетке GPT-3. Помним, что люди не отличают тексты GPT-3 от текстов других людей. Но в других задачах эта нейронная сетка плоха, думать она не умеет. Она умеет плести тексты, очень правдоподобные тексты. Для литературного творчества сойдёт, для проектной работы -- нет.

Мой пойнт в том, что без понятийной работы в проектах жить нельзя. Нужно уходить от работы со своим мозгом как с обучающейся каким-то языковым паттернам нейросеткой. Нужно учиться понятийным паттернам и рассуждениям с ними, а это другое. Нужно осваивать онтологику, системное мышление, деятельностные кругозоры -- системный менеджмент, системную инженерию, предпринимательство. И тогда будет совершенно другая жизнь. Один из наших выпускников так и сказал, что не может сейчас представить, как он жил без хорошего мышления раньше -- а ведь он был не самым глупым в своём окружении. Он стал человеком, который осознанно умеет включить рассудочное мышление S2 и провести сложное рассуждение. Это даёт ему другое качество восприятия мира. Я его хорошо понимаю. Я сам не понимаю, как я работал ещё десяток лет назад. Онтологическая машинка у меня, по счастью, в мозгу была включена сразу после вуза -- я занимался пару лет AI в исследовательском вычислительном центре РГУ. Но вот чем отличаются функциональные схемы от конструктивных я внятно не мог объяснить, а ведь я в какой-то момент называл себя системным архитектором! У меня на "Системном мышлении и стратегировании" обязательно присутствуют сейчас на курсе один-два архитектора. Один из них сказал, что только после курса понял, в чём состоит его работа. Эх, я понял, в чём состояла моя работа как системного архитектора сильно позже того, как перестал им работать!

Мы берём людей ровно в том состоянии, в каком их описывает Максим Цепков, повторю: "Стоит их чуть-чуть потрясти, и выясняется, что за словами никаких значений не стоит. Они умеют плести какие-то плетенки из слов, но за этими словами не стоит ни референтов, ни денотатов, не видят схем и даже значений слов, не понимают, о чем идет речь. А как они при этом воспроизводят информацию - надо исследовать. Дети не могут перейти от формулировки условий задачи к мысленному образу практической ситуации, которую надо разрешить. Не могут, как ни бейся, хоть меняешь птичек на стахановцев и на бассейны, из которых вода вытекает, все равно не могут". И учим. Это совсем не глупые люди. Просто их никто никогда в явном виде связи моделей мира, мира и отношениям их самих к миру и моделям не учил. Мы учим. Мы делаем из них не просто хороших homo, а homo sapiens. Меняем их интеллект-прошивку мозга из древней вузовской версии на свежую версию 2020 года. Прежними эти люди уже не будут.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10218563664736897, https://www.facebook.com/alexey.tigarev/posts/10157531467681173