2019

Стратегирование Школы системного менеджмента, весна 2020

Очередной апдейт стратегии Школы системного менеджмента (прошлая версия от октября 2019 -- https://ailev.livejournal.com/1493744.html, но за эти пять месяцев много чего было наработано нового):

1. Мы поднимаем интеллект наших выпускников для того, чтобы они смогли быстро сориентироваться в будущих проектах и быть там успешными. Особенность нашего подхода в универсальности образования: какими будут их завтрашние проекты не знают сегодня ни наши курсанты, ни даже преподаватели (https://ailev.livejournal.com/1505596.html, https://ailev.livejournal.com/1498481.html).

2. Работаем со всеми возрастами -- в том числе школьным и студенческим (первый бакалавриат -- https://ailev.livejournal.com/1470949.html). Но особое внимание уделяем образованию уже образованных: мы устанавливаем в мозги выпускников свежую прошивку бакалавриата -- универсальных для многих специализаций мыслительных практик (второй бакалавриат -- https://ailev.livejournal.com/1453126.html).

3. Мы выпускаем не учёных/исследователей/аналитиков, а деятелей, меняющих мир к лучшему.

4. Занимаемся (https://ailev.livejournal.com/1495662.html):
-- исследованиями (моделируем state-of-the-art практики и оформляем модели в виде учебных курсов -- https://ailev.livejournal.com/1503271.html),
-- образованием (учим state-of-the-art практикам),
-- просвещением (несём state-of-the-art мышление в массы, как энциклопедисты -- но просвещаем не только в том, как устроен мир, но и как менять мир).

5. В системных уровнях мышления для выполнения проекта (интеллект-стеке, https://ailev.livejournal.com/1507279.html) мы занимаемся подъёмом интеллекта на самых универсальных нижних уровнях: учим state-of-the-art трансдисциплинарным (методологическим, кругозорным) и когнитивистским практикам. Прикладным дисциплинам (профессиональным компетенциям) учим не мы, но мы ни на секунду не забываем о существовании более высоких уровней мышления -- и у нас не птолемеевская модель интеллекта/мышления:
-- производственная культура
-- эко-система
-- предприятие (расширенное! не юрлицо!)
-- мышление при выполнении проекта-- прикладные дисциплины
-- кругозорные трансдисциплины
-- системное мышление, вычислительное мышление
-- онтологика и коммуникация
-- функционально-ориентированное сознание

6. State-of-the-art у нас даётся на базе свежих (чаще всего появившихся после 2015 года) первоисточников из науки и промышленности. Никакой попсовой литературы, никаких "британских учёных" и "мотивационных тренингов".

7. Мы ничему не учим "исподволь", мы добиваемся осознанности в обучении, https://ailev.livejournal.com/1487672.html. Мы не практикуем обучение методом личной передачи (как в духовных практиках и единоборствах, при обучении перформерским дисциплинам), содержание учебных курсов у нас явное, максимально отчуждённое от преподавателей.

8. Что делать с теми, кому нужно попроще? С ними ничего не делать! Труд по учёбе нельзя автоматизировать, царских путей в хорошее образование нет. За числом мы не гонимся. Мы выпускаем интеллектуальную элиту, а не полчища недоучек. Но просвещаем всех: люди должны быть информированы о текущей ситуации с возможностью поднять уровень своего интеллекта, получить его современную версию.

9. Учим людей, а не сотрудников компаний (мы не хотим принимать на себя ответственность за то, что часть выучившихся у нас выпускников наносит непоправимую пользу своей компании, но часть выпускников принимает решение, что они лучше будут высаживать цветы своего разума не в каменистую почву своей текущей компании, а в плодородную почву совсем другой компании -- и сразу после обучения увольняется). В том числе мы учим людей не только лидерству (как катализировать сотрудничество других людей), но и ролевому мастерству (как хорошо выполнять свои роли в проекте, в том числе выбирать, какие роли играть, а от каких вовремя отказываться). Учим присмотру как за собственным умом, так и за собственным телом -- по своим, а не корпоративным планам. Помогаем жизни по личным, а не корпоративным интересам или интересам каких-то субкультур. В то же время мы признаём, что наши выпускники все где-то работают, общаются в каких то сообществах практики. Мы поднимаем уровень интеллекта наших курсантов, увеличиваем калибр их личности, ставим им сильное мышление, чтобы поднять качество и скорость последующего обучения прикладным дисциплинам -- но это их решение, каким именно прикладным дисциплинам им учиться, какие сообщества поддерживать, где и как работать и считать ли корпоративные интересы и интересы из субкультур их сообществ их личными интересами (https://ailev.livejournal.com/1505198.html).

10. Преподаватели ходят на курсы друг ко другу, все курсы между собой согласованы. Ориентируемся на полноценное "длинное" фундаментальное образование (наша оценка, что полный наш курс повышения интеллекта будет двухлетним -- 48 тренинговых дней раз в две недели, https://ailev.livejournal.com/1469354.html), а не на разрозненный набор коротких модных прикладных курсов. Школа не бросает своих выпускников, поддерживает их сообщество.

11. Когда толпы хорошо обученных маркетологов и лидеров борются за твоё внимание, чтобы использовать особенности работы твоего обезьяньего мозга и заставить тебя что-то сделать, мы используем компьютер, чтобы помочь присмотреть за этим вниманием -- с компьютером оно не сбежит, проблему дефицита внимания решаем технологически (https://ailev.livejournal.com/1488271.html). Мы работаем с киборгами -- человеческими и организационными. Школа у нас тоже киборг (её компьютерная часть: AIsystant на базе blended learning services -- https://ailev.livejournal.com/1494270.html). Мы понимаем, что проблема наших курсантов сегодня даже не в тайм-менеджменте (перестройка распорядка дня, чтобы хватало времени на учёбу), а в менеджменте внимания (attention management).

12. Школа учит тоже state-of-the-art методами (https://ailev.livejournal.com/1496494.html): flip teaching и blended learning (наш первый он-лайн курс -- "Системное мышление", https://ailev.livejournal.com/1503792.html), interactive collaborative learning и т.п. Большинство из этих методов опираются на использование как живого обучения с преподавателем, так и задействование компьютеров (https://ailev.livejournal.com/1473691.html). При этом мы сами практикуем то, что преподаём.

13. Мы ведём активную проектную работу (https://ailev.livejournal.com/1505327.html) -- помогаем нашим курсантам вести их рабочие проекты, а преподавателям вести исследовательские проекты. Также Школа ведёт организационные/инфраструктурные проекты по собственному развитию, ведёт учебные проекты (собственно обучение) и просвещенческие проекты. Мы школа системного менеджмента, так что мы проектов не боимся. В работе с проектами мы учитываем этические ограничения и обращаем внимание наших курсантов на этические аспекты в их работе.

14. На государство/чиновников не надеемся: не соблазняемся его объёмами (их всё равно не будет), не тормозимся его скоростью, не заражаемся его неминуемыми ограничениями.

UPDATE: видео доклада этих тезисов на конференции по прикладному системному мышлению -- https://www.youtube.com/watch?v=y5bC28DDWD8
2019

lytdybr

Системные уровни интеллекта/мышления (ролевой объект/его поведение) в деятельности -- удивительно богатая тема. Системная программа развития -- это программа развития, учитывающая развитие по уровням интеллекта. В субботу был тренинг "Образование для образованных", и эта схема системных уровней отлично склеила всё содержание. Её-то и не хватало до сих пор! А вчера был четвёртый день моего тренинга системного менеджмента и стратегирования, тема -- развитие и совершенствование в организациях, с этой добавкой материала из https://ailev.livejournal.com/1507279.html получилось более чем интересно. Так что я не просто доволен, а очень доволен! Рассмотрение танцев при этом -- отличная ступенька для понимания новой схемы. Как только понимают про танец (его ведь легко представить, легко обсуждать), дальше легко понимают про подобного сорта схемы других деятельностей/практик.

В Москве теперь официально больше пятидесяти не собираться (для досуга, но поди разберись, что у кого досуг, а что нет!). Для спецов по держанию и не пущанию -- отличный повод проявить свои умения, смекалку и темперамент. Причина для запрета вроде как уважительная, но для меня -- не очень. Вот тут хорошо виден механизм принятия таких решений (это 2016 год, подставьте сюда коронавирус в 2020):

Из области политики мне очень понравились дебаты в Мосгордуме: когда по содержанию выступления критиковать невозможно, но очень надо, идут придирки по форме. Такие выступления ни на что не влияют, но сам факт их очень приятен: https://www.youtube.com/watch?v=OmwWtl5In3k

Меня спрашивают, как я сохраняю присутствие духа в текущей вакханалии, которая идёт уже по всем фронтам, по всему глобусу. Ну, я в порядке своей основной работы разрабатываю лекарства от этого безумия, то есть средства для усиления интеллекта. Больше интеллекта -- меньше безумия. Дело это мне представляется вполне осмысленным. Хотя всех явно не спасу, но какое-то небольшое количество мозгов (впрочем, и тел тоже) -- вполне. Да даже если удастся спасти только одного себя, это уже успех! Поэтому я каждый день упражняю мозг, а вечером тело, тем и живу.
2019

lytdybr

Опубликована программа нашей двухдневной конференции "Прикладное системное мышление" (https://www.facebook.com/events/559701158225578/permalink/596220667906960/), у меня там два доклада, оба 21 марта 2020 -- открывающий день доклад "Образование для образованных: усиливаем интеллект" и завершающий день доклад "Опыт системного моделирования танца". Не столько коронавирус, сколько общая паника таки до конференции докатилась, поэтому докладчики будут тусоваться у нас в офисе, а остальные присоединятся к нам в онлайн (при этом не все доклады будут записываться, наши выпускники часто связаны жёсткой информационной политикой их компаний. То есть кто хочет слушать доклады таки должен быть в онлайне). Уход всех мероприятий в онлайн стал вообще массовым, мои часы очередного очного модуля в НИУ ВШЭ тоже сегодня объявлены ушедшими в онлайн.

25-26 марта 2020 я в академгородке Новосибирска, буду вести семинар по системному мышлению.

Провели в эту среду лабораторию телесного мышления по особенностям ведения в танго -- после этого я окончательно сформулировал два тезиса про текущее преподавание танго (подробней вся дискуссия в чате лаборатории телесного мышления с моей реплики https://t.me/labolatoryTM/901 и там много чего наговорено дальше. Пример рассуждения, которое я критикую, вот: https://vk.com/wall14694350_1854, но там ещё мягко сформулировано, а на лаборатории была сплошная индоктринация танго-мифами, никакой лабораторной работой и не пахло. Фан-клуб преподов, вместо моделирования концерт и сеанс гипноза):
-- тёплое ламповое и поэтому дорогое и элитное танго. Понятное дело, резкое непринятие любых слепых методов оценивания и любых надёжных современных технологий. Только хардкор, только аксакалы с линией непосредственной передачей патефонного танцевания под патефонное танго под патефонного же качества легенды и квазипсихологию).
-- алхимия и поэтому плохо познаваемое и всегда загадочное танго. Существенной частью алхимии были медитативные практики (техники правильного сосредоточения и настроя на процесс, и язык, отражающий вот эту необходимость правильного сосредоточения для успеха опытов) самого алхимика. Потом пришла химия, понимание роли чистоты веществ, формул -- и реакция надёжно шла даже у школьников на уроках химии, а не только у признанных маэстрос-алхимиков на пике их творческих способностей. Понятно сопротивление преподов алхимии, интерес-то шкурный, и абсолютно искренний.

Вместе с тем мы продолжаем моделировать танго нуэво (не патефонное танго!) командой из четырёх преподавателей танцев и меня как методолога, хотя результаты пока и не публикуем. Мне удалось сформулировать первую более-менее подтвердившуюся гипотезу и модель танго в его отличии от других танцев: в танго есть ведение на диссоциацию верха и низа в талии -- партнёр может повертеть отдельно верхом (бёдра на месте, крутятся плечи), отдельно низом (крутится таз, плечи почти на месте), и отдельно всей партнёршей (как открывающаяся дверка). В других танцах ведения на эти различающиеся друг от друга скрутки нет (скажем, в кизомбе все повороты партнёрши -- "дверкой"). В этом моделировании танца существенным, конечно, является работа с системными уровнями -- мы моделируем пока на нижних уровнях, стараясь не касаться уровней верхних. Это моделирование хорошо чистит лапшу с ушей, которую традиционно развешивают преподы танго: они заходят с субкультуры и индоктринации, любят рассказывать об уникальности танго, напирая при этом как раз не на особенности танго, а на общетанцевальный уровень (подчёркивая как "только в танго" то, что делается и во всех остальных танцах), да ещё и приправляя это всякой квазипсихологией про гендерные роли в танго и байками про "о чём танцуем танго" (о чём поют вокализы?!). После моделирования не остаётся никакой психологии, у нас там чисто биомеханика и понимание того, что танго мало отличается от остальных танцев, но таки отличается: те же скрутки в диссоциации в танго наличествуют в ассортименте. Психология же (и, желательно, не квазипсихология, которая в танго сейчас на уровне психологии на уроках школьной литературы -- "филологическая психология", психология хлёстких фраз и гендерных стереотипов) не в ведении (это ж общетанцевальный уровень) или базе (как шагать и скручиваться в танго). Психологию в танго нужно искать на несколько танцевальных уровней выше. Моя личная беда в этом проекте моделирования -- я не столько сам учусь танцевать танго нуэво, сколько занимаюсь именно методологической работой, думаю головой. А надо бы научиться танцевать танго, раз уж влез в этот проект моделирования! Но ничего, когда сделаем модель -- научусь уже по модели, поэтому научусь быстро.

Сегодня Церен Церенов провёл первый семинар по теме "Системный подход к жизни" (видео: https://youtu.be/qvF8SWILZ0Q). Там обсуждались планы развития в условиях, когда непонятно, куда развиваться. Моя позиция представлена в "спасайся, кто может: поднимайте свой интеллект, ибо непонятно, от чего спасаться" -- https://ailev.livejournal.com/1505596.html. Это предпринимательство, реализация межвременных предпочтений: сколько времени вложить в развитие (и я бы аргументировал, что лучше всего вкладывать в развитие интеллекта), а сколько вложить в работу на текущем уровне развития. А ещё в части планов развития говорим о структурировании планов развития по системным уровням интеллект-стека (о них говорю в https://ailev.livejournal.com/1507279.html), и уже там раскладывать приоритеты развития на разных системных уровнях. Важно, что эти системные уровни идут от уровня мышления при выполнении своей ролевой практики в проекте (уровня прикладных дисциплин)вниз и вверх. Вверху развиваем культуру, внизу развиваем себя, и системное развитие заключается в том, что обязательно учитываются эти системные уровни:
-- производственная культура
-- эко-система
-- предприятие (расширенное! не юрлицо!)
-- мышление при выполнении проекта
-- прикладные дисциплины
-- кругозорные трансдисциплины
-- системное мышление, вычислительное мышление
-- онтологика и коммуникация
-- функционально-ориентированное сознание
Более чем согласен, что проблема time management техниками типа GTD (перекидывание планирования из кортекса в экзокортекс, т.е. удержание списка дел во внешней памяти) в целом решена, а на первый план выходит attention management: если ты выделил себе час для работы, то проблема не в выделении этого часа, или не в забывании выполнения этой работы (это всё time management), а в блуждании внимания в ходе выполнения самой работы. Не получается deep work, quality time. Результат примерно тот же, что и невыделение этого времени: работа оказывается по факту не сделанной. Так что помидорки, тренировки внимания, удержание контекста в том же компьютере как экзокортексе -- это наше всё. Вот типичная статья на эту тему смены главной проблемы недоведения дел до конца с time management на attention management: https://medium.com/mind-cafe/todays-most-important-skill-a3824339de4f. Мы более чем внимательно относимся к этой проблеме. Мы выделили функционально-ориентированное сознание (сознание как раз как присмотр за вниманием, функционально-ориентированное это прислеживание, что внимание направлено на достижение цели) как отдельный системный уровень в мышлении. Потихоньку будем разворачиваться в эту сторону. В частности, мы вот прямо сейчас добавляем в курс системного мышления таймер на 25 минут -- в курсе будет встроенная технология pomodoro (типа этой -- https://pomodoro-tracker.com/?lang=ru).

Но attention management (удержание внимания на выполнении какой-то работы, по возможности в режиме flow по Чиксентмихаю) -- это не всё, что нам от внимания нужно. Нам нужно качество внимания (начиная с того, это концентрация или деконцентрация внимания, понятийное оно, или интуитивно направляемое, и т.д.). Поэтому функционально-ориентированное сознание (качественные аспекты присмотра за вниманием) это одно, а attention management -- это другое, логистическая/management дисциплина, не погружающаяся в назначение и содержание того, логистику/ресурсы чего обеспечиваются. Как менеджмент данных не интересуется содержанием данных, как менеджмент инженерного проекта не интересуется содержанием инженерной работы, так и менеджмент внимания не интересуется качеством и содержанием внимания. Но интересуется общим временем удержания внимания нужного качества и наличием ресурса внимания (и да, интересуется ещё какой ценой добывается это внимание!).
2019

Образование для образованных: системные уровни мышления для выполнения проекта aka интеллект-стек

Я довольно много потратил времени на эксперименты по раскладыванию нетривиальных практик по системным уровням. Это раскладывание нужно обычно, чтобы упростить понимание практики, обучить быстро компетенциям для этой практики, а также разобраться с планированием совершенствования и развития в части роста мастерства по этой практике. Грубо говоря, для того, чтобы нетривиальную практику сделать тривиальной.

Я взял для этого социальные танцы, все сразу по отдельности и вперемешку, блог этого эксперимента см. в https://vk.com/buffdance. Там уже сотни страниц, этой истории ровно год, сообщество появилось 1 марта 2020, сейчас там 423 человека уже, и даже есть первые выпуски по собственно танцевальной линии. Экспорт системного мышления и онтологики в танцы был очевиден, результаты в танцах очевидны. Но мой изначальный коварный замысел был в создании "подхода": я хотел на этом примере пощупать границы системного подхода, разобраться с тем, как работать с системными уровнями для нетривиальных случаев. Ну что, пришло время попробовать собрать материал по этим системным уровням в какую-то связную картинку. Внимательный читатель моего блога не найдёт так уж много нового в плане содержания, но в плане структурирования уже наработанного за последнюю пару месяцев произошли кардинальные изменения.

Итак, я беру для моделирования центральную практику -- практику мышления при выполнении проекта (в самом широком смысле слова "проект" -- тут и кейс, и "программа" и что угодно. И я ещё и практику имею ввиду, задействующую все семь альф. Поэтому аккуратно говорю "выполнение проекта" как некоторая система). В проекте мы используем множество прикладных практик и мышления в них. Каждая практика включает в себя учёт некоторых базовых вещей, общих для всех практик (задействует трансдисциплины. Так все практики работы с требованиями учитывают положения системной инженерии в целом -- без этого будет вместо инженерии требований детский лепет самоучек).

И вот они, системные уровни мыслительной проектной работы. Для тех, кто поглядел работы моего танцевального цикла, выполнение проекта -- это аналог уровня перформанса/исполнения танца на вечеринке. Предприятие -- аналог вечеринки со многими танцами. Композиция составляется сама из лексики -- фигур, аналогом в случае проекта будут прикладные практики. Если разобрались с таким относительно простым процессным объектом, как "танец на вечеринке", то понимать дальше написанное про более-менее произвольные практики как процессные объекты будет много легче.

Главное -- это понимать основную идею системных уровней:
-- речь идёт о стеке времени эксплуатации, и когда мы говорим о мышлении, то мы рассматриваем автоматизмы мышления (свёртки в быстрое интуитивное мышление) в развёрнутом виде медленного рассудочного мышления (хотя такое мышление задействовано обычно только в момент обучения).
-- более нижний уровень входит как составная часть в более высокий. Буквально: поведение по практикам более низкого уровня входит как составная часть в поведение по практикам более высокого уровня. Когда выполняется проект, то там работает и функционально-ориентированное сознание, и выполнение проекта входит в те проекты, которые выполняются в эко-системе. А ещё уровни очень условны: это ж не матрёшка вложенности одного в другой, а граф вложенностей. У меня тут показаны просто основные элементы "в столбик", и только. Хотя для разнообразия и как повод для обсуждения и исследований я показал, что системное мышление и вычислительное мышление тут на одном системном уровне. Но такое на каждом системном уровне: там множество практик, множество трансдисциплин (трансдисциплины они ровно потому что рассматриваются как лежащие на другом системном уровне).

И да, я тут явно напираю на мышление (поведение интеллекта участников проекта) по поводу выполнения проекта, а не всего связанного главным образом с перелопачиванием вещества и обменами энергией поведения людей, оборудования и компьютеров. Поэтому мои системные уровни выполнения проекта выделены удобным для моих целей подъёма интеллекта в выполнении каких-то прилетающих из будущего проектов. И я даже могу говорить о мышлении при выполнении проекта, почему бы и нет.

Системные уровни мышления для выполнения проекта/интеллект-стек:
-- производственная культура
-- эко-система
-- предприятие (расширенное! не юрлицо!)
-- мышление при выполнении проекта
-- прикладные дисциплины
-- кругозорные трансдисциплины
-- системное мышление, вычислительное мышление
-- онтологика и коммуникация
-- функционально-ориентированное сознание

Ниже прикладных дисциплин -- трансдисциплины, или методологические дисциплины (в них обычно обсуждается прикладной метод, "как делать" какую-то задачу. Я тут просто замечаю, что в актуальный момент времени работает внимание, которое поддерживает какое-то логическое построение, которое делается в рамках системного мышления с привязанными к границам целевой системы проекта объектами системной инженерии, менеджмента и предпринимательства, с которыми работают какие-то прикладные практики в каком-то проекте по созданию или изменению целевой системы, и это часть того, что происходит в расширенном предприятии, которое само часть рыночной эко-системы, которая сама часть производственной культуры на глобусе (а где-то уже далеко внизу по системным уровням мы понимаем, что прямо сейчас в чьём-то мозгу удерживается внимание на понятиях -- это всё просто многоуровневое рассмотрение какой-то интеллектуальной деятельности, всё это "одномоментно" в момент выполнения проекта).

Обратите внимание, что этот интеллект-стек обсуждает не только то, что в голове у одного человека -- в головах команд (или даже целых сообществ! мы недаром начали говорить о сообществах и культуре -- https://ailev.livejournal.com/1505198.html) и их компьютеров (корпоративных, или социальных сетей, тут неважно. У нас в рассмотрении и экзотела-инструменты, и экзокортексы-компьютеры, см. материал про подъём осознанности компьютерами в организациях -- https://ailev.livejournal.com/1488271.html).

Я эти системные уровни обозвал также и интеллект-стеком, ибо чем ниже системный уровень и более он развит, тем выше у меня возможности по освоению нового, решению неожиданно возникающих задач, то есть выше интеллект (см. подробней материал "спасайся, кто может: поднимайте свой интеллект, ибо непонятно, от чего спасаться -- https://ailev.livejournal.com/1505596.html). Если у меня будет много выше среднего функционально-ориентированное сознание, то я смогу быстро освоить весь этот стек. Если прокачаю онтологику и коммуникацию -- быстро со всеми договорюсь (хотя и непонятно ещё, о чём!). Системное мышление позволит сориентироваться в сложном командном проекте, независимо от его предметной области. И так далее по всем уровням этого стека. И да, я помню, что термин "интеллект-стек" я уже использовал для описания технологического стека для AI (вот, например, пост 2017 года про NVIDIA как поставщика инфраструктуры для интеллект-стека -- https://ailev.livejournal.com/1380163.html). Но уж больно хорош термин, и грех его не использовать и для человеко-машинного (люди и их компьютеры) командного интеллект-стека, который мы рассматриваем в связи с выполнением проекта.

Для чего мне нужен этот стек? Для того, чтобы в момент встречи с новым неизвестным мне выполнения проекта (встреча с чудищем обло, озорно, огромно и лайяй) я смог бы быстро сориентироваться в происходящем, чтобы ни происходило. Как быстро? Ну, мне необязательно бежать от льва быстрее всех. Мне достаточно бежать быстрее самого медленного бегуна )))

Как я сам пришёл к этим системным уровням? Ну, в моей практике консультанта по стратегиям я каждый раз оказывался в проектах, в которых никто не понимал, что делать, с чего начать и куда бежать. И мне приходилось с этим разбираться. За счёт чего? Ну, мне свезло: я довольно рано в жизни (хотя и после окончания университета главным образом) освоил некоторое количество практик нижних уровней интеллект-стека. Поэтому и считался весьма неглупым. Но эта "неглупость" у меня была не врождённая, а выученная!

Дальше мы можем делать с этим вот представлением о системных уровнях выполнения проекта/интеллект-стека следующие практики:
-- разбираться, где проблема в проекте. То ли вообще не тот проект делаем, не учитываем внешнего контекста, то ли сбой в каких-то прикладных практиках, то ли просто у людей в голове такой кавардак, что не хватает ни личного, ни коллективного (обслуживаемого корпоративными информационными системами) внимания. Каждая беда должна чиниться на своём системном уровне, ибо на каждом системном уровне есть спецы, разбирающиеся именно с ними. Пример из танцев -- https://ailev.livejournal.com/1504253.html
-- понимать, как мне строить развитие: чему и в каком порядке учиться, на что обратить особое внимание. Это просто чеклист того, чему нужно уделить внимание вот прямо сейчас, чтобы поднять свой калибр личности. Когда новое тебя застанет, будет поздно думать о развитии на нижних уровнях. Придётся ориентироваться в изменении ситуации на верхних уровнях. А нижние уровни нужно прокачивать загодя. Пример такого в танцах -- план развития мультиданс-танцора: https://vk.com/wall-179019873_534
-- раскладыванию разбирательства с какой-то сложной практикой по системным уровням. Пример из танцев -- раскладывание ритмики: https://vk.com/wall-179019873_585
-- выстраивать инфраструктуру обеспечения (ибо все эти компетенции на каждом уровне нужно кому-то исследовать, а затем изготавливать). Вот я как директор по исследованиям в ШСМ тем самым имею этот интеллект-стек как модель, на которой я обсуждаю потенциальные целевые системы Школы и принимаю решение, что разворачивать в Школе, чтобы их получить.
-- ... множество самых разных других применений, ибо удачные представления используются как "подход" зачастую совсем не там, где их удалось разработать. Так, системный подход отрабатывался главным образом на описаниях геобиоценозов, а потом оказался очень успешен в менеджменте и инженерии. Надеюсь, что так же успешен системный подход (а выделение системных уровней -- это ровно и есть применение системного подхода!) будет и в приложении к работе с выполнением произвольных неожиданных и сложных проектов, куда нас заносит судьба.

Все эти вопросы будем обсуждать как на моём курсе "Образование для образованных" (современное его состояние я откомментировал в https://ailev.livejournal.com/1502184.html, но до 14 марта, когда начнётся курс, я ещё подкручу слайды с включением материала этого поста), так и на конференции "Прикладное системное мышление" 21-22 марта 2020 (https://ailev.livejournal.com/1506456.html).

UPDATE: обсуждение в чате блога -- https://t.me/ailev_blog_discussion/1879
2019

Приглашение на шестнадцатые Лебедевские чтения

Шестнадцатые чтения, посвящённые памяти Геннадия Лебедева, состоятся в субботу, 23 мая 2020 года, в 10:00, в Москве.

Многие из нас ведут проекты, которые начинали вместе с Геннадием, продолжают размышлять над темами, обсуждавшимися с ним, и вызвавшими его интерес, начинают новые дела, которые, мы уверены, привлекли бы и его внимание, дела, в которых нам так не хватает его острого ума, неожиданных подходов, полезных советов и необычайной целеустремлённости.

Геннадий приложил немало сил к тому, что мы можем назвать продвижением «дела свободы» – в экономике, в политике, в образовании. Поэтому именно свободу мы решили сделать темой чтений, организуемых в его память. Собравшись вместе, мы и поделимся воспоминаниями о Геннадии Лебедеве, и расскажем о своих работах, ведущихся в разных областях, но объединенных идеей свободы. Девизом чтений является сформулированный Лебедевым принцип «Всё новое – свободно».

Доклады и сообщения на чтениях делаются на темы экономической теории, этики и права, политики и идеологии. В докладах представлены фундаментальные исследования, прикладные модели, практики их применения и обратная связь с реальностью.

Участие в чтениях открыто для всех желающих. Доклады, сообщения и статьи для распространения среди участников будут отобраны оргкомитетом в соответствии с изложенной выше идеологической направленностью и содержанием чтений.

Участие
Оргкомитет просит желающих принять участие в чтениях зарегистрироваться до 19-00 17 мая 2020 года. Регистрация может быть осуществлена на сайте чтений http://g-l-memorial.ice.ru/, а также по электронной почте ailev@asmp.msk.su. Незарегистрировавшиеся участники будут допущены на чтения при наличии свободных мест в зале, поэтому просим вас регистрироваться заранее.

Участие в чтениях бесплатно. Проведение чтений финансируются из добровольных пожертвований, желающие внести средства могут указать своё намерение при регистрации или связаться с оргкомитетом до или во время чтений.

Оргкомитет не обеспечивает проезд и проживание иногородних участников чтений.

Доклады
Желающие выступить на чтениях с докладом, кратким сообщением, или распространить свои материалы среди участников, могут зарегистрироваться на странице заявок http://g-l-memorial.ice.ru или по электронной почте ailev@asmp.msk.su. Заявка должна содержать тему доклада или сообщения, развёрнутые тезисы и/или слайдовую презентацию и/или полный текст доклада.

Продолжительность доклада – не более 30 минут, сообщения -- не более 10 минут. После каждого доклада программой чтений будет предусмотрено время для обсуждения.

Срок регистрации заявок на доклады и сообщения – до 16 мая 2020 года. Оргкомитет оставляет за собой право отклонить предложенные выступление или материалы для распространения без объяснения причин отказа. Оргкомитет свяжется с докладчиками для дальнейшего согласования времени и формы выступления.

Предварительная программа будет публиковаться и уточняться на сайте чтений. Окончательная программа чтений будет объявлена Оргкомитетом не позднее 17 мая 2020 года.

Список членов оргкомитета чтений доступен на вебсайте чтений (http://g-l-memorial.ice.ru).

Оргкомитет

Событие в фейсбуке -- https://www.facebook.com/events/2576650192602551/
2019

Мысли о танцах: шаблоны и творчество, схематизация, функционально-ориентированное сознание

В праздники я тренировался в методологической работе на примере танцев. Не волнуйтесь, я не только думал и разговаривал о танцах, я ещё и немного танцевал сам, хотя, увы, и не каждый день (кстати, никакой коронавирус не уменьшил числа людей на вечеринках). Но танцевал я сильно меньше, чем думал и разговаривал. Танцоры в социальных танцах вопросами методологической работы задаются не так часто, но IMHO почаще инженеров и менеджеров (хорошие танцоры быстрее инженеров и менеджеров выходят в преподаватели, чаще думают о своих "творческих кризисах" -- и хотя бы "на коленке", но пытаются обсуждать методологические вопросы. Инженеры и менеджеры -- нет, им некогда, им трясти нужно, и обычно неважно, каким способам. Способы/методы/теория/схематизация работы интересуют не инженеров, а вендоров инженерного IT, а это совсем другое! Топовым же танцорам почему-то их методология иногда бывает важна, ибо у них как "культура" и "традиции", так и запрос на "новизну" и "современность" в одном флаконе. Немаловажную роль играет и то, что эти танцоры часто сами инженеры. Но вот методология танцев этих инженеров волнует, а методология инженерии -- нет. Впрочем, это уже оффтоп, хотя и очень любопытный оффтоп.

Вот некоторые результаты этих моих размышлений и разговоров в прошедшие длинные выходные. В этих "результатах" больше вопросов, чем ответов, ну так это нормальное состояние дел при исследованиях!

1. Шаблоны против творчества: танец против пляски.
Вот один из моих ответов на проблему "шаблоны против творчества" (обсуждалась вчера опять в чате моего блога в телеграме, начиная с https://t.me/ailev_blog_discussion/1685 -- "Не закладывает ли системное мышление паттерны в мышлении и хорошо ли это?"), пример социальных танцев -- https://vk.com/wall-179019873_616. Это ведь "подход": проблема шаблонов и творчества давно известна в танцах и подаётся как проблема танца (культурных шаблонов движений) против пляски (спонтанных неконтролируемых шаблонами движений). Вот в моём ответе на эту проблему задействована идея системных уровней и различного тренинга на различных уровнях. Шаблоны на одном уровне -- спонтанность в нюансировке в исполнении этих шаблонов на другом уровне, и так много уровней как вниз, так и вверх. И если это делать достаточно глубоко по уровням вниз и вверх, то проблема "шаблонности в творчестве" снимается.

Ещё один ответ про "шаблонность" лежит по линии теорий творчества. Для ответа на вопрос "помогают ли шаблоны творить" (помогает ли обучение системному мышлению создать что-то реально новое, обучение танцам танцевать что-то реально новое, и т.д.) опять обратимся к понятию интеллекта как возможности решения новых классов задач: https://ailev.livejournal.com/1498481.html. Новые классы задач -- это творчество, конечно! Интеллект как способность выработать в себе быстро какую-то (творчество!) новую компетенцию, если встретился с ситуацией, когда старых компетенций не хватает. Танцевальный интеллект тем самым я определяю как способность быстро научиться какому-то новому танцу, который преподы ещё и сами не видел — ибо весь набор компетенций по разбирательству с танцами уже будет. Телесный интеллект — быстро разобраться с новой телесной деятельностью (танцами, вокалом, спортом), потому как набор компетенций по разбирательству с двигательными практиками и вниманием к телу уже будет. Системный интеллект -- как быстро разобраться с какой-то новой системой, ибо весь набор компетенций и навыков по работе с системами уже будет. И так далее.

Будем ли мы учить сильному интеллекту, или ожидать, пока Маугли в джунглях сам познает все эти рутинные паттерны -- чтобы стать самым творческим Маугли на свете, чтобы не задействовать поганые шаблоны (поганые -- просто потому, что они шаблоны!) мысли и действия, приносимые цивилизацией? Ответ тут ровно тот же: чтобы творить на одном уровне мыслительных компетенций, нужно задействовать хорошо вышколенные шаблоны с нижележащих уровней. Чтобы творить на прикладном уровне, нужно шаблонно владеть трансдисциплинами. Чтобы овладеть трансдисциплинами, нужно вышколить в себе шаблоны осознанности, а чтобы и это было возможным, хорошо бы иметь хорошие гены в части интеллекта (хорошие шаблоны, чОрт возьми!).

Вот дальше вопрос: мы будем самые современные/state-of-the-art теории творчества использовать, или на коленке сочинять разные собственные теории, основанные на древних пониманиях творчества? Замечу, что даже понятие "художественный стиль" сегодня существенно формализовано — после того, как компьютеры смогли делать "перенос стиля". Уже нельзя размахивать руками, в этой области появилась теория/наука и эксперименты. И либо мы цитируем каких-то гуру в древних ремёслах, либо ссылаемся на какие-то обзоры литературы. Вот, например, на заход https://ailev.livejournal.com/1425331.html про системное творчество как процесс преодоления противоречий. Или немножко обзоров по компьютерной креативности (обсуждать креативность, так в общем виде -- кошечки ли, собачки ли, компьютера ли, человека ли, человечества ли вместе со всеми его компьютерами ли): https://ailev.livejournal.com/1251987.html, https://ailev.livejournal.com/1293469.html

То есть или мы опираемся в своём творчестве на достижения цивилизации в 21 веке, или однолетний опыт какого-нибудь древнего грека (а хоть и Платона), индийца (а хоть и Будды) или даоса (того же Лао Цзы), повторённый потом пару тысяч раз за пару тысяч лет — это наша стартовая точка. Если опираемся на культуру древних, оставляя себя свободными от цивилизационных паттернов, то мы "наследники двухтысячелетней культуры повторения годичного опыта, редкие творцы!" -- мысль эта кого-то греет, но не меня.

И не нужно делать ошибку выжившего: если всех готовить как творцов типа Цукерберга или Маска (а в области танцев этих "творцов" слишком много, чтобы выделить хоть кого-то), то из миллиона учеников двое станут такими (в силу случайных обстоятельств), а потерянные 999998 человек куда денем? Сколько музыкантов хороших знают ноты и имеют образование, а сколько гениев без всякого образования? Куда деть этих гениев с образованием, ведь не игнорировать же их, когда обсуждаем "самородков" (которые тоже ведь образованы, только дипломов об этом не имеют)?

Ещё в творчестве линия эволюции -- https://ailev.livejournal.com/1463013.html, то есть не факт, что творчество вообще живёт на одном человеке. Оно, как и мышление в целом, язык в целом, танец в целом, живёт как бы "промеж людей".

Проходите в посте про творчество, размазанное по уровням социального танца по ссылкам (https://vk.com/wall-179019873_616), познакомьтесь с подробностями (ибо даже для танцоров часть подробностей не будет понятна — терминология ведь такая штука, что многие вроде как бытовые слова оказываются терминами, и это сильно затрудняет понимание).

Ответ, кстати, примерно такой же, что и ответ был про проблему объективации и объективизации в философии: многоуровневость абстракций в существенной мере снимает эту проблему (https://ailev.livejournal.com/1132449.html — это 2014г.).

Так что нужны и шаблоны, нужно и творчество -- но их нужно рассматривать на множестве системных уровней, а не редукционистски!

Я потихоньку думаю над переложением этой этажерки системных уровней для танца в этажерку системных уровней для каких-то интеллектуальных практик (идея аналогии пока в том, что уровень композиции — это уровень проектной работы, а уровень вечеринки — это уровень предприятия. А системный фитнес — это функционально-ориентированная осознанность, выше по уровням идут онтологика, системное мышление, деятельностные дисциплины, прикладные практики, а потом проекты и предприятия). Но там легко промахнуться, и я пока не спешу с публикациями.

2. Схематизация в традиционно интуитивных практиках: музыке и танцах
Работа с понятиями традиционно рассматривается как символическое рассудочное мышление прежде всего (в AI это так и называют, symbolic AI, и подразумевается логическое оперирование символами, представляющими понятия). Мы же используем идеи спектра формальности мышления и статистического логического вывода, чтобы понятийной работой заниматься не только в строго формальных предметных областях. Алгеброй гармонию поверить обычно не удаётся, но вот статистической алгеброй и затем алгебраической интуицией -- почему бы и нет! И говорим про схематизацию там, где в других местах говорят о символизации -- где путают понятия и термины, концептуализацию и нотационную инженерию. В музыке, понятно, традиционное обсуждение идёт про символизацию (как, например, такидими является символизацией в ритмике, пример в https://yadi.sk/i/2RY2qzVBgqBOVQ), а ноты символизацией в музыке (то есть ноты представляют неотделимыми от нотации, даже слова корень тот же).

Ведение в танцах (connection) это обмен договорёнными и недоговорёнными знаками/символами и ответами на знаки/символы: мышечная работа, показ направления движения пальцем, освобождение места и пропуск партнёрши, "предложение и после этого следование", перехваты ведения по инициативе партнёрши, неосознанное самоходство и его учёт, и т.д. вдруг становятся выражением некоторой символической структуры. "Всё есть текст", в том числе вот просто всё, что обеспечивает взаимодействие в паре. Это означает, что для танца с этого момента признания ведения как знаковой коммуникации мы можем применять всю информатику в целом, с её поддисциплинами перетекстовкой (из текста в текст), кодированием (из текста в в код), отекстовкой (из кода в текст), перекодированием (из кода в код). Код -- это сжатое формальное представление важной информации из текста. "Схематизация и рендеринг", так мы часто это всё обсуждали (погуглите в моих текстах -- ставьте в поисковой строке site:ailev.livejournal.com, чтобы найти всё именно в моём блоге, а не случайные тексты из интернетов). Слов много, нюансов много, но дух этого всего один и тот же.

Выделять в социальных танцах отдельный режим "ведения" (грубо и независимо от движения партнёрши) от часто обсуждаемого в танго "предложения и следования", более общего "движения вместе" и т.д. мы не будем. Это всё разные сочетания отдельных элементов работы внимания (общей для самых разных интеллектуальных и телесных практик -- от математики до танцев) и телесной работы (общей и для танцев, и для спорта). Рассматриваем же мы ведение на общетанцевальном системном уровне (и недаром в этот момент на тренингах у нас не звучит музыка -- было уже два тренинга ведения в социальных танцах, где музыка не звучала!).

Для телесных практик (в том числе танцев) мы используем следующую психопрактику схематизации рендеринга, т.е. движения по спектру формальности мышления (описана в https://ailev.livejournal.com/1461939.html): мы вытаскиваем фрагмент мышления S1 по Канеману (образное быстрое рефлекторное движения) о ситуации на каком-то телесном уровне и формализуем его (представляем как схему), давая возможность мышлению S2 (понятийное внимание). Далее учим схеме (проверяя понимание, обсуждая, исправляя ошибки, давая какие-то синтаксические, а не верятностные шаблоны), а затем учим контролингу для перевода этой схемы в действие, в "знаки" текста-танца. Конечно, при этом мы ещё и даём какие-то символы, язык/нотацию. Например, для ритма слоговую нотацию, а элементы движений мы называем.

Контролинг (управление телом, чтобы оно выражало знаки, воплощало в себе точный для схемы текст) -- это когда у тебя то или иное движение точно попадает в соответствующий символ кода, соответствующий понятию, а не куда-нибудь посредине. Грубо говоря, ты развиваешь ухо и язык достаточно для того, чтобы различимо уметь слышать и произносить а, э и английский звук между русскими а и э вместо заучивания произношения только "а" и "э". Попаданию ногой в какую-то любую долю такта, а не только в "правильную" -- чтобы слышать "неправильные попадания" (которые могут оказаться "правильными" в другом танце). Грубо говоря, тренируемся в трансдисциплине, умении другого системного уровня.

А затем добиваемся автоматизма, чтобы вытащить из понятийного поля мышления S2, рассудочного мышления, рассудочных различений и контроля в интуитивные скоростные (но более подверженные ошибкам) владения мышлением S1. На уровне S1 мы будем грациозней кошечек и собачек, и в разы более творческими, если будем быстры и точны в части телесного и умственного исполнения этих "беспонятийных" телесных/танцевальных практик -- но это делается только после того, как мы освоили на сознательном рассудочном уровне достаточно паттернов предыдущего уровня. Наш путь -- через системные уровни/трансдисциплины, тренинг шаблонов предыдущего уровня и уверенности телесного (а в случае собственно внимания, так и "мозгового") контроллинга в нюансировке исполнения этих шаблонов (про нюансировку в социальных танцах -- https://vk.com/wall-179019873_401, а как её обсуждать в составе системных уровней танца -- https://vk.com/wall-179019873_616).

Похожий приём формализации используется для музыки (сольфеджио в обучении музыке появилось по этой схеме -- одновременно с нотной записью, и ключевым элементом там является "сольмизация", слоговые обозначения высотности нот: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сольмизация ). Грубо говоря, нам нужно создать в какой-то из телесных практик (в данном случае -- танце, но карате тут тоже пойдёт) какой-то алфавит/язык на каждом из системных уровней, затем тренировать спонтанную богато нюансированную перформанс-речь (спонтанную речь, по сути включить у себя бредогенератор типа того, что делают сегодня современные языковые модели в исследованиях по AI -- в голове у нас всё-таки нейронная сетка с моделью танца, или моделью карате, или моделью музыки, или моделью ритмов. Всё выучиваемое, мало генетически заданного в структуре мозга или тела).

Свежий текст последней недели из того, что мы делаем с ритмом и танцевальными движениям по этой части схематизации и рендеринга -- вот: https://vk.com/wall-179019873_615. Выявляем понятия и называем их для движений "общетанцевального системного уровня" (речь идёт о разных частях танцевального шага -- просадка, выжим, касание и т.д., как "конструкторе движений", составляем алфавит этих движений) и учим работать с этим алфавитом движений в сопоставлении с ритмическим алфавитом такадими. Потом (после уровня упражнений, приблизительно соответствующим игре гамм музыкантами или исполнению ката каратистами) пускаем творить на более высоких системных уровнях.

Композиторская музыка примерно так устроена, джаз и диджейство (у нас случай джаза и диджейства в танцах) немного по-другому, но это не означает, что мы не можем использовать "теорию танца" (схема в S2 -- это как раз "теория/модель"). Так, джазисты понимают из теории понятие "лад" и практикуют ладовую импровизацию, работают со ступенями и т.д.. И так учатся, а не просто "наслушиваются". Джазисты работают сегодня с ритмом через коннакол (это тоже символизация ритма, моделирование ритма -- http://lipatov.pro/2017/10/12/konnakol/), а не просто "наслушиваются" -- ибо с коннаколом гарантированно научаются после тренировки все, а без него прорываются только талантливые. Мы не надеемся на талантливых, мы учим всех (например, меня -- я не талантливый в танцах), поэтому в ритмике мы учим через такидими (упрощённый и адаптированный к западной практике коннакол), https://vk.com/wall-179019873_586

А вот "ноты" и символизацию этих "нот" для социальных танцев нам приходится создавать -- и мы делаем, это дробя "шаг" на его по-разному накладывающиеся на ритм танца фазы (за подробностями идите в тот же текст https://vk.com/wall-179019873_615 и там далее по ссылкам).

Дальше нужно помянуть очень близкие к этому подходу размышления Мартынова про письменную и джазовую музыку (аудиальное и визуальное в музыке -- http://www.polit.ru/article/2007/10/05/martynov/) , которые нам нужно бы повторить для "письменного и джазового танца", но у нас в отличие от Мартынова, который говорил только о творчестве, стоит ещё и задача скоростного обучения этому творчеству.

Мы учим танцевальному интеллекту, т.е. мы учим танцевальному стеку трансдисциплин -- учим не тем танцам, которые знает препод, а учим справляться с танцами как таковыми, даже теми, о которых препод не слышал (например, которые будет сочинять наш ученик сам, или которые уже где-то сочинили, но они до нас ещё не дошли, ибо слишком ещё новы). Поэтому наш подход существенно отличается от подхода школ конкретных танцев. У нас упор на хорошее владение нижними системными уровнями в танце, умение их не только практиковать, но и рассуждать на этих уровнях: это пригодится, когда наши курсанты встретят что-то новенькое на верхних уровнях. Они просто перейдут на более низкие (но сначала на ещё более высокие! по норме системного мышления!) уровни, и таки быстро разберутся с этим новеньким.

3. Функционально-ориентированное сознание: системный уровень ниже системного фитнеса.
Все танцы -- это динамические медитации, вопрос только какие именно (медитаций ведь огромное количество видов). В этих медитациях важной является структура внимания: медитации это работа с сознанием как присмотром за вниманием (см. "Системная осознаность, 2019" -- https://ailev.livejournal.com/1487672.html). Сознание при этом мы определяем как можно ближе к нейрофизиологическим механистическим описаниям, чтобы исключить психологизмы и эзотерику. Это позволит выделить основные принципы и натренировать именно их, причём гарантированно (а не за 15 лет набора опыта. Внимание тренируемо, вопрос только, не стоит ли его натренировать пораньше, чтобы всё остальное пошло попроще. Функционально-ориентированное сознание тренируемо, мы разрабатываем это направление, см. наши направления исследований "образования для образованных" в https://ailev.livejournal.com/1503271.html, там этому посвящён первый же пункт.

Вот запись двухлетней давности про мой разговор с Антоном Климатом (восьмой абзац с https://ailev.livejournal.com/1417359.html), и в ней как раз ссылка на материал Мартынова и необходимость исследовать этот вопрос: "А ещё с Антоном поговорили немного про телесное мышление -- какое оно в отличие от "обычного" в части психотехники (там ведь нет понятий, это глубоко в левой части спектра мышления, но это не значит, что там ничего нет из "концептов"). И я вдруг вспомнил про давний текст Мартынова про аудиальное и визуальное в музыке: http://www.polit.ru/article/2007/10/05/martynov/. А ещё текст про деконцентрацию в программировании: http://deconcentration-of-attention.com/deconcentration-software.html. И нужно дочитать таки книжку про актёрские трансы. В ближайшее время нужно уже сформулировать это самое стейкхолдерское мастерство [сегодня мы называем это "ролевое мастерство"] и его окружение (например, после него можно и перформерским практикам начинать учить -- декламация/доклады и вокал, рисунок/слайды, сцендвижение и танец). Ну, и вопросы: учить ли психопрактикам отдельно, или в составе того же стейкхолдерского [ролевого] мастерства. Вопросы, вопросы, вопросы".

Уровень сознания, внимания (ощущенческого гештальтного неформального или понятийного/символического) находится под уровнем онтологики (если с ним не разобрались, то обсуждать онтологику нельзя: внимание на этом обсуждении не удержится!). В танцевальных системных уровнях этот уровень находится ниже телесного системного уровня: если не разобрались и не стали осознанными, то с телом работать нельзя, внимание на нужных в нём объектах (лентах, усилиях и т.д.) не удержишь, плюс это же надёжно удерживаемое сознание оказывается нужно для работы и на всех остальных уровнях: оно и переключает онтики системных уровней, удерживает внимание в рамках какого-то выбранного viewpoint.

Так что выделяем работу с сознанием (присмотра за вниманием) в отдельный уровень "функционально-ориентированного сознания" как более низкий по отношению к системному фитнесу. Весь системный фитнес построен на управлении вниманием к мышечной работе, и внимание это структурированно (понятийно), ориентировано на цель (прагматично/функционально) и управляемо сознанием.

На эту тему мы потихоньку ведём исследования и планируем сделать отдельный курс. Этим занята сейчас Прапион Медведева, ожидаем от неё доклада на эту тему на конференции "Прикладное системное мышление", https://ailev.livejournal.com/1468990.html
Вот несколько ссылок, показывающих текущее понимание работы с сознанием/вниманием (это более современная линия, чем в работах по НЛП -- та ведь уже больше 30 лет прошло со времени расцвета НЛП-моделирования внимания). Про осознанность и внимание: https://ailev.livejournal.com/1487672.html (там в конце и про телесную осознанность). Механистические модели сознания https://ailev.livejournal.com/1498998.html. Функционально-ориентированная осознанность разворачивается на один абзац в https://ailev.livejournal.com/1503271.html (именно по ней будет курс от Пион). Работа по нейрофизиологии работы с экзотелом https://openmeta.livejournal.com/238529.html тоже лежит на этой линии исследований: как устроено внимание к эзотелу (хинт: так же, как к своему собственному -- мозг на нижнем уровне не различает своё тело и инструмент, а в танцах это означает, что отождествляет своё тело и тело партнёра/партнёрши).

И добавим сюда TAE для включения ещё одного варианта связей символизации телесных ощущений (поминается в части про телесные практики в https://ailev.livejournal.com/1461939.html).

Мы роем до уровня нейрофизиологических моделей, и дальше надеемся, что это даст нам возможность быстрого и надёжного обучения -- хоть онтологике, хоть танцам.

Резюме по работе с сознанием (и тем самым -- вниманием): увы, у нас ещё нет полностью готового аппарата по работе с вниманием, который можно было бы взять и использовать в танцах или ещё где (в курсе системного мышления, например), но есть довольно большие заделы, и мы сможем эту тему хоть как-то выполнять прилично, не прибегая к психологизмам, литературоведению, наглой пропаганде образа мыслей и т.д.. Attention management (как более низкий даже, чем time management) -- это чуть ли не самый нижний системный уровень трансдисциплин для наших задач.
2019

"Прикладное системное мышление"-2020: предварительная программа конференции

Два дня 21-22 марта 2020 будет идти наша (ШСМ и INCOSE RUS) четвёртая конференция "Прикладное системное мышление", https://system-school.timepad.ru/event/1231049/ (регистрация бесплатна, но мы бы крайне приветствовали спонсоров). А что коронавирус? Мы не поддаёмся на эту инфодемию (информационную эпидемию), смотрите разъяснения в великолепной подробной лекции Евгения Пескина: https://www.youtube.com/watch?v=ew4vBdK6HIg. INCOSE Central, кстати, разослало по своим членам письмо, в котором тоже информирует о том, что их международные конференции пройдут по плану, несмотря на панику -- за исключением стран Азии, в которых политические режимы сейчас принудительно запрещают любые собрания. Но у нас пока ещё не такая Азия, так? Так что "концерт состоится при любой погоде".

Предварительный список докладов (ещё будет уточняться и пополняться -- присылайте ваши заявки, ещё не поздно):
• основные тренды развития системного мышления и его использование в менеджменте, инженерии, предпринимательстве и других сферах человеческой деятельности;
-- Анатолий Левенчук, научный руководитель ШСМ, "Образование для образованных: усиливаем интеллект".
-- Прапион Медведева, преподаватель ШСМ, "Онтологика 2020"
-- Александр Али, преподаватель ШСМ, "Общение с актёром"
-- Вячеслав Мизгулин, преподаватель ШСМ, "Планы развития курса системной инженерии"
-- Беспальчук Игорь, Компания CUSTIS, руководитель проектов технологического развития, software/solution architect. ""Соединяя миры". Системное мышление в практиках Software Development: текущая ситуация и возможная программа НИОКР для шага развития". [возможно, дистантно -- карантин из Европы]
-- Цыганова Ольга, руководитель проектов, компания CUSTIS, "Опыт обучения использованию практик OMG Essence"
-- Александр Турханов, "Свойства и характеристики в ArchiMate"

• опыт применения лучших менеджерских и предпринимательских практик, основанных на стандартах системной инженерии и управления жизненным циклом;
-- Антон Меркулов, выпускник ШСМ, "Как понять, что мы на самом деле умеем делать? Опыт моделирования отдела разработки"
-- Гайдамака Кирилл, Лучков Александр (INCOSE RUS), "Опыт инженерии требований в большом системноинженерном проекте"
-- Габдуллин Ильшат, выпускник ШСМ, "Как мы делаем AIsystant".
-- Иван Падабед, Technical Fellow @ Awem Games, "Платформа: от 7 альф к орг инженерии" [дистантно -- не в России]
-- Сергей Пчеляков, Nokia, руководитель сервисного департамента, "Применение системного подхода в проекте модернизации опорной сети оператора мобильной связи".
-- Потеев Андрей, выпускник ШСМ, "Начало проекта: выявление внешних проектных ролей и системных уровней"
-- Цыбизов Михаил, выпускник ШСМ, "Архитектурное описание водного рынка: в поисках шага развития"
-- Романов Борис, выпускник ШСМ, "Системный подход против хаоса"
-- Султанова Лия, "От Системного садика к системной школе"

• опыт использования системного мышления, онтологики и других трансдисциплин в личном развитии и организации жизни по интересам
-- Церен Церенов, управляющий партнёр ШСМ, "Жизнь по интересам и системный подход"
-- Николай Варич, инвестор, консультант, психотерапевт, CEO NER-KI, "Стейкхолдер и его жизненный путь".
-- Кирилл Гайдамака, преподаватель ШСМ, "Тренинг "Как учиться эффективно". Выводы и перспективы".
-- Антон Климов, преподаватель ШСМ, "Системный фитнес 2020".
-- Юрий Пахомов, "Проект Интеллектуальный навигатор"

Присылайте заявки на доклады, регистрируйтесь. Как обычно, на самых интересных докладах мы не включаем камеры (большинство наших выпускников не хотят хвастаться своими успехами публично: речь идёт ведь о крупных компаниях с их жёсткой информационной политикой). Так что единственный вариант будет -- прийти и послушать вживую. Конечно, мы думаем организовать интернет-трансляцию, не факт, что это получится (качество интернета в месте проведения конференции нам пока непонятно).

В прошлом году было более ста человек, и едва уложились за день (мои заметки по итогам прошлогодней конференции см. в https://ailev.livejournal.com/1468990.html). В этом году уже понятно, что материала много даже для и для двух дней. Но мы уложимся, а ещё будут большие перерывы для общения. Понятно, что доклады это только приглашение к разговору, а разговоры на таких конференциях -- главное.
2019

Видео доклада "Системное мышление для инженеров и менеджеров"

Видео моего часового доклада "Системное мышление для инженеров и менеджеров" на конференции #TeamLeadConf2020, 10 февраля 2020 (https://www.youtube.com/watch?v=AVH5Znnnks8):


Системное мышление — это сегодня лучший способ бороться с проектной сложностью. Каждая из самых разных проектных ролей имеет дело лишь с кусочком этой сложности, и именно системное мышление управляет вниманием в проекте для этих ролей и именно оно собирает результаты мышления этих ролей в одно непротиворечивое целое. Системное мышление облегчает достижение договорённостей предпринимателей, менеджеров и инженеров, уменьшает число проектных ошибок, не даёт потеряться и забыться важному среди многочисленных деталей. В любой момент проекта системное мышление заставляет обязательно удерживать внимание на возможностях, внешних проектных ролях, описании и воплощении системы, работах, способах этих работ, команде. Чтобы стать системным, недостаточно просто много думать, быть логичным и эрудированным. Чтобы стать системным, нужно овладеть небольшим набором понятий системного мышления. Доклад знакомит с этим набором понятий, который в предлагаемой версии системного подхода взят из международных стандартов системной инженерии и менеджмента. Доклад был поддержан учебником системного мышления, он был доступен участникам конференции.

Слайды доклада: https://yadi.sk/i/diytRS_x-XRtAg

Мне прислали отзывы участников конференции: мнения там существенно разошлись. Системное мышление сложно и непривычно, это отметили все. Но вот выводы из этого сделали существенно разные:
-- системное мышление сложно, но нужно (обслуживает до знакомства с ним плохо видимую, но по факту существенная часть деятельности тимлида), поэтому им срочно и активно нужно заниматься. Круто, фундаментально, развивающе!
-- системное мышление сложно, значит теоретично, значит непрактично, значит ну его. И вообще keynote должен быть более развлекательный, а уж первый доклад так и подавно, не проснулись же ещё! Скучно, фундаментально, отвлекающе!

Как указывают нам Kenneth O.Stanley и Joel Lehman, которые в 2015 году написали книжку про важность новизны, "Why Greatness Cannot Be Planned: The Myth of the Objective" (https://b-ok.cc/book/5102670/51a806 в .pdf или https://b-ok.xyz/book/2650876/509175, это чёткий признак, что уважаемые тимлиды наткнулись на что-то новенькое, с чем они раньше не сталкивались: мнения полностью поляризовались, много как восторженных, так и гневных отзывов -- оценки равномерно распределились по всему спектру.

Нужно сказать, что это обычное отношение при первом знакомстве с системным мышлением какой-то группы: при знакомстве с ним идёт или интуитивное принятие, или интуитивное непринятие, но первое знакомство с содержанием всегда даёт у людей полярную реакцию -- "вау, да!" и "вау, нет!" в примерно равных отношениях. Новое, неведомое, непонятное, неоцениваемое. Поэтому оцениваемое по принципу подбрасывания монетки, не на знании, а на "интуиции" в условиях отсутствия этой самой интуиции ввиду полного незнакомства с материалом. Ровно такое происходит и не среди тимлидов, а в студенческих группах: треть группы говорит "вау, да!" и потом получает отличные оценки плюс пишет мне благодарственные тексты в личку уже после экзамена, а треть группы говорит "вау, нет!" и потом у них идёт пересдача за пересдачей.

UPDATE: https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10217699641136847
В личке несколько раз спросили, где онлайн-курс системного мышления, о котором говорится в докладе. Вот он: https://system-school.ru/sm2019 (там учебник и кейсы с проверкой).
2019

Клочки системного мышления: проблемы визуального представления знаний

Жизнь показала, что люди честно не считают отдельные схемы из учебника системного мышления частями одной "большой схемы". Если говоришь "проектная роль", то они тут же вспоминают про предпочтения, но забывают, что роль выполняет практику. Если говоришь "интерес", то тут же вспоминают про предпочтение, но забывают о том, что ролевое описание/view отвечает на вопросы этого интереса ровно для того, чтобы понять, что там происходит с предпочтением, а сам интерес оформляется/framed ролевым методом описания/viewpoint. Все понятия учебника системного мышления применяются совместно, а не клочками. Если ты подумал о чём-то важном (помним, что понятия системного мышления представляют чеклист того, что нужно бы продумать), то подумай и о том важном, что связано с тем, о чём ты уже подумал. Если вспомнил про роль, то вспомни и об интересе, и о предпочтении, но также вспомни и о практике, и о ролевом описании, а также его методе описания! Это не так много: в жизни столько всего мелькает, воет и трясётся в проекте, отвлекая внимание, что фокусирование внимания на вот этих понятных и привычных ходах мысли экономит огромное количество времени.

Почему я сразу не привёл большую схему? Маленькие диаграммы уровня детского сада хороши (и они в учебнике есть), но большие диаграммы бесполезны. Я об этом подробно рассказываю в книжке "Визуальное мышление. Доклад о том, почему им нельзя обольщаться" (https://ridero.ru/books/vizualnoe_myshlenie/, в онлайн-курсе эта книжка есть как дополнительный материал к первой главе учебника). Вот вам несколько диаграмм из учебника системного мышления, которые я просто объединил через общие элементы. Семь альф я там подцветил, чтобы легче было ориентироваться (кликабельно):
большая диаграмма понятий системного мышления

Ну что, стало ли понятней?! Стал ли понятней хотя бы тезис, что "все эти диаграммы -- это просто выборки из одной большой схемы"? Будет ли теперь содержание учебника использоваться всё вместе, а не продолжать использоваться "подиаграммно"? Вот не факт, совсем не факт. У меня даже закралась мысль, что если убрать исходные диаграммы из текста, а оставить один текст, то это было бы лучше: текст был сложил в голове некоторое общее понимание, а диаграммы в учебнике только разорвали это общее понимание на клочки.

Большая диаграмма вообще непонятна, даже я смотрю на неё с ужасом, хотя сам сделал. А ведь все объекты и отношения там просто повторяют объекты и отношения из исходных диаграмм, добавил я совсем чуть-чуть -- понятие практики, чтобы показать связь роли и метода. Остальное всё "как было", ничего не добавлял, даже про три основных вида описаний (функциональное, конструктивное и размещений). Если представлять "полную диаграмму понятий системного мышления", то она была бы втрое сложней и окончательно нечитаема. Может, так и нужно было бы сделать, чтобы не разглядывали картинки, а сразу читали текст. Кто много читает, тот в мышлении обычно и выигрывает.

В любом случае: текст учебника описывает некоторую онтику системного мышления, части которой весьма тесно связаны друг с другом. И хотелось бы, чтобы целостность этой онтики была понятна. Чтобы не было клочковатости в мышлении, когда попавшие на диаграмму объекты и отношения вдруг вспоминаются, а не попавшие -- не вспоминаются. Нарезка на отдельные диаграммы была в целях удобства изложения онтики, а не в целях обрывочности её использования в мышлении! В мозгах нужно проложить рельсы между всеми понятиями, а не только между понятиями, попадающими на одну диаграмму в учебнике!

Клочковатость применения системного мышления -- это большая беда. Она была помянута позавчера в https://ailev.livejournal.com/1505327.html ("Как заштопать между собой основные блоки курса: кластер понятий вокруг ролей, вокруг методов описаний, вокруг собственно системных уровней, вокруг систем обеспечения"), а вчера проявилась в полной мере на занятии учебной группы моего курса системного менеджмента и стратегирования. Нужно срочно что-то с этим делать.

UPDATE: Обсуждение в фрифиде: https://freefeed.net/ailev/5e57d753-2856-4003-9207-b1940c1143c9, в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10217682470387589 и в комментах к https://www.facebook.com/groups/blended.learning.russia/permalink/2564367627139104/ и ещё в https://www.facebook.com/alex.turkhanov/posts/10221555016921847
2019

Спасайся, кто может: поднимайте свой интеллект, ибо непонятно, от чего спасаться

Будут ли ужасные перемены в занятости? Будут. Всегда были. Разве что не всегда эти перемены были такими скоростными и касались буквально всех занятых. И что делать? Государственный прогноз про последствия разрастания "цифровой экономики", затем выстроить в соответствии с ним процедуру массовой переподготовки "кадров" (которые "решают всё" -- ух, повеяло прошлым веком!), а затем отнять деньги у успешно адаптирующихся к изменениям в своей жизни налогоплательщиков в пользу переподготовки неуспешно меняющихся? А если прогноз окажется неверен, то деньги пропали? Время невинно обучённых, которое они потратили на не пригодившуюся им переподготовку пропало? А ведь прогноз будет неверен. Если б такой прогноз развития тех или иных будущих производств и сервисов был бы возможен, то мы бы знали, кто будет сверхмиллиардером в ближайшее время!

Школа системного менеджмента даёт свой ответ на ситуацию:

1. Ролевое мастерство.
Попавшему в ситуацию постоянной смены своих проектных ролей человеку нужно владеть механизмом быстрой и осознанной смены деятельностных/проектных ролей. Понимать разницу между своей личностью как исполнителем разных проектных ролей и своим поведением "в роли". Нужно уметь оценивать свою компетенцию в исполнении роли. Осознанно выбирать будущие роли к разучиванию долгими зимними вечерами и к исполнению за деньги прямо здесь и сейчас. Уметь войти со своей ролью в проект и договориться в проекте с другими ролями (знать пьесу, а не только свою роль). Сейчас ролевому мастерству (а это оно) не учат, учат лишь лидерству и менеджменту (общим! Не для конкретных специальностей!). А учить выполнять работу (а не руководить) в общем -- этого пока нет. Вот, мы на эту тему думаем: мой доклад "ролевое мастерство" (доклад-то был год назад и назывался "Стейкхолдерское мастерство", но летом с выходом нового учебника мы поменяли терминологию и теперь это доклад был бы "ролевое мастество"): https://ailev.livejournal.com/1466773.html. В ситуации постоянного стресса нужно выживать ещё и телесно, чтобы поддерживать биохимию ("заряжать батарейки", в здоровом теле у нас ведь здоровый дух и достаточно энергии для всех этих быстрых смен работы) -- мы занимаемся и телом тоже, и тексты https://ailev.livejournal.com/1429126.html тут показывают только начало нашей работы, с тех пор было сделано много нового (увы, не хватает времени всё подробно записывать). И да, на работу устраивается не совсем человек, а какая-то киберличность: внимание и память у этого человека поддерживается компьютерами, и поэтому ему проще быть осознанным в ходе этого мирового бардака, https://ailev.livejournal.com/1487672.html, https://ailev.livejournal.com/1488271.html.

2. Личное стратегирование в условиях техноэволюции.
Попавший в ситуацию постоянной смены своих проектных ролей человеку должно быть понятно происходящее: что это всё не интриги правительства (хотя эти ребята в пиджаках, несомненно, добавляют свою неэффективность к общей работе) или мировой закулисы (англичанка не может так круто и быстро гадить в масштабах глобуса!), а вот так устроена жизнь -- квази-эволюционные процессы. Не нужно заботиться о том, что личное стратегирование приходится делать постоянно, а не один раз в студенческие годы. Не меняешь жизненных планов -- ты меднолобый фанат-фундаменталист, упёртый идиот, а не цельный человек. Люди адаптивны, а не догамтичны, одну мечту на жизнь иметь бессмысленно, а выстраивать жизнь по примеру Билла Гейтса или Элона Маска -- это повторять ошибку выжившего. Лучше сразу понимать, что у тебя будет обучение и переобучение не один раз на всю жизнь, не одна "профессия" (не будет профессии! будут разные компетенции! -- https://ailev.livejournal.com/1209566.html, большой текст "закат профессий" http://erazvitie.org/article/zakat_professij), а счастье преследования какой-то романтической идеи типа полётов на Альфа Центавра -- это счастье преследования утопии. На эту тему у нас есть много интересных подходов: "против целей (against objectives)" https://ailev.livejournal.com/1254147.html, открытость (open-endedness) https://ailev.livejournal.com/1463013.html. Всё интересное прилетит сбоку и неожиданно, в том числе всё интересное и неожиданное в вашей жизни. А дальше нужно просто применить лучшие методы стратегирования, которые разработаны крупными корпорациями, для вас же самих -- и с удивлением узнать, что стратегии компаний тоже не пишутся одна навсегда, а тоже постоянно меняются. Техноэволюция не дремлет, компетенции компаний точно так же приходят и уходят, как и компетенции людей. Нужно бежать со всех ног, чтобы только-только остаться на месте.

3. Сильный интеллект
Итак, всё новое плохое и хорошее будет прилетать скорее раньше, чем позже (стабильности не будет), поэтому придётся всё время сталкиваться с чем-то новеньким, чего никто ещё не видел. Умение справляться с непредвиденными ситуациями, быть адаптивными -- это признак сильного интеллекта, https://ailev.livejournal.com/1498481.html. ОК, нужно поднять свой интеллект: развить способности, а не сами ещё неизвестные компетенции. И тогда новые компетенции будет осваивать быстрее, раз уж нельзя без этого освоения обойтись. Для этого дадим трансдисциплины, мы работаем над этим: https://ailev.livejournal.com/1503271.html. А ещё включим деятельностный кругозор: крутой интеллект, который быстро-быстро освоил новую компетенцию и пришёл в новый проект обязательно встретится там с такими же интеллектами -- и нужно будет договориться, как они работают вместе. Хорошо бы понимать, как устроена коллективная деятельность, ибо без этого понимания никакие "трёхдневные курсы" не работают: https://ailev.livejournal.com/1430047.html.

4. Системное развитие личности
Личность довольно сложно устроена, и чтобы выживать, нужно развиваться системно. Что это значит? Это значит, что нужно учитывать системные уровни в развитии личности. В ходе жизни все эти системные уровни работают "одномоментно", то есть когда вы работаете в проекте, то это часть вашей жизни, но частью этой работы является и работа вашего тела, и работа вашего мозга, частью этой работы мозга является работа по избранной роли, а частью этой работой мышление с использованием понятий какой-то трансдисциплины. Нужно развиваться на всех этих уровнях. Пример такого подхода показан в тексте "системное развитие мультиданс-танцора" -- https://vk.com/wall-179019873_534 (и там в начале текста ссылки на само рассуждение о системных уровнях в танце как пример). Деятельность архитектора ничуть не проще деятельности танцора, и развиваться поэтому не проще. Другое дело, что развитие на нижних системных уровнях позволяет менять деятельность! Танцор одного танца (человек, обычно исполняющий роль танцора в одном виде танцев) сможет поменять танец, или даже заняться каким-то спортом. Архитектор (человек, обычно исполяющий роль архитектора) сможет стать инженером по требованиям или вообще переквалифицироваться в менеджеры или предприниматели. Чем круче прокачаны нижние уровни, тем больше скорость маневра при резкой перестройке вышележащих уровней.

Это я в порядке подготовки к очередному тренингу "Образование для образованных", это уже через пару недель, и я начинаю в очередной раз перетряхивать слайды.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10217679941924379