Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Об митинги

Я на митингах давно уже не был, но я скажу. Я митинги лет сорок назад даже вёл: у меня был особо звонкий голос, и я умел читать выразительно, поэтому несколько лет подряд оказывался ведущим городских пионерских слётов -- то бишь говорил разными стишками в микрофон перед парой тысяч таких же несмышлёнышей, как и я. Потом я вёл дискотеки, и даже пребольшие -- профком РГУ умел собрать до двух тысяч человек на студенческие фестивали. Рэйвы и опенспейсы -- это ведь те же митинги, только на них приходят поглазеть не на политиков, а на других селебритиз, и поорать и посвистеть им в ответ на их явление народу. Речевки на митингах -- это тот же суфийский зикр, боевые военные кличи и визг дискотечной толпы, услышавшей давно знакомый хит, или увидевшей духовного лидера или певца. Киркоров, Маккартни или Навальный -- те же эмоции, те же действия, та же обстановка, хотя и разные мотивы в каждом случае. Ну, и обычные приметы молодежных тусовок: костюмы и прочие перформансы.

Митинги давнего перестроечного времени мне, как деятелю дискотек, тоже были интересны -- но меня поразило, как плохо эти митинги готовятся по сравнению с теми же дискотеками, и как на них всё убого. Ну, дискотеки ведь за деньги, а митинги бесплатны, да еще могут быть и существенно ограничены властями -- но это, как говорится, объясняет, но не оправдывает убогости самого "демонстрирующего" стояния толпы людей.

Мне кажется, что у митингов, как формы выражения общественного мнения и формы конфронтации кого бы то ни было с кем бы то ни было -- печальная судьба, примерно как судьба войны большими толпами стенка на стенку. Митинги -- это как война прошлых поколений другими средствами, если переврать известную максиму. Причем поколений очень и очень давних: когда "демонстрация" была чуть ли не важнее реальной битвы. Животные выходят в зону прямой видимости, чтобы демонстрировать друг другу боевые позы (а если демонстрации для устрашения не хватает, то дальше будет драка -- продолжение политики другими средствами). Люди так тоже делали -- недаром после цирковой и артистической одежды следующим нумером идет форма военных. Потом форма настоящих (т.е. дерущихся, продуктивных) военных стала маскировочной: ориентация на результативность, а не демонстративность победила. Потом форма военных стала вообще неважна: максируются они, или нет -- неважно, ибо они вдали от реальных боевых действий жмут кнопки, и их на поле боя не видно. Воюют не они, воюют технологии -- и тоже не против толпы людей, а против существенно распределенных небольших группок. Привет ван Кревельду.

Я думаю, что при реальных "боевых политических действиях" и нынешнем развитии средств дистантной работы реальные выходы стенка на стенку толп народа и ОМОНа исчезнут, а политические войны станут существенно распределенными -- при много бОльших вложениях в такие политические противостояния времени и прочих ресурсов с обеих сторон, нежели при толпомитинговом подходе. Политика будет очень скоро такой же: невидимо издали прилетели, видимо и зримо побомбили (что бы это ни значило -- выиграли выборы, заставили кого-то принять какой-то закон, бойкотировали какое-то важное мероприятие, сделали тайное явным с целевым информированием заинтересованных лиц, да мало ли что), опять разлетелись и тут же объявились в новом месте. Конечно, тут сразу речь идет и о промышленном лоббировании тоже, не только "гражданском обществе" и инициативах против фальсификаций на выборах. Просто нужно некоторое небольшое время, чтобы люди сориентировались и перешли к новым формам политической работы -- как с видеокамерами и интернетом на собственно выборах, или фотосъемках с воздуха при подсчете явившихся на те же митинги. Это уже потихоньку начинается, а разрастаться будет быстро. Конечно, речь не идет о сетевых политических голосованиях с накрутками: они не решают сами по себе ровным счётом ничего, как ровным счётом ничего не решают и митинги -- те же "голосования" приходом в определенное место и определенное время. Речь идет о новых формах организованных партизанско-политических действий, а не "голосований" и "демонстраций" -- уж не знаю, каковы эти формы могут быть.

Конечно, эти рассуждения верны только при переходе от иррациональной "на душевном порыве, эмоциях, речевках и танцах" политики к политике рациональной. Но при нынешнем состоянии общественной дикости вовсе не факт, что уровень общественной рациональности в политике хоть как-то вырастет. Что меня всегда удивляет, так это неравномерность рациональности по предметным областям. Люди, которые не верят во вредность черных кошек, вдруг оказываются верующими в какой-нибудь закон о минимальной зарплате, а физики начинают верить в приложимость физических законов к людским делам -- несмотря на давно известные аргументы. Логика и аргументы, которых требуют к приложению в одной предметной области, оказываются не у дел в области обсуждения общественного устройства. Митинги, увы, не являются мероприятиями по подъему рациональности -- они больше поднимают эмоциональность. Митинги не укрепляют разум, они укрепляют дух. Крепкие духом же часто меднолобы, их никакие аргументы не пробивают. Поэтому мне митинги стратегически не нравятся, как форма: если только эта форма не начнет как-то меняться -- но даже за политическими дебатами вместо цепочки разнородных докладов удобней следить через интернет, или смотреть их как футбол -- с друзьями в баре, вблизи от туалетов, а не в центре многотысячной толпы. В этом плане трансляции заседаний оргкомитета и кухня подготовки митинга интересны не меньше, чем последующий просмотр докладов "на публику" -- уж там-то реальных событий явно больше, чем в итоговых выступлениях.

Так что я не разделяю восторгов, я в печали. Свистнуто, конечно. Но кто кому что именно просвистел остаётся неясным. Последствия, конечно, будут -- но не от митинга. Последствия будут от причины, а не от следствия. Митинг -- это следствие, не причина. Хотя я уважаю людей, этот митинг организовавших -- "и много-много радости детишкам принесла", я много лет занимался организацией таких массовых мероприятий, и понимаю, насколько это сложно и неподъемно, но какую радость это доставляет рядовым участникам. Хорошее дело сделали, опенспейс с концертной программой для нишевой аудитории. Хотя мне все выступавшие там артисты противны, но я понимаю, что других не берут в космонавты.

Нет, я вовсе не аполитичен -- я всегда деятельно барахтался против преобладающего течения, сколько себя помню, причем сильно опережая время (что видится только задним числом, конечно). И я тоже бандупутинаподсуд, и тоже считаю происходящее в стране полным непотребством, и разделяю мнение, что всё вполне может стать еще хуже -- как в результате победы митингов над узурпаторами и последующего разгула головотяпства и разбазаривания любых ресурсов на всех уровнях и во всех сферах, так и в результате более наглой узурпации власти той же командой рокировщиков с еще более печальными последствиями.

Но я плохо пока понимаю, что делать лично мне, на что тратить цветы своей селезенки. Основным направлением мне тут кажется замена традиционно поддерживаемых государством инфраструктур (т.е. чего-то, обладающего свойством повсеместности -- школ, больниц, водопроводов и т.д.) частными организациями на таком уровне, на котором вопли о "все погибнем, если не будет патерналистского государства" будут казаться несерьезными. То есть ответы на политические вопросы должны быть еще и технологическими, а не только логическими, это мне понятно. Но непонятно, как сделать не столько "гражданское общество" на эмоциях и ощущениях, сколько "сознательное общество" -- иначе все "победы" будут как победы давней перестройки, на два-три года, а потом очередной "режим". Очень хочется, как в системной инженерии, решать проблемы не по мере их поступления, а еще на стадии проекта. Увы, дебютных идей пока нет, кроме тех, о которых я тут неоднократно писал: массовое (частное!) образование, опирающееся на философскую логику, новые технологии распределенной оргработы (стык между тонким переходом от community of practice к endeavour в форме enterprise, project и прочему, о чем пока плохо говорится по-русски).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 60 comments