Я думаю, что даже третьекласснику уже можно дать какое-то связное объяснение того, как устроен современный мир. Конечно, это должно быть загрублено до предела ("позвоночник из трёх позвонков, и по одной косточке на каждую конечность"). Вот, например:
1. Наука занимается получением компактных тематических описаний (моделей) окружающего мира -- изобретением таких объектов, в терминах которых можно корректно описать мир (сделать модель мира). Научный метод -- это когда изобретается "из головы" гипотеза об описании, а затем ставится эксперимент: проверка, насколько описание соответствует действительности.
2. Для того, чтобы правильно рассуждать об описаниях мира (моделях), используется философская логика. Особый статус математики, как продолжения логики (неологицизм): это про описания описаний, т.е. оторванные от реального мира описания. Формальные языки против естественных языков. Научность описаний растет по мере их формализации.
3. Компьютерная наука (computer science) -- это про то, какие описания пригодны для рассуждений компьютеров (т.е. про "исполняемые описания"). Киборгизация. Предмет информатики как создание языковых исполняющих сред. Информатика как не только алгоритмика, но и моделирование данных. Информатика как "исполняемая философская логика".
4. Системное мышление -- это о том, как выделять из "непрерывного" мира какие-то дискретные описываемые куски.
5. Инженерия -- это о том, как что-то сделать (задумать, сделать, использовать, выкинуть). Системная инженерия -- как сделать кусок мира, специальная инженерия -- как обеспечить какой-то тематический аспект системы.
6. Деятельностный подход -- это о том, что любые научные описания нужны для инженерной деятельности ("описывать нужно для того, чтобы что-то сделать"). Чтобы что-то сделать, используется метод -- и тематические описания являются его частью. Как описать метод.
7. Коллективная деятельность: кооперация и коллаборация. Праксеология. Обмены.
8. Наука и религия.
9. Этика.
Мне почему-то кажется, что это для начальной школы не менее важно, чем требование школьной программы безошибочно определять копытень как итог изучения предмета "окружающий мир". Копытень тут, безусловно, выигрывает в возможности его объяснения младшеклассникам. Но я считаю, что можно придумать какие-то результативные способы объяснения и предлагаемого мной материала. Ибо о том, что идеи об окружающем мире, как и булки, на деревьях не растут, нужно бы деткам говорить еще в нежном возрасте.