Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Управление технологией как второй контур зрелости проектного управления

Выступал сегодня как key speaker на круглом столе "Зрелость в управлении проектами -- цель или средство". Второй key speaker полностью раскрыл тему зрелости как таковой, и мне оставалось только рассказать про "Управление технологией как второй контур зрелости проектного управления", для чего я приготовил целых три слайда:



Вот кратенько несколько тезисов:

1. Методов проектного управления множество, и это нельзя недооценивать. Более того, этих методов уже четыре поколения :
-- первое, где проектами называлось отнюдь не всё, и важна была роль сетевого планирования.
-- второе, где проектами обзывается всё что угодно, и проектное управление шовинистически захватывает большие куски других дисциплин
-- третье, где проекты, программы, и вообще менеджмент тесно склеены друг с другом (собственно, это деление на поколение как раз обсуждается в документах методологии третьего поколения P2M -- http://www.pmaj.or.jp/ENG/P2M_Download.htm).
-- четвертое, моделе-ориентированное -- где модели продукта и модели проекта (project) тесно связываются друг с другом, а методология опирается больше на динамическое планирование и last planners ("полевых инженеров"), нежели на предварительное и first planners (специальных планировщиков в штаб-квартире). Грубо говоря, планирование становится еще более инженерным, а менеджмент -- еще более личностно-ориентированным.

2. Перед тем, как интересоваться зрелостью проектного управления, нужно поинтересоваться, зрелость какого именно проектного управления имеется ввиду. Очень зрелое сетевое планирование (первое поколение) вполне может уступить очень незрелому применению критической цепи из теории ограничений (третье поколение). То есть управление технологией (выбор и постановка технологии, а затем своевременная смена технологии на более прогрессивную) для проектного управления явно предшествует циклу непрерывного совершенствования, ведущего к зрелости выбранной технологии.

3. В силу "проектного шовинизма" сам предмет проектного управления стал совсем неохватным за счёт прихвата самых разных менеджерских дисциплин, и сейчас почти эквивалентен уже "просто менеджменту". Поэтому разговор о технологиях замыливается обсуждением общеменеджерских ситуаций, в которых специфика собственно проектного управления никак не проявляется. При этом зачастую забывается, что проектное управление более глубоко изучается в курсах инженерного менеджмента, нежели на курсах MBA -- прежде всего за счет более глубокого изучения предмета исследования операций ("фабричной физики" -- как потоки материалов и работ движутся по предприятию в ходе жизненного цикла продукции).

4. Четвертое (моделеориентированное) поколение пока еще очень молодо. Но сама тема планирования работ, основанная на технологических производственных моделях и моделях продуктов уже поднимается во многих и многих организациях. Так, активно обсуждается (а кое-где уже делается) порождение графика работ из 3D-модели, где каждая деталька должна быть вовремя закуплена, вовремя выдана в монтаж, вовремя и без проблем с ресурсами смонтирована, вовремя проверена -- и так для всего инженерного объекта в целом. План работ включает в себя не только плашку из диаграммы Гантта, но и мультфильм, где рабочему показывается, какую именно работу и с какими именно объектами делает этот рабочий, и за какое время ожидается, что он эту работу выполнит.

5. Всё вышесказанное относится, увы, больше к более-менее понимаемым строительно-монтажным, машиностроительным и прочим "строительным/сборочным" по типу работам. Ежели речь идёт о творческой работе типа проектирования/конструирования, то тоже можно говорить о проектном управлении, но опять-таки, меняются его методы. Управление коллективным проектированием (collaborative design) и управление сооружением (construction management) -- это совсем разные управления, и методы управления проектами (project) в их составе будут крайне разные. Кстати, проектный шовинизм приводит к тому, что управление проектированием и управление сооружением часто включают внутрь проектного управления, а не наоборот -- задумайтесь, насколько это полезно для дела.

6. Но если уж вы выбрали какой-то метод, загрузили в головы его дисциплину и развернули его технологию -- то дальше, конечно, добивайтесь зрелости ваших процессов, шагайте по ступенькам, никто не спорит... Но не забывайте вовремя перепрыгивать с одной лестницы на другую, менять перезрелость на молодость...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments