Интересно, что про требования много легче рассказывать, если захватывать в разговоре архитектуру (противопоставлять функцию и конструкцию). Особенно, ежели вспоминать горячую нелюбовь Дональда Файерсмита к термину "нефункциональные требования" (ибо "нефункциональных требований" не бывает -- они все как раз функциональны!).
Презентации без слайдов рулят. КПД оказывается выше, ибо моя задача чаще всего не "убедить" и "уболтать", а дать какие-то типы схем как инструмент для думания. Когда показываешь скоропись на флип-чарте (или обрывке бумаги), мысль воспринимается как практичная, рабочая и действенная, а не как "из книжки про чужую глянцевую жизнь". Лучше всего получается, когда кто-нибудь из аудитории выходит перерисовать пару раз твои схемки для иллюстрации своих вопросов, и делает это на чистых листах флип-чарта -- это означает, что схема "присвоена" и может быть воспроизведена и в других ситуациях. Но с этой техникой еще некоторое время нужно поработать. Так сказать, "языко-ориентированные презентации": задаёшь язык (набор понятий и правила их сочетания) и компактные легковоспроизводимые нотации, которые помогают затем слушателям/зрителям выражать свои мысли и организовывать понимание по обсуждаемому тематическому вопросу.
Голова занята инженерным менеджментом, как отдельным предметом. По нынешней запарке даже и не знаю, когда отпишусь на эту тему поподробней -- но эта тема размером не меньше, чем системная инженерия. Кратко сформулировать её можно так: почему начальнику инженеров нужно иметь степень master of engineering manager (MEM), а не master of business administration (MBA)? Тема прямо пересекается с PraxOS, как организационными практиками, и системной инженерией как инженерным подходом в том числе к организации. Моделе-ориентированный инженерный менеджмент (model-based engineering management) пока в Гугле не находится, этим и займёмся.
Наши зарубежные любители Gellish сильно радуют: они занимаются онтологическими разборками с инженерией как таковой. Жаль, не все их материалы в открытом доступе. Собственно, тут не так важен сам язык формулирования онтологического знания, сколько само онтологическое/терминологическое разбирательство. Неявное знание делаем явным, неявное обучение явным, а поскольку понимается, чему учить, то и обучение инженерии и инженерному мышлению можно на основе этого разбирательства сделать впятеро более быстрым.
Еще один вопрос, занимающий уйму времени -- разбиения (декомпозиции и классификации) метода. Думается тут очень туго (например, критерий разбиения -- по видам рабочего продукта? по практикам?), но некая идея уже появилась: практики важны с точки зрения их посадки на людей, поэтому критерий разбиения может больше быть "профессиональный" (акторские роли, с учётом застревания личностей в таких ролях и требуемого обучения для освоения метода). То есть ответ такой же, как для группировок работ в проектном управлении: группируйте так, чтобы работы приходились целиком на каких-то контракторов -- иначе вы не сможете ими управлять. Метод методом, а координация координацией. В эту точку "скоординированно применяемых методов" и нужно бить при разбиениях. Ибо само разбиение важно для организации/коллаборации, в ходе работы оно несущественно и все методы применяются/реализуются слитно.
Разобрался с ИПИ/CALS: у наших оборонщиков, оказывается, застряли в голове термины DOD двадцатилетней давности -- и теперь приходится писать фразы типа "наша PLM система решает задачи ИПИ/CALS". То, что DOD уже много лет не использует слово CALS, а перешел ко всяким другим словам про поддержку жизненного цикла (да хоть тот же PLCS), до многих людей в России еще не докатилось. Про различалки типа "формат данных vs софтовая система vs способ организации работы" тоже молчим. Ну что же, подождём еще лет двадцать -- слово CALS само пройдёт...
Весь апрель я проявляю повышенную двигательную активность: был уже в Бекасово и Обнинске, а 25-26 апреля планирую быть в Нижнем Новгороде.
"Неконвенциональные вычисления" в приложении к музыке: http://www.earslap.com/projectslab/otomata. Минут десять не мог оторваться. Все эти "клеточные автоматы", "нейронные сети" (в той же музыке: http://www.audiodamage.com/instruments/product.php?pid=AD026), "спредшитные языки" -- на эти темы люди толком еще не начинали думать. Как размазать вычисления по пространству, если его воспринимать именно как пространство -- это отдельное искусство. Собственно, "пользовательские интерфейсы" тоже про это -- как программу/вычисления/параметры размазать по экрану в удобном для манипулирования виде.
Случайно обнаружил самые тонкие в мире цифровые часы Swatch Internet Time (которые уже много лет не выпускаются, а предыдущие мои часы из этой серии дитёнка уничтожил совсем давно) -- и купил. Расцветка в магазине оставалась только крутая и очень крутая, так что время от времени буду ходить модником -- если буду с часами ходить, ибо без часов уже как-то привык за много лет, а точное время смотрю на телефоне.
Потихоньку продолжаю погружаться в анимешную тематику, хотя отаку меня назвать никак нельзя, да и времени на эти просмотры жутко жалко. Все эти мультики более чем доступны -- http://www.animeultima.tv/watch-anime/. Но не забывайте также заглядывать в Википедию, чтобы хоть как-то понимать, что же вы такое смОтрите.
Опять получился постинг на много тем, чего я тщательно избегаю уже некоторое время. Но это не темы, это просто заметки, ценные как раз тем, что хорошо показывают, какая каша варится у меня в голове -- "когда б вы знали, из какого сора"...