Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Об балеты, или танец 2.0

Тот же tri7ki меня навёл на посмотреть несколько балетов -- современных, классических и промежуточных. И я с удивлением обнаружил, что классический балет смотреть уже не могу. То есть раньше немного смотрел, а теперь не могу.

В этом месте мне нужно заметить, что я довольно много лет "стоял у станка" -- то есть балет я знаю не только глазами, но ногами и руками тоже. Почти все мои преподаватели танца считали, что разминка должна быть обязательно из классического танца, а все движения разминки должны называться по-французски. Традиция-с.

И вот я понял, что современный балет (и даже не "балет", а "танец") я "понимаю", а классический (где движения до сих пор носят французские названия) мне принципиально стал скучен. До тоски скучен. Даже под музыку Pink Floyd с вкраплениями неклассических движений и нарочито антиклассических поз. Что толку от этих вкраплений, если балетный стиль остаётся? Бального, балетного, народного тацора -- их же просто по походке отличить можно!

А вот от современного танца я в восхищении (не от любого, конечно, но в среднем бОльше, чем от классики). Удовольствие наблюдается от самых разных стилей, даже если в них есть вкрапления того самого балета-от-станка. Ибо наличие принципиально иного "двигательного процессора" в современном танце даёт такой вкус и аромат к тем же battement tendu и rond de jamb par terre, что убийства интереса не происходит.

Я задумался, отчего это я так разошелся вкусами с классическим балетом. А потом понял: весь этот балет -- это набор базовых движений, как из одного танца спортивной программы. Ну, типа как ча-ча-ча. Берем основные движения ча-ча-ча, и начинаем в этом стиле танцевать румбу, самбу, пасодобль. Не успокаиваемся, и продолжаем с танго, фокстротом. Затем в этом же ча-ча-ча стиле начинаем танцевать чечетку, и доходим до классического балета -- не теряя ча-ча-ча стиля. Балет пытается сделать то же самое, допуская только очень картинный отход от стиля: вместо сверхестественной выворотности показав антивыворотность, и вместо автоматически вытягивающегося носочка показав натужно потянутый на себя носочек как "сознательный отказ от стиля". Это танец 1.0, танец одного стиля (всё равно какого: фольклорного родной деревни, или классического балета).

Современный балет -- это даже не десятка спортивных танцев в плане стилей. Это больше, это умение работать со стилем, как first class object. Это танец 2.0, где объектом творчества являются не столько сами движения и выражаемые при этом эмоции, сколько танцевальный (общедвигательный) стиль, выражающийся через эти движения и пропитывающий своим ароматом и цветом выражаемые эмоции.

Танцевальность современности -- это работа со стилями как языками (грамматиками и алфавитами), а не сочинение текстов (последовательностей движений) в рамках заданного языка. В новом интересном языке и самые простые тексты будут любопытны. В старом языке и самый сложный текст предсказуем и поэтому прост до неинтересности. Разные танцы в одном стиле становятся неразличимы: глаз смотрит уже не движения, а стиль. Ежели стиль знаком (а классический стиль более чем знаком), то глаз не различает в движениях первый акт балета и второй акт, и даже два разных балета не отличает друг от друга. Не на что смотреть, нечего изучать, внимание рассеяно. Хотя я подозреваю, что это верно только для зрителя 2.0. Зритель 1.0 прекрасно чувствует себя внутри стиля, ибо других стилей для него нет, он изучает тексты, а не языки. Зритель 2.0 уже не читатель, он лингвист. Язык танца -- это только для зрителя 1.0. Зритель 2.0 поинтересуется, какой именно язык имеется ввиду -- ведь их тысячи! Что касается танцоров, то в танце 2.0 проблема полиглотов. Я хорошо помню, как еще в средней школе нас тренировали первое отделение концерта танцевать строго по первой-третьей позиции (ибо в первом отделении был народный танец), а во втором отделении строго держать шестую позицию (ибо во втором отделении были бальные танцы). И как "народники" и "бальники" никак не могли переключиться -- их видно было за версту, кто откуда пришёл. В танцах 2.0 языков этих не два, и не три. И осваивать нужно не столько движения и их последовательности, сколько эти языки: где-то носочек нужно тянуть обязательно, а где-то он вообще не играет роли, но плечо обязательно поднимать вместе с рукой, что является грубейшей ошибкой там, где обязательно нужно тянуть носочек. Сознание должно при этом удерживать уже не последовательность движений: это само собой разумеется, не проблема. Сознание должно удерживать стиль. Для этого нужно вырасти до того, чтобы различать стили, выражать стили, говорить о стилях, сочинять стили.

А дальше будет танец 3.0.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments