Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Субсидиарность и критерии приватизации функций государства

Роберт Неф. "Да здравствует нонцентрализм!"!
http://www.liberal.ru/book1.asp?Num=97



Федерализм нередко связывается с принципом субсидиарности, который, правда, не ограничивается государственным устройством, распространяясь также на социальную, экономическую, церковную, культурную и иные сферы. Он базируется на фундаментальном разделении индивида, государства и общества, заложенном уже Аристотелем. Принцип субсидиарности исходит из того, что для решения общих проблем следует опираться на минимальную общность, а единицы высшего порядка включаются только тогда, когда на более низком уровне возникает потребность в социальной и политической поддержке. С такой точки зрения государство оказывается субсидиарным, поскольку опора на собственные силы, помощь семьи и благотворительных организаций обладает приоритетом по отношению к помощи государства, а решение проблем на коммунальном уровне – по отношению к решениям региональным, на уровне субъектов федерации, национальном и международном. Классическая формулировка субсидиарности содержится в энциклике Quadragesimo anno папы Пия XI 1931 года: «То, что отдельный человек в состоянии делать по собственной инициативе и собственными силами, не следует передавать в общественное ведение, и точно так же было бы несправедливым, если бы большие сообщества более высокого порядка брали на себя то, что могут совершать и доводить до конца более малые сообщества более низкого уровня – это имело бы негативные последствия и было бы противно общественному порядку. Любая общественная деятельность по сути своей и понятию субсидиарна; ей надлежит поддерживать части общественного тела, но ей не следует ни разрушать их, ни поглощать их». В наше время принцип субсидиарности понимается прежде всего как принцип распределения полномочий и задач между различными иерархическими ступенями федеральной системы, хотя изначально он был направлен на разграничение частной, личной сферы от сферы общественной, политической, то есть должен был отвечать на актуальный вопрос о приватизации или, напротив, передаче функций в государственное ведение.

С либеральной точки зрения данный принцип обеспечивает свободу индивидуума, защищая его от притязаний коллектива и в особенности от всех форм государственного принуждения. Его выражением являются формулы «in dubio pro libertate» (в случае сомнения – в пользу свободы) и «soviel Freiheit wie möglich, soviel Zwang als nötig» (как можно больше свободы, как можно меньше принуждения). Классическую формулировку принципа субсидиарности можно найти в католическом социальном учении: «человек как индивидуум должен сам решать любую задачу, с которой он сталкивается, если он способен на это. Общественные силы включаются по мере необходимости» (Klüber. Stichwort «Soziallehre» in: Lexikon für Theologie und Kirche, 1957 / Ф. Клюбер, статья «Социальное учение»).

Все эти формулировки объемно обозначают тенденцию в пользу индивидуального решения проблем с привлечением как можно более узкого круга других лиц. Однако определения типа «в случае сомнения», «по возможности – в случае необходимости», «если способен» требуют пояснений. Существует опасность выхолащивания принципа, если он из-за соответствующей интерпретации тех самых условий, при которых включение более высокого уровня социальной организации «оправдано», будет использоваться в интересах централизма. Тогда на практике он превратится в свою противоположность, а для обращения (в интересах «большего порядка») к центральным и более высоким инстанциям обнаружатся все новые и новые аргументы.

Худший вариант, когда способность решения проблем начинают измерять финансовыми возможностями. Централизованная бюджетно-налоговая система неизбежно ведет к тому, что низшие инстанции оказываются «неспособными» к выполнению инфраструктурных задач, и открывает по сути одностороннее движение в сторону централизации. Если подчиненные структуры лишаются налоговых поступлений, то нетрудно заявить об их «финансовой несостоятельности», что оправдывает дальнейшую централизацию. Хотя принцип субсидиарности и требует, чтобы общие проблемы решались по возможности на самой низшей инстанции, однако он не содержит критериев, позволяющих определять, решение каких задач в каждом случае «возможно» на той или иной ступени. Этот принцип нейтрален относительно централизма и нонцентрализма, приводя на практике к дополнительному сдвигу в сторону централизации. Учитывая тот факт, что любая администрация претендует на выгоду, перекладывая в то же время расходы по возможности на более высокую инстанцию, получается, что у принципа субсидиарности нет тормозов, которыми можно было бы воспользоваться в собственных интересах.

По этой причине принцип субсидиарности необходимо уточнить и заострить с учетом системной склонности к централизму так, чтобы он предполагал возврат полномочий, ответственности и финансов возможно малой и близкой к решаемой проблеме автономной структуре, как только на более высоком, центральном, уровне эта проблема не решается адекватно или для ее решения не выделяется достаточно финансов. Следует конституционно закрепить изначальную нецентралистскую тенденцию принципа субсидиарности: преимущественные права малых или частных структур. Принцип субсидиарности в сочетании с постулатом децентрализации требует, чтобы во всех случаях провала государства и центрального аппарата принималось решение о приватизации, децентрализации и дерегулировании.

Правда, решение общественных задач на коммунальном уровне не всегда оказывается идеальным. Коммунальные органы могут злоупотреблять своей автономией, внедряя необоснованную регламентацию под прикрытием демократизма и будучи ведомыми элементарным популизмом. Принцип «ограничения власти» должен действовать и на уровне местного самоуправления: неограниченная демократия не может осуществляться за счет каких бы то ни было меньшинств. И на этом уровне сохраняют значимость такие важные принципы, как основные свободы, равенство перед законом, свобода торговли и предпринимательства, защита личности, гарантии собственности. Кроме того важны и такие процедурные правила, как недопустимость произвола, необходимость взаимного доверия, соблюдение юридических формальностей, in dubio pro libertate (в случае сомнения – в пользу свободы), in dubio pro reo (в случае сомнения – в пользу обвиняемого), «закон обратной силы не имеет».

Значительная часть проблем, с которыми в течение последних тридцати лет пытались справиться путем регионализации, создания специальных объединений, фискального федерализма и централизации, в будущем подлежит решению через приватизацию (по принципу «кто пользуется, тот и платит, а государство в случае необходимости оказывает адресную помощь»).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments