Предположим, что мы пытаемся каким-то образом эксплицировать общее понятие человека. Классическая стратегия состоит в том, чтобы из всех человеческих свойств выделить все те, которые одинаково присущи всем людям и при отсутствии которых мы не будем считать данную вещь человеком. Затем такой набор общих свойств можно отождествить с содержанием общего понятия человека. Категорная стратегия состоит в другом. В этом случае вместо свойств мы будем пользоваться преобразованиями и поставим вопрос о том, насколько может измениться данный человек, оставаясь при этом человеком.Это заставляет сразу говорить о жизненном цикле, о моментах появления и исчезновения, об инструментах и т.д.. Мне очень нравится.
Другое дело, что теория категорий требует существенного поворота мозга, она абсолютно контринтуитивна. "Человек -- это двуногое существо без перьев" -- это ведь так понятно! А вот человек, как объект, не рассматриваемый вне каких-то его преобразований -- это очень непривычно. И очень интересно.
Но это потребует не столько выражения современных онтологий (типа той же ISO 15926) в теоркатегорном языке, сколько разработки онтологии для такого контринтуитивного взгляда на мир. Впрочем, онтологам не привыкать. 4D-онтологии тоже не слишком интуитивны, но для задач выражения жизненного цикла удобны, почему их и выбирают в промышленности. С теоркатегорными онтологиями может случиться та же история: неинтуитивно, но очень удобно для выражения жизненного цикла объектов (т.е. преобразований).
Дальше, как и в любом таком деле, вопрос: следить за развитием этого направления человеческой мысли по сообщениям из прессы, или самому принять в нём участие. Ссылки на занятость, возраст, слаборазвитые мозги и прочее -- это ведь просто отмазки, да? Какие преобразования со стороны "заевшего быта" может допустить над собой человек, чтобы продолжать считать себя человеком?