Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Ностальгия по 20 метрам на SSB

Много-много лет назад я жил в городе Анапе, учился в СШ номер 5 и был старшим оператором школьной УКВ-радиостанции. Я по заведенной традиции уступал место простым операторам (девушкам на год младше -- на девичьи голоса, даже и сильно модулированные, операторы других станций отзывались очень хорошо), когда было "прохождение", но в полном одиночестве (чего нельзя было "простым" операторам, только "старшим") дежурил на станции, когда "прохождения" не было (то есть эфир был пуст: радиоволны в силу природных условий "не проходили") -- именно в такие моменты был шанс установить связь с какими-нибудь диковинными местами, потому как "прохождение" неожиданно проявлялось на несколько минут и связь налаживалась с такими местами, с которыми в обычные дни связаться было невозможно (про это "прохождение" см., например, http://www.rz3zz.ru/index/obzor_prokhozhdenija_na_ukv_diapazonakh/0-26). В эпоху интернета даже трудно представить, как устроена УКВ-связь на любительском диапазоне 20 метров с максимальной разрешенной мощностью передатчика уж не помню какой (15ватт?). Хотя диапазон 20 метров не все относят сейчас к УКВ, тогда (1973-1975) настоящий УКВ (например, 144Мгц) существовал больше в виде легенды из справочников.

В ДОСААФ была совсем другая история: там был какой-то списанный с рыболовецкого траулера (Анапа ведь приморский город) двухсотваттный передачик, но этот передатчик работал исключительно морзянкой. А еще был приемник КРОТ, который я считал чудом инженерной мысли: никакой другой приемник не мог с ним сравниться! Это были совсем другие правила, другие диапазоны связи, и другая компания. Я там выучил морзянку так, что ухитрился сделать пару-тройку сеансов связи (помню, что волновался я страшно -- и ключ у меня стучал то ли морзянку, то ли просто от дрожи в руках). Но, несмотря на то, что эти двести ватт и коротковолновый диапазон убирали все эти "прохожденческие" сложности (хотя и не до нуля), морзянка у меня не заладилась.

А еще я прошел семь кругов бюрократического ада и получил официальный "наблюдательский позывной". После чего купил 200 открыток, вырезал из резинки огромные буквы и наклеил их на линейку, чтобы получить штамп позывного на открытке (он, собака, очень плохо пропечатывался) и дальше попытался раздобыть где-нибудь приемник, чтобы дома вести эту самую наблюдательскую деятельность. Увы, дома был только транзисторный приемник Спидола-VEF, в котором с трудом ловились какие-то станции диапазона 40 метров. И всё. Приемник-сверхрегенератор из радиолюбительского конструктора я сделал (разобравшись, как он работает -- схемные обозначения я знал с 6 лет, т.е. еще до школы), но он был явно не того качества, на которое я был нацелен: у меня ведь был пример КРОТа! И наблюдательство у меня тоже не пошло. Хотя я и послал куда-то несколько своих карточек, ответов я, конечно же, не получил -- сама идея "пришли мне подтверждение того, что я слышал твой разговор с таким-то тогда-то" кажется мне не слишком способствующей обмену открытками. А ведь именно обмен открытками со всем миром выдвигался как главный мотиватор радиолюбительства!

Так что главный радиолюбительский стаж у меня случился именно на школьной УКВ-радиостанции, где искаженным однополосной SSB-модуляцией голосом я беседовал с какими-то удивительными для Анапы местами (до сих пор помню, как радовались, получив связь с Казахстаном).

Наш физик знал о моем радиолюбительстве, и на выпускном экзамене по физике предложил рассказать об известных мне видах модуляции -- я ему вывалил что-то около десятка. А с первого до восьмого класса я вообще мечтал поступить в Таганрогский радиотехнический институт. Потом понял, что радиолюбительство -- это не то, чем я мечтал бы заниматься всю жизнь (впрочем, на химфак я тоже пошел не потому, что особо любил химию и хотел ей заниматься: просто счел, что в химии есть какой-то баланс между различными предметами -- а среди предметов я ведь понимал только предметы школьные: физику, химию, математику, русский язык. В моем рассуждении на физфаке, например, не преподавали химии. А на биофаке было плохо с математикой -- почему-то отсутствие биологии на химфаке меня не смущало).

Почему я об этом вспомнил? На моей страничке ustream кто-то оставил коммент, я попал туда на ссылке и случайно заметил знакомое CQ ("всем-всем-всем") в рекомендованных телестанциях. Инстинктивно я туда прошел -- и попал в знакомую обстановку радиостанции. Пока я писал этот пост, оператор этой станции вдруг оделся и ушел, хотя и оставил работающий приемник -- и там время от времени звучат предписанные традицией фразы радиолюбительской связи, которую кто-нибудь устанавливает на этой частоте.

Вот уж не думал, что кто-то до сих пор этим традиционным радиолюбительством занимается! Получите удовольствие, сгуляйте на сорок лет в прошлое, там ничегошеньки не изменилось: http://www.ustream.tv/channel/oy6fra
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments