Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Высокий конец аналогового аудио

Как и обещал чуть ранее, привожу вышедшую в Компьютерре от 13 мая 2003 (№17[492] -- можно купить в городе на этой неделе) свою колонку про изменения в архитектуре аудиоаппаратуры, связанной с заменой аналоговых кабелечков на цифровые.



Высокий конец аналогового аудио

Анатолий Левенчук, ailev@asmp.msk.su

Козловский, страстный аудиофил и меломан в одном лице, продемонстрировал нам с Косячковым у себя дома единственный на сегодня в мире комплект, где хороший звук передается от плейера к ресиверу не пятью аналоговыми кабелями, а одним цифровым.

Демонстрация прошла путем сравнения звучания плейера и ресивера при коммутации через пять неплохих аналоговых кабелей и через один тонюсенький цифровой. Разница в качестве звучания оказалась столь же разительна, как и в цене соединения. Эти 10% стоимости аппаратуры, которые глянцевые журналы рекомендуют оставить на звуковые кабели, можно было бы вычесть давно вместе со всем ухудшением звука, которое они приносят, если бы не копирайтный тормоз [Хороший звук сейчас использует источники с 24битами и 96Кгц частотой дискретизации, или около того – а именно, SACD и разные варианты DVD-аудио вкупе с современными форматами кодирования звука на DVD-видео. Или даже еще круче – частотой дискретизации 192Кгц, хотя таких дисков в природе пока всего два наименования. О преимуществах высокоразрадности и высокочастотности звука подробнее расскажет сам Козловский, причем восторженней и лучше меня. Паранойя со стороны музыкальной индустрии заставляет производителей бытовой аудиоаппаратуры бояться дешевых цифровых решений и не передавать хороший звук «по цифре».] прогресса в аудио и видео. Реализованная в комплекте Pioneer передача хорошего звука по iLink, вроде, как-то защищает хороший звук от пиратов. И вот, свершилось: high fidelity комплект плейер+ ресивер зазвучал вполне как high end.

Я же все равно остался недоволен: мало того, что фирма Pioneer заставила Козловского оплатить в этом своем «единственном в мире комплекте» два многоканальных набора ЦАПов (неиспользуемый в плейере и задействованный в ресивере), так еще и скомплектовала в один тяжеленный корпус 7 дорогих усилителей по 170 ватт каждый – когда даже беглого взгляда на разномастные колонки хватало, чтобы понять всю техническую и финансовую несуразность такого решения.

Дурят нашу сестру-слушательницу, как написали бы политкорректные американцы. А что будет, если отпустить копирайтные тормоза?

Источником тогда станет просто дисковод (а вы что хотели?! Не навороченный же плейер!) Этот дисковод (забудем аудиофильское аналоговое «транспорт») должен выполнять единственную функцию: позиционироваться по команде и читать и перечитывать диски, буферизуя цифровой поток. Никаких ЦАПов, ибо в этом месте еще непонятно, сколько их будет нужно, и какие они должны быть – дорогие или не очень, видео или аудио. Но зато читать такой дисковод должен все форматы – и SACD, и DVD во всех его обличьях и инкарнациях, и СD во всех вариантах (и c DivX фильмами тоже!), да хоть и Blue Ray.

Этот цифровой поток передается по какому-нибудь (зачем iLink? более дешевому!) протоколу в декодер – главное в этой архитектуре устройство, которого сейчас на рынке нет.

Декодер имеет цифровой вход (заодно обеспечивающий питание) для дисковода и опциональные цифровые (без копирайтной паранойи аналоговых уже не нужно!) входы для других устройств. Еще в нем есть цифровых 7.1 выходов, которые тоже обеспечивают питание (в данном случае – мощное сетевое питание, ибо неизвестно, какая мощность от него может потребоваться). Питание – это сквозной пропуск 220в из розетки, не думайте, что в декодере стоит какой-нибудь выпрямитель или фильтр. Ведь декодер не знает, какой мощности и какого класса будут куплены усилители.
Декодер выполняет три основных функции:

  • Однократно перед началом эксплуатации вычисляет необходимые настройки в соответствии с расположением колонок, акустическими свойствами помещения и предпочтениями пользователя (это обычно делается во время проигрывания специального настроечного диска, внимательно прослушиваемого прилагающимся к декодеру измерительным микрофоном);

  • Расщепляет согласно различным форматам кодирования цифровой поток на отдельные каналы (видео и необходимое число звуковых каналов);

  • Подправляет цифровой звукопоток в каждом канале в соответствии с настройками (а этих настроек для канала будет поболе десятка: задержка, установки эквалайзера, подкрутка фазы, фильтры и т.д. и т.п.) и указаниями с пульта дистанционного управления.

Понятно, что версию софта в таком декодере можно будет время от времени обновлять, добиваясь просто невероятных акустических результатов.

На выходах декодера – видео и звуковые потоки для одиночных цифровых каналов.

Мощные цифровые кабели ведут от декодера каждый к своей активной колонке, которых должно быть от двух (стерео без сабвуфера – а почему бы и нет?) до 7.1, в зависимости от финансовых возможностей и предпочтений владельца. Мощные – это толстые провода электропитания в одной оплетке с цифровым линком [Аргументацию, почему питание активной цифровой колонки нужно подводить именно от этого мощного цифрового кабеля, а не из ближайшей розетки, и почему в качестве цифрового соединения не будет использован bluetooth я предлагаю читателям разработать самим. Ну, обеспечение дешевизны соединения, неудобство опутывания современной квартире двумя наборами проводов и т.д. и т.п...] . Цифра передается все равно по какой технологии: хоть Еthernet по витой паре, хоть прямо по проводам питания, хоть отдельное оптоволокно – лишь бы подешевле.

Каждая активная цифровая колонка будет иметь свой ЦАП и использовать принцип bi или даже triamp [Проще и дешевле иметь несколько узкополосных усилителей и маломощный кроссовер с высокой добротностью, чем один сверхширокополосный усилитель и мощный кроссовер непосредственно перед двумя-тремя громкоговорителями. Подробнее http://sound.westhost.com/bi-amp.htm] . Таким образом, каждая такая колонка сразу экономит нам на двух «традиционных» дорогих аналоговых кабелях – коаксиальном от источника к усилителю от (приличный) $100 за канал, и толстым медным (или даже серебряным) от усилителя к громкоговорителям и тоже отнюдь не дешевым. Сведя весь этот аналоговый тракт к десятку фабрично выполненных безразъемных сантиметров внутри колонки, мы получаем неплохой выигрыш – не столько в уже упоминавшихся 10% от цены всей аппаратуры, сколько в качестве звука.

Теперь можно выбирать в том числе и разные колонки, ибо декодер тщательно их согласует друг с другом в ходе настройки. Скажем, дорогие фронтальные колонки и дешевые тыловые. Дорогие – это и ЦАП дорогой, и усилители с правильным блоком питания, и громкоговорители, и корпус. А дешевые – дешевле будет каждая компонента. Так и набегает серьезная экономия по сравнению с сегодняшним вариантом, когда мы вынуждены довольствоваться и усилителями и ЦАПами одного дорогущего фронтального класса, и только пассивные колонки рационально берем для фронта и для тыла разной стоимости (у Козловского разница чуть ли не в десять раз). Более того, можно и число колонок при таком подходе наращивать постепенно – начать с двух, а затем переходить к 2.1, 5.1, 7.1.
* * *
Итак, ежели честные хардверщики будут действовать в интересах общества, а не копирайтщиков, нынешнему аналоговому high end этот самый высокий конец и наступит. Пока же общество оплачивает не столько технический прогресс, сколько охоту на ведьм... тьфу, на студентов... ой, на пиратов...
* * *
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments