Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Прописи, и сколько они стоят

Дитенка в соседней комнате вымучивает прописи. Шариковой ручкой, очертания букв совсем другие, нежели более сорока лет назад вымучивал я. Мне не разрешали в школе писать авторучкой, ибо "авторучка плохо прорабатывает нажим, учиться писать нужно обязательно с учетом важности нажима, и только пером номер 11". И мы таскали чернильницы-непроливайки с промокашками. Через несколько лет писать авторучками разрешили, а шариковыми ручками нет. Потом сдались и на шариковые ручки.

В первом классе учительница вывела меня к доске и начала ругать за плохой почерк. Я ответил: "У Карла Маркса тоже был плохой почерк -- и все в порядке". В восьмом классе я начал писать печатными буквами и разборчивость моего почерка взлетела на небеса, после окончания университета перешел на клавиатуры.

Я не понимаю, зачем моему дитятке букву О рисовать не кружочком, а кружочком с переходным хвостиком к следующей букве -- и рисовать целыми строчками. Для развития мелкой моторики?! Пусть рисует мелкие узоры, это менее нудно и более полезно для такого развития. Или играет в видеоигры, где точность попадания должна быть в один пиксель. Все равно ввод будет клавиатурный, а не перьевой -- не тому дитенка учат. Беда, гомо сапиенс попал в неандертальскую школу.

С другой стороны, авторучки и шариковые ручки в те давние годы были дорогими. Не такими дорогими, как сотовые телефоны (если к ним подключить клавиатуру и мышку), но где-то сравнимо. Проект "ноутбук каждому ребенку" в России (ru_olpc) сталкивается с тем же, с чем столкнулись бы школы в те далекие годы моего обучения: со стоимостью одного школьного рабочего места. Авторучку можно было бы разрешить, но не обязать ей пользоваться. Шариковую ручку можно было разрешить, но не обязать ей пользоваться. Сейчас в первом классе компьютер вместо бумаги еще не разрешают, и непонятно, когда будет момент такого разрешения, но уже понятно, что обязать пользоваться компьютером в первом классе станет возможно еще не скоро (но речь не идет о десятках лет, как в случае замены на авторучки и шариковые ручки. Я думаю, что десять лет -- это сегодня более чем предельный срок для такого сдвига, а то и лет семь).

Прописи двадцать первого века -- это слепой десятипальцевый метод печати (со всякими оговорками, что роль такой печати тоже сейчас преувеличивается, ибо вот-вот появится качественное распознавание голоса, и можно будет стремительно забывать об умении "каллиграфически писать", и об умении "вслепую печатать").

С другой стороны, сделаем некоторую прикидку: сколько вообще должно стоить интеллектуальное рабочее место? САПР сегодня имеет стоимость одного рабочего места порядка $100тыс. (http://ailev.livejournal.com/730206.html). Сколько должно стоить интеллектуальное рабочее место школьника первого класса? Школьника пятого класса? Дошкольника? Насколько это рабочее место может быть индивидуализировано (ведь САПР на каждом рабочем месте глубоко индивидуализирован)? Какая вообще экономика образования в части снабжения оборудованием -- дорогущие САПР ведь не от хорошей жизни работодатели покупают, значит и в школах Систему Автоматизации Обученческой Работы (САОР) должны покупать не от хорошей жизни, а только выгоды ради. Какая выгода, кто озабочен ее измерением -- и как иначе выяснить, что $1000 на дитенку будет дороговато, а вот $700 с упрощенными функциями в самый раз (примерно так ведь и происходит с интеллектуальными рабочими местами для взрослых)?

Я не делаю скидок на то, что софт может быть свободным. Толку от этой свободы не так много, если не обеспечить поддержку, а относительная стоимость поддержки сегодня очень быстро вырастает в общей стоимости владения рабочим местом. В САПР поддержка-наладка занимает 50% всей стоимости.

Так сколько еще будут мучить наших детей прописями с ненужными виньетками вокруг букв? Как использовать энергию школьного учителя, чтобы дитятку научили в школе слепой печати, а не пририсовывать хвостик к букве О? Сколько должно стоить рабочее место для осмысленных прописей? Почему с таким скрипом идет проект OLPC и другие школьные компьютерные проекты -- не по той ли причине, с какой в школы со скрипом шли сначала авторучки, а затем шариковые ручки?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 46 comments