Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Принципы организации тусовок

Когда я учился во втором классе, мы с одноклассницей Людой Камаевой создали "ПСР" -- расшифровывалось это как "партия свободных ребят". У нас был небольшой красный флажок, она была командиром, а я был зам.командира. Просуществовала эта партия пару лет, никаких дел эта партия не сделала, членства в ней еще кого-нибудь кроме командира и зама я не упомню, и от всей этой истории осталась только фотография мальчика и девочки, гордо держащихся за флажок -- эту фотографию сделал мой папа у нас в палисаднике.

С тех давних пор у меня набрался кое-какой опыт строительства клубов по интересам, сообществ, ассоциаций и т.д. В числе этих community building проектов были, например, такие (и тут нужно обязательно учесть, что я в этих проектах отнюдь не был единственным организатором -- на то оно и community, общее дело) в примерном хронологическом порядке:
-- музыкальный клуб "Резонанс" химфака РГУ (http://ailev.livejournal.com/101760.html. Бессменным звукооператором этого клуба был tri7ki).
-- танцгруппы (РЖХим, а также дискотечных танцев)
-- Орден Лиманских Крысоловов (http://ailev.livejournal.com/371416.html)
-- Ростовский городской клуб информатики (эх, не было тогда интернета!)
-- клубное объединение "Досуг" (где работа шла не просто с "членами", а с целыми клубами)
-- ассоциация участников рынка ценных бумаг (у меня до сих пор адрес e-mail от АУРЦБ: asmp.msk.su -- это от Association of Securities Market Participants, создавалась еще в Советском Союзе)
-- инфраструктурная тусовка на рынке ценных бумаг (с не очень четко очерченными границами, но которая держалась двумя в год очными встречами -- всего 11 встреч)
-- Московский Либертариум (http://libertarium.ru -- во времена, когда ЖЖ еще и в проекте не было)
-- ОпенМета (openmeta)
-- Лебедевские чтения (http://g-l-memorial.ice.ru)
-- свободный кабинет (sk_ru)
-- русское отделение INCOSE (incose_ru)

Из этого своего опыта можно вспомнить несколько главных принципов для подобного сорта инициатив:

1. Никакой "чисто организаторской" деятельности, организатор должен сам делать что-то содержательное и, как минимум, уметь поддержать профессиональный разговор так, чтобы другим профессионалам с ним было интересно разговаривать "по содержанию", а не "по оргвопросам". Или тебе самому что-то нужно, и ты делаешь какой-то свой проект, и другие к тебе с их проектами присоединяются, или никакого "организовывания" других не случится (ср. с http://users.livejournal.com/_lothar_/166671.html).

2. Планирование деятельности любой тусовки должно быть в терминах "мероприятий" (а главный признак мероприятия -- конкретное место и дата проведения, а также подразумеваемый список организаторов и участников. Слово "проект" тут почему-то менее подходит). У нас в клубе "Резонанс" было правило -- каждые пять дней какое-нибудь мероприятие (причем не "для себя", а для публики -- сами мы и без мероприятий каждый день виделись по разным поводам). И мы честно высасывали эти мероприятия из пальца, когда не было никаких идей -- зато какой был при этом драйв! Для "мероприятий" вполне подойдут и регулярные встречи (семинары, заседания и т.д.), если на этих встречах не только чай пьют -- а делают и обсуждают доклад, или что-то другое содержательное, требующее подготовки и организации. Мероприятия -- это как удары барабана, задающие ритм для пляшущего сообщества. Барабан замолчал -- комьюнити остановилось и разбежалось. Опыт показывает, что темы и формы первых пяти мероприятий находятся легко, а вот дальше нужны особые усилия по придумыванию этих мероприятий и не менее особые усилия по обеспечению явки. Не нужно ожидать, что идеи этих мероприятий появятся как-то "естественно", а потом на них люди придут сами. Эти идеи нужно придумывать и продумывать. "Программный комитет" (иногда из одного человека) -- это наше все в комьюнити билдинг, и успех всего дела определяется тем, какой ритм выстукивает барабан мероприятий: большие мероприятия не так часто, мелкие почаще, а тема должна быть всегда актуальна, и главное -- должна быть!

3. Мероприятия комьюнити должны проходить по закону трагедии: единство места, времени и действия. Интернет-событие или очная встреча -- совершенно неважно. Виртуальное чисто текстовое комьюнити обычно размазано по времени, хотя интернет-ресурс надежно ассоциируется с местом, и уж точно от веб-тусовки трудно ожидать единства действия. "Чистый веб" собирает часто тусовку зевак, желающих насладиться шоу "За стеклом", которое они ожидают увидеть от комьюнити. И хорошо, если только зевак, могут ведь и прийти "гунны", которые своей чуждостью и агрессивностью разгонят ядро комьюнити. Поэтому-то такие большие ожидания были от виртуальных миров: там "мероприятие" вполне себе синхронно, в отличие от асинхронных "постинг+многостраничная дискуссия" на всяких форумах и социальных веб-сервисах. С другой стороны, нет "чисто виртуальных" тусовок, если они успешны: обычно такие тусовки всегда находят продолжение во вполне физических местах сбора, или наоборот -- сами являются продолжением виртуальных встреч очно знакомых участников.

4. Организационное оформление имеет значение. По одежке организационной формы встречают, по духу тусовки провожают. Иногда нужно и специальное юридическое лицо создать, чтобы продемонстрировать серьезность организационных намерений, иногда вебсайта достаточно, а иногда сойдет и заведение жж-комьюнити в качестве внешней оргформы. Понятно, что реальная структура организации может разительно отличаться от заявляемой в оргофорлении (знаем мы этих "свадебных генералов" в попечительских советах, и "исполнительных директоров", которые и являются главными моторами дела).

5. Архивы по факту не являются значимыми. Все равно новички будут входить через участие в мероприятиях, а не через изучение архивных материалов, да и старички будут ориентироваться по собственным записям и воспоминаниям, а не копаться в тщательно сохраняемом архиве. Архивы нужны только для ностальгирования (типа ссылок в этом постинге), ибо они держат не живой дух комьюнити, а его остающийся от него пук. Тем не менее, этот пук будет всем, что остается от комьюнити с того момента, когда прекращает бить его барабан мероприятий. Разместите этот пук в интернете, это станет историей -- но (как и любая другая история) она уже никого ничему не научит. Целью мероприятий в комьюнити являются сами мероприятия, а их результатом -- изменение понимания участников мероприятия, а не "отчеты для архива". Если вдруг архивируемые материалы становятся почему-то весьма значимыми, значит у вас не комьюнити, а издательство -- меняйте срочно форму!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments