Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

О смерти через PowerPoint, MindManager, Flying Logic

Давно хотел написать про презентации, ибо на них уходит довольно много моего времени. Про эти презентации очень хорошо и правильно пишет kapterev (а еще он хорошо эти презентации делает. Более того: он является примером того, что этому презентационному искусству можно научиться, если поставить такую цель). Но у kapterev презентации идут в одном четко выраженном стиле, который отнюдь не подходит для всех контекстов, с которыми мне приходилось встречаться в работе консультанта.

Прежде всего нужно отметить, что десять лет назад любую мысль для принятия по ней решений начальством нужно было оформлять в виде "пары страниц текста" (обратите внимание на жесткое ограничение по объему! Ресурс внимания начальства ограничен!). Пять лет назад с равной вероятностью нужно было писать презентацию или ту самую пару страниц текста. За последний год у меня просили "пару страниц" только пару раз. Все остальное -- или уж толстый полноценный текст, или презентация.

В разных компаниях мне встречались разные корпоративные культуры использования презентаций.

1. Все так, как описывает kapterev -- устный рассказ со слайдовыми иллюстрациями, с целью что- то объяснить тем, для кого эта презентация делается. Иллюстрации не имеют особого смысла без приложенного к ним рассказа. Некоторые фирмы даже это сообразили, и в вебинарах фирмы www.bentley.com есть видео рассказа докладчика, и видео смены слайдов -- причем выцарапать эти слайды (или хотя бы управлять их показом незвисимо от того, что говорит докладчик) нельзя, тебя заставляют воспринимать только комплекс из видео докладчика+аудио+слайд.

2. "Две страницы текста", написанные крупным шрифтом на разных слайдах. Используется для того, чтобы "две страницы текста" не были прочитаны по диагонали, а для гарантии восприятия читателем разных мыслей, которые авторы пытались в эти две страницы запихнуть. Похоже на использование "стихов лесенкой" для выделения слов, только тут отдельными слайдами выделяются отдельные предложения. Устного рассказа по таким презентациям вообще не делается, такие тексты только пересылаются по почте или распечатываются начальству "для обсуждения".

3. Отчетный "слайдомент". Используется большими консалтинговыми компаниями, в слайдах почти нет картинок, слайдов полсотни, полнотекстовые формулировки оттачиваются до вида чистого сока мысли. В электронном виде почти не существует, передается клиенту на бумаге, подшивается в отчетах (а сам отчет о работе состоит из презентационных слайдов -- "просто текста" в отчетах практически нет. Типа "у нас тут были мысли, мы их презентовали, просим принять эти результаты работы as is"). Рассказ (занимает день или даже два) обставляется
торжественно. Осмысленно для чтения долгими зимними вечерами.

4. Презентация как факт достижения договоренности. В одном из крупнейших холдингов факт презентации означал, что готовившие ее люди договорились. Презентация фиксировала содержание договорки, факт ее достижения, а собственно презентационность (рассказ об этой договорке другим людям) была абсолютно неважна. Совещания формально были посвящены "подготовке презентации", а неформально -- были переговорами по достижению договоренностей, т.е. подготовка презентаций была формой стратегического взаимопланирования.

5. Презентация как способ донести до начальника необходимую информацию для принятия решений. Эта "необходимая информация" понимается, как схема (карта), в терминах которой можно формулировать много-много разных решений. Идеальная презентация такого сорта -- один слайд с этой схемой, и далее "презентация" как рассказ-объяснение плавно перетекает в обсуждение и принятие решения. Если это не один слайд, то вежливо возращается с просьбой доработать.

6. Презентация, как способ эксперта X обеспечить понимание начальника Y, который затем будет обеспечивать понимание Большого Босса Z. X часто не имеет возможности устно выступить перед Y, поэтому по почте гоняется нечто, что все больше и больше становится "слайдоментом", а не иллюстрациями к выступлению.

7. Диафильм (чаще всего -- учебный). Разъяснялка, не требующая никакого устного рассказа, но существенно использующая графические материалы (схемы, картинки и т.д.), а текст ограничивающая до "субтитров". Люди любят размещать такие "диафильмы" на сайтах в разделе "статьи и презентации". Это случай "академических комиксов", одна из форм материализации учебного курса -- предназначены для вдумчивого листания вперед-назад.

Поэтому, занимаясь презентациями, нужно четко понимать: будет ли у вас шанс рассказать историю, или эта история никого не волнует, а вся фишка в самом процессе подготовке, или это просто такая комиксовая форма подачи "двух страниц текста" по электронной почте, или же вы столкнулись с еще каким нестандартным случаем использования слова "презентация" или способом употребления файла в формате .ppt

А теперь предложение к kapterev: сделай MindMap "Смерть через MindMap", ибо уже назрело. Мы все чаще и чаще в разных организациях встречаем использование MindMap в качестве инструмента для самых разных целей (в том числе и проведения презентаций). Последнее, что от нас потребовал заказчик, так это упаковать майндмэп в слайд .ppt -- да, вместе со сворачиванием/разворачиванием веток (моделируется последовательностью слайдов, изображающих стилизованный майндмэп в разных степенях его раскрытия).

А сами мы в TechInvestLab скоро будем вынуждены сделать "Смерть через голдратовские деревья", в формате Flying Logic, конечно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments