1. Просвещение -- это попытка вбить в головы как можно большего числа людей специально отобранное знание (сравнивать тут нужно с пропагандой, кратко: "просвещение --это пропаганда идей"). Все словари в определении просвещения подчеркивают аспект распространения знаний. Тут нужно еще определить знания, но этого мы делать не будем и лишь укажем линейку, на которой эти знания занимают свое шестое место (http://old.circle.ru/archive/gp84a2.html):
1)"факты", называемые также "единицами эмпирического материала"; 2) "средства выражения" (весьма условное название, используемое из-за отсутствия другого, более подходящего), среди которых окажутся "языки" разного типа (описываемые в методологии и логике), оперативные системы математики, системы понятий, заимствованные из других наук или созданные специально в качестве средств в рамках этой же науки, представления и понятия из общей методологии и т.п.; 3) методические предписания или системы методик, фиксирующие процедуры научно-исследовательской работы; 4) онтологические схемы, изображающие идеальную действительность изучения; 5) модели, репрезентирующие частные объекты исследования; 6) знания, объединяемые в систему теории; 7) проблемы; 8) задачи научного исследования.Я лично предпочитаю считать, что просвещение связано с засовыванием в головы максимального количества людей лучших на сегодняшний день мыслительных паттернов (в более ранних постингах я называл их "мощными идеями").
2. Просвещение (овладение полнотой форм) существенно зависит от времени. Образованный человек -- это человек, овладевший полнотой форм и полной сознательностью (подробнее -- "пост "внутреннее устройство просветленки", http://community.livejournal.com/openmeta/184041.html). В отличие от образования (=просвещение+тренинг состояний -- "взятие ответственности за карму"), в просвещении уделяется внимание распространению внешнего (форм, паттернов, структур -- отчуждаемого означкованного знания, важны знаки, схемы), а не внутреннего (психофизиологических состояний, важных для обеспечения мыслительного процесса, поддержания внимания, концентрации на предмете размышления и т.д.).
Просвещенный средневековый человек знал, что земля -- плоская, непросвещенный не задавался этим вопросом вообще.
Просвещенный Будда не знал, что такое джип (и не задавался этим вопросом вообще).
Полнота форм сейчас стремительно увеличивается (техническая сингулярность -- http://ailev.livejournal.com/506960.html, особенно с учетом волизма, признанием того, что люди сами не знают, чего хотят). Поэтому просветиться в детстве и юношестве, а затем успокоиться на этом уже не удается. "Просвещенный человек умеет писать перьевой ручкой" учили меня в школе, "умеет пользоваться логарифмической линейкой" и т.д. -- ну, и где эти непременные атрибуты былой просвещенности? Впору называть просвещенных всего двадцать лет назад людей "дремучими невеждами".
Нужно особо подчеркнуть, что от "засилья эзотеризма" не удастся избавиться. Один мой знакомый просветитель (его курсы сейчас проходят до 250 тысяч человек в год) категорически против астрологии и прочей религии, не возражает против торсионных полей (потому как ничего о них не слышал, а звучит "очень физически"), и с радостью будет учить истории по Фоменко, ибо Фоменко давно знает лично и очень уважает.
3. Примеры того, чему я бы просвещал работающих взрослых сегодня (я это все называю вслед за Alan Kay "мощные идеи", и вообще -- см. http://ailev.livejournal.com/500732.html):
а) планирование коллективной работы (знания, стоящие за графиками на слайде 47 презентации http://www.techinvestlab.ru/201527)
б) современные воззрения на экономику и общество (но тут помним про судьбу проекта Г.Лебедева-Г.Сапова)
в) подход маржинализма к определению выгоды
г) понятие конфликта интересов
4. Каналы просвещения (т.е. нацеленные на миллионы людей) и связанные с ними типы бизнеса/благотворительности необычайно разнообразны:
-- OLPC
-- Nickelodeon (например, серия Dora The Explorer), Discovery Channel и National Geographics (engineering), фирмочка www.thinktank-films.com (reality based television)
-- Second Life и education, виртуальные миры, http://www.mmlab.ru/
-- издательство "Просвещение" и прочие бумажные издательства
-- BrainSmartz (http://www.brainbenchmark.com/)
-- www.intuit.ru (электронно-бумажно-традиционная модель)
-- торрент-сети и библиотеки
-- государственная система образования
-- социальные сети Web 2.0
5. Для бизнес-анализа просвещенческих проектов вполне можно применить общую схему для образовательных проектов (описана в http://ailev.livejournal.com/529745.html).
6. Итого: современный просвещенческий проект
а) отнюдь не ограничивается детишками
б) всегда мультимедиа (телевизионный или интернет), с добавкой торговли дорогими сувенирами (к числу которых можно отнести и книги, пока они не стали электронными).
в) инвестиционный потенциал, разнообразие форм и бизнес-моделей не меньшее, чем у любых других бизнесов.