Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Еще раз про коучинг.

Собственно, про коучинг я уже один раз писал.

Но широкие консалтерские массы не в курсе, что делают их коллеги-консалтеры, поэтому по просьбам трудящихся на тему коучинга еще раз.

Коучинг (искать в Гугле “business coaching”) – это «современный тренд» в маркетинге (тут появляются многочисленные голоса «нет, тут ставятся другие задачи! И специалисты другие!», но мы этим голосам только многозначительно улыбаемся, ибо уже поплавали по этим двусмысленным водам "маркетинговая разница -- сущностная разница") услуг тренинга по персональному развитию или услуг в развитию коучингового стиля лидерства на производстве. Сейчас оба этих направления в коучинге нещадно путаются: причем путаются часто сознательно – успешный персональный коучинг для руководителя-лидера затем переходит в обучение его коучинговому стилю руководства, а затем переходит в обучение всех его подчиненных среднего звена коучинговому стилю руководства. Вот такой контрактный «паровозик».

Коучинг не берет на себя ответственности за решение производственных задачи организации (и этим отмазывается от консалтинга) и снятие эмоциональных проблем своих подопечных (и этим отмазывается от психологии). Остаются лишь душещипательные беседы «о смысле жизни», обычно сессии по 35-40 минут, где коуч в основном задает «правильные вопросы». Ассоциация коучинга отмечает, что она пытается найти баланс между необходимостью гарантировать какую-то стандартизацию коучинга "для целей поддержания высоких стандартов" (читай: для сертификациии и образования профгильдии средневекового типа, с соответствующими уродливостями борьбы с конкуренцией), и необходимостью стимулировать инновации и развитие. Как именно происходит поиск этого трудного баланса, Ассоциация, насчитывающая уже примерно 25 тысяч сертифицированных коучей, не рассказывает.

Коучинг в варианте стиля руководства мне лично интересен, как продолжение линии на организацию внутрикорпоративных рынков (обеспечение стиля руководства, кореллирующего с внедрением трансфертного ценообразования для независимых юнитов, поощрение «корпоративных предпринимателей» и т.д.). Это обсуждалось давно и плодотворно даже без слова «коучинг» (например, в 1987 году я прочел статью о лидерстве в «сетевых» управленческих структурах, где упоминалась и компьютерная сеть V-Net корпорации IBM как пример сети, в которой могут «прорастать» менеджеры такого нового типа. Именно с этой публикации я был сильно заинтригован влиянием компьютерных сетей на проблемы организационного дизайна и стиля управления – и именно поиски выходов на V-Net привели меня к интернету еще зимой 1991 года).
Коучинг как фасилитация личностного роста и помощь в планировании персонального развития давно является частью работы с первыми (да и вторыми) лицами в крупных консалтинговых проектах. Раньше это только коучингом не называли, да сертификаты не предъявляли. Но мы же не про маркетинг ;)

Конечно, коучи не стоят на месте, и нужно заметить, что в их рядах множество нэлперов и прочих, которые постоянно развивают методы помощи людям в решении их проблем. Поэтому нельзя отрицать, что коучи вполне полезны (особенно их клиентам). Но не нужно преувеличивать "самость" коучинга. Нужно только похвалить за сообразительность в области маркетинга: их маркетинговые сообщения точнь прицелены в потребности самой платежеспособной части населения: богатых и успешных, которым отчего-то неймется.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments