Статья 2003г. А.Нечипоренко "На рубеже знаниевых технологий" (он сам из новосибирской www.noolab.ru), в которой очень заковыристым СМД-сленгом излагаются мысли, сходные с моими, в том числе о том, почему ничего хорошего и прорывного по сравнению с тем, что уже есть сейчас из knowledge management и web 2.0 не выйдет -- тут (спасибо Максиму Отставному, указавшему мне на этот текст. Нужно бы как-то с Нечипоренко связаться, побеседовать -- если отвлечься от его кошмарного СМД-сленга, то похоже, что в этом месте интересные идеи живут и правильная интуиция).
Русскоязычное руководство пользователя среды Scratch, написанный from scratch (т.е. "с нуля", т.е. не перевод) y_pat -- http://weblogs.media.mit.edu/llk/scratch/archives/scratch-rus.DOC. "Скретч разрабатывался как новая учебная среда для обучения школьников программированию и позиционировался авторами как альтернатива культуре PhotoShop". Кстати, указана целевая аудитория: подростки 10-16 лет в рамках внешкольного образования.
Оценки (вполне положительные) Scratch как "разогревающего языка" для вузовского обучения программированию (перед Java) на базе опыта такого использования: http://www.eecs.harvard.edu/~malan/publications/fp079-malan.pdf
Опыт поддержки Squeak как опенсорс-проекта и заметки по эволюции системы: http://www.iam.unibe.ch/~scg/Archive/Papers/Denk06bErcimEvolutionSqueak.pdf
Еще один перевод y_pat -- текст Алана Кея "Истоки Squeak": http://pat.iatp.ru/cgi/htconvert.pl?key
Свободные книжки по Smalltalk -- http://www.iam.unibe.ch/~ducasse/FreeBooks.html
Периодическая таблица методов методов визуализации: http://www.visual-literacy.org/pages/documents.htm, http://www.visual-literacy.org/periodic_table/periodic_table.html, http://dsa2006.blogspot.com/2007/02/periodic-table-of-visualisations.html. Визуализация данных, информации, концептов, стратегий, метафор, сложных объектов. Водить мышкой по таблице, смотреть на всплывающие поп-апы и долго думать.
Самый крутой текст про образование и Web 3.D (2 марта 2007г., в Cool Cat Teacher Blog) -- http://coolcatteacher.blogspot.com/2007/03/frontier-of-education-web-3d.html, в том числе оценивается (как не слишком большая) готовность Second Life к немедленному проведению классов в промышленном масштабе.
Production and Operations Management Society -- http://www.poms.org/
Сайт российского общества системной динамики -- http://sdrus.org.ru/
Похоже, что Django сейчас лидер среди систем веб-разработки для CRUD-приложений (раньше это были Zope, Drupal etc.) -- http://www.djangoproject.com/ (осторожно, Python!).
Метамоделлер предметной области Magritte -- http://www.lukas-renggli.ch/smalltalk/magritte, читать о нем (и о Pier) тут: http://www.iam.unibe.ch/~scg/Archive/Diploma/Reng06a.pdf (как я понимаю, нужно описать предметную область, а веб-CRUD-приложение затем строится для нее автоматически). Особенность в том, что описание предметной области может менять пользователь. Но нужно еще в этом поразбираться. У разработчика интересный блог: http://www.lukas-renggli.ch/blog
Моя статья "как сделать модель полезной пользователю" -- http://text.marsu.ru/ECONOMY/fin_soc/l_libsb3_3-5.html (оригинал где-то в Либертариуме, но Яндекс на слово "понятизация" принес эту ссылку одной из первых). Писал я ее году в 1989, а опубликовал в 1994.
Концептуальное моделирование -- http://www.google.com/search?q=conceptual+modelling (это, конечно, не ссылка. Это чтобы не забыть про существование -- до апреля месяца, когда я к этому вернусь :)