Мы хотим помочь детям развить реальную беглость (fluency) во многих областях образования, включая мышление, математику и науки. Каждый из этих предметов не поддается "естественному обучению" (как учатся ходить и говорить). Довольно много времени и энергии нужно потратить, чтобы получить беглость выше пороговой. Тут интересное сходство с искусством, музыкой и спортом, для каждого из них также требуется довольно много времени и энергии, чтобы получить беглость. Эти искусства могли бы называться "тяжелое развлечение" (hard fun). Математики и ученые знают, что они занимаются искусством, равно как тяжелым развлечением. "Мышление" это более высокая категория, чем "просто" математика, наука и искусства. Оно представляет синтез интуитивного и аналитического подходов к пониманию мира и поведения в нем.Средства достижения целей тоже весьма достойны: изобретать (в четырех областях: 1. учительство и ученичество мощным идеям, 2. содержание мощных идей, 3. пользовательские интерфейсы, которые помогают обучению и деланию, 4. изобретение фундаментальных новых компьютерных технологий) и строить все, что изобретено, заботясь о максимальной юзабилити.
Но мне кажется, что есть еще некоторое количество областей, где "естественного обучения" до уровня беглости мышления не происходит, или происходит обучение народным суевериям. Это организация деятельности в целом и операционный менеджмент в частности, обществоведение в разных его ипостасях (от понимания того, что такое государство до знания экономики и права). Понятно, что у Viewpoints Research Institute до этого руки никогда не дойдут. А я пытаюсь этим заниматься, исходя из собственных установок по отношению к жизни, очень близких к установкам людей из VPRI (тут нужно заметить, что я довольно большой период своей жизни плотно занимался примерно тем же самым -- образованием в области информатики в группе "Аттик" мехмата МГУ). Так что хорошо, что я нашел VPRI: я просто буду использовать их идеи и инструментальные среды в работе по Школе (как уточняет Бебчук -- Лиге Школ, ибо каждый предмет подразумевает свою Школу) государственного управления (учебный план -- http://ailev.livejournal.com/456065.html, курс по операционному менеджменту -- http://ailev.livejournal.com/461813.html).
Постараюсь теперь пояснить на примере, что я задумал в своем эксперименте по операционному менеджменту: сделать систему, которая для случая операционного менеджмента будет аналогична той системе, которую хочет сделать VPRI в области компьютинга (http://vpri.org/pdf/NSFproposal.pdf):
Наболее начальное обучение программированию делается немасштабируемым путем, в чем-то эквивалентным сколачиванию из досок гвоздями собачьей будки. То, что изучено, не машстабируется в пять раз, и уж подавно в сто с лишним раз. Даже более критично то, что чем более глубокая подобная математической природа наиболее мощных идей в компьтинге плохо описана и изучается по бумагам: даже если эти бумаги читаются, это трудная форма для обучения и понимания. Мы думаем, что делая хорошо спроектированную систему, которая также имеет инструменты для собственного изучения, понимания и изменения, может иметь огромное позитивное влияние на многие области компьютинга. Она может представлять пример и тип "системы как программы учебного курса" для изучения многих важных мощных идей, особенно для подростков, университетских студентов и в третьем мире, где есть буквально миллиарды потенциальных пользователей компьютеров и авторов, которые смогут использовать более простой и сильный подход к персональному компьютингу и объяснениям".Заменить в этом "персональный компьютинг" и "программирование" на "операционный менеджмент" (который на сегодня во все более существенных аспектах опирается на IT), и вы получите идею ПраксОС.
Да, ПраксОС должна быть не только системой поддержки операционной деятельности, но и системой, позволяющей изучать и понимать себя, учебной системой курса операционного менеджмента (организации операций). Это задает совершенно другие ориентиры для ее создания, нежели были у авторов той же JIRA или Confluence, и дает надежду на масштабируемость полученного в процессе обучения операционному менеджменту знания.
А если учесть мою идею о том, что программирование деятельности людей-исполнителей (организация сотрудничества) и ревизия компьютерного программирования существенно связаны между собой, то в основу и того и другого лучше бы положить один и тот же набор идей и концептов, одни и те же интерфейсы. Это сэкономит кучу времени и даст инфраструктурную возможность повторного использования "мощных идей".
Поэтому Squeak.