Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Архитекторы -- ответ moedusa

Ответ moedusa на его реплику в дискуссии про "информационное пространство" и "информационную архитектуру" (просто не поместилось в 4К, поэтому пишу прямо в свою ленту).

Вот-вот -- Веман также из строительных архитекторов, провел для них 17 курсов по применению компьютеров в строительно-архитектурном деле. И далее потащил свой багаж 1995-1997 годов (помните, как в это время загнулся всемирный "поиск метафоры" в веб-интерфейсе? загнулся вместе со всеми надеждами на применимость в интерфейсах 3D и поддержкой VRML и всеми в него инвестициями) в наше время, окопавшись на благодатном поле -- архитекторах и дизайнерах. Впрочем, вот кусочек из Вемана, из которого многое понятно:

Since the architecture of the digital realm is made out of information, instead of stone, plaster, wood or metal, there is actually no need for metaphors from the physical world as is often seen in "virtual campuses"1. Such simulations slow down the work process with needless information, distract from the main issue at hand and occupy valuable screen space. A well-described example can be found in Tufteís comparison of the design of two electronic guides to museums. He states that "In an architecture of content the information becomes the interface." (Tufte, 1997:146) To discover the issues this information architecture will have to focus on, it helps to think about situations where people have to work efficiently with information; i.e.: the daily experience of brokers, journalists, lawyers, insurance specialists, sales personnel, CEOs, researchers, or architects. It is interesting to note that "virtual malls or shops" rarely use metaphorical simulations. Maybe it is just pragmatic design, because images and 3D models take too much time to download and too much computing power to display. These examples also prove that comprehensive indices and search functions succeed in helping clients to find products they will buy. The Amazon Online Bookstore (http://www.amazon.com) is a perfect example to illustrate this aspect. It does not look like a physical bookstore but "takes advantage of the new platform and the new tools to change shopping itself" (Bayers, 1999). Moreover, in 5 years it grew to a 22.1 billion-dollar enterprise.

То есть парень работает со строителями-каменщиками и для строителей-бетонщиков, и страшно защищает свою специфику "экранного пространства" (то бишь _визуального_ пространства). Я же предпочитаю начинать с того места, на котором этот парень останавливается:

1) Представления действительности в "ментальной реальности" (едва удержался, чтобы не написать "ментальном пространстве" ;) -- то есть мысленных (воображаемых, галлюцинируемых) визуализациях, ощущениях, звуках, запахах и вкусах -- весьма разнятся от человека к человеку. Другое дело, что эту визуализацию можно использовать (например, "время" часто репрезентуется как некоторая линия внутри головы, на которую, как на шампур в шашлыке, нанизаны визуальные образы из разных моментов времени. А еще они кодируются "субмодальностями" -- размытостью, цветностью (hue, saturation etc.), зернистостью и т.д. Можно это использовать и для построения интерфейсов -- но для надежного "стыка" можно либо поменять репрезентацию в голове -- и это часто делается с изменением поведения человека! -- либо поменять репрезентацию на экране, чтобы она более более походила на то, что происходит в голове. А то что происходит в голове -- в каждой голове разное. Поэтому: для каждого человека должен быть "свой" интерфейс. Так сказать, mass customisation в приложении к архитектуре (создании целостного интерфейса из его частей).

2) Конечно, веб-интерфейс ничем не отличается от интерфейса просто программы. Вебсайт -- это просто программа (у меня этот тезис проводился во множестве моих статей, ссылки приводить лень, но эти статьи все в Сети есть. Вообще, я в последние пару лет высказывался и по поводу веб-дизайна тоже -- в основном призывая не путать достижение художественной красоты с юзабилити).

3) Вообще, архитектура программных интерфейсов -- это очень большая тема. Для этого нужно обсудить само понятие интерфейса (не как пространства -- интерфейс как пространство дает повод только для словоблудия), визуально-кинестетического (экранно-клавиатурно-мышкиного, аудиальное вычеркиваем, чтобы не отвлекать соседей ;) представления интерфейсов, что такое человеческая деятельность (то есть что именно пытается человек делать с этим интерфейсом), связь интерфейса и соответствующей виртуальной машины (то есть понимание, что человек, работая с интерфейсом выполняет команды какой-то виртуальной машины) и т.д. и т.п. -- тема практически неисчерпаема.

4) Я когда-то этим всем подробно занимался -- вплоть до общения со строительными архитекторами. Но меня строительные архитекторы больше интересовали с точки зрения процессов их творческой работы, а не применяемых ими теорий "визуального расположения объектов в пространстве, причем с учетом отношений" (вот же словоблудие ;) Так, у меня была гипотеза, что шедевры Гауди повторить сложно, потому что он проектировал не так, как это делали "повторятели". И точно: оказалось, он вовсю применял быстрое прототипирование и очень мало чертил, предпочитая прямо на месте показывать строителям, какого диаметра нужно делать круговую лестницу, и разрушая уже построенные башенки, если оказывалось, что они давали не те тени в какое-то важное время суток.

5) Вообще, на эту тему написано море литературы -- например, Гуголь на ""interface design" space" выдает 103 000 ссылок, а ""interface design" -space" -- 428 000 ссылок. Это показывает, что "пространственников" в мире много. Только каждый наверняка имеет ввиду под "пространством" что-то свое. Это такое местоимение типа матерных слов -- можно вставлять в пространство текста перед любой запятой, ничуть не изменяя этим пространства восприятия, не добавляя ничего в пространство смыслов и никак не влияя на пространство коммуникации (попробуйте просто вычеркнуть из этого предложения слово "пространство" -- ничего ведь в смысле не изменится! ;) Язык ведет мышление -- и он же его уводит. Мне не хочется быть уведенным...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments