Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Сколько (часов) стоит подготовить междисциплинарного мастера

Я поглядел самые разные курсы, которые готовят всяческих "мастеров" -- и понял, что один такой курс занимает в среднем 500 очных часов, которые даются блоками по 120-200 часов, между которыми проходит время, достаточное для завершения каких-то вменяемых проектов в изучаемой области. Время между блоками учету не подлежит, туда входит и чтение литературы по предмету, и собственно практика -- набегает по моим оценкам не менее, чем столько же.

Например, подготовка в России нэлперов (стандарт http://www.nlp-sibir.ru/about/standarts.php): практик ("продвинутый пользователь") -- 210 часов, мастер ("разработчик") -- 210, плюс далее тренерских 350 ("умение встраивать навык быстро и более чем одному человеку -- т.е. быть мастером в контексте группового обучения, и иметь при этом осознанную компетентность"), фактически стандартом для перехода к собственно обучению тренерству становится неоднократное прохождение мастерского курса у разных тренеров. Итого легко набегает до 1000 очных часов, плюс обязательные проекты между курсами.

Примерно такие же расклады получаются и по разным другим курсам: 500 часов на то, чтобы делать самому и еще столько же, чтобы мочь объяснить другим, что делаешь -- плюс огромное неучтенное время самостоятельной работы.

Где останавливаться? Тут нужно обязательно заметить, что образованный человек непременно будет выталкиваться в лидерскую/менеджерскую позицию. Это верно даже для семинарий (http://www.carnegiefoundation.org/dynamic/downloads/file_1_303.pdf, via v_novikov):
But when asked if they had encountered any particular post-graduation challenges for which they did not feel adequately prepared, more than 80 percent of the alumni/ae responded in the affirmative. While fully appreciative of their seminary experiences, many felt underprepared for the leadership and management roles into which they were quickly cast after graduation. It was not surprising that often-cited concerns surrounded administration, management, and finance.
А в курсе management нашим выпускникам быстро объяснят, что им часто придется "встраивать навык быстро и более чем одному человеку -- т.е. быть мастером в контексте группового обучения, и иметь при этом осознанную компетентность. То есть учить лучше бы сразу до уровня "тренера", который на мой взгляд от "мастера" отличается тем, что может внятно рассказать о том, что он делает (а для этого он должен несколько человек научить -- "объяснил сто раз, и даже сам понял!"), а для этого он должен не только уметь "делать как мастер", но и знать теорию и не путаться в концептах.

Примерно такие же расклады получаются и по другим курсам.

Теперь приравняем "курс мастера" к mindset (то есть считаем, что у обычный профессиональный курс ставит один тип профессионального мышления и связанную с ним профессиональную этику) -- и получим, что двухлетняя "междисциплинарная" магистерская программа на 4500 часов как раз тянет примерно на пять mindset, при условии, что а) тренерская часть может быть существенно сокращена за счет ее повторяемости, б) совершенно непонятно, откуда брать время на получение опыта между образовательными ступеньками -- а без этого опыта обучение на высших ступеньках будет только тратой времени ("никогда до, всегда после!"). То есть укладываемся (времени очного обучения должно хватать) и одновременно не укладываемся (общее время обучения при таком подходе -- отнюдь не два года, если учесть необходимость практики) в традиционные мерки.

Это я все думаю про то, как переделывать учебную программу из http://ailev.livejournal.com/444447.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments