Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Школа-2

Есть у меня тексты, которые нигде не опубликованы. Наверное, нужно их "публиковать" в ЖЖ. Что я и сделаю (с некоторыми купюрами) с текстом о Школе-2 -- проектом, который имеет шанс никогда не быть реализованным. Я считаю, что финансово это проект в лучшем случае выйдет на окупаемость, а прибыли от него не будет никакой -- поэтому ни от кого не ожидаю настоящей (финансовой ;) заинтересованности в его выполнении. Мне этот проект дорог списком перечисляемых в нем дисциплин (впрочем, текст когда-то писался в совсем других целях, поэтому список дисциплин скомкан и отодвинут в конец).



Потребности:
Учредителей: Общее место: зарабатывание денег.

Потребителей: Всегда есть мечта: вернуться в детство, и прожить кусочек жизни сначала – при этом оставив при себе тот опыт, который уже имеется на момент этого возвращения. Пойти, например, в школу, и получить общее образование по тем предметам, которые действительно важны в жизни – и не на уровне семилетних, а на уровне современных взрослых с высшим образованием. На сегодня у многих взрослых есть потребность иметь общее образование, соответствующее реалиям сегодняшнего свободного экономически и ментально обществу.

Современная система образования дала нынешним взрослым уже в момент окончания их учебы далеко не современные знания. Как минимум, хорошее образование подразумевает получение знаний по современным (на текущий момент, а не на момент окончания учебного заведения) научным парадигмам, большинство из которых совсем не отражено не только в прошлых, но и в нынешних школьных и вузовских курсах. Жизнь оказалась устроенной так, что наиболее востребуемые знания об окружающем мире и себе самом вообще не входят в число образовательных предметов школ и вузов даже сегодня. В итоге якобы хорошо образованные взрослые люди лишены возможности использовать лучшие из имеющихся на сегодня моделей мира – даже если они пройдут курс обучения в имеющихся на сегодняшний день образовательных учреждениях. Возникает потребность в коротких курсах, ликвидирующих отставание в образовании (базовых парадигмах, в которых думает человек о мире) – а не коротких тренингах по отдельным профессиям. Как написано в книге Ричарда Фарсона «Менеджмент абсурда»: «Менеджеров невозможно учить, но можно образовывать».

Решение: создается самофинансируемая образовательная организация, содержание образования которой основано на современных научных идеях об устройстве мира. Сообщество «однокашников» этой организации составит дружную команду, а повышение их квалификации в ходе образования даст достаточный толчок в их карьере. Сами учащиеся будут удовлетворены ростом адекватности и современности своего понимания мира.

Предполагается, что диплом об окончании курса будет престижен.

Процесс образования будет состоять из двух компонент:

  • Дистантное образование по некоторым выделенным курсам;

  • Очные мероприятия-тренинги активного типа, на которых происходит как актуализация «книжного знания», полученного на этапе дистантного обучения, так и формирование сообщества.

Название: Рабочее название – Школа-2 (Академия свободы). Школа 2 – это точное отражение того, что дает новое учебное заведение: общее образование на другом (втором) уровне. «Академия» обычно означает учебное заведение для повышения квалификации взрослых. «Свобода» -- это обеспечение для учащихся таких моделей мира, в которых они могли бы обеспечивать свою свободу наилучшим образом. Свобода при этом понимается как свобода ставить собственные цели и достигать их при минимальном числе необходимых ограничений на средства достижения целей.

Финансы: фактически, можно потребовать, чтобы цена образования была не меньше, чем цена университетского образования – ибо от предлагаемых программ у учащихся ожидается значительное повышение качества понимания мира.

Маркетинг: самое правильное – это нахождение людей, которые заинтересованы в продолжении собственного образования. Менее правильное – заинтересовывание знакомых начальников больших организаций в образовании их подчиненных среднего звена, причем целыми группами. Для начала сойдет любой способ (нельзя забывать, что и гимназическое, и лицейское образование тоже начиналось с постановки нежелающих учиться в угол коленками на горох, но потом желание учиться вполне может прорезаться – это уже зависит от учебной программы и учителей).

Вполне можно использовать для маркетинга саму учебную работу: на пике эйфории от усвоения нового материала и вовлеченности в студенческую коммуникацию можно организовывать контрольные работы, например, по маркетингу (коммуникации и т.д.) путем привлечения «планового» количества новых студентов каждым из обучающихся.

Alumni: для выпускников ведутся специальные программы по формированию сообщества – их знакомят с новинками учебных курсов, поощряют их встречи как между собой, так и с новыми студентами, преподавателями, мотивируют продолжить образование, спонсировать Академию свободы, привлекать новых учеников и преподавателей.

Вебсайт, кафе-клуб, вечеринки, сувениры (например, фирменный галстук и значок) – материальная инфраструктура поддерживает формирование сообщества выпускников.

Учебные программы: критическим в данном проекте является отбор учебных программ. Именно разница содержания (и в чуть меньшей степени – разница формы подачи) этих программ от программ, предлагаемых другими учебными заведениями и составит суть данного учреждения. Предполагается, что учебная программа будет включать следующие разделы:

  • Праксеология (учение о человеческой деятельности): экономика, политика (австрийская школа экономики, вирджинская школа общественного выбора).

  • Гуманитарные технологии: моделирование субъективного состояния людей и их коммуникации(персональные аспекты -- НЛП, массовые аспекты -- меметика), выход на практики «публики» (реклама, маркетинг, паблик рилейшнз, пропаганда, выборы), практики персональные (управление собственным состоянием, техники личностного роста, техники быстрого обучения) и коммуникативные (личные продажи, проведение презентаций, переговоры и т.д.).

  • Менеджмент: современные технологии управления проектами и организации производства (экстремальное выполнение работ, управление знаниями и т.д.).

  • Корпоративные финансы – общие вопросы организации финансирования, планирования инвестиций, финансовая математика и т.д.

  • Информатика – как теория (алгоритмическое мышление), так и современные технологические практики (компьютеры, телефоны, интернет, слепая печать и т.д.)

  • Современная культура: стили (например, современные музыкальные стили, стили современной литературы, что пришло после постмодерна и т.д.).

  • Музицирование, как средство развития интеллекта (курс «скрипка Эйнштейна»).

Понятно, что глубина образования по каждому из разделов может быть любой, поэтому проще называть эти разделы факультетами или школами, и считать, что эти факультеты/школы/колледжи практически независимы. А образование в итоге получается по университетскому типу: студенты могут центрироваться на курсах одного из факультетов, но также получать курсы других факультетов. Тем не менее, курсы вполне могут быть связаны (даже должны быть связаны – но, скорее, во «втором поколении» преподавателей, ибо преподаватели первого поколения вряд ли смогут увязать все эти курсы между собой).

Преподаватели: идеальная схема – когда преподаватель представляет собой профессионального коммуникатора, владеющего техниками быстрого образования, а еще профессионально знающего предмет. Менее идеальная схема – берется профессионал в предметной области, и ему дается дополнительное образование в области преподавания. Еще менее идеальная (но теоретически вполне возможная) схема – образование ведется профессионалами в своей предметной области, но кроме учеников и преподавателя в процессе участвует фасилитатор, устраняющий коммуникационные и мотивационные проблемы, возникающие у учеников и преподавателя.

Трудности:

  • Финансовые: может банально не хватить денег на организацию хорошего коллектива преподавателей, разработку курсов, маркетинг и т.д. Затем может быть очень трудно организовать прибыльное проведение курсов (хорошее образование почему-то получается всегда затратным, может быть за счет обязательного сосуществования рядом с исследовательскими работами).

  • Праксеологи и гуманитарные технологи (как пример) терпеть не могут друг друга. Трудно будет создать сплоченный коллектив, в котором будут преподаватели разных факультетов. Единственный шанс – использовать не название «кафедры», а «факультеты» или «школы».

  • Лучше всего преподавать с использованием гуманитарных технологий как технологий эффективного образования, но преподаватели других факультетов будут избегать их использования. Так, невозможно заставить праксеологов использовать технологии быстрого обучения НЛП. Проще принудительно (введя предварительные «курсы техник быстрого обучения» обучить студентов техникам быстрого усвоения материала, а уже потом выпускать их на других преподавателей...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments