Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Школа реформаторов -- 2007

По традиции, в первые дни Нового Года я поднимаю тему "правильного образования" для взрослых. В частности, тему образования реформаторов -- той молодой шпаны, которая сотрет нынешних "ставших всем" с лица земли.



1. Образование чиновников реформаторов не должно быть слишком разделено на независимые "функциональные" дисциплины: карьера современного реформатора не ограничивается изменениями только в одном секторе госуправления и не связана с отличным знанием только одного предмета -- будь то экономика или право, организация образования или пенсионная система (для MBA этот аспект см., например, http://organizationsandmarkets.com/2006/12/28/yales-new-mba-curriculum-perspectives-not-functions/#more-551 и тамошнюю дискуссию -- это, похоже, уже тренд). Важно также заметить, что значительная (больше половины) часть предлагаемого образования неспецифична для госслужащих: это образование "хорошо информированного гражданина", образование человека, умеющего работать с людьми и принимать решения. Это продолжение образовательной традиции университетов: даются не столько непосредственно применимые на рабочем месте знания, сколько прививается дисциплина мысли и умение добыть и использовать нужную для дела информацию, в том числе в условиях групповой работы.

2. Нет попытки создать содержательный аналог MPA: зарубежные программы MPA и их эквиваленты полностью непригодны для российских культурных и государственных реалий. Берутся оригинальные курсы на базе лучших зарубежных и отечественных школ по "интегральным" предметам (а не функциям госуправления -- подход сознательно не функциональный, см. пункт 1). Тем не менее, можно считать, что "уровень подготовки" (но не содержание) примерно соответствует MPA (минус подготовка для работы в благотворительных организациях).
Акцент делается не на знание отдельных функций госуправления, а на стратегические аспекты деятельности госслужащих (для MPA это аналогично Executive MBA в различении, проводимом http://www.ibs-m.ru/about/about_press/about_press_2005/list171.html). Замены дисциплин (системы "кредитов" и множества отдельных курсов) не будет. С другой стороны, возможна опциональная специализация на отдельных функциях, характерных для конкретных типов государственных институтов -- министерств, служб, агентств.

3. Используется подход "никогда до, всегда после", что означает необходимость изучения каких-то теоретических вопросов после проходящей проблематизации (пока у тебя нет проблем, тебе не нужны теории. Поэтому их зубрят и затем забывают). Проблематизацию обеспечивает необходимость разбора кейсов. Основной метод образования -- это разбор "сквозных" реформаторских задач (кейсов). Для возможности этого разбора (моделирования кейсов) как раз и вводится теоретический аппарат всех дисциплин. Это означает, что каждая "учебная реформа" рассматривается со стороны экономических оснований, правовых, политических, организационных и т.д. Выбор кейсов предполагается из текущей повестки дня -- буквально с первых полос газет. Именно состав кейсов и возможность их обсуждения с преподавателями и консультантами и составляет значительную часть получаемой специализации в государственном управлении. Форма образования при этом предполагается дистантная, но с обязательной групповой работой - с использованием современных интернет-технологий дистантного образования.

4. Продуктивна аналогия между реформированием и производством софта (http://ailev.livejournal.com/330251.html). Программа реформ -- это именно что программа, а программа -- это "цикл непрерывных улучшений -- от версии к версии". Поэтому основной упор делается на обеспечение работы над программами реформ.

5. Студент тут -- это выпускник Школы, т.е. имеет представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо (а не уведомлен о том, "что в жизни бывает") и куда нужно двигаться дальше: он продолжает культурные традиции преподавателей, приобщен к их ценностям.

6. Набор предметов, которые предлагается для изучения (развитие того, что было упомянуто аккурат перед новым 2003г. http://ailev.livejournal.com/42648.html, продолжено затем в январе 2003г. в Школе-2 http://ailev.livejournal.com/44904.html, частном "Госуниверситете" июня 2004г. http://ailev.livejournal.com/192607.html, симултреке и реформах августа 2005г. http://ailev.livejournal.com/329646.html, сентябрьской 2005г. исследовательской программе "Института операционного управления и администрирования", а также еще один заход на симултрек управления реформами -- АИС УП http://ailev.livejournal.com/398953.html) плюс заход на сам предмет госуправления http://v-novikov.livejournal.com/289890.html).



Итак (без особого порядка, без заботы об ортогональности и правильных названиях, на разном уровне раскрытия содержания, строго для целей обильной критики):



UPDATED: более свежая версия в http://ailev.livejournal.com/456065.html

1. Организация деятельности.
1.1. Деятельность: организация, управление, руководство. Цели, показатели, ограничения. Цикл непрерывных улучшений. Проектное управление. Управление процессами. Управление программами, agile-методы, GTD. Организации vs институты, институты в организациях.
1.2. Моделирование и учет. Модели процессов, проектов, организаций. Организация учета.
1.3. Информационные системы поддержки деятельности (опыт использования: поддержка собственно образовательной деятельности -- на каждом курсе можно использовать новую систему, тем самым после двух курсов будет опыт использовать двух различных систем).
1.5. Human resources и talent management.

2. Рефлексия
2.1. коммуникация с собой -- общая психологическая подготовка (состояние высокой продуктивности, техники интеграции логических уровней, техники личного роста, быстрого обучения и т.д.).
2.2. коммуникативный экселленс (очный) -- групповая динамика, конфликтология и принципиальные переговоры, презентации (слайдовые, актерское мастерство и ораторское искусство), SPIN, коучинг, консалтинг, управление изменениями, team building, лидерство. "Дистантная очность" и коммуникация посредством IT (нетикет, поведение с троллями и т.д.). Игровые техники.
2.3. пиарный экселленс (заочная коммуникация). Меметика. Tipping Point. Public deliberation (общественная дискуссия). Usability и "информационная архитектура".
2.4. спиральная динамика
2.5. Мыслительные технологии: thinking processes, ТРИЗ, СМД-методология.
2.6. Философия, логика, методология.

3. Государственное управление (подробно по программе http://v-novikov.livejournal.com/289890.html):
3.1. Государство и государственное управление сегодня
Государство и власть (state and government). Государство современного типа и его упадок. Уменьшающиеся возможности государства и бизнесы, время которых теперь приходит.
Ценностные основания государственного управления – правовой, политический и менеджеристский взгляды. Что такое правовое, социальное и смешенное государство?
Нечеткая грань между государственной политикой (public policy) и государственным управлением (public administration) – выполнением политических решений.
3.2. Бюрократия и рынок в государственном управлении
Чем хороша бюрократия: правовой взгляд на явление. Бюрократия в частном секторе: Макдоналдс и аудиторы.
Другие подходы к управлению государственными и коммерческими организациями: опора на коллектив, внутренний рынок, хитроумный беспорядок («шайтан-машина»). Уместность подходов в различных контекстах.
3.3. Логика принятия решений в государстве
Динамика интервенционизма. Какова политэкономическая логика «увеличения» и «уменьшения» государства? Что меняют кризисы? Когда открываются «окна возможностей»?
Кому служит бюрократия? «Захваты регулятора».
3.4. Конституционные основы государственного управления в РФ
Конституция РФ как нормативная основа государственного управления. Чем ограничена компетенция государства? Зачем нужен позиционный конфликт в государственном управлении (разделение властей, трехзвенная структура органов исполнительной власти).
Территориальное устройство РФ (федеративные отношения, местное самоуправление, территориальная структура федеральных и региональных органов власти, разграничение полномочий).
3.5. Административное реформирование в РФ
Что такое «качество государственного управления» и как его можно увеличить?
История административного реформирования и текущее состояние административной реформы. Информационно-коммуникационные технологии и новые способы решения старых задач – повышение прозрачности, подотчетности и экономности в деятельности государства.
3.6. 1.4 "Электронная Россия" (особенности использования ИКТ в государстве -- http://www.elrussia.ru/manifest).
3.7. Реформирование policy. Требования к модели реформ (курсовая: создать и учесть модель реформ в выбранной области policy). Госстатистика.

4. Праксеология, обществознание, этика, право
4.1. научные школы в гуманитарных дисциплинах
4.2. правовая философия и юридическое мышление
4.3. экономическое мышление: австрийская экономическая школа, вирджинская школа общественного выбора, краткая характеристика других экономических школ (чикагской, социалистической, классической и институциональной)
4.4. социология и модели общества
4.5. Теория вероятностей, статистика.

5. Public policy (функции государства)
5.1. Социальный сектор: а) перераспределительные -- образование, медицина, пенсионное обеспечение, льготы и пособия; б) культурные -- наука, спорт высоких достижений, театры, музеи
5.2. Армия и ВПК
5.3. Правоохрана
5.4. Промышленная политика (в рамках Доклада http://www.prompolit.ru/91609).
5.5. Международная политика
5.6. Политика политики (партии, выборы и т.д.)

6. Навыки и общее образование
6.1. слепая печать по-русски и по-английски
6.2. Компьютерная грамотность: программирование (алгоритмическое мышление), структуры данных, "продвинутый пользователь" в Windows и Linux
6.3. Английский язык (устный и письмо: чтение будет в форме заданий по чтению литературы на других предметах)

7. Государственное управление (спецкурсы)
7.1. Федеральные министерства: процесс нормотворчества и бюджетирование -- управление госпрограммами (по плану http://ailev.livejournal.com/398953.html, чуть подробнее в http://www.elrussia.ru/72101):
7.1.1.организация офиса программы (роли оргдизайнер, управленец талантами/компетенциями, начальник IT, офис-менеджер),
7.1.1.1. создание, внедрение и поддержка организационной модели Программного офиса (подготовка и апдейты регламентов)
7.1.1.2. создание IT-инфраструктуры (АИС УП), офисной инфраструктуры и других инфраструктур.
7.1.1.3. управление талантами/компетенциями Офиса Программы
7.1.1.4. начальное целеполагание/фиксация ценностей
7.1.2. реализация Программы офисом программы (роли советников, кураторов направлений, менеджеров контрактов, поставщиков, претендентов, экспертизы и т.д.)
7.1.2.1. Управление нормами
7.1.2.2.Управление требованиями
7.1.2.3. Управление работами
7.1.2.4. Управление экспертизой
7.1.2.5. Управление продвижением
7.1.2.6. Управление знаниями
7.1.2.5. Управление ресурсами (оперативный контур -- контрактация)
7.1.2.6. Управление ресурсами (стратегический контур -- БОР, прочее выколачивание денег, официальная отчетность)
7.1.2.7 Управление мониторингом субъектов Программы (предметные модели реформируемого сектора и госстатистика).
7.1.3. деятельность субъектов Программы (подчиняющихся вводимым/убираемым реформой нормам и адресатов-бенефициаров Программы).
7.2. Федеральные службы: организация квазиполицейской и организация квазисудебной деятельности.
7.3. Федеральные агентства: управление имуществом и организация работы по запросам граждан.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 64 comments