Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Malcolm Gladwell, "The Tipping Point"

Книжка Гладвелла "The Tipping Point" (честно выкачанная из осло-Сети) -- очень хороший сборник научных баек, собранных вокруг одной сюжетной линии: незначительные причины, служащие основанием значительных социальных явлений. Tipping Point -- это обозначение точки на количественном графике какой-либо управляющей переменной, меньше которой явление угасает, а больше которой -- растет по экспоненте. Скажем, если 2% проконтактировавших людей заболевают суточным гриппом, и эпидемию пытаются стартовать 1000 человек, то при 50 проконтактировавших в день с каждым заболевшим эта тысяча человек так и будет вечной тлеющей тысячей. При 45 -- болезнь угаснет через несколько недель. При 55 -- начнется бурная эпидемия. Вот эти 50 контактов в день и будут Tipping Point: маленькие изменения вокруг этой точки приводят к большим последствиям. Изменения вокруг других точек (скажем, 35 контактов или 65 контактов) не меняют результата.

Книжка очень хорошо промывает мозги и подталкивает мысль в направлении "нужно много думать". Увы, никаких рецептов из книжки получить нельзя: все сказанное в ней хорошо известно, банально (как ни пытается Gladwell уверить в том, что это все контринтуитивно) и сводится к тому, что правильно быть здоровым и богатым, а не бедным и больным -- но с важным дополнением, что здоровье и болезнь, бедность и богатство разделяют мелкие детали, особенные в каждом конкретном случае.

Так что я бы всячески рекомендовал эту книгу ко чтению для повышения мотивации задумываться над банальными при попытках сделать широкомасштабные общественные изменения вещами: а) до кого дойдет ваше сообщение через выбранные вами каналы, б) с чего бы это ваше сообщение запомнилось людям, в) что в окружающем мире будет помогать, а что мешать действию вашего сообщения. Или а) люди в коммуникации -- это наше всё, б) содержание и его упаковка крайне важны, в) контекст критичен. Книжка же показывает, что время от времени размышления над этими а), б) и в) приносят плоды. И это знание, безусловно, вдохновляет -- хотя и оставляет тебя полностью безоружным в твоей конкретной ситуации.

Сами байки я советую воспринимать с некоторой критичностью: Gladwell себя позиционирует как журналист-популяризатор чужих исследований, а эти исследования часто промахиваются. Так, в книжке Blink (увы, в осло-Сети есть только ее аудиовариант) рассказывается про интуитивно бОльшую симпатичность высоких людей, почему у них в среднем бОльшие зарплаты. А сейчас появились более простые объяснения: высокие люди оказались просто... умнее (http://ruconomics.com/2006/08/28/vyisokie-lyudi-umnee/, http://papers.nber.org/papers/w12466). Или Ирландия, которая по рекламируемой Гладвеллом версии стала экономическим Кельтским Тигром по причине изменений в с рождаемости, но факты упрямо показывают, что ключевую роль в ситуации играли драматические снижения налогов (вот концовка этой свежей дискуссии: http://www.janegalt.net/archives/009425.html, остальное можно смотреть в блоге Гладвелла: http://gladwell.typepad.com/gladwellcom/). И так далее. Но это как всегда в науке: нет правильных теорий, а есть более объясняющие теории, потихоньку заменяющие менее объясняющие.

Итак, качайте (доступный в осло-Сети .pdf файл занимает 22Мб, по почте не переслать, и не жмется) и обязательно читайте.

Для того, чтобы раздразнить, приведу несколько подробно разбираемых Гладвеллом сюжетов:
-- почему из двух практически одинаковых ночных поездок, с которых началась американская Революция, одна оказалась успешной (Paul Revere's ride), а вторая -- нет.
-- почему в Микронезии произошла эпидемия подростковых самоубийств (кстати, Россия занимает в мире второе место по самоубийствам на душу населения -- после Литвы: сегодня как раз День психического здоровья, и об этом напоминают http://www.novopol.ru/article12161.html), и как вспышки самоубийств связаны со вспышками автокатастроф (множество из которых на поверку оказывается самоубийствами).
-- почему не работает традиционная антитабачная (и прочая антинаркотическая) пропаганда в случае подросткового курения.
-- как заставить полстраны носить странную обувь (множество разных примеров), и вообще про то, как появляются и угасают моды.
-- как распространяется сифилис в городах;
-- как в Нью-Йорке удалось победить преступность (но замалчивается, кстати, почему в Мехико эта же стратегия с треском провалилась: это я опять к тому, что читать Гладвелла нужно более чем критически);
-- почему Улица Сезам так нравится маленьким детям, и почему Blue's Clues в этом плане много круче (я и не знал, что в этих передачах так много всего исследуется и тестируется -- хотя и подозревал, что они делаются отнюдь не "на коленке").
-- почему никакая тесно связанная группа людей не должна превышать 150 человек (если больше -- то группа перестает быть тесно связанной и распадается на конфликтующие и обособляющиеся подгруппки);
-- и так далее, куча кейсов.

Дело, конечно, не в кейсах и правдоподобных их объяснениях -- хотя байки и впрямь хороши. Дело не в расшатывании стереотипов (этим сейчас кто только не занимается!) и призывах "думать нестандартно". Дело в том, что в одной книжке собрано множество идей, которые неплохо было бы держать в оперативной, а не в долговременной памяти -- а иногда и в сознании, а не только в изменчивом бессознательном. И чтение книжки явно имеет эффект: там, где мысль раньше проскальзывала, возникает некоторое мозговое трение, и можно думать над своими проблемами дольше и продуктивней.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments