Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Музыкальные технологии, Горбушка, long tail

Я неоднократно писал, что фронтир программирования проходит сейчас через игровой (работа с видео в реальном времени) и музыкальный (работа с аудио в реальном времени) софт. Поэтому правильно было бы быть в курсе того, что там происходит.

А происходит много чего интересного. Я вот отвлекся на минуточку от того, что происходит в мире аудио -- а там уже стремительно заканчивается "битва за гигабайты", полностью аналогичная "битве за мегапиксели" или "битве за мегагерцы".

Чем занимается сейчас мейнстрим музыкального софта? Он занимается воспроизведением реальных музыкальных инструментов, причем победителем считается тот, кто наиболее точно воспроизведет музыкальные инструменты прошлого. Среди синтезаторов выигрывают цифровые копии знаменитых аналоговых синтезаторов прошлого, среди акустики -- огромные (например, 32Gb, упакованные в один "инструмент") сэмпловые библиотеки. Вам, конечно, предоставят возможность подправить звук, чтобы получить что-то новенькое, но в основе этого звука обязательно будет точное воспроизведение какого-нибудь старинного реального инструмента. Так и вспоминается выставка современного искусства начала прошлого века, куда мог принести любую картину любой художник, но только при одном условии -- если этот художник может реалистично нарисовать кулак.

Самый свежий тренд-2006 -- это упаковка всех этих многочисленных инструментов под единый интерфейс. Цифры впечатляют: лидер в копировании синтезаторов прошлых лет Arturia в своей Analog Factory представила 2000 аналоговых синтезаторных тембров изо всех раньше намоделированных ей самых разных древних девайсов -- но все под единым интерфейсом. Эдакая "сэмплерная библиотека лучших звуков", только в ней не сэмплы, а сами инструменты -- и даже можно порулить самыми существенными параметрами синтеза.

А Native Instruments выдала еще более выдающееся достижение: хардверно-софтверное решение Kore, которое единообразно позволяет рулить всей линейкой VSTi от самих NI, да еще и любыми другими инструментами. Под единый интерфейс загнано для начала 11000 пресетов! Кто больше?!

Ableton выпустила Live 6, куда добавила полноценный сэмплер. Бинго! Результат тот же самый -- полное музыкальное решение под единым интерфейсом, но с весьма оригинальным сиквенсором в основе.

Я думаю, что в музыкальном мире сейчас с интерфейсами до сих пор происходит то, что в мире остального софта закончилось много лет назад. А все потому, что у музыкантов нет времени долго выщелкивать разные окошки, чтобы добиться нужного результата, и на что согласны все офисные и научные работники. У музыкантов есть реальное время -- и нет возможности поставить игру на паузу, чтобы разобраться с сотней-другой параметров, как это делают компьютерные игровики. Ну, музыканты изобретают -- кто лучше, кто хуже.

В результате все заканчивается десятком тысяч пресетов (в каждом из которых до 200 параметров), среди которых реально используется... до сотни любимых, т.е. не более 1%. А остальное? А остальное -- не используется, балласт, "нагрузка". Налицо некоторый тупик. Гигабайтами сэмплов наелись, оценили их общую бесполезность. Теперь наедаются тысячами пресетов -- через пару лет и тут будет полный перебор, и нужно будет переходить на следующую бизнес-модель.

А вот с интеллектуализацией музыкальных инструментов воз и ныне там. Но потихоньку-полегоньку и с этим дело двигается. Поглядите, например, http://www.rayzoon.com/ и послушайте тамошние примеры. Увы, музыкальный рендеринг мало кого интересует, ситуация тут та же, что с шахматами -- средний компьютер много лучше среднего человека играет в шахматы. Компьютерный рендеринг музыки отыгрывает уже лучше среднего музыканта -- но это не выходит в мейнстрим. Тем не менее, через пару-тройку лет должны появиться первые интерактивные "ансамбли" для джем-сешнов. Собственно, Rayzoon через месяц-два выпускает в пару к своему интерактивному барабанщику интерактивного басиста и осторожно говорит об интерактивной ритм-гитаре. Ну, поглядим.
* * *
Это все я нашел в Сети вчера -- выяснилось, что я прозевал в этом году летний NAMM-2006, который прошел в середине июля. И тогда я решил купить себе несколько плодов гонки гигабайт -- прежде всего универсальную сэмплерную библиотеку Colossus на 32Gb и 8 DVD. Один найденный интернет-магазин (http://www.murrzik.com/) торгует этими DVD по 100руб/диск наложенным платежом по почте. Другой -- то же самое, но уже за 300руб/DVD.

Я счел, что месяц ожидания почты -- и я попадаю уже в сентябрь, когда времени поиграться у меня уже точно не будет. Поэтому я пошел на Горбушку и за примерно три минуты с момента входа в ля-ля-парк (горжусь!) путем правильно организованных расспросов нашел единственный ларек, на котором вся эта гонка гигабайт стоит в огромном ассортименте, хотя и стоит уже в среднем по 500-600руб/DVD. Смею вас заверить, что сделка мне кажется все равно выгодной: это примерно в восемь раз меньше оригинальной цены (даже без драконовских таможенных пошлин и месячных задержек на доставку), а выкачать через файлообменники такие объемы нереально, к тому же в файлообменниках этих программ (сэмпловых инструментов) практически нет.

А Rayzoon-барабанщика в этом ларьке нет. Я чуть было не раззудился купить его официально (ибо дешев он чрезвычайно по сравнению со всеми другими инструментами) -- но одумался. Вот наиграюсь со всем уже купленным, тогда и прикуплю. А пока суть да дело -- там очередная версия выйдет...

Так что буду иногда теперь музицировать не с хорошим, а с роскошным звуком.
* * *
А думаю я сейчас про long tail и Пандору, музыкальную промышленность, игровую промышленность, досуг в его первоначальном значении (у греков это слово значило "время для самосовершенствования"), хитрое понятие "геймплей"...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments