Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Современные технологии организации деятельности - 3

Третье заседание семинараДоска третьего семинара

Сидели три часа, изрисовали один лист. Вот кратенькие тезисы:

1. Рассматривать организацию государства будем на той же "этажерке", что и организацию частной фирмы: деятельность, моделирование, методы моделирования, философские основания выбора тех или иных методов и подходов.

2. Собственно деятельность, которая в данном случае требует определения -- организация страны или организация госорганов как целого или организация одного госоргана. В частности, вводилось различение: административный реинжиниринг -- это организация в одном госоргане без изменения нормативных актов волей министра-управленца, а административное реформирование -- это организация в одном или нескольких госорганах совместной волей правительства+парламента.

3. Моделирование деятельности: Cимултрек. В дополнение к предметным моделям симултрека вводится ряд организационных институтов, которые поддерживают существование этих предметных моделей: учет, аудит, корпоративное управление/раскрытие информации гос.организаций+информрегулирование, IT.
Ряд моделей госсимултрека: оргмодель, таланты, результаты (БОР), бюджет+регулятивный бюджет (бремя регулирования, выраженное в деньгах регулируемых), замыкающая модель (в модели фирмы замыкающая модель -- экономическая, "деньги").
Для государства есть заделы по оргпроцессному моделированию, учету, аудиту, раскрытию, информрегулированию, IT, системе орг.стандартов. Эти заделы -- итоги работы 2005г. ФЦП "Электронная Россия" по линии Минэкономразвития.

4. Договорились пока, что этот симултрек -- для одного органа. Поскольку органов много, то постулируем наличие многих разных управляющих и наличие сети организаций. Если есть сеть, то есть инфраструктура, поддерживающая существование сети (и соответствующие ей коммуникативные стандарты) в частности и институт организационных стандартов (и поддерживающая его инфраструктурная контора) в целом. Ставится вопрос о возможности сети организаций без единого управляющего: что-то типа p2p сети, живущей на коммуникационных стандартах и общей инфраструктуре, причем инфраструктурная организация не влияет на цели управляющих отдельных организаций. Рассматривался также вариант разделения властей не на три, а на 500 органов -- в каждом по десятку человек, всего 5000 человек на федеральном уровне. Впрочем, к частному бизнесу эта "сетевизация" тоже относится, учитывая тренд корпоративного предпринимательства и холдингизации. Enabling-технологией для сетевизации являются как раз стандарты состыковки моделей отдельных организаций. Стандарты в данном специфическом случае могут называться нормы, законы и даже собственно модели.

5. Замыкающая модель для бизнеса -- экономическая. Голдратовщина к государству неприменима в части отсутствия у государства как системы единой цели. Поиски единой цели в государстве бесплодны. Поэтому вопрос о замыкающей модели в госсимултреке остается открытым. Вопрос о замыкающей модели в организации ставится ее "хозяином", который рассматривается как внешний по отношению к организации и вопрос о котором ставится отдельно (так, даже для фирмы вовсе необязательно замыкающей моделью будет денежная -- если взять пример благотворительной частной организации).

6. И фирма и государство являются естественно-искусственными системами. Но роль искусственного в фирме весьма велика, а вот государство лучше рассматривать как вотчину естественного. Вопрос, откуда берется это понимание, что там естественного, что там искуственного, и кто имеет окаянство менять государство задается уже на другом уровне рефлексии: выбора инструментов и методов моделирования. На этом уровне эти модели обсуждаются преимущественно на языках экономики, философии права и политики, формулируются деонтологическое (дОлжное) и цивилизационное (какой уровень "общественного развития") полагания, через которые затем устанавливаются цели и границы моделирования государства, включая указания по замыкающей Симултрек модели.

7. Остается вопрос, откуда берутся деонтические цели и цивилизационные границы. Это вопросы не организации, а вопросы управления и руководства, ставящие цели для такой или иной организации. Эти вопросы о целях и границах решаются на уровне методологического и философского рассмотрения, причем не в предметном языке (т.е. не в рассуждении, hard). Цели и границы определяются а) мифопоэтическим (символическим, soft) рассмотрением, живущим в форме иррационального ритуала и б) экзистенциальной интенции (light). Увы, предметных/дискурсивных рассуждений для этого не построишь, возникает та самая "проблема языка" им.Найшуля, без решения которой трудно говорить о госстроительстве, его задачах, целях, вредоносности, полезности и т.д. Вообще, все ценностные разговоры про государство и деятельностное отношение к нему невозможны без учета этого интенционального и мифопоэтического факторов, которые не "берутся" в дискурсах экономическом, политическом, организационном (http://www.procept.ru/publications/voobr_predm.htm, забыл-какая-работа-про собственно мифопоэтичность языка общения с государством,
а дальше про институты и государство http://www.procept.ru/courses/2001-08-28_lecture_prostranstvo_pravoponimania.htm и http://www.procept.ru/courses/2001-08-26_doclad_reflect_inst.htm и http://www.procept.ru/publications/2002_gosudarstvennost_v_strateg_naklon.htm).

8. Итого мы разделяем современные технологии организации, предусмастривающие моделирование организации как таковой (для частного сектора и государства) и дискуссию по целям и ограничениям такой организации как дискуссию о целях и ограничениях управления и руководства по отношению к организации. Топор должен быть острый, и можно обсуждать сам топор -- а дискуссию по целям применения топора (деревья или головы рубить) и опасности его применения (деревья или всенепременно по пальцу попадет) вести отдельно и специально. Тем не менее, при обсуждении организации государства совершенно явным образом (при обсуждении связки ОРУ) ставится вопрос о ее целях и ограничениях, и зависимости организации от ответа на эти вопросы (с анализом получающихся вариантов организации и их ожидаемых последствий).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments