Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Операционное административное государственное и т.д. управление медежмент администрирование и т.д.

Беден, беден русский язык: никак не выражаются в нем оттенки между public management, public administration, operations management, governance и т.д.

Поэтому придется выстраивать некий новояз для русскоязычного обсуждения всех этих вопросов, вводя попутно странные словосочетания "административный реинжиниринг", различение "чиновников" и "административных инженеров", добавляя понятие электронного государства и т.д.. Глоссарий будет на egg.elrussia.ru, тексты на www.elrussia.ru, планы и прочие координационные материалы -- в ЖЖ. Вот, например, некоторые заметки, куда развивать свеженький текст "Теории государственного управления и электронное государство" (http://www.elrussia.ru/54150 и даже к нему презентация http://www.elrussia.ru/54151).

1. Нужно раскрыть понятие "операционное управление" (operations management), обобщив его для государства и предприятия (в т.ч. благотворительной организации) и показав четкую разницу operations management и operations administration, управления для предприятия и государства. Вот для начала несколько дефиниций "операционного менеджмента": Раскрыть понятие -- это не только дать определение, но и указать, какие дисциплины входят в состав управления операциями (а там напутано будь здоров -- от управления проектами и процессами до управления персоналом). Вот нужно понять, как управление проектами отличается от управления административными проектами, управление бизнес-процессами отличается от управления административными процессами, реинжиниринг бизнес-процессов отличается от реинжиниринга административных процессов и т.д. по полному списку "дисциплин".

2. С учетом наработок по п.1 нужно набросать содержание новой предметной области в виде учебных программ гипотетического (пока?) "Института операционного управления и администрирования". Затем нужно написать учебные курсы (в варианте для дистантного образования) по этим учебным программам. Понятно, что это учебное заведение должно выпускать не MBA и MPA (т.е. медежеров и чиновников), а бизнес-инженеров и административных инженеров.

3. В итоге этой работы по п.2 мы получим описание институтов электронного государства. Далее это описание нужно перевести в нормативную форму, зафиксировав радикальное увеличение числао институтов электронного государства (они же -- институты государственного управления, они же -- административные институты) с нынешних учета, раскрытия, аудита и т.д. и подготовив соответствующие Концепции и проекты нормативных актов для административной реформы.

4. Попутно нужно решить множество самых разных проблем -- прежде всего с административными процессами и административными проектами и программами (в двух смыслах -- как множестве связанных проектов, так и "движения в воронке возможностей").

Так, например, нужно определить, чем административный workflow отличается от обычного производственного workflow. В этом рассмотрении как минимум:
а) учесть, что на данный момент речь идет о богатых традициях документооборота. Движутся не столько работы, сколько сами документы -- и чиновники работают в этих терминах "хода документов", а не в терминах собственно "хода дел".
б) учесть, что традиции самого документооборота глубоко российские (выбор адресата, "расписывание" и т.д.), а семантика реалий жизни не совпадает с юридическими реалиями (прежде всего -- практика "согласования" и отношение к "визам").

Таких "мелочей" или "крупностей" (для кого как ;) множество. Нужно как-то подумать, где собирать исследовательские программы по подобным вопросам.

5. Определиться с госуслугами:
а) по языку о них говорения (ибо в текущей версии адм.реформы это становится мейнстримом. Самое обидное, что словосочетание ввели, а потом всей толпой подводили под это словосочетание какой-то смысл -- и честно даже в этом признавались!).
б) по сути. Там ведь есть еще и ГУПы. И еще социальный сектор.

6. Межведомственные отношения и отношения ведомств с гражданами и организациями:
а) транзакции и межучетные отношения
б) проблема "электронной подписи" против "электронной печати" (подпись организации)
в) особенности учета частных лиц и частных организаций по поручению государства.

7. Более подробно прописать влияние policy на administration и наоборот -- определенных институтов administration на выработку policy. Более подробно -- это в том числе и показать влияние институтов электронного государства (они же -- институты административного менеджмента, ибо в наш айти-век никакого административного менеджмента без айти не бывает) на эту связь: учет, раскрытие, аудит и т.д.

8. Необходимо найти какие-то подходы к системе показателей, которые будут показывать успешность операционного менеджмента в государстве как на уровне страны, так и на уровне отдельных проектов административного реинжиниринга.

9. Четко прописать разницу между "принципалом" и "потребителем" (так, продавец в магазине -- это отнюдь не агент, а покупатель -- не принципал), ибо нас просто не понимают, отождествляя наш подход и все критикуемые нами подходы RG, BPR, NPM.

10. Дать критику подходов RG, BPR, NPM с наших "принципал-агентских" подзиций (ранее мы уже давали критику этих подходов, но с других позиций).

11. Сделать оговорки про закрытость и безопасность, ибо сейчас все выглядит как тотальное раскрытие без исключений. Основа подхода тут: оставить учет, подотчетность, аудит и т.д. в закрытых областях, обеспечить прозрачность для ограниченного круга компетентных лиц.

12. Показать, как из подходов RG, BPR, NPM следуют распространенные международные модели электронного государства, показать, чем они нам не нравятся и какие проблемы они не решают.

13. Показать кризис модели государственного управления в текущей версии административной реформы.

14. Сделать классический анализ по Голдратту: построить все необходимые деревья, не уклоняясь от разных этапов (все наши презентации бьют сейчас за отсутствие анализа препятствий (obstacle tree) и плана действий на переходной период (transition tree)).

15. Четко прописать "мета-уровень организации реформы" по сравнению с "уровнем реализации реформы". Change management в операционном менеджменте (уровня ведомства, например) против change management в административном управлении (уровня какого-то института управления в стране -- то есть "управление реформами").

16. Прописать разницу "электоральной демократии", и "новомодных демократических институтов" -- делиберативной демократии, партисипативной демократии и т.д. Прописать операционную сторону всех этих демократических институтов, с учетом институтов электронного государства. Не забывать при этом, что наш главный пойнт -- достижение в госуправлении тех же результатов, которые дают демократические институты, специальными средствами операционного менеджмента, но без требования существования "демократии" в ее неясном политическом понимании. Давайте поймем, чего хочется добиться в обществе, вводя "демократические институты", и попробуем достичь тех же целей (если они нам нравятся ;) использованием современного арсенала средств операционного менеджмента.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment