Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Как перейти от слов к делу: этап отбора вариантов

Напомню, что модель покупки реформы обществом сильно отличается от модели продажи реформы ее инициаторами и проходит обычно следующие этапы:
1. Осознание потребностей.
2. Отбор вариантов.
3. Рассеяние сомнений.
4. Внедрение-освоение.

Перейти к отбору вариантов можно только в том случае, ежели недовольные были уже так наскипидарены в своем укрепленном и осознанном недовольстве, что Лица, Принимающие Решения (Власти) решили, что нужно что-то с этим недовольством делать. Пока этого не произошло (в действие не вступили власти), нужно продолжать все лучше и лучше, точнее и точнее формулировать недовольство или прекратить реформы за пониманием их невозможности и ненужности (или нужности, но слишком малому числу людей, чтобы завертелась реформаторская машина).

Главный метод на этом этапе -- работа с критериями общественного выбора, чтобы то, чем общество больше всего недовольно, точно попадало в то, что несет реформа в вашем варианте, а дополнительные общественные хотелки тоже соответствовали тому, что вы предлагаете. Ибо если общество начало какие-то действия по удовлетворению своего недовольства, то эти действия меньше всего могут привести вас к реализации плана реформ. Нет, изо всех щелей вылезут ваши конкуренты и начнуть предлагать свои решения.

И только в тот момент, когда будет закончена общественная дискуссия по выбору варианта реформирования (из которых, конечно, значительная часть будет просто безумна, а оставшиеся -- кроме вашего, конечно -- точно приведут к ухудшению ситуации по сценарию "хотели как лучше, получилось как всегда"), будет принято решение о принятии за основу ваших текстов законодательных актов. Только с этого момента можно будет перейти к следующему этапу -- рассеяния сомнений в вашем решении (то есть перейти к этапу ответов на вопросы не "что это даст", а "вдруг все пойдет не так?"). Обратите внимание, на этапе выбора вариантов вам не нужно развеивать конкретные сомнения в вашем решении, работа идет в другом плане: проверяется соответствие вашего решения неким критериям, и основная работа идет по изменению и уточнению критериев, по которым общество в лице своих властей делает выбор.

Главные действующие лица:
а) Власти
б) Эксперты
в) Недовольные
г) конкуренты со своими планами реформирования

Суть этого этапа -- в формулировании общественного консенсуса по поводу того, какая из концепций реформ должна быть реализована. Не заботьтесь о том, чтобы иметь большое количество этих концепций: ваши политические конкуренты отлично сделают это за вас, как только поймут, что Недовольные хотят перемен настолько, что Власть не может это игнорировать.

Вам нужно теперь четко показать, какими характеристиками будет обладать ваш вариант. Увы, среди характеристик вашего варианта собственно устранение Недовольства будет иметь примерно такой же вес, как и многие другие: надежность (косвенно оцениваемая по предыдущим успехам команды реформаторов, надежности научной школы, на которую опираются реформаторы), отсутствие побочных эффектов (если будут довольны Недовольные, то за счет кого, и не станут ли они новыми Недовольными?), стоимость проведения реформы, понятность предлагаемых механизмов и т.д. Важно на этом этапе сосредоточиться именно на работе с самими критериями, ибо сформированные критерии выберут победителя изо всех конкурентов почти автоматически: вы вряд ли сможете "подкрутить" свою модель реформ, чтобы удовлетворить итоговому множеству критериев. Хотя на этом этапе вполне возможны и "шаги навстречу", ежели проигрыш конкурентам будет представляться неминуемым: иногда лучше уж частичная реформа, нежели только ухудшение ситуации.

Важно отметить, что работу с Властями нужно рассматривать только вместе с работой с Экспертами (это обычно всевозможные помощники, советники, доверенные лица и т.д. лиц во Власти). В реформе электроэнергетики был пропущен целый год, когда команда реформаторов договорилась с основными Лицами, Принимающими Решение (как вы понимаете, их немного -- даже депутаты все люди считанные), но Лица, Принимающие Решение даже после достижения договоренности не смогли эти решения принять: Эксперты отговорили ЛПР от принятия решения на том основании, что "никто ничего не понимает в сути договоренностей", "это может не работать", "последствия непросчитаны и решение может быть ошибкой", "тут зарыты большие интересы, и совершенно непонятно, как в этих интересах участвовать" и т.д. Дело сдвинулось, когда суть предлагаемой реформы стала а) как-то понятна экспертному сообществу и б) стали понятны бенефициары предлагаемых преобразований (Эксперты объяснили им, где их выгода). До этого момента Концепции Чубайса и Кресса-Илларионова были практически равноценны. Более того, Чубайс нашел Недовольных (крест Чубайса, заявление что электроэнергии будет не хватать в ближайшие годы), и предложил рост инвестиций в результате своей модели реформ как главный критерий. Кресс-Илларионов не сформулировали критерия, который четко бы удовлетворял каких-нибудь Недовольных, а свои критерии не смогли продвинуть в общественное сознание -- ни самим Недовольным, ни Экспертам, хотя частично получилось продвинуть эти критерии Властям. Результаты вы знаете.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments