Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Австрийская школа, праксеология, либертарианство -- проблема языка

Накопилась куча оборванных за неимением времени дискуссий, показывающих неадекватность праксеологов в дискуссиях с не-праксеологами. Неадекватность проявляется в том, что они глаголом совершенно не жгут сердца людей: поскольку результатом коммуникации является именно ее результат, а не (верю, благие) намерения, нужно признать низкую результативность дискуссий праксеологов.

Праксеологи используют обычные слова, которые в любых других школах мысли нагружены абсолютно другими значениями, и поэтому вызывают в собеседнике стойкое и непроходимое ощущение, что праксеолог несет чушь, путает понятия. Праксеолог, естественно, возражает и удивляется, как это его могут так неправильно понимать. До аргументации дело не доходит, ибо говорят на разных языках. Речь праксеологов состоит во многом из "ложных друзей переводчика". Так, попробуйте объяснить кому-нибудь, что "рациональный" -- это не только все "сознательное" (даже если оно иррациональное ;), но в том числе и бессознательное, а может, и внесознательное -- но за четким исключением рефлекторного и инстинктивного. Или, что "выгода" имеется ввиду отнюдь не монетарная и приобретательская, а в том числе и "духовная польза".

Полная путаница происходит из-за смешения аппаратов рассуждения о сущем и предложения должного. Праксеологи (которые не претендуют на должное) напропалую путаются с либертарианцами (которые отнюдь не всегда задумываются о сущем). В результате одним попадает за утверждения других. Праксеологические рассуждения вдруг становятся именно экономическими в самом вульгарном значении этого слова. Любое обсуждение человека в деятельностном контексте с праксеологами ведут из предположения о том, что это гомо экономикус, причем оценивающий все на свете именно в денежном исчислении.

Сам стиль споров -- это непрерывное обращение к логике. А ведь демонстрация противоречий в рассуждениях -- это только один из вариантов рефрейминга. Демонстрация противоречий не меняет убеждений -- в самом лучшем случае вы получите реакцию "да, но...", которая будет до бесконечности. Следовательно, нужно применять совсем другие техники разговора -- например, демонстрировать технику "канарейка", отрабатываемую в openmeta для быстрой генерации возражений-рефреймингов.

Я склоняюсь к выводу, что проблемы праксеологов и либертарианцев в коммуникации своих идей миру -- это проблемы языка. То есть даже не выбора системы понятий, а в том числе и выбора слов, и выбора тактики споров, и выяснения и использования системы понятий того человека, с кем идет спор. Так, "просто люди" часто правом называют исключительно позитивное право, и очень удивляются, что собеседник как-то странно использует в споре слово "право" и чуть ли не считает, что "закон" -- это что-то другое! Понятно, что морализация права у них вполне позитивное явление (как и юридизация морали).

Сюда же можно отнести предположения (которые многие не разделят), что многие собеседники просто не смогут понять, о чем с ними спорят, примерно так же, как многие дети до 10 лет не в состоянии понимать свободно фразеологические обороты, иронию и прочие речевые трюки. Уровень развития, да. Работа ума, работа души, работа духа (ничего религиозного -- методологи буквально то же самое называли рефлексией разных порядков). Речь тут совсем не о пропедевтике -- освоении какого-то набора понятий и правил их использования. Речь идет, например, и о выходе на какой-то уровень морального развития, что связано, конечно, с когнитивным развитием, но не впрямую.

Чуть подробнее об этом всем можно поглядеть в едва тлеющих из-за моей нехватки времени дискуссиях:
http://www.livejournal.com/users/v_novikov/135795.html?thread=337779#t337779
http://www.livejournal.com/users/vvagr/563843.html?thread=2687363#t2687363

Уже понятно, что это тема для огромной исследовательской работы, вести которую а) абсолютно некогда, б) абсолютно необходимо.
Я вот гляжу на Найшуля и думаю, что в своих размышлениях о языке я столь же невнятен, как и он :) Проблема языка :)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments