Я тоже считаю, что решение ленинцев тогда было верным -- их участие в делах Думы дало такую рекламу, что нам всем тут до сих пор икается. Поэтому важно и нужно использовать тот опыт.
Конечно, при нынешнем режиме ни о каких системных реформах говорить не приходится. Но вполне можно разрабатывать "правильные" законопроекты и даже пытаться их вносить. Увы, сегодня статус этих законопроектов может быть только один: так называемые "модельные законы", которые только и могут, что будить мысль и служить поводом для общественной дискуссии. Но общественная дискуссия по поводу идей, обернутых в форму потенциально вносимого законопроекта будет во много раз больше, нежели если эти идеи опубликовать в научном журнале, или даже доложить в узком кругу единомышленников на семинаре. Множество разных людей узнает о существовании наших замечательных идей, эти идеи подвергнутся всесторонней критике, и -- несмотря на то, что шансы на принятие закона в предложенных в проекте формулировках могут быть удивительно низкими, шансы на принятие зафиксированного в тексте набора идей в составе других законов и в другой ситуации могут сильно возрасти.
Поэтому мы переходим от разработки разных "Концепций" (которые можно спокойно игнорировать и даже не вступать по поводу них в дискуссии) к разработке проектов нормативных актов. И мы надеемся, что при обсуждении этих нормативных актов нам удастся рассказать о наборе идей, фиксируемых этими нормативными актами во много раз большему числу людей, нежели это было бы в случае, когда мы остановились бы на "Концепциях" (или даже на предшествующем "Концепциям" этапе -- "Докладах", или даже еще более предшествующем -- "Обзорах").
Мы не разделяем идей отзовистов-2005, которые чураются государства в любых его формах. Они не любят государства, но пальцем не шевелят, чтобы хоть что-то изменить. Или шевелят пальцем, но "в теории" -- так, чтобы снять с себя всякую ответственность (например, много делают такого, что предотвратит просачивание в жизнь их теоретических идей, ибо "как бы чего не вышло"). Оправдания за собственную безответственность тут могут быть разные, но итог один: выбираются неэффективные средства для попыток целенаправленноых изменений в государственной политике (например, чтобы политика государства поменялась на "меньше государства").
- Чем же все это окончится? - Будет апрель.В общем, мы будем писать законы, чтобы потом отзовисты-2005 смогли сказать, что "оно с этим государством само все случилось, мы же говорили". С их точки зрения -- конечно, само. Кто ж спорит. Всегда легко отчужденно смотреть на общество и ждать, пока оно (в полном соответствии с теорией) само не изменится к лучшему. Мы просто не будем ждать. Мы и будем этими "само" в данном конкретном случае, потому как у всякого "само" во все времена всегда были конкретные фамилии, имена и отчества. И этих имен, фамилий и отчеств обычно бывало очень немного в начале весьма крупных общественных сдвигов.
- Будет апрель, вы уверены? - Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
Будто бы в роще сегодня звенела свирель.
- Что же из этого следует? - Следует жить,
Шить сарафаны и легкие платья из ситца.
- Вы полагаете, все это будет носиться?
- Я полагаю, что все это следует шить.
- Следует шить, ибо сколько вьюге не кружить,
Недолговечна ее кабала и опала.
На этой неделе мы заканчиваем писать Концепции и переходим к планомерной законодательной работе. Со всеми вытекающими брожениями по думским коридорам, бесплодными долгими сидениями в рабочих группах, бесконечными пояснительными записками, круглыми столами, пикировками с ведомствами, привлечением к этому внимания журналистов...