1. Попатчить законодательство, приведя его в соответствие с нормами Бернской конвенции:
-- устранить перегибы (http://www.libertarium.ru/libertarium/minimal-theses)
-- решить вопросы с обратным действием законов об авторском праве (в том числе -- через Конституционный суд)
2. Организация официальной декопирайтизации-инвентаризации с последующим оцифровыванием (промышленным сканированием и выкладыванием в Сеть за счет бюджета Министерства культуры) всех книг, периодических изданий, музыкальной и кинопродукции за 10 лет, предшествовавших распространению норм Бернской конвенции на произведения наших авторов (более ранние произведения уже слишком старые, и пока их можно не сканировать -- вряд ли они понадобятся). В качестве инфраструктуры выкладывания использовать http://rsl.ru/, а то вместо своих прямых обязанностей по доступу к культурному наследию (сейчас у них в электронном доступе http://orel.rsl.ru/ всего 6602 книги, в то время как у частного лица Мошкова на 1 октября 2003 года было 21200 шт. текстовых файлов) занимаются черт знает чем (скажем, вот таким "бизнесом" http://www.rsl.ru/tot.asp?mid.htm). Единственные нормальные инициативы -- типа организации электронного доступа с компьютеров библиотеки к 63 журналам издательства World Scientific Publishing на 2004-2005 год. Но вы подробности об этом доступе мало где найдете.
Апофигей всей этой "библиотечности" РГБ в следующем коротком объявлении от 7 декабря 2004г.: "Редакция журнала "Библиотековедение" предлагает электронные версии номеров журнала за 2004 г. - на CD-ROM и в режиме доступа - на 2005 г. Все остальные предложения журнала "Библиотековедение" в электронной форме являются пиратскими акциями. Надеемся на вашу поддержку, дорогие коллеги! Надежность выполнения заявок гарантируется, подписчикам журнала предоставляются скидки. Заявки на электронную версию журнала принимаются по адресу: 119019 Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5 Российская государственная библиотека."
Как минимум, нужно еще утвердить стандарт на публикацию отсканированных электронных книг, в котором это все будет делаться. Это можно делать опережающим образом, не дожидаясь, пока сам массовый промышленный процесс сканирования пойдет. Это и "народному сканированию" поможет.
Эту Тотальную Цифризацию Культурного Наследия неплохо бы делать на частные деньгии (подождать, пока в нашу страну придет Гугль и отсканирует все обязательные экземпляры в Ленинке -- включая те, копирайт которых не истек ;), но можно и не ждать -- бюджет этой работы не так уж и велик по сравнению с пиарным эффектом. Важно, что будут построены огромные сканирующие мощности, которые грех будет не использовать для дальнейшего сканирования уже копирайченной литературы. Глядишь, и появятся заинтересованные в дальнейшей декопирайтизации лоббисты. В общем, проект этот кривой, но с дальним прицелом. Уж культурное его значение никак не меньше, чем госпроплаты по кинофильмам или поддержание театральных коллективов.
А вот вычитывание OCR можно было бы делать за счет общественности: ежели кому какая книжка понравится, то может помочь ее вычитать (по-хорошему, нужно сканить с высоким разрешением, и сохранять сканы. Вот по этим сканам желающие и могут браться вычитывать "промышленный OCR". Пока же OCR делать начерно, понимая, что потом цифровые материалы можно будет и пересканировать).
3. Поскольку от финансирования центров общественного доступа нельзя уклониться, то модифицировать организацию центров доступа в Сеть на базе библиотек -- выдавать деньги на оборудование только с одновременной сдачей помещения библиотеки в аренду предприятиям общепита :)
Часть денег на создание инфраструктуры доступа выделить на создание OpenSource русскоязычных программ OCR (альтернативных FineReader), русскоязычных электронных словарей и тезаурусов (читай -- спеллчекеров). То есть бутстропинг к тотальному и массовому сканированию-выкладыванию.
Ну, что еще можно было бы записать в разные федеральные целевые программы на эту тему?