Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Хифизация мониторов

Итак, я купил сегодня активные 20 ватт мониторчики Yamaha MSP-3 и провел с ними серию экспериментов, даже не заморачиваясь "прогревом" (я думаю, что современная резина на диффузорах явно не меняет своих характеристик от нескольких часов работы. Это не тряпочная бумага, с волокнами которой действительно при "прогреве" происходят вполне определенные явления).

1. Подключил напрямую к CD-плееру и поставил хорошо знакомый мне FSQ. Результаты превзошли все мои ожидания -- каждый удар барабана был вполне резок, удары по железкам были именно ударами и именно по железкам, каждое дерганье струны было с великолепной атакой. Все как в жизни. Именно этого я хотел всегда от аппаратуры, чтобы ударники не были накрыты подушкой, а струны не обернуты тряпочкой. Я это и получил -- абсолютно жесткое и сухое звучание. Настолько жесткое, что при нормальной громкости вокала барабаны, как им и положено, били прямо по мозгам. Как в жизни. И все другие резкие звуки (перкуссия в основном, часть электроники) тоже -- по мозгам. Динамический диапазон, понимаете ли. Вы этого хотели -- вот вам. Все звуки абсолютно слышны, каждый можно прослушать. Но именно прослушать: работать под такую музыку невозможно (вы бы сумели работать, ежели бы рядом не приемник играл, а настоящие барабаны, свистели настоящие свистки и т.д.?).

2. Тогда я вспомнил, что один раз уже проходил такое: а именно, когда покупал чуть ли не десяток лет назад свой старенький AMC-комплект. Продавец никак не мог уяснить, что мягкий английский звук мне не нравится, а когда уяснил -- то предложил именно AMC. Я был в восторге, но этот комплект звучал очень жестко и сухо даже для меня. Но продавец сказал, что с угаданной "концепцией звука" мы сейчас быстренько все исправим. И начал ставить межблочные кабели один другого дороже. И звук... помягчел... попрозрачнел... посочнел... на цифре $150 я сказал "хватит"! А потом купил еще такой же кабелечек на другой мой аппарат -- с тем же великолепным эффектом. Вот эту историю я и вспомнил.

Сейчас я ее интепретирую совершенно по-другому: кабелечки что-то обрезали/искжали правильным образом. Мониторный точный звук они "улучшали" -- именно в кавычках. Добивались высокой неверности воспроизведения, в отличие от неверности низменной, выправляя.. низменную верность. И мне это нравилось -- ежели недалеко уходить от собственно мониторного, т.е. верного звука, какой и был в студии. А если уходить далеко (когда барабаны совершенно не раздражают, невесомы, прозрачны и... не стучат ;), как это делается во многих HiFi аппаратах, то мне такое издевательство не нравится. Компромисс. Звук должен быть небрит и пахнуть.

И я включил диск через старую свою маранцевскую аудиоконсоль AC500 (предусилитель, CD и тюнер -- но без оконечников. Оконечник SM500 оставил в другой комнате стоять ;) и тот самый заветный кабелечек. Заодно получил огромную рукоятку громкости, избавившись от необходимости крутить громкость на плейере или на самих мониторах (что было бы забавно -- они ведь в метре друг от друга).

Попробовал -- вот оно! Приличный хайфайный звук, совсем не сухой и не бьющий по мозгам. Я использовал два независимых входа этих мониторчиков, и просто повтыкал СD-плейер то в bypass-тракт, то через консольку -- время переключения пара секунд, не больше. Эффект налицо: барабаны усмирялись, все звучание причесывалось и мягчело, но не до самого конца.

3. Когда я понял, что хифизация возможна, я пустил звук от аудиоконсоли к колонкам через сабвуфер. Да, нагло длинными маловольтовыми кабелями noname. При этом даже заветный дорогой кабелечек остался незадействованный: уж больно он короткий! Сабвуфер подстроил по тому же FSQ, и прослушал результат: звук, конечно, еще сильнее хифизировался, мониторность совсем пропала, но общее качество звука осталось много лучше, чем было до того. Что и требовалось.

Громкости на этих 20 ваттах хватает, причем с запасом. Колоночки создают 98dB в 1 метре. А я сижу как раз в одном метре, и не считаю 98dB слишком комфортным уровнем громкости. Тем более, что на этом уровне громкости они уже и искажают прилично (а что вы хотите от колонки высотой 23.5 сантиметра?!)

Итог: ситуация резко улучшилась, но...

а) нужно улучшить качество тракта, чтобы звук не просто затушевывался плохим качеством тракта ("дикая" хифизация), а правильно искажался ("культурная" хифизация). Как минимум, поменять кабелечки.

б) мне активно не понравился сабвуфер. Но, похоже, виноват не столько он, сколько резонансы в комнате. Их я сегодня наслушался (это легко -- на FSQ есть запись повышающегося тона 20-20000, и эти резонансы хорошо слышны).

Поэтому следующее, что нужно будет сделать -- это поставить себе предварительный усилитель-коммутатор с параметрическим эквалайзером и кроссовером. Где такие берут?

а) в домашних театрах их полно, причем с автонастройкой по микрофону. Только они обычно встроены в ресиверы 7.1, и не продаются без встроенных семи усилителей -- мне не нужных. Или продаются отдельно, но имеют кучу лишних функций, не имеют автоподстройки и стоят $3500 "за крутость".

б) в профессиональной аудиоаппаратуре. Стоят от $200 до $1200, называются "цифровой процессор", или могут быть собраны из "параметрического эквалайзера" и "кроссовера". Куча железа, ручек, ненужных функций, дополнительных каналов. Занимают много места.

в) компьютер плюс аудиокарта (нужна с тремя выходами -- стерео на мониторы, и один на сабвуфер), VST-эффекты. Компьютер шумит и требует много места, приложение нужно каждый раз запускать, это все пальба из пушки по воробьям.

г) автомобильное радио. Там, вроде, создался какой-то особый рыночек, где аппаратуру можно набрать по модулям. Есть в том числе и модули "параметрический эквалайзер и кроссовер", причем разных производителей. Нужно будет озаботиться, что там с этим авторадио происходит -- аудиоархитектуры авто- и не-авто- явно отличаются. Мое рабочее место мое как раз похоже на место водителя, особенно ежели учесть размеры кабинета. Может, хороший автоаудиокомплект на полочке передо мной -- то что надо? ;)

Похоже, что автоматической настройки по микрофону для не-ресиверных звуковых процессоров еще нету. Гм. Все, что я про это читал -- так это ужасные рассказки про то, как автоматическая настройка легко обыгрывает ручных опытных настройщиков...

Эх, праздники кончаются -- а у меня еще столько новых идей! :)))
Subscribe

  • Понятие стратегирования

    Продолжаю девятую переписку "Методологии". По традиции привожу первый переписанный (по факту -- вновь написанный, но всё-таки я переписал тут кусочек…

  • Обсуждения в ШСМ, сентябрь 2024

    В методсовете идёт обсуждение, какова школа в восприятии ширнармасс и насколько широки эти народные массы. После того, как выяснилось, что у нас "не…

  • lytdybr

    Съездил на танцевальный фестиваль в Витязево под Анапой (был 1-8 сентября 2024), позанимался там сальсой и блюзом (в варианте slow drag), рассказал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments