Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Доступ граждан к информации государства

Тут жуткий клубок вопросов, наскоков на эту область у меня уже было несть числа, написаны мегабайты текстов, вот некое подобие классификатора проблем:

0. Определить, к чему относятся нормы раскрытия: а) федеральные ведомства, б) региональные ведомства, в) все ветви власти (суды, центробанк, палаты парламента и т.д.), г) муниципалитеты, д) госучреждения (включая образовательные и медицинские), е) частные и общественные организации (раскрытие информации на рынке ценных бумаг, информрегулирование в обмен на лицензирование, добровольное раскрытие информации).

1. Вопросы информационных режимов -- пока не будет определено, что такое "тайна", можно ли что-то "депубликовать", что такое "открытая информация", чем "публикация" отличается от "обеспечения доступа к информации", доопределены всякие "неопределенные круги лиц", которые то тут, то там встречаются в текстах, ни о чем вести речь нельзя: вместо порталов ведомств (портал -- это точка входа во внутриведомственные информационные системы ;) мы будем иметь то, что имеем сейчас: вебсайты пиар-служб ведомств. Вебсайтами пиар-служб (где главное -- это поток пресс-релизов, выдаваемый за "поток новостей") даже неинтересно заниматься, в них заинтересованы сами пиарщики, они их и пролоббируют, как им хочется. Наша задача ровно обратная: чтобы на вебсайты попадало в том числе и то, что не нравится пиарщикам, но необходимо публике.

2. Определить презумпцию доступности государственной информации, четко дать список исключений (то, что остается в тайне, или на другом каком режиме -- еще понять, каком). Определить процедуры, по которым а) составляется этот список исключений ("система информационного регулирования" -- с общественно-государственными консультациями), б) для каждого документа, части документа или записи в недокументарных системах (реестрах, кадастрах, регистрах, базах данных и т.д.) определяется, не попадает ли этот документ в какой-то класс, определенный нормами информационного регулирования (часто это просходит при регистрации документа). В общем случае, речь идет и о внутренних документах ведомств (включая междепартаментскую переписку, а не только о выходящих наружу).

3. Поделить информацию на а) выпихиваемую (proactive) на скоростной структурированный доступ и б) всю остальную, не спеша доступную по запросу. Сделать так, чтобы публикация (выпихиваемая) ведомства носила характер обязательства по классам информации, а не статичного списка (тут можно использовать опыт UK -- http://www.cfoi.org.uk/pdf/ps_report.pdf). Далее вопрос: можно ли определить проактивно раскрываемую информацию на классы централизованно (как у нас было сделано 98-м постановлением), или заставить каждое ведомство формулировать эти классы самостоятельно с последующим централизованным утверждением (как в Великобритании, например).

4. Сформулировать процедурные требования, что значит "опубликовано в проактивном порядке"
а) должен быть обеспечен полнотекстовый поиск на сайте ведомства, или ведомства должны быть выстроены в p2p-подобную систему с возможностью полнотекстового поиска в каждом из них, или должен быть "Главный портал правительства" с доступом?
б) как должен быть устроен браузинг/классификация/навигация отдельного портала/системы порталов/"одного окна"? Общие класификаторы, тезаурусы, словари? (вопросы информационной архитектуры)
в) изменения в системах управления документооборотом и госинформсистемах, которые необходимы для выполнения требований по такой публикации
г) точное описание моментов, когда возникают обязанности ведомства по публикации, по отгрузке опубликованного в ответ на запрос, и когда (в какой момент) обязанности считаются выполненными.

Документы должны показываться-отгружаться подписанными (связь с системой нотаризации/архивирования) и с указанием всех версий/изменений ("исправление ошибок" или "заметание следов" -- чтобы можно было разобраться).

Наверное, весь пункт 4 должен уйти в Концепцию электронного доступа к информации государства, разрабатываемую в ИАЭГ.

5. Решить вопросы финансирования а) реализации требований в каждом ведомстве, б) инфраструктуры (ежели каковая будет нужна), в) операционной деятельности. В общем случае, это должно производиться бесплатно, а единственное ограничение -- это защита ведомств от DoS-атаки запросами на информацию. Кстати, вот интересный ответ на традиционный вопрос "Вы представляете, сколько это будет стоить?!":
The majority of requests allowed by the forthcoming Freedom of Information (FoI) Act will be free, even if finding the information costs up to £450, the government claims.

According to Constitutional Affairs Secretary Lord Falconer, information which costs public bodies less than £450 to retrieve and collate will be offered free of charge.

Government departments will only be able to charge where costs rise above £600, which equates to about three and a half days' work.

"This government introduced the legislation to change the culture of official information, and we believe it should be free," said Lord Falconer. "A fees structure which is simple to understand and easy to operate follows the spirit of the legislation."

From 1 January 2005 people will have a right to information about the way decisions are made, and public money is spent, by more than 100,000 public authorities, including government departments, schools, NHS trusts, police forces and local authorities.

Anyone, of any nationality, and living anywhere in the world, will be able to make a written request for information, and expect a response within 20 working days.

Material which could be released in response to requests covers all recorded information and includes paper files, computer files, internal emails, audio and video recordings, brochures and photographs.

"We do not want cost to deter people from asking about the policy discussions which influence their children's education, the way hospitals treat and care for their parents, or the way police patrol their neighbourhoods," Lord Falconer added.

"We have always maintained that the majority of costs arising from this legislation should be met by the public purse."

"But authorities will have the option either to charge the full cost of the more complicated and time-consuming requests which take longer to research and edit, or to not carry them out on cost grounds."
http://www.computing.co.uk/news/1159047
Эх, нам бы таких лордов, как лорд Falconer ;)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments