Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Информационное регулирование: плохо дело.

1. Информационное регулирование -- нет такого понятия. Есть "философия вокруг информации/данных/носителей" (информация -- это не вещь, оборот информации и оборот носителей информации -- вещи разные и т.д.) и ряд требований, обусловленных совершенно различными и несвязанными (а часто и противоречащими) соображениями этическими, экономическими, политическими, культурными и т.д. Поскольку "философию" обсуждать очень трудно (неминуемо скатываешься к определению практически неопределяемого -- информации, информированности, носителя, экземпляра и т.д.), то вся сфера немедленно рассыпается на ряд несвязанных областей, обсуждающихся с разными группами заинтересованных этическими, политическими, культурными и т.д. вопросами в какой-то одной узкой сфере практики (т.е. нет заинтересованных в "информационном регулировании" в широком понимании). Это означает, что сообщество любителей информационного регулирования в целом не существует -- есть ряд редко пересекающихся тусовок, в которых общи лишь несколько фамилий, да и те больше по недоразумению. На данный момент предмета/сферы/практики информационного регулирования скорее нет, нежели они есть.

2. Информационное регулирование делится грубо на суету вокруг "информации государства" и все остальное (информационное регулирование отношений граждан и бизнесов, когда государство не хочет иметь свою копию какой-то информации). Государство охотно обсуждает "информацию государства" и что с ней делать, а все остальное обсуждает неохотно. Поэтому нужно сосредоточиться на информационном регулировании государства (персональная информация и доступ граждан к информации государства, остальное пока сочтем досадными мелочами -- типа копирайта на информацию в ведении государства) и на этих примерах разъяснять "философию вокруг информации" (в той мере, в какой можно эту "философию" вообще сформулировать и провести).

3. Концепции персональной информации и Концепции доступа граждан к информации государства тем самым исходят из
а) некоторых постулатов о природе информации, которые почти невозможно обсуждать (но все-таки нужно это делать)
б) этических, экономических, политических, культурных хотелок разных групп в обществе
и пытаются рассказать, как должно быть устроено регулирование, чтобы по максимуму удовлетворить специфические здоровые хотелки при обязательном учете "информационных постулатов".

4. Международные материалы (типа Йоханнесбургских принципов) как всегда, малопригоды, ибо к ним должна прилагаться долгая дискуссия о том, почему они вдруг такие появились на свет, а затем сформулированы так, чтобы никого не обидеть -- а часто и в такой форме, которая не позволяет их применить, а только понять, о чем идет речь (вводятся, например, критерии, которые невозможно применить -- типа существование "общественного интереса", который больше "интересов государственной безопасности" позволяет информацию раскрыть. А если меньше -- то не позволяет). Тут нужно самим понимать, что делать.

5. Айтишникам все пофиг, лишь бы побольше серверов наставить, защиты информации наворотить и т.д. Государству лишь бы общество не докучало. Обществу сейчас в целом все это пофиг и нафиг. Проблемы, о которых уже есть общественный консенсус (типа закона об информации с идиотскими определениями и концептами, или неработающего закона об ЭЦП), не решаются годами (скоро будет -- десятками лет ;) Т.е. полная дезорганизованность. Обсуждения не институциализированы, рабочие группы создаются и исчезают по мере появления отдельных эпизодических грантов, а воз и ныне там.

6. Категорически не хватает юристов, которые бы проектировали законодательство. Юристы все больше норовят законодательство применять, а не изменять: их хлебом является наличие проблем, а не их отсутствие. А без юристов на данной поляне делать почти нечего.

7. Все это означает, что никакой кавалерийской атаки на информационное регулирование не получится. Это будет взятие проблемы измором.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • lytdybr

    В Казани был поставлен очень удачный эксперимент: почти сотню победителей конкурса инженеров попросили дать свою версию компетенций, которые…

  • lytdybr

    Сижу в казанском Корстоне на восемнадцатом этаже, завтра буду тут же на Дне инженера рассказывать про свежие инженерные тренды (…

  • lytdybr

    Системное мышление переписано на 10%, но я ещё не добавлял работы по моделированию. Какие изменения я там делаю? Да много разных, например…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments

Recent Posts from This Journal

  • lytdybr

    В Казани был поставлен очень удачный эксперимент: почти сотню победителей конкурса инженеров попросили дать свою версию компетенций, которые…

  • lytdybr

    Сижу в казанском Корстоне на восемнадцатом этаже, завтра буду тут же на Дне инженера рассказывать про свежие инженерные тренды (…

  • lytdybr

    Системное мышление переписано на 10%, но я ещё не добавлял работы по моделированию. Какие изменения я там делаю? Да много разных, например…