Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Информационное регулирование

Вот как для меня сейчас представляется тема "информационное регулирование":

Современная технология предоставляет все более и более изощренные способы информационного поведения -- как способы копировать-распространять информацию, так и способы скрывать-шифровать информацию. Будем называть этот тренд развитием технологий. Соответственно возникают все новые и новые способы деятельности людей (новые деятельностные парадигмы), использующие эти новые технические возможности.

Конечно, деятельность этой новой когорты "информационно раскрепощенных" вызывает ужас и трепет в рядах:
а) самих "информационно раскрепощенных", ибо некоторые способы поведения вызывают у них самих отторжение (скажем, любители интернета ненавидят созданный интернетом же спам);
б) старого мира, для которого новая парадигма означает верную погибель (традиционные телефонисты против VoIP, старая официальная криптошкола против повсеместно доступного крипто, копирайтщики против файлообменных сетей, обыватели против порносайтов и т.д.).

В любом случае, число противников новых способов деятельности на первых порах сильно превышает число адептов-сторонников. Поэтому противники правдами и неправдами призывают на борьбу с "новичками-выскочками" силу государства. Появляются всяческие DMCA и прочие подобные законы. Что, впрочем, только замедляет, но не отменяет новых способов деятельности -- число практикующих новую парадигму растет, пока они не отменят нелепые законы, сдерживающие техническое развитие. Впрочем, в силу инерционности законодательного процесса, отмена сдерживающих развитие законов много менее вероятна, нежели их введение. Новый запрет ввести -- раз плюнуть, а старый запрет снять -- это целая история.

Тем самым можно ставить задачу:
а) отслеживать, какие у нас есть тренды в информационных практиках;
б) понимать, какие в этих трендах проявляются патологии развития, а что в них здорового;
в) корректировать законодательство таким образом, чтобы не закрывать возможность технического развития.

Иллюстрация: у нас много воплей раздается про то, что нужно развивать интернет-провайдинг. А что качать по гиперразвитым сетям связи? В чем потребность? Вместе с тем, ежели снять законодательные ограничения на копирайт, то по сетям связи польется огромный поток информации, и они будут востребованы. Будут востребованы также более обширные диски, более быстрые процессоры. А сейчас этот огромный потенциал существенно недоиспользуется. Информационное регулирование тем самым становится ограничителем технологического развития.

То же с дешевыми АТС: они не допускаются без функций СОРМ, что а) накладывает определенные архитектурные ограничения на их конструкцию, и б) удорожает, уменьшая распространение технологии. СОРМ-ограничения спутниковой телефонии являются еще одним примером: вменяемость возможности подключения третьих лиц к каналу связи является головной болью для всей коммуникационной индустрии.

Вот с этим всем и нужно разбираться: что в новых парадигмах является патологией, и поэтому должно появиться новое регулирование, а что является попытками "культурной войны" старых парадигм за законодательное ограничение новых.

Впрочем, все сказанное верно и не только для информационного регулирования, а для регулирования вообще:
а) отследили новый тренд -- поняли, какова новая парадигма, задаваемая новыми технологиями;
б) разобрались, что в этих практиках патологического, а что здорового;
в) провели общественную дискуссию (подтянули общественное сознание), чтобы смягчить "культурную войну" адептов новой и старой парадигм -- довести до мягкого реформирования, а не жесткой революции;
г) подтянули законодательство путем 1. отмены неадекватных новой парадигме положений и 2. включением запретов на патологии новой парадигмы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments