Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Документооборот, смена юридических статусов и учетная задача

Буду писать путано, ибо тема еще не наговорена -- это результат обсуждений последних пары недель.

Электронный документооборот -- это никакая не "инфраструктура", а просто одно из приложений, поддерживающих административные процессы в госучреждениях. Поддержка административных процессов представляет собой не более, чем учетую задачу (в смысле регистраторского или депозитарного учета на рынке ценных бумаг) -- учет юридических статусов, которые изменяются юридически значимыми действями. То есть документооборот/делопроизводство нужно переформулировать как одновременно 1. задачу учета (чтобы обсудить аспект юридической значимости обмена сообщениями -- http://zhinkin.total.ru/articles/article09.htm) и 2. процессную задачу (чтобы интегрировать с современной процессной парадигмой информационных технологий, той, которая пришла после реинжиниринга бизнес-процессов -- http://www.fairdene.com/hbr/Why%20IT%20Matters.pdf).

Сейчас документооборот и делопроизводство пытаются выдать себя за инфраструктурные решения для административных процессов. Это не так: административные процессы не есть документооборот -- проводки в бюджетной бухгалтерии, изменения в списках выданных лицензий являются административными процессами, но не сводятся к документообороту, а только могут быть оформлены документами-выписками из соответствующих реестров. Процессы делопроизводства -- это часть процессов, которая встречается в административных процессах, хотя и большая (количественно) часть. Т.е. "делопроизводство" -- это одно из приложений (реализующих группу близко связанных процессов -- типа "кадры", "бухгалтерия" и т.д.), а не собственно (процессная) инфраструктура. В основе же инфраструктуры лежит BPMS. Конечно, в недрах электронной системы делопроизводства тоже есть BPMS, но не как отдельная веделенная сущность, а в "замаскированном виде". Это обычно признается после пяти минут разговора. Тем самым BPMS в подобного сорта приложениях ("кадры", "бухгалтерия", "делопроизводство" и любых других) обычно есть, хотя они никогда так не называются, и их свойства удивительно далеки от "настоящих" -- как свойства Запорожца далеки от свойств КАМАЗа. Но суть является той же.

Некоторые процессы делопроизводства могут быть использованы как "подпрограммы" в совершенно других, недокументарных процессах (проходимых, например, как "нажатия кнопочек" вместо "оформления документов"). Для этого-то и требуется переформулирование документооборота в учетной-процессной парадигме.

Сами юридические статусы не оформляются документами в электронной форме. Инфраструктурными в документообороте являются реестры документов, а сами документы -- только выписками из этих реестров (хотя "физический порядок" может быть ровно другим -- сначала бумагу готовят, а потом включают в реестр, с этого момента бумага становится полноценным документом -- т.е. выпиской из реестра, куда был только что включен факт, отраженный бумагой). Обмен выписками из реестров в такой системе -- это некий мессаджинг.

Далее можно рассмотреть "документы вексельного типа", где факты (типа получения визы согласования) собираются непосредственно на самом документе. К такого сорта бумажным документам применимы все рассуждения, которые применялись к тем же ценным бумагам на предъявителя с их "правом требования". И можно говорить об аналогах "обездвиживания" (реестризации) или истинном переводе таких документов в электронную форму при организации документооборота. Как правило, в системах электронного документооборота наличествует дикая смесь из "обездвиженных" документов, представляющих собой не более чем записи в реестрах (да хоть реестрах входящих-исходящих, или выданных лицензий и т.д.) и преимущественно в случае внешних электронных обменов истинные электронные документы/мессаджи.

В этом месиве -- "делопроизводство" -- нужно поразбираться, убрав или протрактовав те юридические неоднозначности, которые там присутствуют (обычно такой анализ проводится путем попыток ответа на вопросы "в какой момент меняется юридический статус в ходе административного процесса?", "нет ли моментов, в котором юридический статус неопределен или имеет сразу два противоречащих значения" и т.д.?). Это как раз процессный анализ для учетных процессов -- а административные процессы мы для данной цели будем понимать как процессы учета принятых административных решений.

Это я все на тему электронных административных регламентов размышляю. Похоже, что система поддержки административных регламентов является чем-то типа учетной системы, иначе с юридической значимостью не разобраться. Новенького тут -- использование процессной парадигмы с ее пи-исчислением, а также циклом жизни процессов (discovery, deployment...) при анализе и построении учетных систем в администрировании. А "длинные разорванные транзакции" и проблемы агентирования сразу получают адекватный юридический аппарат для своего описания.

Не сгулять ли мне в ПАРТАД, узнать, кто там остался из могикан, которые могут поддержать рассуждения на эти скользкие темы? Типовой пример для таких рассуждений -- это переход фиксации права собственности при междепозитарных обменах, или разные типы фиксации прав собственности в регистраторах и депозитариях. Заменяем "права собственности" на любые другие административные статусы (скажем, выдачу лицензии или получение регистрации), и рассуждательный юридический аппарат практически готов. И уж тогда можно будет думать о законопроектах "Об электронном документообороте", "О ведении электронных реестров в органах государственной власти и местного самоуправления" и т.д. -- практическом соединении современных айтизма и юридизма.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments