Чили так разочаровала меня в 1996 году - Пиночет смог там убить утопичность ценой воплощения мечты Запада о правильной экономике. Люди живут там лучше, живости не чувствуешь.Даже в тех, кто живет в Чили плохо - они потухшие. Лучше жить в мирной Чили, чем в страшной Колумбии, однозначно. Утопичность не приносит счастья, как и романтика.Действительно, когда горение на работе заменяет горение в жизни, деятельность людей становится не такая броуновская. До собеседников-родственников не доходит непосредственно часть твоей жизненной энергии, доходя лишь опосредовано в виде материальных благ, услуг, безопасности. "А он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой!" -- отбери у человека точку продуктивного приложения его сил (хотя бы за счет бесполезности их приложения -- скажем, отберут все продукты работы), и получишь страну очень живеньких людей, которые будут заниматься тем, что не отберешь: искусно трахаться, размышлять на кухнях о высоком, сочинять стихи массово, петь народные песни. Страна интересных собеседников, потому как у этих собеседников кроме как читать и беседовать с тобой больше нет никаких дел. Но если у этой страны включается режим капиталистисческого накопления, то все интересные собеседники и разносторонние люди начинают быстренько специализироваться, и уже очень немногие пишут стихи (хотя те, кто остался -- становятся суперпрофи), думают об умном (хотя те, кто остался -- придумывают более умное, чем "живенькая масса"), а телевизор начинает показывать коммерческую жвачку для глаз, на которой усталые от работы люди отдыхают, вместо того, чтобы интенсивно мечтать, что они делали в предыдущую эпоху имитации бурной деятельности.
Мне кажется, люди не тухнут, они просто начинают гореть в других направлениях. Меняется само понятие "живости". "Живость" дикаря ведь совсем не равна "живости" человека из развитого общества. "Живость" латиноамериканца совершенно неравна "живости" какого-нибудь финна (что не мешает финнам писать "Хельсинки -- культурная столица Европы" на многочисленных плакатах в своей столице). Какой "живости" хочется
Я вот думаю в последнее время, что люди живут в каких-то "общественных тусовках" (которые никак не хочется называть социальными слоями или социальными группами -- критерии выделения тут через интенсивное общение, а не материальные или по образу жизни. Так, парикмахер и его постоянные клиенты попадут у меня в одну "общественную тусовку"). Каждая такая "тусовка" находится на своем уровне развития (скажем, определяемом по спиральной динамике). Есть красные "тусовки", зеленые "тусовки", желтые "тусовки". Они пересекаются ровно как в социометрии, меряющей интенсивность общения. Именно эти "тусовки" про то, что "не земля маленькая, а слой тонок" (и это не "слой общества"!). Нет "стран" или "наций", но есть набор "тусовок".
Идеальное будущее вполне различно для каждой "тусовки", ибо они находятся на разном уровне развития сознания. Поэтому и реформы эти "тусовки" делали бы разные, и законы соблюдали бы разные. Эх, померять бы это как-нибудь. Что-то там
А вот еще:
Из разговора с Кивой Львовичем Майданником: "Если говорить о том, что где-то что-то зреет, то можно иметь в виду только Европу, побережья Штатов, интеллигенцию Азии и Латинскую Америку".
Я думаю, зреет будущее. Из этого бардака зреет будущее, в него надо всматриваться.
Интересно, что именно в этом отрывке именуется будущим (переформулирую вопрос: как Майданник узнает, что это будущее наступило?). Ежели в этой фразе просто отражена идея "прогресса", то интересно, какое развитие Майданник считает прогрессом, а какое -- регрессом.