Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Системный менеджмент и стратегирование 2021, 22й поток -- стартуем в конце недели

Мой очередной (двадцать второй, опять с новинками) поток тренинга "Системный менеджмент и стратегирование 2021" начнётся 19 сентября 2021 -- https://system-school.ru/sms. Общение со мной по поводу рабочих (никаких учебных!) проектов будет занимать дистантно или в офисе целое воскресенье раз в две недели, последняя встреча будет 12 декабря 2021 (и очередной поток с моим участием будет уже попозже в 2022 году). Участникам курса сразу рекомендую освободить 2-3 часа ежедневно (а не только в выходные дни) для чтения учебника, просмотра лекций и выполнения домашних занятий.

Для кого этот курс? Прежде всего для технарей, которых жизнь подталкивает к менеджерским задачам. Они становятся после курса директорами по развитию (иногда уровня крупного отдела, но уже было много случаев, что уровня всей фирмы). Для предпринимателей, ибо у них много идей и куража, но нет достаточных менеджерских знаний по реализации этих идей -- в курсе даётся знание, как от бардака и вечного пожара в стартапе перейти к более-менее регулярному менеджменту. Для менеджеров, которые уже получили свой сертификат MBA от какого-то университета, такие менеджеры говорят, что "наконец-то поняли, чему их пытались научить на MBA-программе" (таких случаев у нас тоже не один).

19 сентября 2021 будет краткое установочное совещание, и все получат первую порцию материала для изучения (концепция flip teaching: с материалом знакомятся дома, а с преподавателем идёт только исправление ошибок понимания, выполнение упражнений для получения беглости, обсуждаются дополнительные материалы. Ну, и blended learning -- решение задач с компьютером добавляется к живому общению с преподавателем).

Первые два дня тренинга -- про продукт и сервис (целевую систему и цепочку обеспечения): "найти свою систему среди чужих". Поток за потоком приходят люди с явной недооценкой важности выбора целевой системы. Это предпринимательское решение, и оно весьма нетривиально. Курс по стратегированию будет в шестой день, но выбрать систему нужно уже сейчас: предпринимательская догадка у вас уже есть, и нужно будет просто уточнить, чем вы занимаетесь. "Просто уточнить" обычно оказывается довольно сложно, если выполнять то, что прописано в учебнике: требовать физичности целевой системы, описывать её функционально, а не конструктивно, прописывать всю цепочку обеспечения и искать там своё место. Основная сложность тут -- плохое владение онтологикой, ибо если студент плохо отслеживает отношение композиции/часть-целое на несколько уровней вверх и вниз, то помочь ему крайне сложно. Это реальная жизнь, поэтому такое отношение нужно отслеживать в том числе и на пропущенных/отсутствующих системных уровнях, и задача как раз в нахождении этих уровней. Почему два дня, и почему это важно? Если вы не знаете, что вы меняете в мире (а я заявляю, что большинство студентов на входе представляют то, чем они занимаются, не системно, то есть таки плохо знают, что они делают!), то вы не можете спроектировать, а затем и организовать оргзвено, занимающееся этими изменениями. Если вы делаете маркетплейс, то это будет одна фирма, если спички, то другая, если запускаете роботов на Марс -- третья. Не знаете, чем занимаетесь -- никакого менеджмента!

Дальше мы разворачиваемся от целевой системы к обеспечению: нашему предприятию. И три дня мы занимаемся менеджментом. Хитрость в том, что инженерия для разных видов продуктов и сервисов существенно разнится, а вот менеджмент -- не так уж существенно. Основные идеи что для софтверной фирмы, что для образовательного учреждения, что для картинной галереи -- одни и те же. Так что для самых разных рабочих проектов наших студентов мы обсуждаем управление жизненным циклом (на базе цифровых двойников, как же иначе!), операционный менеджмент (и тут упор на кейс менеджмент и issue tracker), чуть-чуть касаемся управленческих финансов и контроллинга, затем будет архитектура предприятия (это самая горячая часть курса, тут будем обсуждать моделирование предприятия при помощи productivity tools типа notion.so, confluence, coda.io). Это всё мы рассматриваем "без людей", чисто как инженерную задачу. Сначала нужно спроектировать предприятие: большинство проблем в менеджменте возникает из-за того, что люди работают в плохо спроектированных предприятиях! И, наконец, мы рассматриваем собственно "организовывание": организационные изменения/развитие и лидерство. И вот тут (в лидерстве) появляются люди и мы обсуждаем, как работать с людьми. Менеджмент в нашем курсе тем самым ни разу не "психологическая" дисциплина про "авторитарное управление" или "бирюзовые ценности". Нет, мы говорим об инженерии предприятия (и это быстро понимают технари, которые после окончания программы зачастую становятся директорами по развитию в своих фирмах), хотя и работе с людьми уделяется много внимания -- но не раньше, чем становится понятно, что этим людям нужно будет делать.

В последний день мы возвращаемся к предпринимательству и обсуждаем стратегирование. Это не полный предпринимательский курс, а только одна из дисциплин, но без рассмотрения стратегирования курс системного менеджмента был бы не полным. Всё-таки менеджеры реализуют стратегию, которая находится под предпринимательским контролем. И мы изучим хотя бы три разных способа компактной записи стратегий (и согласимся с мыслью, что метода разработки беспроигрышной и безрисковой стратегии не существует).

В двадцать втором потоке мы чуть-чуть добавим материал: по архитектуре предприятия будет дополнительное двухчасовое видео с моими замечаниями (нарезка моих замечаний на занятии предыдущего потока), плюс по стратегированию предприятия (и заодно личному, чего уж там) будет новая версия курса ОдО2021 (я как раз закончу её переписывать), она входит в материалы к шестому дню.
Наблюдение: максимальные результаты от курса получают те студенты, которые выполняю домашние задания, то есть успевают прочесть учебник и посмотреть лекции (помним, что только видеолекционного материала там более суток к просмотру, и это не самый простой для понимания материал!), а также выполнить упражнения и задания (например, задания по моделированию своего предприятия/оргзвена). Так что планируйте своё время! Это как вечерний университет, а не как развлекательные курсы-для-хобби!

Есть возможность последующего менторинга. Это самый дешёвый вариант консалтинга с моим участием: вы готовите системное описание вашего проекта, а я его обсуждаю -- иногда менторинг берут по нескольку раз, новые проекты оказывается эффективно начинать с моей помощью, а старые после менторинга оказываются неожиданно менее проблемными и уже не такими интересными. Я в менторинге работаю строго по применению материалов тренинга, без прохождения тренинга (помимо материалов четырёх онлайн-курсов, это 42 часа общения со мной в группе) он не так эффективен, так что менторинг (3-5 примерно часовых созвонов один на один) обычно происходит после успешного завершения всех шести дней тренинговой программы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments