Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Методологические штудии, конец июля 2021

Некоторый период исследований закончен, вернулся к переписыванию ОдО, готово 34%. Из уже отражённых за последнюю неделю существенных изменений:
-- переписан раздел про счастье, теперь там предложение не пользоваться этой мутной и противоречивой концепцией (и вставлена ссылка на книжку Пинкера как рассуждения про это всё)
-- переписан раздел по этике
-- предобучение это детский сад, школа и бакалавриат, а не только бакалавриат
-- три основные роли и три основные деятельности/практики (вместо 17 по Тюкову), плюс разбиение на подроли и подпрактики (практики и их роли даются теперь всегда вместе). Более чётко показана синонимия практики и деятельности, в пару мест ещё вставил "разделение труда" как термин и пояснение, что труд=деятельность.
-- слово "системный" означает не конкретный вид деятельности, а использование системных описаний в ней. Системная инженерия -- это не когда делают документ ConOps, а когда просто инженерия с системным мышлением в голове -- откатываемся к тому моменту, когда INCOSE ещё не победило со своим Handbook и было несколько сообществ системных инженеров, и они про себя именно так говорили. То же самое для менеджмента и предпринимательства, и далее по всем сферам деятельности.
-- поскольку у нас теперь инженерия (а не системная инженерия), то добавилось производство и эксплуатация (у "системных инженеров" их традиционно нет в их практиках, хотя они есть в жизненном цикле -- их вроде как выполнять должны "несистемные инженеры", и мы поправляем ситуацию)
-- пример альф и подальф проекта учебного курса как адаптации системной схемы проекта для сферы не-инженерии.

На курсе системного менеджмента прошло уже четыре дня, и четвёртый -- день архитектуры предприятия. Вот основные новинки:
-- это первый поток, в котором полноценный видеокурс с упражнениями, в том числе материал по инженерии предприятия и архитектуре предприятия.
-- я успел приготовить пример с адаптацией системной схемы проекта как началом работы по выделению кейсов (альфы и подальфы=кейсы), https://ailev.livejournal.com/1575106.html.
-- есть видео с примерами табличного моделирования в productivity tools из работ выпускников (доклады Меркулова, Падабеда и Геронимуса -- огромное им спасибо!).
-- чёткий рассказ, как наладить коммуникацию сотрудников, которые не знают системного мышления и его терминологии. Модель предприятия -- это содержание табличек, заполняют сотрудники. Типы заполняемого (мета-модель предприятия) это заголовки табличек, строчек аутлайна, имена реквизитов заполняемых полей, эти типы делаются адаптацией к предметной области типов мета-мета-модели предприятия, содержащейся в курсе системного менеджмента и системного мышления. Наши студенты знают мета-мета-модель, сотрудники знают только мета-модель, которая им дана в готовом виде плюс инструкции к заполнению. Лучшие наши студенты знают, как устроена мета-мета-модель (то есть понимают, что там тексты не "от балды", а тоже сгенерированы адаптацией мета-мета-мета-модели из курса онтологики (поэтому могут творчески осмыслять содержание и курсов системного мышления, и курса системного менеджмента).
-- работаем в подручном и знакомом сотрудникам productivity tool (от мокрого песка и веточек для письма на нём до coda.io как самого навороченного, инструмент неважен! и тут ещё небольшая дискуссия про "богатый текст" и ссылка на мою книжку про визуальное мышление, демонстрация убогости визуальных моделей на живых примерах студентов). Из интересных замечаний наших курсантов: модель в Excel менеджментом не принимается, просят картинок. Но если раскрасить эту же модель разными цветами клеточек и рамочек, то она отлично у менеджмента сходит за картинку!
-- а ещё этот поток более-менее весь пишет эссе, что крайне радует.

Дообсудили наши квалификации ШСМ (https://blog.system-school.ru/2021/01/15/urovni-masterstva-v-shkole-sistemnogo-menedzhmenta/):
-- привязали наши уровни к европейской квалификации. Отличие: мы квалифицируем по использованию интеллект-стека в целом, а не по отдельным skills, как в европейской квалификации.
-- дали имена уровням: от ученика и стажёра до реформатора и революционера.
-- условие квалификации: публичное представление результатов своей работы с использованием практик интеллект-стека.
-- ещё есть рекомендация, какие курсы нужно пройти в ШСМ, чтобы получить квалификацию. Но можно и без курсов, если предъявить результат!

Мы таки закончили интеграцию LMS и CRM, теперь у нас Aisystant не только содержит сами учебные курсы, но и помнит кто что когда заканчивал, и даже кто нами пока только интересуется. Теперь там три основных интерфейса: учебный (что видят студенты), преподавательский (можно видеть, кто как проходит домашние задания в потоке) и тьюторский (видны образовательные траектории людей по многим курсам).

Идёт выпуск (защиты) очередного потока курса онтологики, по первым результатам уже понятно: люди после этого курса таки становятся умнее! Предзапись уже больше 60 человек, поэтому осенью стартуем сразу две группы онтологики. Черновик учебника онтологики уже есть, к осени планируется выпуск правленного варианта. Я думаю, ещё и наше табличное моделирование там может появиться.

После окончания ОдО я планирую заняться системным мышлением, где будут основные две работы:
-- очередная переписка до варианта 2021 года (хотя я постараюсь минимизировать объём переписки)
-- упражнения на моделирование, ибо мы ж по факту уже имеем SysMoLan в варианте для productivity tools (у нас же есть заполнение табличек в AIsystant). Вот тут я планирую получить помощь зала: у нас же много выпускников, вот с их помощью и создать "задачник".

По курсу праксиологии и информатики принято примерно одинаковое решение: эти курсы идут в их "ненормативной" части (то есть "чистой науки", объяснений) отдельно в составе интеллект-стека, очень близко к его основанию. А вот нормативная часть (которая предполагает изменение мира на основании знания теории/объяснений) отделяется -- в одном случае мы имеем системное предпринимательство как практику, в другом случае -- системную информатику aka "информационно-коммуникационные технологии" как адаптация системной инженерии по изготовлению вычислителей (софтовых, хардверных -- это тут уже неважно, главное, что мы их должны задумать, спроектировать, изготовить, проверить, проэксплуатировать, вывести из экслуатации). И на эти две темы должны быть отдельные кругозорные курсы. Я об этом уже писал несколько раз, но вопросы на эту тему постоянны, и лучше ещё раз это проговорить.

Лаборатория сознания в августе заканчивает каникулы. В системном фитнесе осенью должен появиться новый курс общего движения, прицельно работающий с физикой инерционного/неполноприводного движения сомы и тела. С танцами пока летние каникулы (но идут эксперименты с вейвингом и я потихоньку моделирую танго). С кругозорными курсами системной инженерии и предпринимательства всё пока очень медленно, но уже понятно что делать. И ещё идёт перевод курса системного мышления на английский. Курс системного саморазвития опять обновился, там полностью переписана последняя треть. В блоге Школы огромное количество новых курсовых эссе от наших студентов, плюс появилась страница авторов -- https://blog.system-school.ru/authors/

В дальних планах у меня таки раскрутить темы ритмики (паттерны во времени) и стилистики (бесконечное развитие стиля при отделённом от стиля содержании и сохранении стиля).

UPDATE: обсуждение в https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10221454695130850 и неожиданно в https://www.facebook.com/ctorecords/posts/10157750110337504
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Обучение организации деятельности: выполнено, но потребовалось 15 лет работы

    В эти дни в сентябре 2006 года я написал пару постов про организацию деятельности как важную часть менеджмента. В посте…

  • lytdybr

    Из интеллект-стека в ОдО остались исследования, этика, риторика, методология, экономика, системное мышление, труд (трудовой кругозор) и выпавшая…

  • lytdybr

    Сегодня в ОдО нашёлся содержательный баг: в интеллект-стеке пропущена эстетика. А её нужно туда воткнуть в явном виде, иначе трудно будет цеплять…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments