Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Системная схема и подальфы учебного курса

Тут очень грубая намётка того, как можно адаптировать системную схему проекта для какой-то деятельности, в данном случае проектом будет учебный курс. Грубость намётки в том числе и в том, что игнорируется supply chain в части разделения методологии, методики и собственно обучения; игнорируется работа с alumni после курса и просвещение до курса; не вдаёмся в различения образования-обучения и программы-курса; игнорируем групповой характер обучения; игнорируем онлайн-варианты курсов; и много ещё чего игнорируем. Задача -- показать пример того, как выглядит результат, это просто пример мета-моделирования деятельности.

Как всегда, явно опираемся на понимание трёх моделирований:
-- мета-мета-моделирование, происходит путём изучения онтологики, системного мышления, деятельностных кругозоров. Современная картина мира, данная в понятиях SoTA трансдисциплин -- это и есть наша мета-мета-модель. ШСМ на выходе даёт ровно знание мета-мета-модели (общей для всех предметных областей).
-- мета-моделирование для конкретной области деятельности (создание самого чеклиста, вот ровно продолжение допиливания напильником того, что я делаю в этом посте -- в каком-нибудь coda.io или другом моделере). В данном случае это делается для организации, проводящей учебные курсы. На выходе -- какие-нибудь таблички, или дерево с чеклистами, или ещё какая-то форма, которую потом нужно будет коллективно заполнять.
-- моделирование конкретного учебного проекта, оценка состояния всех альф, поминаемых в мета-модели. Работаем с формой, полученной в мета-моделировании: смотрим на конкретную ситуацию, оцениваем альфы, планируем действия. Мета-модель предлагает чеклист, на стадии моделирования тем самым проверяется, что вы подумали обо всём важном (модель -- это описание всего важного!), а неважное пусть подумает о себе само. При этом особенность: о важном нельзя не подумать, даже если оно как-то сразу не думается. Наоборот, это должно настораживать, что мы чего-то не знаем о состоянии альфы! Должно легко думаться! Если не думается легко, то нужно срочно этим вопросом заняться -- и не отступать, пока не будет понимания ситуации и плана тех действий (или бездействия, или даже прекращения деятельности), что из этого понимания ситуации следуют.

Так что используем этот список альф учебного курса (проекта обучения на курсе) для "производственных игр" (какие-то "ходы по правилам", ритуалы привлечения внимания к важным объектам), которые выполняют с системной схемой проекта -- только в приложении к учебному курсу, "проекту обучения на курсе". Какие-то примеры использования можно взять из учебника системного мышления, какие-то подглядеть у людей, использующих оригинальный OMG Essence, по мотивам которого всё это разработано, впрочем вы и сами легко придумаете много интересных способов это использовать -- если знакомы с мета-мета-моделью, то есть понимаете, как нужно разбираться с человеческой деятельностью.

Например, используете это для самоопределения/самолидерства в проекте курса: какими альфами вы сами хотите заниматься, а какими вместо этого занимаетесь и что в связи с этим нужно сделать? А кто занимается теми альфами, которыми никто не хочет заниматься вообще? А кто ответственный за удержание целого проекта (кто ведёт всех по чеклисту?), и на что уходит его основное время вместо удержания целостности проекта? Где у нас риски и что нужно сделать, чтобы продвинуть учебный проект дальше по жизненному циклу -- к успешному успеху?

Всё как обычно с системной схемой проекта, при этом если где-то нет ответа на вопросы, то оставить "на потом" нельзя -- обязательно нужно планировать какие-то работы для ответа на вопросы, а затем как-то эти работы выполнять, иначе всё непродуманное обязательно обернётся неприятностями. Если проект дохлый, то после одного-двух обсуждений по этим альфам он очевидно развалится (и его нужно срочно бросать), а если не дохлый -- то наоборот, начнёт стремительно улучшаться, для этого подобный чеклист и придуман. А одно из первых применений не совсем стандартное, и это просто ещё один пример: у нас будет в это воскресенье неконференция по проблемам образования, и это ведь готовый план для обсуждения её содержания -- https://ailev.livejournal.com/1573366.html

Сам чеклист маленький (это ж только самое важное!), предисловие к нему и то больше по объёму. Но честное прохождение этого чеклиста может потребовать неожиданно много времени. Мета-модель кратка, а вот моделирование по ней -- это может занять много времени.

Отправной пункт мета-моделирования: исходная системная схема проекта, семь альф.


Меняем основные альфы для учёта предметной области:


Для каждого конкретного случая это нужно адаптировать уж не меньше, чем показанный тут вариант по сравнению с оригинальным из системной схемы проекта (проект тут принимаем равным курсу, все слова заняты -- и даже "учебный проект" у образователей часто означают отнюдь не "курс", а какую-нибудь "курсовую").

Дальше для конкретных ситуаций/курсов/программ нужно вводить какие-то новые подальфы, менять терминологию в соответствии с выбранными методами образования. Для этого (поскольку число объектов резко вырастает за рамки графических представлений) лучше сразу брать какие-нибудь productivity tools типа coda.io (впрочем, для очень маленьких проектов и google docs сойдёт, наша Школа использует OneNote в связке с MS Teams) и моделировать уже там. И дальше нужно для каждой подальфы строить список её состояний, определять контрольные вопросы к достижению этих состояний (подробней обо всём этом моделировании рассказывается в программе "Системный менеджмент и стратегирование 2021", выпускникам двух последних потоков должно быть хорошо понятно тут рассказываемое. Остальным сочувствую, в одном маленьком тексте с одним маленьким примером я не могу рассказать обо всех нюансах и дать много практических советов. Ещё могу посоветовать вспомнить про роли в образовательном проекте, я прописывал их в "Учительский долг/teaching debt и деятельностные роли в образовании", https://ailev.livejournal.com/1517176.html).

Вот что получается после первого прохода адаптации, причём каждый список подальф я заканчиваю многоточием, чтобы показать незаконченность этой работы: её нужно проделывать каждый раз для каждой конкретной ситуации обучения. И уж совсем мало без понимания конкретной ситуации можно сказать про состояния этих подальф и формулировки контрольных вопросов к этим состояниям. С другой стороны, понимание конкретной ситуации (кто кого когда зачем чему как почём учит) получается подробным обсуждением каждой предложенной подальфы, их связей и практик по их изменению в проекте.

1. Возможность курса
-- потребность: что в интеллект-стеке будет поддержано научаемой практикой
-- бюджет: будем учить в убыток, или в прибыль? Юнит-экономика.
-- новая технология: чем лучше конкурентов (или новое чему учим, или дешевле по затратам ресурсов обучаемых)?
-- ...

2. Внешние курсовые роли
-- развивающийся (он таки осознанно должен принимать решения по тому, что собираются делать с куском его мозга), тут работает просвещение -- осознанное решение по прохождению обучения, занятию роли ещё и студента этого курса. Мотивация это наше всё. Обратим внимание, что студент и "развивающийся" тут различаются: учим студента как "носителя будущего знания", а решение принимает личность человека в той её функциональной части, которая себя развивает (поэтому и называем "развивающийся", и даже "бесконечно развивающийся", или "бесконечно саморазвивающийся").
-- работодатель (будет использовать выпускника с мастерством для какой-то работы по изучаемой практике)
-- покупатель (или тот же человек, что студент, или другие люди -- родители, компания-работодатель, организатор образования типа вуза, покупающего внешнюю образовательную программу для своих подопечных)
-- регулятор (всякие запреты на просветительскую деятельность и прочая подобная ерунда: нужно такое учитывать)
-- тьютор (у нас ведь курс как часть образовательной траектории, советы тьютора тут необходимы)
-- ...

3. Стандарт мастерства к научению
-- содержание обучения/учебный стандарт/"монография" (помним, что это типа "исходный код" в софте -- только описание! И оно может быть большим и многоуровневым, например "курс обучения в университете" может описываться довольно большим объёмом материала, и там будет много частей и подчастей), критерии оценки результатов обучения
-- дополнительная литература, результаты исследований и другие SoTA описания изучаемой практики
-- ...

4. Мастерство (воплощение системы, целевая система: кусок мозга какого-то человека, в котором впечатано мастерство как "алгоритм мышления", можете заменить на "компетенция" или "ЗУН" -- у разных людей ведь тут разные системы, определяемые их образовательными школами!)
-- студент/выпускник/мастер (сырьё для образования, "носитель мастерства" на которого будет это мастерство впечатано курсом -- абсолютно инженерное понимание), работа с мотивацией в ходе всего курса будет именно по выполнению роли! Курс это сервис по обучению/изменению студента, доводки студента до выпускника-мастера с инсталлированным в него мастерством.
-- Мастерство/компетенция/ЗУН или что-там будет, проходящее стадии в курсе (и тут можно отдельно долго говорить про разбиение на подкомпетенции в плане частей-целых и обеспечения совместной работы всей этой сборки, все эти осознанные-неосознанные компетентности-некомпетентности, достижение успешности в transfer of learning как условие валидации и т.д.). То есть тут обязательно рассмотрение структуры мастерства и того, что мы будем отслеживать как пропечатка этого мастерства в мозгах проходящего обучение человека -- то, что тут будет отслеживаться, существенно зависит от выбранного содержания обучения и выбранной методики обучения, из какой педагогической традиции пришли люди, проводящие курс.
-- ...

5. Работы курса
-- учебные задания, которые нужно выполнить -- отслеживание их реального выполнения (операционное управление: или принудительное прохождение какого-то набора задач, спланированного upfront, или agile с использованием технологий адаптивного обучения. Опять же, требует учёта разных идей типа mastery learning -- разным людям требуется разное время для достижения какого-то требуемого уровня мастерства).
-- отслеживание работ по продвижению всех остальных альф (скажем, членов команды хорошо бы вовремя назначить, и это не забыть проконтролировать)
-- ...

6. Команда курса
-- преподаватель-консультант ("предметник")
-- преподаватель-лидер (работает над тем, чтобы пришедший обучаемый хорошо выполнял роль ученика), "учитель по призванию"
-- методолог (исследователь)
-- методист (дидакт, "завуч")
-- организатор образования (и там всё богатство традиционных организационных ролей, от директора до бухгалтера и завхоза)
-- ...

7. Метод обучения (way of teaching)
-- методика обучения (модель жизненного цикла, все эти blended learning и flip teaching тут)
-- методические материалы курса (учебник, упражнения, задания, методические рекомендации преподавателю)
-- учебные пособия (тренажёры, модели и моделеры)
-- учебное помещение (а хоть и дома, если дистантно!) и аппаратура-с-софтом коммуникации (телеграм, MS Teams и прочие варианты)
-- система управления курсом(система управления жизненным циклом, обычно тут это называют LMS, learning management system)
-- ...

UPDATE: обсуждение в https://www.facebook.com/groups/blended.learning.russia/posts/2955315174711012/
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Обучение организации деятельности: выполнено, но потребовалось 15 лет работы

    В эти дни в сентябре 2006 года я написал пару постов про организацию деятельности как важную часть менеджмента. В посте…

  • lytdybr

    Из интеллект-стека в ОдО остались исследования, этика, риторика, методология, экономика, системное мышление, труд (трудовой кругозор) и выпавшая…

  • lytdybr

    Сегодня в ОдО нашёлся содержательный баг: в интеллект-стеке пропущена эстетика. А её нужно туда воткнуть в явном виде, иначе трудно будет цеплять…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments