Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Вычислительное мышление, май 2021

Церен Церенов прошёл онлайн-вариант "Системного менеджмента 2021" (https://ailev.livejournal.com/1560118.html) и привёл время его прохождения: 40 часов за 2 месяца -- https://www.facebook.com/tseren.tserenov/posts/3793603804070881. Церен пишет, что это вдвое-втрое меньше, чем затратил бы новичок (ибо он проходил предыдущие версии этого курса несколько раз на очных тренингах). И даже если это 120 часов (второе больше), то это не выходит за границы обычного вузовского курса на 4 кредита, как и задумывалось.

В этом курсе менеджмента много внимания уделено цифровой трансформации (организации цифровой инженерии -- разработке цифровых двойников, связанных в сеть цифровой нитью). Но в нашей линейке курсов по-прежнему нет курса вычислительного мышления, и даже сам этот термин критикуется (масло масляное ведь, мышление само по себе -- это вычисления!). Я много раз касался этой тематики с момента публикации "Вычислительное мышление, декабрь 2020: думаем о современных digital twins" (https://ailev.livejournal.com/1546514.html):
-- небольшая подборка ссылок от декабря 2020 в первом абзаце https://ailev.livejournal.com/1547345.html, главным образом по проблеме многоуровневости
-- Обзор обзоров по универсальным алгоритмам (AI) и универсальной интеграции моделей (digital twins), https://ailev.livejournal.com/1548016.html
-- уточнения про мышления как вычисления/вывод, "Мышление -- это работа интеллекта по познанию (исследования и обучение) и прикладной вывод", https://ailev.livejournal.com/1548229.html
-- пара текстов про интеграцию данных и физическое моделирование в цифровых двойниках, https://ailev.livejournal.com/1549559.html и https://ailev.livejournal.com/1550931.html (и есть ещё видео моего доклада "Цифровой двойник и цифровая нить в системной инженерии", https://ailev.livejournal.com/1558533.html)
-- необходимость естественного языка в выводе, "Кругозорные витамины для жизненного опыта (common sense knowledge graphs для large language models)", https://ailev.livejournal.com/1551283.html
-- связь adaptive case management и low code, https://ailev.livejournal.com/1553343.html
-- Excel как среда полноценного программирования, https://ailev.livejournal.com/1554122.html
-- вычислительное мышление: пять тем для отслеживания в 2021 (1. operations research и механизмы внимания, экономика мышления/вычисления. 2. Мультифизическое моделирование. 3. Активный вывод и принцип свободной энергии. 4. Эпистемология, объяснения. 5. Неклассические квантовые вычисления), https://ailev.livejournal.com/1556571.html
-- системное мышление в нейросетях, https://ailev.livejournal.com/1557725.html
-- обсуждение параллелизации деятельности/вычислений как одна из важных мылей, развёрнута в https://ailev.livejournal.com/1559375.html, "у людей в деятельности это "разделение труда", а вот "разделение мышления", "разделение вычислений" плохо осмыслено пока".
-- NVIDIA как поставщик вычислительной инфраструктуры, https://ailev.livejournal.com/1561799.html
-- causal inference и directive explanations, это на стыке с вычислительным мышлением, третий абзац в https://ailev.livejournal.com/1561098.html
-- Наука о нельзя и льзя, там constructor theory of information, https://ailev.livejournal.com/1566392.html
-- физики про информатику, эмерджентность и ресурсы, https://ailev.livejournal.com/1567297.html
-- Программирование для математиков, 35 лет спустя, https://ailev.livejournal.com/1568319.html

Понимание, что делать с курсом информатики потихоньку растёт, но оно ещё недостаточно, чтобы просто вот так взять, и прочесть первую версию курса. И не факт, что это будет один курс. Текущий вариант содержания выглядит так:
1. Физика, математика, информатика: что они изучают, чем отличаются.
2. Физичность вычисления, понятие носителя информации, информации и суперинформации [квантовая информация -- это вид суперинформации].
3. Теория А. Понятие логического вывода/вычисления и алгоритма. Тезис Тьюринга-Чёрча-Дойча. Архитектуры «железа» вычислителей и многоуровневость софта.
4. Теория B. Ресурсы (алгоритмика Кнута, [квантовая] алгоритмика Дойча и разные другие алгоритмики [скажем, оптические вычисления, мемристоры и т.д.])
5. Моделирование, онтологизирование, программирование: это всё одно.
6. Алгоритмика Домингоса (алгоритмы AI).
7. Кругозор по Software Engineering (по линии, намеченной в кругозоре по системному мышлению https://ailev.livejournal.com/1563471.html -- это ж специализация системной инженерии!

При этом я держу в голове то, что учить нужно условного директора стадиона. И абсолютно непонятно, как показать ему практичность этого курса, зачем ему всё это знать и на каком уровне владения навыками (ибо если не навыки, то это непонятно вообще зачем). Лучшая гипотеза – это чтобы он мог поговорить со своим айтишником, примерно понимая, о чём и как нужно разговаривать.

Увы, говорить на эти темы ("вычислительное мышление", хотя сам термин -- "масло масляное", "мышление о мышлении") не с кем. В информатике сейчас как в медицине, в которой могут встретиться зубной врач и гинеколог, плюс замучанный после трёх ночных операций кардиохирург. И вот эти трое на бегу за обедом пытаются сформулировать программу обучения медицине в инженерном вузе. Понятно, что инженерам хорошо бы рассказать о медицине, ибо инженеры тоже живые люди, и тела у них ломаются, но в итоге выпускается учебник про чистку зубов (обязательно у стоматолога! не пробуйте это дома!), пять SoTA техник предохранения от беременности, и ещё там в приложении подробная инструкция, как определить, с какой стороны у человека сердце, ибо иногда оно бывает справа, и это нужно помнить -- это вклад кардиохирурга в учебную программу. Терапевт? Какой терапевт? Мы фельдшеров не приглашаем, у нас же специалисты -- вон, наш кардиохирург признан во всём мире!

А пока понимаем, что SoTA тут бежит со страшной скоростью:
-- Andrew Ng выдал сегодня (25 мая 2021 года!) "свежую идею" распространить дейкстровское определение программы на базе алгоритмов Кнута на программы на базе алгоритмов AI (https://www.facebook.com/andrew.ng.96/posts/3982283021827575): "Would love your feedback on this idea: AI Systems = Code (model/algorithm) + Data. Most academic benchmarks/competitions hold the Data fixed, and let teams work on the Code. Thinking of organizing something where we hold the Code fixed, and ask teams to work on the Data. Hoping this will more closely reflect ML application practice, and also spur innovative research on data-centric AI development. What do you think?". Повторюсь: это сегодня! Всё это сильно напоминает развитие алгоритмики времён Кнута: простые алгоритмы на простых данных (aka "алгоритмика", она же "информатика"), потом программирование стало программированием простых алгоритмов на кучерявых данных (над базами данных по факту) и появились проблемы programming-in-the-large. И вот история повторяется! Для меня это лишнее подтверждение, что нужно учить одним и тем же принципам на разных уровнях вычислительного стека, на разных принципах вычислений (для квантовых вычислений тоже ждём поначалу расцвета алгоритмики, а потом кто-то задаст вопрос о данных -- и мы сейчас уже знаем, что так и будет).
-- Quantum accelerator stack. A research roadmap, https://arxiv.org/abs/2102.02035. Это работа по довольно-таки продвинутому представлении архитектуры квантовых компьютеров с ускорителями (многоуровневая абстракция квантового компьютера, вполне системное рассмотрение -- без подобной многоуровневости в квантовый компьютинг лучше не соваться, с суперинформацией в один уровень ведь дела иметь не получится).

Так что потихоньку продолжаем, вернее, я продолжаю. Увы, в сообществе, которое хотело обсуждать вычислительное мышление, собралось на данный момент 270 зевак (вот тут: https://t.me/comp_thinking), которые с удовольствием что-нибудь бы на эти темы почитали, но своих исследований они там не ведут, так что я пока один копаю. Но я уверен, что в какой-то момент замысел будет уже достаточно понятен, чтобы можно было присоединиться. А пока на общей схеме курсов ШСМ "Вычислительное мышление" присутствует для методологического мастерства на серенькой плашке, "в разработке" -- https://system-school.ru/.
Subscribe

  • lytdybr

    Из интеллект-стека в ОдО остались исследования, этика, риторика, методология, экономика, системное мышление, труд (трудовой кругозор) и выпавшая…

  • lytdybr

    Сегодня в ОдО нашёлся содержательный баг: в интеллект-стеке пропущена эстетика. А её нужно туда воткнуть в явном виде, иначе трудно будет цеплять…

  • Системный менеджмент и стратегирование 2021, 22й поток -- стартуем в конце недели

    Мой очередной (двадцать второй, опять с новинками) поток тренинга "Системный менеджмент и стратегирование 2021" начнётся 19 сентября 2021 --…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments