Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Category:

Работа с преподавателем в тренинге по системному менеджменту и стратегированию: blended learning

Мой шестидневный тренинг (одно воскресенье раз в пару недель плюс много домашней работы) начнётся через неделю, 30 мая 2021 -- https://system-school.ru/sms, подробней писал я о нём в https://ailev.livejournal.com/1564022.html, видеопрезентация в https://youtu.be/YO_haayi5NY

Вести я его буду из офиса Школы (4 минуты от метро Серпуховская), участвовать можно по желанию -- очно или через MS Teams (студентам Школа выдаёт лицензию на время обучения). Это первый поток, который пойдёт с полноценным электронным учебником и даже задачником (в состав курса входят материалы одноимённой онлайн-программы), но вот что мы делаем шесть дней нашего общения?

1. Даю дополнительный материал с разъяснениями (студенты ж работают между нашими встречами, что-то пишут -- а я читаю, и когда вижу странное понимание материала, делаю коррекцию этого понимания). Отвечаю на вопросы, хотя большинство вопросов снимается между занятиями, мы ж ещё и письменно общаемся, платформа MS Teams как раз для этого! И ещё даю "политинформацию": по материалу курса непрерывно меняется SoTA, идут наши исследования, и я доношу все новости, которые не попали в материалы курса. Материалы ведь писались зимой 2021, а сейчас уже лето!

2. Повторяю основные "длинные мысли" тренинга, которые выходят за рамки отдельных учебных материалов, чтобы было понимание "без швов и разрывов между учебниками":
-- цепочка мышления о предприятии: целевая система в составе надсистемы, затем что мы с ней хотим делать (поставлять как товар, менять нашим сервисом), затем цепочка обеспечения, затем находим нашу систему. Эта цепочка постепенно раскрывается по ходу тренинга, к концу тренинга становится всё ясней и ясней, почему нельзя сразу думать о предприятии (ибо чаще всего речь идёт даже не о первом звене в цепочке обеспечения, а если непонятно какую систему делаем -- то и непонятно, что с ней делать, непонятно кто должен это невесть-что делать и какими инструментами).
-- первый взгляд на предприятие -- безлюдный, "технократический". Люди будут, но потом. Сначала описываем мир механистично, уходим от психологизмов. Только потом говорим о лидерстве, когда понятно, что мы должны делать. Если непонятно, что делать и как делать -- откуда знать, на что убалтывать людей? Дружная и сплочённая команда-семья, дружно занимающаяся не своими делами -- это явно не то, что хотелось бы иметь на предприятии. Поэтому сначала выясняем, что надо делать, потом только выясняем кто (роли!) это должен делать, а потом уже заботимся о том, чтобы какие-то люди (возможно, не те, которые есть в наличии! они могут банально не уметь!) занимались этими делами. А зачем нужен "безлюдный взгляд"? Когда ты понимаешь, что "арифметика" в планировании работ в среднем даёт тебе "из ниоткуда" ускорение работ в среднем на 36% при первом же прикосновении (данные из исследований по применимости ещё голдраттовских идей, с тех пор управленческая мысль пошла дальше!), и это безо всяких уговоров работать людей активней (наоборот, приходится уговаривать, чтобы какое-то время люди не работали! держать буфер по ресурсам!), то начинаешь всё-таки обращать внимание на механизмы работы предприятия сначала, а на людей во вторую очередь. Негуманно? Ага, зато очень продуктивно. А гуманно -- на втором такте, ибо лидерство и управление изменениями в курсе есть, хотя и не очень подробно.
-- первый взгляд на предприятие -- это что оно делает, практики/деятельности, выполняемые оргролями в ходе функционирования предприятия. Проблема в том, что функциональные объекты (роли), их поведение (практики) поначалу людям не видны. В учебнике они прописаны, во всех книгах поминаются, но глубокого понимания у наших студентов нет -- но к концу тренинга это понимание появляется, и потом они не могут эти практики развидеть. Самый частый ответ на вопрос "что наиболее впечатлило в курсе" -- это "понятие практики! и понятие ролей!"
-- упор на то, что мы работаем со вниманием и сознанием, и работа эта опирается не на ментальные практики, а на компьютеры и связь (эта мысль вроде как подробно объясняется ещё в учебнике системного мышления, но окончательно люди проникаются ей только к концу курса). В 21 потоке будет и цифровая трансформация, и цифровые двойники, и цифровая нить, и обсуждение "коллективного внимания и коллективного сознания". Фирма сегодня удерживается как целое не мозгами менеджеров, а софтом и базами данных. Вот и обсуждаем, каким софтом, какими базами данных (моделями) и как удерживается.
-- ... и ещё ряд таких же "длинных сюжетов".

3. Основное время тренинга посвящено тому, что мы рассматриваем рабочие ситуации студентов -- реальные, во всей их сложности. Никаких "учебных задач" и упрощений. Всё прямо из жизни, причём рабочей жизни, а не домашней или хоббийной. Фактически у меня идёт шесть дней консалтинга-менторинга, по полчаса-часу на каждого участника (группы у нас обычно небольшие, едва-едва, но укладываемся) за занятие. Через шесть дней студентам становится примерно понятным, как применять материал курса к ситуациям в жизни:
-- ошибки обычно типичны, они описаны в учебнике, в видеокурсе, но эти ошибки всё одно делают. Преподаватель нужен, чтобы вновь и вновь указывать на эти ошибки в реальных проектах, пока их не перестают делать!
-- ситуации крайне различны (программисты, строители и организаторы образования и даже художники и психологи в одном потоке -- это обычное дело!), но предлагаемые способы мышления типичны, и они эффективно работают. Для этого нужно уметь "яблоки из задачи" как-то совместить с "яблоками из жизни" (пример из учебника системного мышления), вот это и помогает сделать преподаватель.
-- по факту это шесть дней упражнений: пока разбирается работа одного студента, другие студенты пытаются отвечать на поставленные вопросы по их проектам -- и ответы четвёртого-пятого обычно начинаются как "сначала я написал так, но когда послушал предыдущие разборы, понял, что всё не так -- и сейчас я думаю так [и дальше идёт ответ на вопрос, который не факт, что удовлетворит, но в нём не будет хотя бы "новичковых ошибок"]".
-- передача моих десятилетий опыта в стратегическом и менеджерском консалтинге идёт именно в ходе этих шести дней обсуждения рабочих ситуаций. Blended learning это не полностью заочное образование, не только онлайн учебные материалы и онлайн-упражнения! Это реальная работа с живым человеком. Насколько опытен я в менеджменте и предпринимательстве (стратегирование я отношу именно к предпринимательству)? Намного. Вот тут моя неполная рабочая биография по состоянию на апрель 2013 года, но и после этого апреля много чего интересного было: https://techinvestlab.ru/ailev

4. А ещё студенты встречаются и без меня (у них есть ещё один день, когда они используют MS Teams для уже еженедельных встреч "самоподготовки"). Там они общаются без преподавателя, голосом, и имеют все возможности подробно обсудить выполнение домашних заданий и перемыть этому преподавателю (то есть мне) косточки. Это добавка к часам практической работы, по факту это седьмой день -- и тем, кто не добирается до офиса (в офисе мы общаемся ещё и за кофе, и за обедом), это существенная добавка в общении по материалу курса.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment