Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Записки методолога, май 2021

Время методолога идёт в бесконечных обсуждениях методов работы. По-хорошему, нужно в явном виде:
-- обсуждать чью-то работу, прикладное исследование (моделирование прикладной практики, domain modeling -- внимание на прикладную практику),
-- обсуждать использование собственного метода, само ремесло -- владение методом (метамоделирование, внимание на методологические трансдисциплины как инструмент прикладной работы)
-- развивать методы своей работы, исследования метода (метаметомоделирование, порождение и критика методологических дисциплин)

Вот этим всем я и занимаюсь. Например, "развивать методы своей работы" -- это двигать вперёд системное мышление (но это слишком самоуверенное заявление), или хотя бы отслеживать SoTA (типа как я сделал во вчерашнем посте про доработки в учебник системного мышления, https://ailev.livejournal.com/1565649.html).

То есть я в явном виде отслеживаю цепочку обеспечения своих умственных способностей в рабочих проектах. У меня есть менти и студенты, на разборе их рабочих проектов я проверяю, насколько работоспособна вся эта методологическая машинерия, развёрнутая в моих мозгах. Проекты студентов и менти я, понятно, не обсуждаю в блоге, но результаты потихоньку начинают прорываться через доклады наших выпускников на конференциях. Последняя конференция по прикладному системному мышлению меня очень порадовала в этом плане (https://ailev.livejournal.com/1560963.html).

Вот несколько сюжетов моей текущей методологической работы на прошедшей неделе:

Документирование результатов: мы взяли из мирового культурного бульона современные мысли о системном мышлении, и что-то делаем с их помощью. Надо как-то возвращать получившийся навар в этот мировой бульон (постановка задачи -- https://ailev.livejournal.com/730523.html), то есть перевести учебник/курс на английский язык, чтобы он был доступен не только русскоговорящим людям, но и всей остальной планете. Я помогал этому "обратному переводу" (хотя не могу сказать, что занимался этим очень много -- но это был не час, и не два, а побольше). Начальные результаты (черновик оглавления и текст двух первых глав) уже можно смотреть: https://docs.google.com/document/d/1-MVwrH19y13OIb-gcOQOF7vYr-R_L_jl0ZBcLQhEh-U/edit?usp=sharing. Кто хочет помочь -- обращайтесь в telegram к @IvanMetelkin

Прочёл учебник экономического мышления (ох, давно я этого не делал, а вот в 90-х проделывал с разными учебниками регулярно), который может помочь в создании нашего курса. Его достоинства: он на русском, он бесплатен, он базируется на хорошо обкатанном учебном процессе. Недостатки: полный винегрет из самых разных системных уровней: через запятую там рекомендации как и на что тратить собственную зарплату, так и рекомендации как тратить госбюджет. Получебника про политику, про предпринимательство чуть-чуть. Но какие-то азы экономического мышления в учебнике всё-таки поминаются. Так что продолжаем работать (а вы можете почитать этот учебник сами): https://www.econfun.org/ru/?fbclid=IwAR0aj3pn8VmbceNMpH5J_pLxYj1O55qurJxh1Q4YX8fZx5knVymaHhNjHbs. Заодно это идёт как материал для обсуждения экономического метода описания в расширение числа основных аспектов/viewpoints системного описания. Это обсуждается главным образом пока с Виктором Агроскиным. И будет обсуждаться через пару недель на Лебедевских чтениях (https://ailev.livejournal.com/1558342.html).

Много (12 часов или около того) обсуждали системные уровни в танцах (уже не только социальных!) и телеске. Составили с Антоном Климатом и Ириной Парамоновой огромную таблицу, которая для танцев и телески является чем-то типа "таблицы Менделеева": позволяет поддержать много-много самых разных разговоров про танцы и телесную работу. Таблица ещё не полностью готова, будет ещё чиститься, поэтому пока не публикуем -- но в ближайшее время доложим на методсовете. Например, там отражены:
-- уровни практик, три роли цепочки обеспечения каждой практики (скажем, для уровня танцевального движения -- кафедра танца (оргроль), выпускающая учителя танцев, который готовит танцора).
-- основные функциональные и конструктивные объекты для практики каждого уровня, для них указаны основные характеристики и операции. Скажем, для уровня телесных практик для body control это функциональные сома (структурировать), лента (усилить-ослабить, удержать /// усилие в диапазоне, равномерность усилия по всей длине, равномерность усиления-ослабления на скорости в диапазоне), фон ленты (чистим), пятно опоры (определяем), микрошевелёнка (вносим) и конструктивный опорно-двигательный аппарат (адаптируем к нагрузкам и скоростям)
-- указан квалификационный норматив выполнения практик. Например, для уровня общего движения это выдерживание в движении заданного отношения виртуальной и реальной физики (равномерность движения, параметры ускорений, точность удержания формы тела и точности траектории движения).
-- ... много чего ещё (и вот тут моя роль как методолога: я говорю, что ещё из системных описаний нужно отражать. По факту, я контролирую типы столбцов таблицы -- беру их главным образом из системного мышления, это ж просто системное сиречь многоуровневое и многоаспектное описание танца!).

А ещё написал небольшой текст про музыкальный стиль zouk bass в его приложении к танцам -- https://vk.com/wall2449939_3383. Это не совсем уж впрямую методологическая работа, но по общей её направленности -- очень похоже. Вообще, вся эта методологическая (онтологическая, эпистемологическая, системная и прочая из этой серии) машинерия пока лучше всего обкатывается на вот таких примерах из культуры. Дальше на вопросы о стилях менеджмента, инженерии, предпринимательства, их многоуровневости и культурном измерении этих деятельностей мы будем отвечать неожиданно уверенно: на этих трудноформализуемых примерах из музыки-танцев как раз отрабатываем методы системного описания. Побочный эффект -- никто не считает нас технарями, которые приносят сухой механистический (в бытовом оценочном значении этого слова!) подход в работу с людьми. Нет, мы тут гуманитарней гуманитариев, сами вполне себе деятели культуры.

На методсовете из интересного было обсуждение практикума по системному мышлению, и целевой системой там были навыки дрессированной собаки. Там длинная цепочка обеспечения, в которой тут же нашли пропущенные роли (а пример цепочки оргролей в обеспечении приводили из свеженамоделированного в танцах -- что образование людей, что дрессура собак в этом плане очень похожи!), обсудили уместность визуального моделирования системы деятельности по дрессуре, форму выдачи задания на моделирования (студентам будет предложено самим нагуглить информацию о том, как устроена сегодня дрессура и сертификация навыков собак).

На айтишном нашем совещании обсуждали переписку интерфейсной части нашей LMS на Material-UI в React, OneNote как архитектурный моделер, и стык с каким-нибудь opensource productivity tool (для примера брали https://baserow.io/). По факту это продолжение темы SysMoLan в приложении к архитектуре предприятия, плюс вставал вопрос о метамоделировании.

Сегодня провели очередной семинар по осознанности и вниманию, на нём продолжали выстраивать онтику для практики осознанности, и обсуждали связи с другими методологическими проектами (запись сделали -- по факту у меня там получился маленький доклад. Эта запись доступна участникам лаборатории сознания, и мы продолжаем не пускать в лабораторию зевак. Опыт показал, что когда слишком много зевак, то как в колхозе -- все зеваки считают, что сами исследования проведёт кто-нибудь другой, а они научатся или воспользуются результатами. Но нет, в лабораториях сейчас держим только исследователей, от которых ожидаем какого-то вклада. Но результаты будем публиковать, это конечно. Основная форма публикации -- наши курсы, подготовленные по результатам исследований. За выпуск этого курса отвечает у нас Анна Лубенченко):
-- обсуждаем сознание и внимание во времени, для этого нужен язык разговора. Циклы и императивный разговор про физическое время работы сознания и внимания -- это конструктивный аспект, а вот ритмика это декларативный функциональный разговор про практику сознания и внимания. Поэтому без развития языка разговора о паттернировании во времени -- никак, https://ailev.livejournal.com/1560357.html
-- чтобы обсуждать паттерны каких-то практик, нужно сначала научить смотреть на работы как на выполнение каких-то практик/деятельностей. Это не просто. Если мы не знакомы с понятием практики, то "обратить внимание на ... что?". Тут важно, что attention heads устанавливаются в какой-то их конфигурации одновременно на несколько разных объектов практики. Это означает, что постановку внимания нужно обсуждать в контексте понятия практики, а не "саму по себе".
-- пример хоть как-то проработанной многоуровневой практики, где как раз впрямую обсуждается вопрос управления вниманием -- это танцы и телеска. Поэтому онтику практики осознанности и управления вниманием хорошо бы обкатать именно на обсуждении многоуровневого внимания в танцах.
-- при первом же прикосновении к танцам всплывает вопрос и о ритмике, и о масштабах удержания внимания: сейчас выделяем 4 уровня масштаба времени при разговоре о внимании, а в танцах только на уровне перформанса поминаем 9 уровней (не говоря уже о ритмах других уровней рассмотрения), и нужно сходу давать ответ на вопрос: а почему этих уровней всего 4, и откуда мы взяли именно их?
-- внимание и сознание это вычисления, вычислительный ресурс конечен, поэтому нужно экономическое мышление о внимании и сознании. Сходу связка с вычислительным мышлением и экономикой.
-- ... и там такого ещё много.

Ещё из интересных методологических обсуждений случилось буквально сегодня обсуждение стратегии по достижению бессмертия -- прямо в чате моего блога, начиная с https://t.me/ailev_blog_discussion/8053. Там я ещё раз кратко сформулировал свой подход, а тут резюмирую ещё более коротко:
-- то новое, что решит проблему бессмертия, придёт откуда-нибудь сбоку (наиболее вероятно, что по линии AI -- но сказать так, это всё одно что сказать "по линии естественного интеллекта", то есть "будет придумано людьми", формулировка "будет придумано компьютерами" тут не лучше)
-- мой ход на то, что нужно научить людей быть умней, но учить нужно людей с компьютерами (ибо 2021 год на дворе).
-- для этого нужно развивать корпус трансдисциплинарных вторичных способностей (грубо говоря, учить людей трансдисциплинам, подробней в https://ailev.livejournal.com/1498481.html).
-- и надеяться, что AI тоже в какой-то момент прочтёт наши учебники, пройдёт наши курсы, и станет от этого умнее. Поэтому на вопрос о том, не слишком ли толстый у меня получается учебник системного мышления, я в ответ только улыбаюсь. Не слишком толстый для неглупых людей (повторюсь: тоньше "Войны и мира", которую вроде как осиливали все школьники), а уж для AI так и вообще крохотулька. Так что это и мой вклад в AI. Метафорически, так я не женщина, чтобы родить сам AI, но поучить этот AI после его рождения я вполне готов -- чем и занимаюсь, развивая Школу. Я об этом тоже когда-то писал, ещё в 2012 году (https://ailev.livejournal.com/1011621.html).

Так и прошла неделя. Текст по эпистемологии https://ailev.livejournal.com/1565165.html -- это было 1 мая 2021, больше недели назад, совсем давно!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments