Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

4D-системность: паттерны в пространстве и времени, формы и ритмы

Системность -- она всегда 4D системность, при этом в 3D у нас системные уровни соответствуют разным масштабам частей традиционно понимаемой физической системы по их размерам (длины -- парсеки, метры, нанометры) в 3D, а повторяемость/patterns описывается формы/shapes, а во времени мы тоже говорим о системных уровнях а "размеры"/масштаб времени задаётся размером (длительности -- миллиарды лет, минуты, фемтосекунды), а повторяемость/patterns описывается ритмами/rhythms/cadence.

Системная ритмика -- смотрим не только на классически понимаемый музыкальный и танцевальный "ритм", но и выходим на другие уровни рассмотрения в музыке и танцах: cadence на уровне такта, на уровне музыкальной/танцевальной фразы, уровня произведения (те самые запевы-припевы, или музыкальные формы, или кульминации-развязки) или танцевального перформанса, уровня альбома/концерта или вечеринки уровень (забытый после старта стриминговых сервисов уровень, где тоже складывается какая-то ритмика движения какой-то идеи). В самом ритме выделяем функциональные части (для чего) и конструктивные (из чего делаем). Проще всего разбираться с этим там, где ритмы абстрактны и первичны: музыка и танцы, начиная с "тактового уровня" (у него и названия-то специального нет! Ритмика-по-бытовому игнорирует системность. См. литературу в исследовании https://system-school.ru/rhythm -- в литературе пока никакой системности, системность туда нужно привносить).

Системный фитнес и системный мультиданс работают с системной ритмикой, а ещё разными уровнями телесности (буквально: разными частями тела, телом в целом, телом в окружении, парой партнёров в окружении и т.д.), разворачивая это всё на разных уровнях ритма, ибо нас интересует отнюдь не статичное тело: оно меняется как в ходе изготовления/обучения/тренинга, так и в ходе перформанса. И да, если смотреть на пары (спарринги и даже команды в спорте, пары и даже ансамбли в танцах, ибо даже в социальных танцах есть танцы M:N танцоров, типа ламбазука, или всякие варианты double trouble для "танцев втроём"), то там тоже системность в формах "вверх" и "вниз" на несколько системных уровней в пространстве. А бытовые фитнес и мультиданс? Они так запутаны, что непонятно даже, как о них рассказывать!

Системная осознанность работает со вниманием в 4D, отслеживая управление вниманием в том числе на разных шкалах времени (пункт 4 в https://ailev.livejournal.com/1519501.html): Ритмика работы с вниманием разворачивается на разных длительностях/временных горизонтах/масштабах его удержания: в моменте действия и мышления (доли секунды), в ходе рассуждения (десятки минут), в ходе изменения образа жизни (до четырёх месяцев на постановки привычки), и на экзистенциальном уровне (долгосрочные интересы и потребности, ощущение счастливой жизни и т.д.). Кроме этого системная осознанность выделяет вниманием части системы, и удерживает системный уровень в рассмотрении, не позволяет вниманию произвольно перескакивать с одного системного уровня на другой. Бессистемная осознанность? Её много, с ней не разобраться, о ней трудно говорить и легко свалиться в пустопорожние разговоры о "просветлении".

Системный менеджмент -- тут всё понятно, это кругозорный курс про то, что мы делаем с системами обеспечения. В том числе на предприятие смотрим как на систему, выделяем там системные уровни в организации (иерархия оргролей, иерархия оргзвеньев), привязываемся к системным уровням целевой системы (разные практики работают с разными уровнями целевой системы), разбираемся с жизненными циклами рабочих продуктов как систем, и т.д.. И ещё там ритмичность (циклы/cadence) в менеджменте, развёртки во времени на разных шкалах. А просто менеджмент, не системный? Ну, почитайте книжки просто "про менеджмент" -- сразу поймёте разницу, там ничего не "разложено по полочкам".

Системное лидерство, махонький кусочек системного менеджмента -- но и тут внимание к нему держим на трёх минимально уровнях длительностей времени (время внимания в споте мы тут опускаем, а оставляем как минимум время рассуждения о ролях/в ролях, время постановки привычки к действию в роли, время экзистенциальное "смены одних привычек на другие"/биографическое). Но ещё тут и выход из оргзвена=личности в оргзвено=команда и даже оргзвено=команда команд/коллектив. Практики тут разные для каждого уровня длительностей/ритма/cadence (удерживать внимание на рассуждениях о роли/в роли нужно одним способом/практикой, а вот удерживать внимание на постановке привычки -- уже другими способами/практиками), и для каждого уровня в организации лидерская работа проводится с опорой на разные практики (уровень личной культуры, когда один человек -- это психология/когнитивистика, а вот уровни команды и коллектива работаем с командной и выше корпоративной культурой -- там уже социальная психология, социология). А по-бытовому понимаемое лидерство? Конечно, оно ни разу не системно!

Системное саморазвитие тесно пересекается с системной осознанностью и лидерством по отношению к себе: осознаём себя как развивающегося во времени, ставим привычки как повторяющиеся во времени паттерны, живём ритмично на многих уровнях. Работаем с собой на многих уровнях интеллект-стека. И тут тоже пока рассматриваем "личный вариант", но в силу системности можно думать и о системном организационном развитии (learning organization как раз идёт по этой линии, выход от "психологии" на уровне одного человека к "социологии" на уровне коллективов). А бытовое "саморазвитие"? Никакой системности там нет, конечно.

Итого: если с практиками разбираться системно, то тут же обнаруживаем многомасштабность в формах и многомасштабность в ритмах, и для каждого сочетания масштабов -- свои практики работы, а в них свои дисциплины (включая трансдисциплины! системность вполне возможна и в рассмотрении трансдисциплин) и свои технологии. Системность оказывается всегда 4D, то есть паттернированной в части пространственных форм и временных последовательностей. Проектирование идёт в классах вещей и ритмах во времени. Экземпляры тоже существуют в пространстве-времени, это экземпляры вещей, взятые как примеры реализаций не только классов этих вещей, но и ритмических каких-то классов, "форм развёртки во времени", шаблонов/паттернов повторяемости во времени.

Для чего все это нужно? Системность нужна для того, чтобы победить сложность: представить для каждой практической ситуации не одно суперсложное описание, а много более простых, соответствующих знакомым (классы!) пространственно-временным частям (физические объекты в 4D). Формы в пространстве, ритмы во времени. Когда к этому привыкаешь, разбирательство со сложными ситуациями становится более простым: о самых разных ситуациях думаешь одинаково. И эта "одинаковость" хорошо работает, оставляя время на глубокие размышления о всяких неожиданностях. А иначе всё для тебя неожиданности, непонятно что делать. Системное мышление сразу задаёт вопрос: на каком системном уровне работаешь? Пост подчёркивает: вопрос этот о формах и ритмах, не только о формах. Внимание выделяет иерархию по отношению часть-целое паттерны из фона не только в 3D, внимание выделяет паттерны из фона в 4D: кроме форм мы имеем дело и с ритмами. Системные практики понятно как упорядочены внутри себя, понятно, как строятся. Просто "практики" достаточно беспорядочно излагаются, с ними трудней в описании и освоении.

UPDATE: Обсуждение в фейсбуке https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10220749146012563
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments