Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

lytdybr

В очередной (одиннадцатый!) раз еду на рабочую встречу по проблемам системной инженерии, которую организует Русское отделение INCOSE в SPA-отель Бекасово 22-25 апреля 2021 (http://incose-rus.org/bekasovo-2021 -- и если вы туда собрались, то бронирование нужно сделать побыстрее. Жить одному на полный срок с трёхразовым питанием в тамошнем отеле обойдётся 11700 плюс будет небольшой оргвзнос, от услуг спонсоров решили отказаться, ибо рекламные доклады нам не нужны -- на эти грабли уже наступали). Я собираюсь обсуждать в Бекасово современное состояние системной инженерии (SoTA по сравнению с "классикой") и образование по системной инженерии (в частности, меня интересуют согласованные между собой и курсом системного мышления кругозорные онлайн-курсы системного менеджмента, системной инженерии и системного предпринимательства. И программы blended learning на их основе, то есть курсы с участием преподавателей и онлайн-частью, используемой как лекции и рабочая тетрадь с заданиями).

Половина рабочей тетради курса системного менеджмента уже готова, за неделю добью вторую половину -- и аккурат к конференции курс будет опубликован. Пререквизитом для него будет предъявление сертификата прохождения курса "Системное мышление 2020" (и более ранние версии курса не подойдут, мы ориентируемся на SoTA в знаниях. Наши выпускники получали промокоды для прохождения этой версии курса, и кто не успел -- тот опоздал. Кстати, мы планируем поднять стоимость всех наших онлайн-курсов, поэтому успевайте купить их по нынешним ценам до конца марта, дальше это будет чуть дороже).

А ещё потихоньку двинулся и предпринимательский кругозор (об этом тоже будет рассказано на нашей конференции 3-4 апреля 2021 -- https://system-school.ru/conf21). Вот верхнеуровневые намётки к содержанию тамошнего подкурса трансдисциплины праксиологии и экономики (спасибо Виктору Агроскину, который это всё потихоньку двигает): методологический индивидуализм, ресурс - понятие, полезность, предпочтения, добровольная сделка, рынки и цены, разделение труда, капитальные блага, процентные ставки, деньги, спрос на денежные остатки, роли, фирма, инвестиции, финансирование государства, фондовый рынок, примеры/кейсы сложных явлений.

Так что к концу года (я тут аккуратен с "к 1 сентября", вряд ли это текущими темпами реально) у нас уже должен быть полный набор кругозорных курсов: системная инженерия, системный менеджмент, системное предпринимательство. Плюс помним про онтологику, системную методологию, вычислительное мышление и переписку "ОдО". "Образование для образованных 2020" при этом получило подзаголовок "Образование для образованных: чему учиться образованным", ибо акцент тут идёт на содержании образования. А вот "Системное самообразование: как учиться образованным" Церена Церенова и Анны Лубенченко акцентом имеет практику самообразования, а не содержание образования (при всей неразрывности формы и содержания образования, мы тут об акцентах).

Обсуждение параллелизации деятельности/вычислений как одна из важных мыслей в вычислительном мышлении обсуждается в профильном чате с https://t.me/comp_thinking/666, где я пишу:
То есть показать как работает системное мышление в инженерном, менеджерском, предпринимательском — это показали. Что без онтологики тупо не будешь понимать тексты и не будешь делать понятные тексты — это показали. И я даже готов показывать, что там с методологией в инженерии, менеджменте и предпринимательстве — https://ailev.livejournal.com/1559209.html

А вот с вычислительным мышлением пока проложена некоторая дорожка в инженерию (без моделирования там каюк), но не в предпринимательство и не в менеджмент. Хотя примерно понятно, как наводить мосты с системным мышлением (это ж всё про описания и моделирование/моделеры в конечном итоге, но и тут с натяжкой).

И тут про AI ещё хоть как-то понятно и прикладно, но вот алгоритмика типа "я могу как директор сам написать скрипт для MS Teams" как компьютер когда-то позволил "сам написать письмо без секретаря-машинистки, которой я надиктовывать буду", вот до такого уровня я ещё не продвинулся в понимании.

Digital twins тут важный шаг, но директор стадиона "готов использовать", но не готов понимать, как оно там внутри на пару-тройку системных уровней устроено. В этом проблема.

Про телефон люди готовы знать только то, что они есть и там есть приложения — дальше разбираемся с предметными областями приложений, но не самим объектом "приложение", который сам по себе довольно сложен с точки зрения DevOps.

То есть "вычислительное мышление для айтишников" абсолютно понятно. А вот для всех людей — плохо продумано. Поэтому школьная информатика — это полная профанация идеи, как и сегодняшняя школьная математика, да и школьная физика. Чисто исторический артефакт, "так склалось": все дискуссии времён введения информатики ("там учат мышлению, которому не учат на других уроках — математики, физики, логики и всех остальных") оказались вдруг оборванными. Информатике начали учить, и обсуждение того, зачем это делать — оно вдруг затухло, лет так на тридцать (с 1985 года, когда информатика появилась в СССР в школьной обязательной программе).
А дальше идёт коммент Алексея Митина, продолжающий обсуждение происходящего с машинным обучением:
Интеллект создателей кода классических алгоритмов очень трудно параллелить. А интеллект создателей самих алгоритмов и подавно.

Машинное обучение как метод создания алгоритмов и написания кода как раз и имеет преимущество именно за счёт горизонтального масштабирования.
Я докручиваю этот ход на "горизонтальное масштабирование", "разделение вычислений/мышления" в "Ну вот это нужно осмыслить как отдельный принцип (похоже ведь на правду, у людей в деятельности это "разделение труда", а вот "разделение мышления", "разделение вычислений" плохо осмыслено пока) и учить в том числе и директоров стадионов". А обсуждение машинного обучения против классического решения дифуров закончилось моей ссылкой на свежую работу про физический (а не "цифровой") искусственный интеллект Partial Differential Equations is All You Need for Generating Neural Architectures – A Theory for Physical Artificial Intelligence Systems -- http://arxiv.org/pdf/2103.08313.

Неожиданно нашлись мои ещё школьные танцевальные фото и даже скан диплома о победе на первом в Анапе конкурсе бальных танцев (грамота смотра сельской самодеятельности! 1973 год, а сам бланк 1972 года, 50-летие СССР), это в интервью с моей тогдашней партнёршей, а ныне заслуженным работником искусств Кубани Лидией Путиловой (в девичестве Бартеневой): https://bloknotanapa.ru/news/anapchanka-lidiya-putilova-tantsuy-poka-molodoy-i-. Я там прописан как "работал в Кремле", но это неправда. На совещаниях разных в Кремле был неоднократно, но точно там не работал! Я плохо виден на тамошней фотографии, но вот тут виден много лучше, это фото из той же серии:

А сейчас я в социальных танцах, и уже четыре с половиной года (после тридцати лет танцевального перерыва). Социальные танцы иногда очень зрелищны, но иногда это примерно вот так (видео моего танца с Татьяной Ангел, с кизомба-вечеринки в это воскресенье): https://www.youtube.com/watch?v=7tD1VZM5nFU. "Не пытайтесь повторить в домашних условиях" )))

Решил, что я уже совсем мультидансер, и мне нужно в сентябре в Крым на мультидансовый Q-фест 4-12 сентября 2021 -- и уже купил туда билетик (https://vk.com/qfestdance). И ещё билетик на осенний фестиваль кизомбы "Нашествие"25-29 ноября 2021, https://vk.com/kizombainvasion. Почему так заранее? Так цена почти вдвое дешевле, если настолько заранее! При этом методологическая работа в танцевальном и телесном направлении не прекращается, все тексты по этому направлению тут: https://vk.com/buffdance

Льда на улицах совсем нет уже (только на клумбах остался), разъезжал опять по городу на самокате.

UPDATE: обсуждение во френдфиде https://freefeed.net/ailev/c914ac10-6bad-4454-afa2-4dcde4136c37
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments