Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

lytdybr

Делаю рабочую тетрадь к курсу системного менеджмента: то, что лекции отличает от учебного курса -- тренажёрные вопросы, упражнения, задания. Написал пока семь вордовых страниц, дело идёт туго. Группа СМС получит первую порцию всего этого как задание на дом уже послезавтра, в воскресенье.

Вот, например, задание для прочувствования выделения системных уровней в деятельности вниманием (а не разборкой на конструктивные части) на примере более простом, чем танцы (фишка в том, чтобы на собственной шкуре ощутить, каково оно -- удерживать внимание на объектах какого-то определённого системного уровня, занимаясь при этом одной и той же деятельностной ситуацией (в предприятии будет то же самое, только во много раз сложней -- это вам не по кругу одному человеку шагать и за собой наблюдать):
Шагайте по комнате кругами, делая один круг за восемь шагов (можно поставить какую-то музыку, обычно там хорошо слышна структура из восьми битов – проще будет считать шаги). Проверьте, насколько вы можете удержать внимание на разных системных уровнях этого движения. Переходите к следующему вопросу, когда получен положительный ответ на предыдущий, иначе делайте следующий круг (усложнение упражнения: пройти два или три круга без отвлечений на другие мысли):
1. Внимание в течение полного круга удерживается без отвлечений на мышечных ощущениях от ходьбы: что напрягается, что расслаблено, что в теле двигается, а что нет.
2. Внимание в течение полного круга удерживается на равномерности движения по кругу (что в ходьбе инерционно, что требует «тяги» для поддержания скорости, можно ли сделать движение более равномерным)
3. Внимание в течение полного круга удерживается на форме круга и прохождении его за ровно восемь шагов (счёт шагов при их заданной длине, диаметр круга и насколько это круг, а не эллипс).
4. Внимание в течение полного круга удерживается на окружающей обстановке в целом (помещение, включающее в себя вас, ходящего по кругу)
5. Внимание в течение полного круга удерживается на контексте ситуации (управление вниманием в ходе выполнения задания по курсу системного менеджмента).
Когда мы возимся со студентами, тема номер один -- включить им машинку типов, логика и онтология. Когда общаемся по поводу того, что делаем в нашей школе с разными другими образователями, экспертами, учёными и всеми остальными, кто абсолютно не планирует стать нашим студентом, но очень интересуется тем, что мы делаем "снаружи" (обсуждает неизвестное им содержание наших курсов), то на первый план вылезает "научность" -- и разговор сразу об эпистемологии, о том, откуда берётся наука. Мы стоим на свежей эволюционной эпистемологии Поппера-Дойча, но сколько же выучившихся в середине 20 века людей пытаются нам объяснить, что мы всё делаем не так, как делали наши научные деды! Да и за рубежом таких хватает, даже среди занимающихся AI (почитайте, например, про "достаточно предсказаний, не нужно объяснений" в объяснениях к выводам в теории дискретного поля по части движения планет -- https://www.nature.com/articles/s41598-020-76301-0, вот тут про эпистемологию от автора статьи: https://phys.org/news/2021-02-machine-theory-nature-science.html, и помним, что он первые свои статьи на эту тему написал ещё в 90-х годах прошлого века и вряд ли с тех пор менял свою точку зрения на роль объяснений). А вот тут другой подход, через representations learning -- и сегодня это всё называется discovering symbolic models from deep learning, https://arxiv.org/abs/2006.11287. Ничего, потихоньку со всем разберёмся. А пока Пион Медведева и Александр Али стартуют свой полностью переделанный курс онтологики (онтология, логика, эпистемология и коммуникация в одном флаконе) со 2 марта 2020 -- https://system-school.ru/united. Успейте записаться, ибо следующий курс в этом году непонятно когда будет.

Я, кажется, понял происходящее с этикой в AI -- это ж просто "запрет на профессию по политическим мотивам". AI понимается как "ученик". "Учёные, занимающиеся AI" -- это учителя этих учеников. "Ethical AI" -- это чему можно учить AI, а чему нельзя. Например, нельзя учить AI естественному языку, ибо в языке плохо с отражением нынешних "правильных и этичных" воззрений на пол, расу, политэкономию (мало ли что было ещё в прошлом году, не говоря уж о прошлом веке!), нужны новые тексты на новоязе -- вот на них и учить! Дальше появляются тексты типа https://venturebeat.com/2021/02/12/ai-weekly-techno-utopianism-in-the-workplace-and-the-threat-of-excessive-automation/, где цитируются твиты активистов вроде "Computer scientists trying to find a path to 'Ethical AI' but refusing to learn anything about white supremacy, heteropatriarchy, capitalism, ablism, or settler colonialism" (а я бы ещё и повторил ссылку на справочный материал по wokeism, https://ivanov-petrov.livejournal.com/2287616.html). Тех учёных AI, которые против правильных идей, нужно изгнать из профессии, а остальных так и быть -- временно оставить, но держать их под строгим контролем. Например, научить правильными учёными правильный AI и пусть затем этот правильный утверждённый нашими людьми AI неусыпно бдит, что там остальные учёные замышляют.

В чате блога неожиданно всплыла тема каспульных кофеварок (с https://t.me/ailev_blog_discussion/6385). Мои ответы:
-- продолжаю пользоваться кофеваркой системы Dolce Gusto по четыре раза в день (чаще всего лунго без молока, или лунго с молоком 3.2% 1:1)
-- достоинства капсульной кофеварки: вкус эспрессо и лунго (не верьте, что вкус плох -- тем более, что есть разные варианты, в том числе "не из инструкции", типа взять капсулу для Американо и пролить как эспрессо), ничего не нужно мыть (вообще ничего, кроме чашки), время приготовления кофе -- меньше минуты, цена вдвое дешевле, чем в самых дешёвых "кофиксах".
-- да, я продолжаю пить китайский зелёный чай. Кофе это кроме чая, а не вместо чая. И да, всё это безопасно для организма, и даже полезно.
UPDATE: ровно год назад, 13 февраля 2016 я про кофе и здоровье -- https://ailev.livejournal.com/1246523.html

UPDATE: Обсуждение в чате блога про трудности AI цензуры порнографии в картинках (отличия от эротики) по сравнению с матом в текстах (https://t.me/ailev_blog_discussion/6415).
Subscribe

  • Опубликована книга Церена Церенова и Анны Лубенченко "Системное саморазвитие"

    Вышли два тома "Системного саморазвития" Церена Церенова и Анны Лубенченко, первый "Мир в человеке и человек в мире", 490 страниц, (…

  • lytdybr

    Переписано 7% системного мышления. Стараюсь вносить минимум правок в основной текст. Меняю concern на "важные характеристики системы и проекта"…

  • lytdybr

    Начал шестую переписку "Системного мышления", с кейсами в версии 2020 года 518 страниц A4: завёл файл, сделал первую ритуальную правку (заменил год…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments