
Главным тут было то, что признавался факт нахождения во внимании работ, связанных с изменением состояния какого-то артефакта -- эти работы и были кейсом/case, называемом по его рабочему продукту, меняющему состояния по мере выполнения работ. Изюминкой было то, что заранее работы неизвестны (как в судебных делах, ход работ определяется вновь открывающимися обстоятельствами дела/case, или как в больнице каждый новый анализ может дать материал для изменения плана лечения). Вот что писал Dana Khoyi в главе 6 книжки Mastering the Unpredictable (2010, (https://yadi.sk/i/7mmdxQ9vonAbVw) про выделение продуктов как объектов внимания в управлении работами для этих продуктов:
For the employee onboarding process, our brainstorming session resulted in the following list of business entities:OMG даже выпустило стандарт описания кейсов CMMN (case management model and notation) как часть своего набора стандартов для BPM (BPMN для "обычных процессов", CMMN для кейсов, DMN для business decisions and business rules), https://www.omg.org/cmmn/. Вот тут диссертация 2017 года, где CMMN и его основания хорошо описаны -- Exploring Complexity Metrics forArtifact-Centric Business Process Models, Exploring Complexity Metrics forArtifact-Centric Business Process Models, https://core.ac.uk/download/pdf/95521636.pdf
Сandidates -- These cases represent the people who are under consideration for positions.
Managers -- These cases represent the positions to be filled.
References -- These cases represent the references supplied by candidates.
Interviews -- These cases represent interviews that have occurred.
Recruiters -- These cases represent the recruiters that supplied candidate.
These business entities will be represented as cases in the ACM [adaptive case management] system"
А потом где-то с 2017 года вдруг как отрезало, массовые публикации именно по ACM сошли на нет. Что случилось?
9 июня 2014 года агентство Forrester Research выпустило отчёт For Application Development & Delivery Professionals. New Development Platforms Emerge For Customer-Facing Applications. Firms Choose Low-Code Alternatives For Fast, Continuous, And Test-And-Learn Delivery, где сказало Hand-coding is too slow to develop and deliver many of the applications that companies use to win, serve, and retain customers. Some firms are turning to new, "low-code" application platforms that accelerate app delivery by dramatically reducing the amount of hand-coding required -- https://www.forrester.com/report/New+Development+Platforms+Emerge+For+CustomerFacing+Applications/-/E-RES113411. Так появился термин low code development platform, https://en.wikipedia.org/wiki/Low-code_development_platform. Обратите внимание, что это определение точно говорит, что изо всех систем поддержки case management именно adaptive case management, где community templates делают сами сотрудники -- это low code development platform для case management (а они себя позиционировали как хитрый случай business process management, ибо в любом кейсе находились workflow, повторяющиеся деятельности).
Итого на момент 2017 года мы имеем "взлетевший" термин low code и системы adaptive case management, которые трудно на словах отличить от любых других. Выход был найден: ACM просто переименовали в low code, сделали rebranding. Ключевой текст, в котором прямо это описано -- https://www.businessprocessincubator.com/content/opentext-process-suite-becomes-appworks-low-code/, где говорится, что в 2017 году OpenText Process Suite becomes AppWorks Low Code. Архитектор приложения там тот самый Dana Khoyi, один из соавторов "Mastering the unpredictable". Приложение AppWorks Low Code поддерживает три способа управления работами (three ways of managing work):
-- Lifecycle, which is a state machine-oriented view (i.e., milestones and the actions required to move between states) for a simple case workflow [вот тут и был классический adaptive case management: упор на практики (lifecycle) работы с рабочими продуктами (case) и simple case workflow с возможностью записи их самими сотрудниками без программистов]
-- BPM, for a full drop to the BPMN editor for complex process flows [классическое управление процессами]
-- Action flow, which is a simple sequence flow [low code для классического BPM]
Так что понятно, почему конкурс движка для ACM в 2017 году был объявлен, но не завершён: прошёл ребрендинг направления и часть основателей ACM стали лидерами Low Code!
И что с этим Low Code? Основная идея low code была классической для программистов, пытающихся что-то втюхать менеджерам: мы вам нарисуем простую картинку вместо сложного программного когда, и всё отлично заработает. У меня на эту тему целая книжка, "Визуальное мышление. Доклад о том, почему им нельзя обольщаться" (https://ridero.ru/books/vizualnoe_myshlenie/). Для простейших случаев картинки работают, и менеджмент покупается на эффектные демо. А дальше проблема: картинки с ростом объёма приложения становятся дико проблемными в сопровождении -- в них ни найти нельзя место, которое менять, ни сравнить версии, ни внести корректно изменения. Поэтому low code выросло как отдельное направление с хорошими продажами (убедительно на демо-примерах, как всё визуальное! утопия отлична в рассказах о ней!), но плохой работой. Подробности этих ужасов можно почитать вот в этом тексте https://habr.com/ru/company/haulmont/blog/483258/ (и там много свидетельств в комментах). А ещё CMMN проиграл BPMN -- несмотря на заверения, что кейсы невыразимы в императивном языке, вот подробности: https://camunda.com/blog/2020/08/how-cmmn-never-lived-up-to-its-potential/. С картинками всё плохо, но в самой идее Low Code всё хорошо, и есть шанс, что под раскрученное имя будет таки что-то сделано интересное без картинок. И нужно не забывать, что появляется новая "звезда экрана", Robotic Process Automation (RPA), и многие слова, которые там говорят, удивительно совпадают со словами, которые говорят люди из Low Code/No Code.
Поэтому остались:
-- управленческая концепция работы с кейсами (framework/подход, дисциплина менеджмента, набор объектов внимания для управления работами) и поддержки этого подхода софтом, общая для медицины, судебных дел/кейсов, работы в муниципалитетах, работы с инцидентами в help-desk и т.д.. Ровно artifact-centered подход к описанию работ против activity-based и communication-based из отличного отчёта Cordys 2009 года https://yadi.sk/i/XqhqfPfmjBtIaw. Более-менее современный обзор см. в диссертации Shaowei Wang 2017 года, https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-01823797/document. Как и в случае с life cycle идеи life cycle management и идеи product life cycle management systems (ныне digital twins и digital thread, https://ailev.livejournal.com/1550931.html ) тесно переплетены и софт ACM трудно отличить от самого подхода ACM. Подход живёт, с софтом некоторые проблемы, поэтому и подход стал реже упоминаться, вендоры софта его меньше пиарят.
-- мощное движение low code (далее с требованием no code) и огромным количеством софта, https://en.wikipedia.org/wiki/Low-code_development_platform, https://www.softwaretestinghelp.com/low-code-development-platforms/. Упор тут на программирование, а что программируются workflows в кейсах -- вот это обсуждается мало, low code обсуждает софт/кодирование, а не набор объектов внимания для управления работами.
-- поставщики софта, настаивающие на сохранении гордого имени adaptive case management/dynamic case management, они за три года с 2017 никуда не делись, не все перековались в части имени подхода в low code, чтобы слиться с мощным мейнстримом: https://www.isis-papyrus.com/adaptive-case-management, https://kissflow.com/case/adaptive-case-management-software/, https://www.pega.com/adaptive-case-management и т.д.. Работы по ACM продолжают выходить, просто их не так много и они не в мейнстриме.
-- классический BPM с BPMN 2.0 в качестве основного языка, но также и complex event processing (https://en.wikipedia.org/wiki/Complex_event_processing) -- но поглядите google trends, они где-то с 2009 года подрастеряли в популярности (а вот low code development platform на хорошем взлёте).
-- взлетающий RPA, который всё то же самое, но новыми словами и немного новым инструментарием (включая, например, AI и "программирование запросов на естественном языке голосом").
* * *
Это я продолжаю обновлять слайды для "Системного менеджмента 2021", но там на слайд много ссылок не поместишь, решил сделать ещё и пост. В менеджменте всё больше связано с IT, а всё связанное с IT довольно быстро скисает. В 2021 году уже всё другое, на знаниях 2017 года уже не выедешь: хотя все идеи остались более-менее теми же самыми, изменились слова, которыми мы их обсуждаем. Это произошло и с цифровой нитью (которая была интеграцией данных жизненного цикла, https://ailev.livejournal.com/1550931.html), и с цифровой трансофрмацией (которая была оргразвитием и автоматизацией, https://ailev.livejournal.com/1497402.html), и со многим другим. При этом мозги людей меняются медленно, и одновременно живут все слова, все идеи -- и старинные, и старые, и новые. При этом слова могут даже забываться, а идеи -- выживать ("web 2.0" уже давно никто не произносит, а вот социальные сети отлично живут -- это ж ровно оно, user generated content). С adaptive case management происходит примерно это же. Термин могут забывать, но идея вполне жива.
UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10220288576138604