Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

lytdybr

Учебник "Системное мышление 2020" готов, отправлен на вёрстку в Ridero и в ШСМ для онлайн-курса. Курс уже вышел -- https://ailev.livejournal.com/1535338.html, а книга (по опыту) недели через три. 20й поток СМС2020 в это воскресенье пойдёт по новому материалу, жизнь станет существенно легче. В канале "Методсовет" нашего MS Teams выложен "текст для торрентов" (417 страниц формата A4 .pdf того текста, который был отправлен на вёрстку, вариант 2019 года был на 313 страниц), после публикации курса и книги ссылка на него станет доступна в чате поддержки курса https://t.me/systemsthinking_course. Множество правок на каждой странице того что было, а суммарно за месяц вписано 103 вордовых страниц разъяснений, примеров, напоминаний.

Отличная рецензия Айрата Бурганова на книжку и курс "Образование для образованных 2020", https://www.facebook.com/airatburganov/posts/1010017156180870. И критика там тоже есть. Например, "зачем про вычислительное мышление знать ну, например, директору стадиона. Абсолютно понятно, что это знания необходимые программисту, но кажется что на полноценную трансдициплину уровня системного мышления это не тянет". Мой ответ: тут нужно обратиться к большой дискуссии, начатой ещё в 80-х годах прошлого века, когда в большинстве стран мира информатику вдруг ввели в школьную программу (в США как раз под названием computational thinking). Было понятно, что программистов не сделают, но принципы того, как внутри компьютера производятся вычисления, школьникам должны были дать. Компьютер не должен был после этого курса казаться шайтан-машиной. Вот прошло тридцать пять лет, поменялось в части компьютеров, понимания компьютинга и всего остального из вычислительного мышления чуть больше чем всё, и надо бы этот курс повторить. Но не в варианте школьном, а в варианте бакалавриата. Вот и вся идея. Жаль, если этого из текста было непонятно. Постановка задачи в книге, конечно, чуть более глубока и профессиональна, чем это понятно нынешнему директору стадиона.

Курс вычислительного мышления в MIT, и там сразу поднимаются суперкомпьютерные проблемы (сам курс на Julia, как я и предсказывал!): https://github.com/mitmath/18S191. Увы, люди не понимают важности "горького урока" http://incompleteideas.net/IncIdeas/BitterLesson.html, не понимают важности вычислительной мощности. Этому нужно учить, само это понимание не придёт. Сама формулировка "подъём вычислительной мощности -- это надежда человечества" вызывает у людей оторопь. Но это чистая правда! Подъём вычислительной мощности --> подъём силы AI --> решение проблем человечества. Да, так просто, только трудно сделать. С другой стороны, работы идут, аппаратура появляется -- из свеженького тут https://www.imec-int.com/en/articles/imec-and-globalfoundries-announce-breakthrough-in-ai-chip-bringing-deep-neural-network-calculations-to-iot-edge-devices, прототип от Global Foundries показал на 22нм 2,900 TOPS/W, а только в апреле мир восхищался 55 TOPS/W -- https://www.embedded.com/edge-ai-chip-forgoes-multiply-accumulate-array-to-reach-55-tops-w/. Это ж в сотни раз планируется улучшение!

Случайно вляпался в дискуссию по поводу Нейролинка (как всегда, набежало много элонмаскоскептиков, объявляющих все его проекты пиарорекламой, и не более. Но нет, там нормальная инженерия, а в основе хорошей рекламы лежит отличный товар) -- https://www.facebook.com/roman.khimich/posts/3653549741342104. В этом треде дал оценки потребной пропускной способности для нейроинтерфейса:
-- теоретически возможное сжатие информации для общения оценивается в The Dual Information Bottleneck: https://arxiv.org/abs/2006.04641
-- но если учесть, что люди нормально общаются голосом, то там нейролинка заведомо хватит, а разбираться нужно в направлении схематизации и рендеринга (то есть оценивать коммуникацию как таковую): https://ailev.livejournal.com/1494762.html. И ещё тут можно обратиться к опыту голосовой работы слепых программистов (они разгоняют голос вчетверо!): "Разработка на скорости 450 слов в минуту", https://habr.com/ru/post/336600/

Наталия Андреева написала про стратегическое консультирование отличный пост (суть его проста: нет ничего типового в стратегиях, а ещё нужно и что-то делать, а не просто размышлять и писать): https://www.facebook.com/natallia.andreeva/posts/3237294223033087. Вот за мелкими исключениями всё так и есть. Я это преподаю (у меня ж десятки лет опыта стратегического консультирования и наблюдения за результатами всех этих вариаций в стратегировании в самых разных контекстах), и сейчас в каждой студенческой группе своих великовозрастных студентов получаю сначала дикое непонимание, а потом дикое сопротивление, а потом опять непонимание -- но уже из серии "не хочу понимать, это крайне невыгодно!". И максимум непонимания -- у аналитиков. Начиная с того, что кроме анализа нужно выдавать ещё и синтез, без которого анализ бессмысленный. И тогда это не "аналитики", а другие люди. И должны брать ответственность за рекомендации, это ж тогда не "рекомендации" по статусу! Инженеру по требованиям никто не говорит, что он не требования пишет, а "рекомендации архитекторам по тому, какой должна бы быть система". Зло тут -- "аналитический отчёт" как результат работы. И слово "аналитический", и слово "отчёт". Второе зло -- "рекомендации". Это всё ступеньки ухода от ответственности за принятие решений. Я научился довольно быстро объяснять, почему так нельзя. Задаю вопросы про изменения в физическом мире, которые будут от этой работы, прошу описать цепочку. Если изменений нет, или цепочка маловероятна, то "работу эту можно и не проводить вовсе, ничего ж в физическом мире не изменится!". Страшная штука это ваше системное мышление, я называю его "санитаром леса", полудохлые проекты оно добивает за пять минут. Поста, конечно, на эту тему мало. И даже ёршика для прочистки мозгов не хватит (и даже вантуза для этих же целей). Жалеть и учить, учить и жалеть. А что ещё остаётся?!

Студиозус ходит каждый день на "активности", ибо собственно занятия аж с 19 сентября, но кто ж даст сидеть дома? Этих "активностей" по штуке-две в день, на несколько часов каждая -- типа "заполнение документов и получение банковской карточки для получения стипендии", "запись в библиотеку и получение учебников", а сегодня вот "запись в кружки". Студиозус оказался в этом плане не очень опытным, слюна потекла, и он записался сразу в три кружка: видеоредактирования (типа как делать клипы для TikTok), манипулирование аудио с выходом на звукооператорство и диджейство, и редакция вузовской газеты. Как я понимаю, дальше будут представления технических кружков, клубов, факультативов и всякого такого будет ещё много. Ну, кто первый зазвал студьозуса, у того на первый месяц будет преимущественно. Потом он взвоет от этого всего ужаса, бросит всё (кроме чего-нибудь), и всё наладится. Я никаких комментариев ему не делаю, пусть делает собственные ошибки! Это студенческая жизнь, пусть его там проколбасит, как и всех. Я не очень большую надежду питаю на вузовское образование, но социализация в вузе -- да, это полезно.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10219340906487455
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments